УДК 336.2 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-108-112
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ ОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ
Литвинова кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения
Светлана и бухгалтерского учета, Южно-Российский институт управления -
Алексеевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
Сальникова магистрант факультета экономики, Южно-Российский институт
Надежда управления - филиал Российской академии народного хозяйства
Владимировна и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия,
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о месте налогового консультирования в экономике. В работе анализируются статистические данные официального сайта Палаты налоговых консультантов. Кроме того, в работе поднимается вопрос о необходимости законодательного регулирования такой деятельности в России. Авторы приходят к выводу о том, что налоговое консультирование значительно уменьшает затраты предпринимателей на "приобретение знаний" о сокращении налогов.
Ключевые слова: налоги, консультационные услуги, налоговое консультирование, налоговый консультант, Палата налоговых консультантов.
Для современной экономики свойственно возрастающее воздействие роли сферы услуг. Важнейшим элементом сферы услуг выступают консультационные услуги. В различных секторах экономики прямое влияние в период такого воздействия на принятие управленческих решений оказывают профессиональные налоговые консультанты.
Согласование публичных и частных интересов нуждается в институционализации независимого налогового консультирования, востребованность которого определяется возможностями разрешения конфликта интересов в правовом поле и заинтересованностью сторон налоговых отношении в стабильном развитии.
Налоговое право подвергается постоянным изменениям, в связи с чем возрастает роль налогового консультирования. Высокии динамизм процессов, которые происходят в хо-зяиственнои жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства - все эти причины требуют постоянно осуществляемои налоговои реформы и реформирования налоговои системы [1, 2].
Налоговое консультирование является одним из видов профессиональной вневедомственной деятельности, связанный с оказанием консультаций на платной основе, которые содействуют надлежащему исполнению субъектами налоговых отношений законодательства о налогах и сборах. Налоговое консультирование представляет собой процесс оказания консультационных услуг в области налогообложения, выработки советов, рекомендаций, подготовки аналитических записок и заключений, обоснования рациональных путей решений налоговых проблем. В связи с тем, что клиент определяет требования к результату налогового консультирования, руководитель консалтингового подразделения должен чётко понимать, в каких случаях у клиента возникает потребность в консалтинговых услугах в сфере налогов и налогообложения.
Цели и задачи консалтинговых проектов на практике решаются с учетом специфики бизнеса конкретного клиента. Для данного направления деятельности характерен комплексный подход, требующий детального погружения в суть деятельности клиента.
В свою очередь, пробелы в законодательстве о налогах и сборах, нечеткость определения некоторых базовых понятий и используемых терминов, противоречия норм действующего законодательства зачастую порождают спорные ситуации, являются причинами возникновения споров налогоплательщиков с налоговыми органами.
Налоговое консультирование в нашем государстве зародилось достаточно позже, в отличие от западных стран, где давно уже получило широкое распространение [3].
Формирование рынка консультационных услуг в сфере налогообложения началось со становления современной налоговой системы в 90-е гг. прошлого столетия. Налоги, которые носили до этого характер скрытых отчислений в бюджет, в дальнейшем заняли соответствующее им ведущее место в формировании доходов страны.
В России сегодня существует большое число профессиональных объединении консультантов [4]. Одной из наиболее известных с сфере консалтинга выступает Палата налоговых консультантов - межрегиональная общественная организация, образованная в 2002 году. Палата налоговых консультантов - это некоммерческая организация, которая объединяет субъекты налогового консультирования. Организация взяла на себя функции по обеспечению аттестации налоговых консультантов, разработав специальные учебные программы, которые реализуют аккредитованные образовательные организации. Деятельность указаннои организации направлена на развитие профессионального налогового консультирования в России, защиту интересов и информационную поддержку налоговых консультантов, а через них и налогоплательщиков, подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов. Таким образом, деятельность Палаты налоговых консультантов России способствует выработке теоретико-методологических и организационно-методических вопросов оказания консультационных услуг в сфере налогообложения.
Сегодня можно говорить о том, что налоговое консультирование в России сформировалось как явление. По данным официального сайта Палаты налоговых консультантов в 2016 году сертификаты налоговых консультантов получили 717 человек, в 2015 году - 478 человек, в 2014 году - 486 человек, в 2013 - 227 человек [5].
800 700 600 500 400 300 200 100 0
717
486 478
2013
2014
2015
2016
Рис. 1. Численность аттестованных налоговых консультантов за период с 2013 года по 2017 год (источник: сост. авт. по: [5])
Отсюда можно утверждать о динамичном развитии института налогового консультирования в России и его высоком спросе. В связи с тем что нормативно-правовая база налогового консультирования в нашей стране четко не определена и слабо развита, это несколько затормаживает процесс дальнейшего развития рынка налогового консалтинга.
По-прежнему по количеству зарегистрированных налоговых консультантов лидерами остаются крупные города, для сравнения, в Москве - 1370 аттестованных консультанта, а в Ростове-на-Дону - 25 аттестованных консультанта [5].
Налоговый консалтинг в России сейчас именно в такой стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, соответственно, назрела и необходимость законодательного регулирования.
Согласно Налоговому законодательству (п. 1 ст. 21] все налогоплательщики могут получить в налоговом органе по месту их учета информацию о том, какие деиствуют налоги и налоговые сборы на их деятельность, сумма уплаты и порядок исчисления по налогам. При этом в п. 2 ст. 21 Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика получать разъяснения по вопросам законодательства РФ в налоговои сфере в письменнои форме от Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образовании. Также предоставление этои информации входит в обязанности налоговых органов согласно п. 4 ст. 32 Налогового кодекса РФ[6]. Специальныи же законодательныи акт, определяющии порядок консультирования, в России в настоящее время отсутствует [7].
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от 01.05.2017] «Об аудиторской деятельности» содержит норму о том, что аудиторские организации могут оказывать услуги по налоговому консультированию, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию.
Советом по аудиторской деятельности созданном при Министерстве финансов Российской Федерации в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудитор-
ской деятельности в 2012 году разработаны «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций» (20.09.2012г., протокол № 6], которые содержат раздел по предоставлению услуг по налоговому консультированию.
Одним из важных моментов развития налогового консультирования в РФ является введение новой квалификации «Консультант по налогам и сборам» Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №57 от 04.08.2000 года, где в квалификационных требованиях указано, что помимо образования, необходима дополнительная подготовка в области налогов и сборов. Соответственно, учитывая, что налоговое консультирование несет определенные риски, то предоставление услуг по консультированию должно быть осуществлено специалистами, обладающими определенными знаниями в области финансов, налогообложения, учета и хозяиственного права [8].
Проект федерального закона «О налоговом консультировании» несет в себе направление на увеличение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами[9]. Налоговые консультанты должны заниматься профессиональнои деятельностью, которая возлагается на них в качестве основнои функции. В этои связи они обязаны иметь соответствующее специальное образование и осуществлять свою деятельность в соответствии со своими функциями, закрепленными соответствующими правовыми актами. Законное налоговое консультирование предполагает финансовую ответственность консультантов и их организации за оказанные консультации.
Проанализировав выручку аудиторско-консалтинговых компаний за 2013 и 2016 гг., мы получаем неоднозначную динамику прибыли участников рынка налогового консультирования (табл. 1].
Таблица 1
Выручка аудиторско-консалтинговых компаний за 2013 и 2016 годы
Аудиторско-консалтинговая группа Выручка по направлению за 2013 г. (тыс. руб) Выручка по направлению за 2016 г. (тыс. руб]
1. КСК групп (КСК Аудит] 460 072 46 626
2. «Уральскии союз» 180 172 364 830
3. «Нексиа Си Аи Эс» 92 941 63 480
4. «Что делать Консалт» 91 732 76 452
5. «Налоги и финансовое право» 83 731 74 818
(Источник: «Эксперт РА». Используются данные о выручке отдельных компании, в тыс. руб.]
В 2013 году на долю налогового и юридического консалтинга приходилось 19 процентов выручки[10]. В 2016 году этот показатель снизился до 8 процентов (рис. 3]. Таким образом, можно предположить, что на налоговыи консалтинг существенное влияние оказывают налоговое нормотворчество и администрирование.
Структура выручки участников рэкинга по видам услуг за 2016 год, %
Управление персоналом Стратегическое планирование, маркетинг и PR
Налоговый и юридический консалтинг
Финансовое управление и оценочная деятельность
Другие консалтинговые услуги
Консалтинг в области производства товаров и услуг
Рис. 3. Структура выручки участников рэкинга по видам услуг за 2016 год
В современных условиях в России услугами налоговых консультантов пользуются в основном крупные организации. Физические лица, граждане обращаются к налоговым консультантам не часто, что зачастую связано с отсутствием свободных денежных средств. Таким образом, дороговизна налоговых консультационных услуг также является причиной, препятствующей широкому развитию этого вида услуг.
Таким образом, налоговое консультирование является процессом многогранным, так же, как и те проблемы, с которыми на практике сталкиваются руководители и специалисты предприятий. Понимание значения, которое могут оказать налоговые консультанты, поможет им при постановке задач, а также формулировании требований к качеству услуг и результатам в конечном итоге.
Весомым является то, что развитие налогового консультирования является закономерным процессом, который выражает совокупность тенденции налоговой системы Российской Федерации к усовершенствованию и необходимость в качественных отношениях между государством и налогоплательщиками.
К перспективам развития налогового консультирования можно отнести поддержание пропаганды необходимости налогового консультирования, повышение культуры и грамотности граждан. Совершенно очевидна необходимость упорядочивания этой деятельности в России с ориентацией на мировой опыт налогового консультирования.
Подводя итог всему сказанному, важно отметить, что налоговое консультирование значительно уменьшает затраты предпринимателей на «приобретение знаний» о сокращении налогов. Ведь в области налогообложения консультирование способствует уплате равномерных и рациональных налоговых платежей, которые в свою очередь обеспечивают заказчику статус добросовестного налогоплательщика при уменьшении уплачиваемых налоговых платежей. Только комплексно владея налоговой проблематикой, налоговые консультанты могут профессионально дать консультации в сфере налогов и сборов, своевременно предупредить заказчиков о вступающих изменениях, а также способствовать разработке новых и оптимизации уже существующих схем уменьшения налоговых выплат.
Литература
1. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2009. 392 с.
2. Игнатова Т.В., Пономарев А.И., Арсеньева В.А., Золочевская Е.Ю., Козлюк Н.В., Крутова С.Г., Кюр-джиев С.П., Подольская Т.В., Черкасова Т.П. Бюджетно-налоговая политика государства. Под редакцией Т.В. Игнатовой. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2007. 255 с.
3. Пономарев А.И., Тархова А.В., Манукова О.А. Налоговое администрирование и необходимость его модернизации в Российской Федерации / В книге: Модернизация администрирования налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами в Российской Федерации Арсеньева В.А., Пономарева А.М., Крючков В.Г., Ажогина Н.В., Крючкова Т.В., Курникова Л.П., Курников Е.В., Магомедов С.М., Мартазанов А.К., Паршина Е.Н., Пономарев М.А., Тархова А.В., Скакунова А.А., Богатырев А.М., Дьяконова Ж.Г., Манукова О.А., Местоев М.Б., Ушакова О.В., Шихалиев Т.В., Магомадов Х.У. и др. Ростов-на-Дону, 2015. С. 7-85.
4. Пайзулаев И.Р. Налоговое консультирование как инструмент налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2012. № 1-1. С. 19-24.
5. Официальный сайт Палаты налоговых консультантов [Электронный ресурс] URL: palata-nk.ru (дата обращения - 07.06.2017г.].
6. Артеменко Г.А. Перспективы развития института налогового консультирования в России, как важнейшего условия модернизации системы налогового администрирования // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 3-2. С. 92-95.
7. Шакирова Д.Ю., Засько В.Н. Особенности развития рынка налогового консультирования в России // Российское предпринимательство. 2014. № 16 (262). С. 33-40.
8. Литвинова С.А., Сальникова Н.В. Налоговый консалтинг как самостоятельный вид деятельности в современных экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. С. 55-56.
9. Миненок А.А. Налоговое консультирование малого бизнеса как эффективный инструмент развития Российской экономики // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2017. № 3.
10. Шахбанова С.Р. Налоговое консультирование как инструмент повышения налоговой культуры предпринимателей // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 3. С. 243-247.
Litvinova Svetlana Alexeevna, Candidate of economic sciences, associate professor of the department of taxation and accounting, South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
Salnikova Nadezhda Vladimirovna, Graduate student of the Faculty of Economics, South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
PROSPECTS OF TAX CONSULTING DEVELOPMENT IN RUSSIA
Abstract
The article discusses the question of the place of tax consulting in the economy. This paper analyzes the statistical data of the official website of the chamber of tax consultants. In addition, the work raises the question about the necessity of legislative regulation of such activities in Russia. The authors come to the conclusion that the tax significantly reduces the costs for businesses to "acquire knowledge" about the tax cuts. Keywords: taxes, consulting, tax advice, tax Advisor, Chamber of tax consultants.
УДК 332.1 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-112-117
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛО В ЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*
Литвинцева доктор экономических наук, профессор,
Галина Новосибирский государственный технический университет
Павловна (630073, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20].
E-mail: [email protected]
Бадмаева магистрант, Новосибирский государственный технический Валерия университет (630073, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20].
Геннадьевна E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены элементы и направления формирования человеческого капитала в регионе. Для оценки состояния человеческого капитала применен подход, основанный на индикаторном методе. В подходе использованы показатели, отражающие значимые характеристики способностей людей и созданных в регионе возможностей для их реализации. Сравнительный анализ оценок человеческого капитала в регионах Сибирского федерального округа позволил выявить регион-лидер - Новосибирская область и регион-аутсайдер - Забайкальский край. Рассмотрены существующие программы, связанные с формированием конкретных элементов человеческого капитала, применительно к Забайкальскому краю. Предложены основные направления развития человеческого капитала Забайкальского края.
Ключевые слова: человеческий капитал, капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры, капитал мотивации, капитал творчества, капитал благонадежности, индикаторный подход, направления развития, регионы Сибири.
В современных условиях основополагающим фактором развития является человек, его способности, компетенции, талант и экономическая продуктивность. Одной из базовых категорий науки и практики становится понятие «человеческий капитал», отражающее совокупность качеств, характеристик человека, определяющих его продуктивность, способность приносить выгоды и блага как себе лично, так и обществу [1].
Проблемы развития человеческого капитала (ЧК) имеются во многих регионах Российской Федерации, что обусловлено характерными для них социально-экономическими особенностями. Зачастую качество условий труда и уровень вознаграждения в промышленных и иннова-
* Результаты исследований получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект 26.2024.2017/4.6.