Налоговый контроль
налоговый КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ ПОДХОДА «ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК»
В.Н. ЕДРОНОВА, доктор экономических наук, профессор Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
А.В. ТЕЛЕГУС, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса Межрегиональная ИФНСРоссии по Приволжскому федеральному округу
В статье проведен анализ налоговой отчетности и иных сведений, формирующих информационную базу для налогового контроля физических лиц. В качестве совершенствования методов налогового контроля физических лиц предлагается новый подход к его методическому обеспечению на основе модели «объект контроля - налогоплательщик» в отличие от традиционной модели налогового контроля «объект контроля - налог.
Ключевые слова: налогоплательщик, физическое лицо, виды доходов, информационная модель.
Для обеспечения эффективного налогового контроля физических лиц важно определить круг плательщиков, в отношении которых проводятся постоянный мониторинг, углубленный анализ и все мероприятия налогового контроля. Ориентация контроля на виды налогов не обеспечивает должной результативности контроля соблюдения налогового законодательства физическими лицами в силу разрозненности исходной информации, ее неполноты, отсутствия комплексной базы данных, позволяющей отразить все сведения о налогоплательщике и его доходах, а также увязать данные в единое целое.
Указанная ограниченность традиционного подхода к налоговому контролю физических лиц требует поиска и научного обоснования новых подходов с целью привлечения налогоплательщиков — физических лиц к выполнению обязанности по своевременной и полной уплате всех налогов.
В качестве важнейшей предпосылки совершенствования методов налогового контроля физических лиц определим необходимость реализации нового подхода к его методическому обеспечению на основе модели «объект контроля — налогоплательщик» в отличие от традиционной модели «объект контроля — налог».
Исходным пунктом реализации подхода «объект контроля — налогоплательщик» выступает дифференциация налогоплательщиков.
С позиций налогового контроля законодательный перечень категорий налогоплательщиков — физических лиц, представляющих налоговую декларацию и, следовательно, подлежащих обязательному налоговому контролю, является слишком общим. Он не учитывает особенностей организации налогового администрирования, формирования информационной базы, используемой при контроле и обусловленной источником доходов. С учетом этого и на основе анализа законодательства и практики налогового контроля выделим две группы налогоплательщиков — физических лиц:
1-я группа — лица, получающие доходы от деятельности (предпринимательской, частной практики) — К1;
2-я группа — лица, получающие доходы от других источников, не связанных с основной деятельностью (в Налоговом кодексе [1] — получающие отдельные виды доходов) — К2.
финансы и кредит
31
Отметим также, что с позиций налогового контроля перечень категорий налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от предпринимательской деятельности и частной практики, необходимо детализировать в зависимости от используемой системы (режима) налогообложения и наличия (или отсутствия) выплат физическим лицам. Данное предложение обусловлено особенностями налогообложения указанных категорий налогоплательщиков, а, следовательно, и налогового контроля.
На наш взгляд, с позиций совершенствования методов контроля, базирующихся на определенной информационной базе, в составе первой группы плательщиков необходимо выделить:
— предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, использующих общую систему налогообложения без выплат физическим лицам — К1.1;
— предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, использующих общую систему налогообложения с выплатами физическим лицам — К1.2;
— предпринимателей, использующих специальные режимы налогообложения, и лиц, занимающихся частной практикой, без выплат физическим лицам — К1.3;
— предпринимателей, использующих специальные режимы налогообложения, и лиц, занимающихся частной практикой, с выплатами физическим лицам — К1.4.
Законодательный перечень категорий налогоплательщиков второй группы, т. е. получающих доход от источников, не связанных с их основной деятельностью, также нельзя считать исчерпывающим с позиций организации налогового контроля. В частности, в категории физических лиц, получающих доход от продажи имущества, с позиций информационной базы, используемой при контроле, следует выделить:
— получающих доход от продажи имущества;
— получающих доход от продажи транспортных средств;
— получающих доход от продажи ценных бумаг.
Также необходимо выделить лиц: получающих
доходы от деятельности в сфере шоу-бизнеса, кино, спорта, и иной творческой деятельности; заявивших суммы дохода в особо крупных размерах.
Отметим, что в отношении лиц, заявивших доходы в особо крупных размерах, должны применяться особые мероприятия налогового контроля в силу значимости налоговых сумм для пополнения бюджета.
В составе группы налогоплательщиков, получающих доходы не от основной деятельности, необходимо выделить также категорию лиц, получающих доходы от сдачи имущества в аренду, в силу распространенности данного источника доходов.
В перечень ст. 228 Налогового кодекса включены только категории лиц, обязанных представлять декларации о доходах, но существуют такие категории, которые данной обязанности не имеют, но располагают возможностью получать доходы в силу своего служебного положения. К таковым относятся, в частности, руководители и учредители организаций, имеющие возможность получать доход от подконтрольных или взаимозависимых организаций без уплаты налогов, минимизировать свою налоговую базу с использованием схем ухода от уплаты налога на доходы физических лиц.
3-я группа. С учетом изложенного выделим в составе налогоплательщиков — физических лиц группу физических лиц, подлежащих налоговому контролю, — руководителей организаций, являющихся основными и крупнейшими налогоплательщиками — К3.
4-я группа. Ее составят юридические лица, выступающие налогоплательщиками единого социального налога и налоговыми агентами по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц с доходов лиц, связанных договорными отношениями с организациями — К4.
Обобщая сделанные предложения, выделим следующие признаки дифференциации налогоплательщиков, существенные с позиций организации налогового контроля и совершенствования его методов:
— источник дохода: основная деятельность; прочие источники, не связанные с основной деятельностью (отдельные виды доходов); руководство организацией — основным и крупнейшим налогоплательщиком;
— вид применяемой системы (режима) налогообложения — общая система налогообложения или специальные налоговые режимы;
— наличие выплат физическим лицам со стороны предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой — имеются или отсутствуют;
— источник дохода физического лица, не связанный с основной деятельностью (двенадцать видов источников).
Состав налогоплательщиков — физических лиц в соответствии с новым подходом к организации контроля и предложенными признаками дифференциации категорий налогоплательщиков показан на рис. 1.
Рис. 1. Категории налогоплательщиков — физических лиц
Дальнейшим шагом в исследовании методического обеспечения налогового контроля физических лиц на основе подхода «объект контроля — налогоплательщик» должен стать анализ информационной базы налогового контроля в разрезе категорий налогоплательщиков.
Информационная база налогового контроля физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частной практикой (К1).
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица подлежат первооче-
редному рассмотрению, поскольку именно эта категория налогоплательщиков весьма разнообразна как в силу многочисленности видов деятельности, так и используемых систем (режимов) налогообложения, а также организации деятельности (с использованием и без использования «наемного труда», т. е. с выплатами и без выплат физическим лицам).
С позиций налогового контроля необходимо в первую очередь дифференцировать налоговую отчетность индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, поскольку расчеты налогов отдельных групп налогоплательщиков данной категории отражаются в разных налоговых декларациях, и именно налоговая отчетность подлежит контролю в первую очередь при осуществлении камеральной проверки.
Порядок представления деклараций индивидуальными предпринимателями при использовании общей системы налогообложения определен ст. 174, 229, 244 Налогового кодекса (табл. 1 и 2).
Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, а также с 1 января 2007 г. и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и, соответственно, не представляют налоговых деклараций по НДС.
Порядок представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями при использовании специальных режимов определен
финансы и кредит
33
Таблица 2
Таблица 1
Налоговая отчетность индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, использующих общую систему налогообложения без выплат физическим лицам
№ п/п Наименование документа Дата утверждения Форма по КНД Срок представления
1. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) 31.12.2008 (приказ Минфина России № 153н) 1151020 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
2. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 4-НДФЛ) 15.06.2004 (приказ МНС России № САЭ-3-04/366) 1151021 Одновременно с формой № 3-НДФЛ
3. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость 07.11.2006 (приказ Минфина России № 136н) 1151001 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
4. Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой 17.12.2007 (приказ Минфина России № 132н) 1151063 Не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом
Таблица 2 Налоговая отчетность индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, использующих общую систему налогообложения с выплатами физическим лицам
№ п/п Наименование документа Дата утверждения Форма по КНД Срок представления
1. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) 23.12.2008 (приказ Минфина России № 153н) 1151020 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
2. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 4-НДФЛ) 15.06.2004 (приказ МНС России № САЭ-3-04/366) 1151021 Одновременно с формой № 3-НДФЛ
3. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость 07.11.2006 (приказ Минфина России № 136н) 1151001 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом
4. Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам 29.12.2007 (приказ Минфина России № 163н) 1151046 Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
5. Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам 27.02.2006 (приказ Минфина России № 30н) 1151065 Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим периодом
6. Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам 09.02.2007 (приказ Минфина России № 13н) 1151050 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом
7. Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам 24.03.2005 (приказ Минфина России № 48н) 1151058 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом
8. Справка о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ) 13.10.2006 (приказ ФНС России № САЭ-3-04/706@ Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налоговым кодексом (табл. 3 и 4): ст. 346.10 — по единому сельскохозяйственному налогу; ст. 346.23 — по упрощенной системе налогообложения; ст. 346.32 — по единому налогу на вмененный доход.
Информационная база налогового контроля налогоплательщиков — физических лиц, получающих дохо-
ды не от предпринимательской деятельности (К2)
Налогоплательщики данной категории должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Таблица 3
Налоговая отчетность индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы без выплат физическим лицам
№ п/п Наименование документа Дата утверждения Форма по КНД Срок представления
1. Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу 28.03.2005 (приказ Минфина России № 50н) 1151059 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
2. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 17.01.2006 (приказ Минфина России № 7н) 1152017 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
3. Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 08.12.2008 (приказ Минфина России № 137н) 1152016 Не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода
Таблица 4
налоговая отчетность индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, с выплатами физическим лицам
№ п/п Наименование документа Дата утверждения Форма по КНД Дата представления
1. Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу 28.03.2005 (приказ Минфина России № 50н) 1151059 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
2. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 17.01.2006 (приказ Минфина России № 7н) 1152017 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
3. Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 08.12.2008 (приказ Минфина России № 137н) 1152016 Не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода
4. Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам 27.02.2006 (приказ Минфина России № 30н) 1151065 Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
5. Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам 24.03.2005 (приказ Минфина России № 48н) 1151058 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом
6. Справка о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ) 13.10.2006 (приказ ФНС России № САЭ-3-04/706@ Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Для государственных служащих в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.1997 № 484 (ред. от 25.07.2000) «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» установлено, что ими подается декларация о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Декларация подается в налоговые органы по месту постоянного жительства гражданина в следующих случаях:
— гражданами—при назначении на государственные должности Российской Федерации и при поступлении на федеральную государственную службу;
— лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и федеральны-
ми государственными служащими — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;
— федеральными государственными служащими — при решении вопроса о назначении их на высшие государственные должности государственной службы.
В декларации, представляемой государственными служащими, должны отражаться все слагаемые «совокупного» дохода:
по основному месту работы; от педагогической деятельности; от научной деятельности; от иной творческой деятельности; от вкладов в банках и иных кредитных организациях;
от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях; иные доходы.
Для привлечения физических лиц к декларированию доходов налоговые органы могут использовать информацию из разных источников (табл. 5).
Информационная база налогового контроля руководителей (топ-менеджеров) основных и крупнейших налогоплательщиков (К3)
Физические лица, принадлежащие к данной категории налогоплательщиков, представлять налоговую отчетность в налоговые органы не обязаны, но в силу своего положения могут получать дополнительные (кроме оплаты труда) доходы. Отсюда в
качестве сведений, используемых для контроля над данной категорией налогоплательщиков, должны максимально и в комплексе использоваться данные, перечисленные в табл. 5, а также результаты выездных налоговых проверок организаций, руководителями которых выступают физические лица.
Информационная база налогового контроля налоговых агентов — юридических лиц (К4)
Налоговая отчетность юридических лиц, использующих общую систему налогообложения, по выплатам в пользу физических лиц отражена в табл. 6.
Таблица 5
Сведения, формирующие информационную базу для налогового контроля физических лиц, получающих доходы не от предпринимательской деятельности, в разрезе источников дохода
№ п/п Источник дохода Сведения Органы, представляющие сведения
1. Продажа имущества Списки лиц, утративших право собственности на имущество в результате продажи, дарения, наследования Органы Росреестра
Списки лиц, представивших документы для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилых объектов Налоговые органы по месту жительства покупателей жилья
2. Продажа транспортных средств Списки лиц, снявших с учета транспортные средства по причине продажи, смерти владельца, утилизации Государственная инспекция безопасности дорожной службы (ГИБДД)
3. Продажа ценных бумаг Результаты выездных налоговых проверок организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг Налоговые органы
4. Сдача недвижимого имущества в аренду Результаты выездных налоговых проверок риэлтерских организаций Налоговые органы
Заявления, обращения Граждане
Сведения о миграции граждан Федеральная миграционная служба (ФМС)
5. Лотереи, тотализаторы, игровые автоматы, иные игры, основанные на риске Результаты выездных налоговых проверок организаторов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Налоговые органы
6. Налог, не удержанный налоговыми агентами Сведения о невозможности удержания налога Налоговые агенты
Справки о доходах физических лиц (форма № 2-НДФЛ) Налоговые органы
7. Шоу-бизнес, кино, спорт, иная творческая деятельность Графики концертов, спортивных мероприятий Организаторы мероприятий
Сведения о стоимости и количестве билетов Сведения о заключенных договорах и размере гонораров Администрация концертных залов, стадионов
Сведения о проведении концертов, спортивных и иных мероприятий, стоимости билетов Средства массовой информации (СМИ)
8. Особые крупные размеры дохода Сведения об особо крупных сделках Ораны МВД России Органы Росреестра Органы ФМС России
Рекламные объявления СМИ
Единый государственный реестр налогоплательщиков Сведения о доходах физических лиц Результаты проведения камеральных и выездных налоговых проверок Информационный ресурс деклараций по форме № 3-НДФЛ Налоговые органы
Сведения о торговых точках Заявления, обращения Юридические и физические лица
Сведения об арендаторах, арендодателях Администрация рынков и торговых комплексов
Таблица 6
Налоговая отчетность организаций по выплатам в пользу ( шзических лиц (К4)
№ п/п Наименование документа Дата утверждения Форма по КНД Срок представления
1. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) 23.12.2008 (приказ Минфина России № 153н) 1151020 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
2. Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам 29.12.2007 (приказ Минфина России № 163н) 1151046 Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
3. Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам 27.02.2006 (приказ Минфина России № 30н) 1151065 Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом
4. Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов 06.02.2006 (приказ Минфина России № 23н) 1151081 Не позднее 30 марта следующего года
5. Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам 09.02.2007 (приказ Минфина России № 13н) 1151050 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом
6. Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам 24.03.2005 (приказ Минфина России № 48н) 1151058 Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом
7. Справка о суммах единого социального налога, уплаченных за истекший налоговый период коллегией адвокатов, адвокатским бюро или юридической консультацией за адвоката 22.10.2007 (приказ ФНС России № ММ-3-05/645@ 1151061 Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
8. Справка о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ) 13.10.2006 (приказ ФНС России № САЭ-3-4/706@ Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Анализ состава информации, используемой налоговыми органами в процессе контроля над разными категориями налогоплательщиков — физических лиц, позволяет выделить следующие виды данных.
— налоговая отчетность налогоплательщиков;
— внутренняя информация налоговых органов;
— внешняя информация, обусловленная Налоговым кодексом;
— внешняя информация из разных прочих источников.
Налоговая отчетность налогоплательщиков — физических лиц подробно рассмотрена выше. Отметим только, что одновременно с налоговой отчетностью налогоплательщики представляют в инспекцию ФНС России документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ст. 31, 88, 93 Налогового кодекса).
К внутренней информации налоговых органов, хранимой в автоматизированной системе и исполь-
зуемой в процессе контроля налогоплательщиков — физических лиц, отнесем.
— список налогоплательщиков, состоящих на учете и обязанных представлять налоговую отчетность в соответствующий срок;
— налоговую отчетность предыдущих периодов (информационный ресурс деклараций);
— результаты выездных налоговых проверок как данного, так и других налогоплательщиков (юридических и физических лиц);
— данные других налоговых органов;
— базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
ЕГРН — система государственных баз данных учета налогоплательщиков, которую ведет ФНС России, а также ее территориальные органы исходя из единых методологических и программно-технологических принципов и на основе документированной информации, поступающей в эти системы [2]. ЕГРН включает базу данных о налогоплательщиках — юридических лицах и сведения о налогоплательщиках — физических лицах.
О налогоплательщиках — физических лицах в ЕГРН содержатся следующие данные.
о постановке на учет в налоговом органе; о регистрации по месту жительства; о документе, удостоверяющем личность; по месту нахождения имущества; об участии в российских и иностранных организациях;
по месту нахождения транспортных средств; о ранее присвоенных ИНН; о регистрации акта рождения, опеке, права на наследство и договоров дарения.
Информация ЕГРН может использоваться в целях подтверждения факта регистрации контрагентов проверяемого налогоплательщика, выявления взаимосвязи между налогоплательщиком и его контрагентами (совпадения учредителей, должностных лиц, регистрация по одному адресу).
Обмен информацией между налоговыми органами осуществляется в соответствии с п. 3 статьи 82 Налогового кодекса: «Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных
внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач».
К информации внешних источников, установленных Налоговым кодексом, в соответствии со ст. 36, 85, 86 отнесем сведения, представленные в табл. 7.
К информации прочих источников отнесем:
— заявления, обращения, письма, жалобы, сведения физических и юридических лиц;
— рекламные объявления в средствах массовой информации;
— данные Интернета.
На рис. 2 представлена информационная модель налогового контроля в разрезе категорий налогопла-
Таблица 7
органы, учреждения, организации, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с контролем налогоплательщиков — физических лиц
№ п/п Органы, учреждения, организации Сведения
1. Органы юстиции О физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности
2. Адвокатские палаты Об адвокатах, внесенных в реестр адвокатов
3. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства О фактах регистрации
4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния О фактах рождения, смерти, заключении и расторжении брака
5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним О зарегистрированном недвижимом имуществе
6. Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств О зарегистрированных транспортных средствах
7. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения Об установлении опеки над физическими лицами, управлении имуществом малолетних
8. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой О выдаче свидетельств о праве на наследство, нотариальном удостоверении договоров дарения
9. Органы, осуществляющие учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, лицензирование деятельности, связанной с пользованием ресурсами О предоставлении прав на пользование природными ресурсами
10. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации О фактах выдачи и замены документа Об изменении персональных данных О фактах утраты документа
11. Банки (в отношении индивидуальных предпринимателей) Об открытии и закрытии счета Об изменении реквизитов счета О наличии счетов в банке (по запросу налогового органа) Об остатках денежных средств на счетах (по запросу налогового органа) Об операциях по счетам (по запросу налогового органа)
12. Органы внутренних дел О выявлении обстоятельств, требующих совершения действий налоговыми органами
Продолжение рис.2
Окончание рис.2
Рис. 2. Информационная модель базы налогового контроля физических лиц в разрезе категорий налогоплательщиков и видов информации
тельщиков — физических лиц и видов данных. Разработанная информационная модель позволяет:
установить обширный набор сведений в разрезе видов информации по каждой категории налогоплательщиков — физических лиц;
установить перечень налоговой отчетности, внутренних данных налоговых органов, информации внешних источников, в том числе определенных Налоговым кодексом, и прочих источников, в целом по налогоплательщикам — физическим лицам;
использование сведений определенного вида и наименования для налогового контроля над разными категориями налогоплательщиков.
Информационная модель выступает базой для разработки методов налогового контроля в рамках подхода «объект контроля — налогоплательщик».
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. по состоянию на 15 марта 2009 г. М: Эксмо, 2009. 832 с. ISBN 978-5-69933929-7.
2. Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография. М.: ЮНИТИ, 2005. 252 с. ISBN 5-238-00839-2. С. 62.