МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
потребителя услуг образовательного процесса, наряду с чисто функциональными признаками качества, наиболее важными являются понятия престижности специальности, ее необходимости на рынке труда и т.д.
Кроме того, система профессионального образования призвана выполнять инновационную, модифицирующую функцию в отношении сложившегося технологического уклада и соответственно «работающей» на качественное обновление региональной экономики.
Но для дальнейшего развития регионов следует не только готовить кадры, способные осуществлять экономические преобразования, но и формировать гражданскую и нравственную позицию членов общества региона. Причем возникновение и развитие рыночного пространства и его территориальная локализация поставили перед системой образования ряд задач теоретического и методического характера, обусловленных необходимостью адаптации образовательных учреждений к роли территориальных интеграторов социально-преобразующего характера. В таких условиях для органов управления исключительно сложными становятся задачи определения приоритетов и направлений действий [2,5-6]. Немаловажным также является соблюдение учебного технологического процесса дисциплины сотрудников, создание системы регулярных внутренних аудитов качества и повышение на их основе уровня исполнительской дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности и создание нового имиджа. Также в сфере образования должна активно функционировать система сертификации, согласованная с действующими в России системами сертификации систем качества, международными правилами и нормами в сфере образования.
Список использованной литературы.
1. Бабич А.М, Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Экономика, 1996.
2. А.М. Галимов, Л.Ф. Гафиуллина, Г.Р. Хамидуллина. Направления инновационного развития региональной экономики через модернизацию профессионального образования. Казань: Издательство ТГГПУ, 2009.
3. Л.Ф. Гафиуллина. Инновационные методы управления системой образования как экономической системой. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие агропромышленного комплекса», Том 77. Казань: Издательство Казанского ГАУ, с. 287-290.
© Л.Ф. Гафиуллина, 2015
УДК 330
Данчина Кристина Владимировна
Магистрант НИУ ВШЭ, г.Москва, РФ E-mail: d_kristina_91@mail. ru
НАЛОГОВЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.
Аннотация
В статье поднимается вопрос о месте налогового консультирования в экономике, о выделении его как отдельного вида консультирования. Поднимается вопрос о необходимости законодательного регулирования такой деятельности в России.
Ключевые слова
Налоговый консалтинг, налоговое консультирование, налоги.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Для экономики 21 века характерно возрастающее влияние роли сферы услуг. Одним из важнейших элементов сферы услуг являются консультационные (консалтинговые) услуги. Часто меняющаяся конъюнктура, постоянное совершенствование законодательства, увеличение неопределенности и особенности деятельности хозяйствующих субъектов определяют актуализацию спроса на консалтинг. Профессиональные консультанты в такой период оказывают прямое влияние на принятие важнейших управленческих решений в различных секторах экономики.
Налоговый консалтинг - относительно новое явление для России. Консультирование - это форма оказания услуг, выражающаяся в предоставлении определенной помощи, рекомендаций, советов квалифицированным лицом. Единого определения налогового консультирования нет. Обобщив точки зрения на данное понятие разных экономистов [1, с.6-7], было сформулировано следующее определение. Налоговый консалтинг - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов, предоставляющих заказчику услуги на платной основе по разъяснению налогового законодательства и предоставлению рекомендаций по наиболее оптимальному его применению в конкретной ситуации хозяйствующего субъекта, составлению документов и представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков и содействующая должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Услуга по налоговому консультированию является по форме юридической, но имеет экономическое содержание. Именно это выделяет налоговый консалтинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов. Налоговый консультант - это независимый специалист в области налогообложения, оказывающий клиенту на платной основе услуги налогового консультирования. Помимо комплексного владения принципами налогообложения и бухгалтерского учёта, досконального знания действующего законодательства и судебной практики, профессиональный налоговый консультант должен постоянно отслеживать все изменения. Стоит выделять налоговый консалтинг как самостоятельный вид деятельности, близкий, но не совпадающий по предмету и по способам реализации ни с аудитом, ни с юридическим консультированием.
Основоположник налогового консалтинга Франц Финдейзен в 1919 году отмечал постоянное усложнение налогового законодательства, в связи с чем рядовой налогоплательщик нуждается в индивидуальной помощи в своих налоговых делах со стороны профессиональных налоговых консультантов. Такое консультирование совмещает в себе не только пассивную помощь в виде оказания услуг при выполнении налоговых обязанностей, но и активный предусмотрительный консалтинг с целью оптимизации налогообложения. Ф. Финдейзен писал о необходимости обучения студентов экономических наук в области налогообложения, обращая внимание, что юридических знаний недостаточно для оказания консультационных услуг, в первую очередь налоговому консультанту требуется экономическое образование. [2]
Налоговое консультирование как сфера бизнеса возникло в мире в 1960-е годы. Характерной особенностью его на этапе становления было активное внедрение в управленческий консалтинг крупных аудиторских фирм, которые сформировали вектор развития налогового консалтинга. Зарубежный опыт показывает, что налоговое консультирование является для общественной жизни важной сферой деятельности. Любой желающий не может объявить себя налоговым консультантом. Налоговый специалист должен подтвердить свое соответствие ряду профессиональных требований, прежде чем получить разрешение на деятельность налогового консультирования [3, с.28-29]. В большинстве стран мира правовые нормы, регулирующие деятельность налоговых консультантов, требуют профессиональной подготовки и подтверждения права на оказание услуг по налоговому консультированию (Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Чешская Республика, Польша, Словакия), а в некоторых странах предусматривается лицензирование данной деятельности (Германия, Австралия). [1, с.88-95]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
В России в настоящее время рынок налогового консультирования развивается стихийно, законодательные основы для осуществления налогового консультирования проходят период становления и развития, нет действующих актов, регламентирующих данную деятельность. Законодательная база формируется на протяжении многих лет, но закон «О налоговом консультировании» так и остается законопроектом, меняющий редакции [4]. Услуги налогового консультирования оказывают отдельные специалисты и организации (в основном аудиторские и юридические фирмы), имеющие таких специалистов в штате. Развитие российского института налогового консалтинга происходит изнутри: выделяются специалисты, создаются отделы на предприятиях, в аудиторских и юридических фирмах, создаются самостоятельные организации по налоговому консультированию. Пройдя апробацию на практике в условиях рыночной экономики, данная деятельность достигла того момента, когда требуется отдельное ее регулирование. Первым шагом на этом пути стало внесение в 2000 году в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам». [5] Были предусмотрены должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации консультанта. Однако справочник носит рекомендательный характер для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях. В 2002 году было образовано некоммерческое партнерство «Палата налоговых консультантов», которое представляет и защищает интересы практикующих специалистов в сфере налогообложения, формирует правовую среду для организации их деятельности, проводит обучение и квалификационные экзамены, присваивает статус «квалифицированного налогового консультанта». В 2014 году был разработан новый законопроект «О налоговом консультировании», который вызвал волну обсуждений по данной тематике.
Эффективность налогового консалтинга как отдельного вида деятельности доказана на мировом опыте. Российское налоговое законодательство достигло того витка развития, когда становится необходимым консультационная деятельность. В условиях часто меняющегося законодательства к услугам налогового консультирования обращаются всё больше людей, а налоговые консультанты становятся необходимыми участниками налоговых отношений. Качественный закон о налоговом консультировании оставил бы на российском рынке консалтинговых услуг в области налогообложения только квалифицированных специалистов, что в дальнейшем способствовало развитию этой сфере.
Список используемой литературы:
1. Шувалова Е.Б. Налоговое консультирование (правовой аспект): учебное пособие / Е.Б. Шувалова, Т.А. Ефимова. - М.: Центр ЕАОИ, 2011. - 136 с.
2. Буссе Р. Налоговое консультирование в современной системе налогообложения: опыт Германии. Налогообложение: проблемы науки и практики // Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины. - Харьковский Национальный Экономический Университет, 2009 г.
3. Основы налогового консультирования / Л.И. Гончаренко [и др.] ; под. ред. проф. Л.И. Гончаренко. - М.: Магистр, 2010. - 165 с.
4. О налоговом консультировании [Электронный ресурс]: Проект Федер. закона №529626 -6 (ред. от 23 мая 2014 г.) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Версия Проф. - Электрон. дан. М., 2015. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [Электронный ресурс]: Пост. Минтруда России от 21 авг. 1998 г. №37 (ред. от 12 февр. 2014 г.) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Версия Проф. - Электрон. дан. М., 2015. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
© К.В. Данчина, 2015
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 338
Димитров Валерий Петрович
д-р техн. наук, профессор ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ E-mai: [email protected] Борисова Людмила Викторовна д-р техн. наук, профессор ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ E-mai: [email protected] Борисова Дина Владимировна ассистент ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ E-mai: [email protected]
ДИНАМИКА ОСНОВНЫ1Х ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОВАРООБОРОТА НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Приведен краткий анализ динамики показателей товарооборота на территории Ростовской области. Определены показатели интенсивности изменения значений динамического ряда товарооборота за период с 1998 по 2013 годы. Проведенный анализ свидетельствует о положительной динамике объема продаж на территории Ростовской области.
Ключевые слова
Товарооборот, базовый и цепной коэффициенты роста и прироста
Ранее нами была рассмотрена динамика товарооборота Ростовской области с регионами РФ. Товарооборот Ростовской области с Федеральными округами России ежегодно увеличивается, что свидетельствует об укреплении межрегиональных связей и активизации процесса товарообмена [1, с. 414]. Представляет интерес изменение общего объемов продаж на территории самой области. На рис. представлены численные данные по товарообороту с 1998 по 2013 г.г., а в табл. статистические показатели данного ряда, которые определенны по стандартным формулам [2, с .86]. На рисунке видно, что наблюдается положительная тенденция роста товарооборота.
Базисный абсолютный прирост товарооборота отражает развитие показателя относительно начального периода исследования - 1998 г.
180000
ю 150000 ер
ü 120000
о 90000 р
о
g 60000 &
о 30000 н
0
Рисунок - Продажи на территории Ростовской области (всего)
Продажа на территории РО (всего)
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Года