Учет в некоммерческих организациях
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
С.В. МЯГКОВА, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Как правило, общественные некоммерческие организации применяют общую систему налогообложения и не осуществляют предпринимательскую деятельность. При этом в некоммерческих организациях происходит движение денежных средств на ее счетах в банках (в кассе организации). Кроме того, некоммерческие организации имеют в собственности транспортные средства. Рассмотрим, какую отчетность должна представлять общественная некоммерческая организация по итогам года, когда с физическими лицами трудовые договоры некоммерческой организацией не заключались и, соответственно, выплаты физическим лицам не производились.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться, в частности, в форме общественных организаций (п. 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам го-
сударственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации.
Бухгалтерская отчетность. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) распространяется и на некоммерческие организации (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
На основании ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 32 Закона № 402-ФЗ с 1 января 2013 г. обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна представлять в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Редакция указанного подпункта, вступившая в силу с 1 января 2013 г., предусматривает представление в налоговый орган по месту нахождения организации только
годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
Таким образом, общественные некоммерческие организации с 01.01.2013 представляют в налоговые органы и органы государственной статистики годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (см. также письмо Минфина России от 28.02.2013 03-02-08/5904, Информацию Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).
Налоговая отчетность. Общественные некоммерческие организации соответствуют понятию «организации» для целей налогообложения, приведенному в п. 2 ст. 11 НК РФ. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Согласно подп. 3 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такие обязанности предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Налог на прибыль организаций. Согласно п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (см. письмо Минфина России от 28.02.2013 № 0302-08/5904). Напомним, что налоговым периодом в соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ признается календарный год.
Таким образом, если некоммерческая организация не ведет предпринимательскую деятельность и не имеет доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, то ей следует отчитаться по итогам года, представив налоговую декларацию по упрощенной форме.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость. В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ некоммерческие организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые декларации по НДС представляются налогоплательщиками вне зависимости от того, возникает у них объект налогообложения, предусмотренный ст. 146 НК РФ, или нет. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ. Напомним, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Обратите внимание, что с 01.01.2014 вступила в силу новая редакция п. 5 ст. 174 НК РФ, согласно которой плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, начиная с декларации за I кв. 2014 г. (см. письма ФНС России от 15.10.2013 № ЕД-4-15/18437, от 30.09.2013 № ПА-4-6/17542).
Налог на имущество организаций. Если организация имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, то она признается плательщиком налога на имущество (ст. 373 НК РФ).
В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу. По итогам налогового периода (календарного года) представляются налогоплательщиками налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, если организация имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, то за 2013 г. ей следует предоставить налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», не позднее
30 марта 2014 г. (см. письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).
Земельный налог. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 НК РФ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют соответствующие объекты налогообложения, то она не признается плательщиком земельного налога. Следовательно, у организации отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу (см. письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).
Транспортный налог. Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода (календарного года) представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 и 3 ст. 363.1 НК РФ).
Таким образом, если на организацию зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, то по истечении года она должна представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства налоговую декларацию по транспортному налогу.
Налог на доходы физических лиц. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в бюджетную систему РФ. Указанные организации именуются налоговыми агентами.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечислен-
ных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), по ф. 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ, приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611 @ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников»).
Поскольку в рассматриваемой ситуации организация никаких выплат, подлежащих обложению НДФЛ, физическим лицам не производит, то она не является налоговым агентом. Следовательно, сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (за календарный год) организация представлять не должна.
При этом организации целесообразно представить в налоговый орган информационное письмо о том, что в налоговом периоде выплат физическим лицам не производилось.
Сведения о среднесписочной численности. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ «Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год». Рекомендации по порядку заполнения названной формы содержатся в письме ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353@.
При этом НК РФ не предусматривает никаких исключений по порядку представления указанных сведений для организаций, не имеющих работников.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Исходя из совокупности норм ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), общественная организация признается плательщиком страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов
на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В соответствии с ч. 9 ст. 1 5 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Расчет представляется по ф. РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения» (данный документ фактически утратил силу в связи с принятием постановления Правления ПФР от 16.01.2004 № 2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения», которым утверждена новая ф. РСВ-1 ПФР, которая применяется начиная с отчетности за I кв. 2014 г.;
2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по
указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ по ф. 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения».
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
Как видим, нормы Закона № 212-ФЗ связывают обязанность по представлению отчетности не с фактом начислением заработной платы, а с тем, является или нет организация плательщиком страховых взносов.
Если организация в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 212-ФЗ была поставлена органами контроля за уплатой страховых взносов на учет в качестве страхователя, то в таком случае не позднее 15.02.2014 ей следует представить в территориальный орган ПФР за 2013 г. «нулевой» расчет по ф. РСВ-1 ПФР, а не позднее 15.01.2014 — в территориальный орган ФСС РФ «нулевой» расчет по ф. 4-ФСС.
Отчетность по персонифицированному учету. На основании п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют о каждом работающем у него застрахованном лице в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.
Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законо-
дательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Таким образом, если с работающими в общественной организации физическими лицами ни трудовые договоры, ни договоры гражданско-правового характера не заключены, то представлять формы индивидуального персонифицированного учета (СЗВ-6-1, АДВ-6-2, аДв-6-3) не требуется.
Считаем целесообразным в таком случае представить в установленные сроки в территориальный орган ПФР, помимо указанной выше формы РСВ-1 ПФР, письмо, составленное в произвольной форме, в котором следует сообщить, что в 2013 г. организация трудовые и гражданско-правовые договоры не заключала, заработную плату (вознаграждения) работникам не начисляла.
Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Организации признаются страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ)).
Пунктом 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику (ФСС РФ) по месту их регистрации отчетность по ф. 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н.
При этом положения Закона № 125-ФЗ не отменяют обязанности организаций представлять отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с отсутствием базы для их исчисления. Полагаем, что в этом случае отчетность будет «нулевая».
Отчетность в органы статистики. В свою очередь п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее — Положение), предусматривает, что респонденты — созданные на территории РФ юридические лица обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные.
Для уточнения необходимых для представления статистических форм, сроков и периодичности их представления, а также возможности представления форм в электронном виде некоммерческой организации следует обратиться в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
Обратите внимание, что согласно п. 4 Положения субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Отчетность в органы юстиции. Пункт 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ устанавливает, что некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Форма такого отчета утверждена приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 (приложение 1 ).
На основании подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 и п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81, документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Таким образом, за 2013 г. указанный отчет некоммерческие организации должны были представить не позднее 15.04.2014. Более подробную информацию о формах, сроках и порядке представления отчетности можно получить непосредственно в Минюсте России или его территориальном органе.
Список литературы
1. Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012.
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
6. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
7. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
8. Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета: постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.
9. Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций: приказ Минюста России от 17.03.2011 № 81.
10. Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения: приказ ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895.
11. Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций: приказ Минюста России от 29.03.2010 № 72.
12. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения: постановление Правления ПФР от 16.01.2004 № 2п.
13. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения: приказ Минтруда России от 19.03.2013 № 107н.
14. Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников: приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.
15. Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год: приказ ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.
16. Письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904.
17. Письмо ФНС России от 30.09.2013 № ПА-4-6/17542.
18. Письмо ФНС России от 15.10.2013 № ЕД-4-15/18437.