финансы и кредит
Зайков В.П., Бердышев O.K.
налоговый фактор в управлении коммерческими банками
Учет налогового фактора при формировании и принятии управленческих решений в современных условиях функционирования коммерческих банков представляется нам в достаточной мере актуальным, поскольку управление в этом случае предполагает комплексное восприятие финансовым менеджером целого ряда самых разнообразных аспектов правового, экономического, финансового и чисто налогового характера [1]. Налоговые проблемы в банковской сфере носят к сожалению, системный и продолжительный характер и вызваны, с одной стороны, несоответствием роли банков в российской экономике при выполнении ими функции посредника между налогоплательщиками и государством, и степени научной разработанности проблемных вопросов организации банковского менеджмента, включая оптимизацию налогообложения, с другой стороны. Указанное несоответствие, на практике затрудняет процесс адаптации банков к задаваемых государством новым налоговым условиям и коньюнктурным факторам внешнеэкономического характера, что ограничивает то положительное влияние, которое может эта адаптация оказать на состояние российской экономики и развитие ее банковского сектора [2].
Реформирование налоговой системы Российской Федерации, начавшееся более двадцати лет назад и процесс которого продолжается и сегодня, выражается в реализации налогового метода формирования доходной части бюджетов как основного, приоритетного [3]. В этой связи считаем, что налоговый метод применительно к регулированию деятельности кредитных организаций призван формировать благоприятные макроэкономические условия для функционирования всей денежно-кредитной системы и в большой мере обеспечивать ее устойчивость ко все чаще проявляющимся в последнее время, конъюнктурным колебаниям на финансовом рынке. При этом, регулирование налоговой составляющей в финансах коммерческих банков должно быть таким, чтобы они функционировали как крупные, экономически стабильные налогоплательщики, являлись надежным источником формирования доходов бюджетов. Одновременно, этот метод должен служить в качестве одного из эффективных инструментов активизации инвестиционных процессов в экономике страны. 38
Управление коммерческих банков в разрезе налогового фактора является чрезвычайно проблематичным еще и потому, в банковском секторе аккумулируются весьма значительные финансовые ресурсы, объем которых (активы) на сегодня превышает весь национальный валовой внутренний продукт, о чем свидетельствуют данные информационного сайта Центрального банка Российской Федерации [4]. Кредитные организации, как правило, являются крупными экономическими субъектами-налогоплательщиками, в связи с чем, организация и эффективность управления их налогообложением имеет большое народнохозяйственное значение.
Применительно к отдельно взятому банку, управление его налогообложением, происходит на основе налогового менеджмента, являющегося важной составляющей, подсистемой банковского менеджмента. Трактовку исходного понятия «банковский менеджмент» можно на наш взгляд дать в двух вариантах, как:
- комплексная система управления коммерческим банком в условиях рыночной экономики (прикладная трактовка);
- наука, раскрывающая теоретические и методические основы управления банковской деятельностью, как особенной сферы производственной деятельности (научная трактовка).
Можно утверждать, что на сегодня банковский менеджмент сформировался как в теоретическом, так и прикладном аспекте и его содержание отражает общие цели и задачи управления банком, специфику объектов управления (активных и пассивных операций), методов и инструментов управления банковскими ресурсами. По мере развития практики и появления новых аспектов и направлений в деятельности банков, развивается и совершенствуется банковский менеджмент.
Налоговый менеджмент как функциональная составляющая банковского менеджмента имеет приоритетной задачей максимально снизить вероятные финансовые последствия (ущерб) от негативного проявления налоговых рисков, охватывает процессы налогообложения на корпоративном уровне, направлен на создание и эффективное функционирование механизма налогообложения для достижения финансовых целей. Для этого менеджеры проводят оптимизацию способов использования предоставленных коммерческим банкам законом прав и исполнения своих налоговых обязательств.
Эффективность налогового менеджмента в коммерческом банке во многом определяется организационной структурой (организационным обеспечением менеджмента) и эта структура должна быть оптимальной, в том числе и по налоговым критериям (минимальные затраты на налоговое управление, сведение к минимуму налоговых рисков, исключение ошибок, связанных с формированием налоговой отчетности и т.д.). Каждый банк, формируя систему налогового менеджмента, должен исходить из реального объема средств, которые он может выделить на ее организацию, и стремиться к тому, чтобы деятельность менеджеров в части управления налогообложением и рисками была максимально эффек-
тивна.
Заметим, что в сравнительно небольших банках, организация отдельного подразделения (службы) налогового менеджмента нецелесообразна, а функции налогового управления вполне могут быть распределены между существующими работниками. В то же время в крупных банках, в которых функционирует достаточно разветвленная организационная структура с развитыми горизонтальными и вертикальными связями, для эффективной реализации функций налогового менеджмента требуется специальная налоговая служба (подразделение). При ее организации очень важно определить принципы интеграции функциональной системы налогового менеджмента в действующую организационную структуру банка и провести разделение соответствующих обязанностей между существующими структурными подразделениями.
На первом этапе организации налогового менеджмента в банке необходимо определить тип его организационной структуры налогового подразделения и состав его работников. На втором этапе - осуществить разделение функций (менеджмента) и соответственно должностные обязанности работников налогового подразделения.
Функции налогового менеджмента, реализуемые в банковской финансовой практике, являются, таким образом, основным фактором его организации. Вторым, не менее значимым фактором является система налогообложения кредитной организации. В этой связи кратко рассмотрим особенности и характеристики основных налогов, уплачиваемых российскими банками
1. Налог на прибыль организаций.
По информации из аналитического обзора развития банковского сектора данным [5], на 1 января 2016 года в банковском секторе функционировало 733 кредитных организаций, что меньше на 190 ед. или на 20,6 %, чем два года ранее. Имеет место негативная микродинамика формирования финансового результата в российских кредитных организациях. Совокупный объем прибыли прибыльных банков сократился на 276 449,10 млн руб. или на 27,3%, но при этом, совокупный объем убытка убыточных организаций увеличился на 525170,2 млн руб. или в 29,1 раза. В целом, объем прибыли в банковском секторе снизился с 993,5 до 191,9 млрд руб., или в 5,1 раза (в абсолютном выражении снижение составило 801619,1 млн руб.). Естественно, такое снижение не могло не повлечь за собой и снижение фактической уплаты кредитными организациями налога на прибыль.
Сопоставление прибыли российских кредитных организаций с их суммарным объемом активов, позволяет сделать нам вывод об относительно низкой прибыльности банковского сектора экономики. Так, если в 2013 году этот условный процент составлял 0,33 %, в 2014 году - 0,22%, в 2015 году лишь 0,15%. Как видим, относительная прибыльность также снижается (как и сама величина прибыли). Налог на прибыль соответственно по годам анализируемого периода составил 0,32 (2013 год), 0,20 (2014 год) и 0,13 (2015 год) процента от суммарных активов.
2. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) имеет свои особенности в банковской деятельности. Так, наиболее важным моментом при определении налогооблагаемой базы по данному налогу для банков является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (за исключением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия. Особенности исчисления НДС для коммерческих банков состоят в следующем:
3. Налоги имущественного характера
Среди налогов этой группы, прежде всего выделяется налог на имущество организаций. Специфика обложения налогом на имущество банков и других финансово-кредитных учреждений заключается в том, что его источником являются не финансовые результаты, как у прочих плательщиков, а операционные и прочие расходы. Кредитные организации также могут уплачивать:
- транспортный налог, если банк является владельцем транспортных средств;
- земельный налог, если банку предоставлена земля в собственность, владение и пользование ею на территории России;
- прочие налоги и сборы, государственную пошлину в соответствии с налоговым законодательством РФ.
В завершение вопроса скажем, что налогообложение коммерческих банков представляется достаточно сложной проблемой, поскольку они являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. Считаем, что необходимо использовать зарубежный опыт в целях реформирования системы налогообложения российских коммерческих банков, в первую очередь, в части оптимизации льгот по НДС и налогу на прибыль организаций. От того, насколько рациональной будет система налогообложения банков, будет зависеть их развитие, а развитие любой коммерческой организации всегда сопровождается увеличением прибыли. Налог на прибыль, уплачиваемый банками, примет положительную тенденцию, а значит будет происходить реальное увеличение доходов бюджетов всех уровней.
Далее выделим проблемы системного характера в области управления налогообложением банков в современных условиях и проведем краткий обзор существующих и возможных направлений в их решении.
1. Проблема разработки общей концепции налогообложения коммерческих банков исходя из тенденций и задач развития банковской системы в современных условиях.
Исследователем Гончаренко Л.И. (Финансовый университет при Правительстве РФ) предлагаются следующие направления решения данной проблемы:
- обоснование взаимного влияния национальной налоговой системы и результативности банковской деятельности;
- проведение исследования теоретико-методологических особенностей налогообложения банков;
- выявление специфики формирования налогового потенциала коммерче-
ского банка.
В дополнение выскажем свою позицию по решению этой проблемы.
Наличие единой концепции налогообложения кредитных организаций позволяет (как минимум, теоретически) установить оптимальный баланс между интересами банков, хозяйствующих субъектов и государства при формировании налоговых доходов бюджета. Актуальность данной проблемы определяется необходимостью дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, такого ее сегмента, как налогообложение коммерческих банков, в условиях проведения институциональных преобразований и тенденций инновационного развития экономики.
2. Проблема налогового администрирования кредитных организаций.
Специфику налогового администрирования банковской деятельности следует определять с позиции институциональной концепции экономической теории, то есть, банки рассматриваются одновременно в качестве налогоплательщиков и субъектов налогового (финансового) контроля, вовлеченных в выполнение государством контрольных функций. Общим решением проблемы является выработка механизма вовлечения банков в выполнение ими налогово-контрольных функций для целей обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых платежей в бюджетную систему. Возможные направления решения данной проблемы:
- разработка специальных методик выявления налоговых последствий трансфертного ценообразования по банковским продуктам;
- внесение уточнений в существующую методику планирования выездных налоговых проверок в отношении банков и их филиальной сети;
- внедрение в финансовую практику метода предварительных соглашений между налоговыми органами и банками, которые раскрывали бы реально действующий механизм налогообложения финансового инжиниринга.
Так же следует определить методические подходы в процедуре запрашиваемой налоговыми органами у банков информации для осуществления первыми контрольных действий.
3. Проблемы, связанные с налогообложением прибыли банков.
Налог на прибыль организаций является основным налогом, который уплачивают банки и он играет существенную роль в эффективности деятельности банка в целом, поскольку непосредственно связан с размером полученной банком прибыли. Актуальность данной проблемы обусловлена сложностью и несовершенством налогового законодательства по налогу на прибыль, что оказывает с нашей точки зрения значительное отрицательное влияние на развитие всего банковского бизнеса и настоятельно требует эффективного и специализированного управления налогообложением прибыли применительно к финансовой специфики рассматриваемого банка.
4. Проблема налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Данная проблема обуславливается с одной стороны, проблематикой возмещения данного налога из бюджета и необходимостью оптимизации налогообло-
жения по ряду банковских операций, по которым этот налог уплачивается.
Для решения данной проблемы необходимо обосновать правомерность приоритета принципа экономии налогообложения по отношению к принципу справедливости при установлении освобождений от НДС операций банков. При этом, следует учитывать специфику совершения банковских операций и технологий, из-за которой налоговый контроль при традиционных подходах не позволяет эффективно выявлять налоговые нарушения. Также остается вариант изменения подходов в налоговом законодательстве в части порядки исчисления и уплаты НДС, отражающих экономическое содержание отдельных банковских операций и сделок. Необходимо привести объективные доказательства по освобождению конкретных видов банковских операций от НДС исходя из экономической сущности данного налога.
Помимо налога на прибыль и НДС, коммерческие банки также уплачивают еще целый ряд налогов, однако они в совокупности занимают существенно меньшую долю в общей сумме налоговых платежей. Вместе с тем, полагаем, что несмотря на это, проблема оптимизации структуры налоговых платежей в кредитных организациях - существует и требует своего решения.
5. Проблема организации налогового учета в банке.
Общее совершенствование системы налогообложения, наблюдающееся с 2000 года с принятием Части 2 Налогового кодекса РФ [6], привело к усложнению расчетов по целому ряду налогов, и прежде всего тех налоговых платежей, которые составляют основную часть доходных поступлений бюджета (налог на прибыль, НДС, акцизы). Попытка отразить чисто налоговые операции в финансовом учете, не ориентированном на реализацию каких-либо фискальных функций, также, как и попытка отразить формирование комплексного показателя налогооблагаемой базы по каждому налогу в системе счетов и регистров бухгалтерского учета, неизбежно ведут к искажению-финансовых показателей, создают конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поэтому возникла потребность в организации обособленного вида учета в банке - налоговом учете.
Решение этой проблемы освящается во многих научных публикациях, среди которых, на наш взгляд, особо следует отметить работы Гончаренко Л.И. [7]. Автором справедливо отмечается, что налог на прибыль является основным не только в количественном выражении, но также и потому, что напрямую снижает финансовый результат (прибыль) банка. Все остальные налоги относятся на расходы банка. Требуется использование специальных группировок расходов в целях последующей организации и детализации налогового учета.
Среди других проблем в налогообложении коммерческих банков можно рассматривать проблемы:
- управления налогообложением банков без привязки к финансовым показателям,
- интеграции функциональной системы управления налогами в организационную структуру кредитной организации,
- моделирования налоговых потоков (заметим, в первую очередь, по налогу на прибыль банка), а также проблемы, связанные с применением системного подхода к функциональному построению налогового менеджмента банка и последующей методической оценки эффективности его функционирования.
Можно утверждать, что перечисленные проблемы все в большей мере будут находить свое решение в научных публикациях и, надеемся, составят предмет нашего исследования и в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайков, В.П. Методологические подходы к формированию налоговой политики банка / В.П. Зайков, А.А. Гаврилов, А.В. Погорелов // Финансы и кредит. 2015 (сентябрь). № 36(660). С. 2-11.
2. Лаврушин, О.И. Банковский менеджмент: Учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова и др. М.: КНОРУС, 2014. 560 с.
3. Зайков, В.П. Формирование теории государственного налогового менеджмента. Объекты управления: монография / В.П. Зайков. Краснодар: Кубанский институт социоэкономики и права (филиал) ОУП «Академия труда и социальных отношений», 2016. 144 с.
4. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка России.
5. Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия). Аналитические показатели. - 2016. - № 163 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru /analytics/ bank_system/obs_ex.pdf.
6. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М: Проспект, КноРус, 2016. 848 с.
7. Гончаренко Л.И. (диссертация д.э.н.)