Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования банковской деятельности'

Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / TAX POLICY ( TAXATION POLICY ) TAX REGULATION / STATE REGULATION OF BANK SYSTEM / BANK SECTOR / TAX CONTROL / PROFIT TAX / THE VALUE - ADDED TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адилов Расул Мухтарпашаевич, Адилова Умрайхан Шамильевна

Развитие банковской системы осуществляется под воздействием всей совокупности форм и методов государственного управления, среди которых выделяются и налоговые инструменты. В статье рассматриваются теоретические вопросы, относящиеся к налоговому регулированию банковской деятельности на современном этапе развития России, анализируется состояние банковской системы и действующая система налогообложения коммерческих банков и предлагаются пути совершенствования налогового регулирования банковской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of bank system is carried out under the influence of all forms and methods in total of government among which tax instruments are also allocated. The theoretical questions concerning tax regulation of bank activity at the present stage of development of Russia are considered in the article. The condition of bank system and working system of the taxation of commercial banks are also analyzed and ways of perfection of tax regulation of bank activity are offered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования банковской деятельности»

Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования банковской деятельности

Адилов Расул Мухтарпашаевич д.э.н., зав. кафедрой экономики филиала «ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в г.Махачкале, E-mail: [email protected] tel. 8-903-469-69-91 Адилова Умрайхан Шамильевна к.э.н., доцент кафедры экономическая теория «ГОУ ВПО Дагестанский государственный университет»

Аннотация: Развитие банковской системы осуществляется под

воздействием всей совокупности форм и методов государственного управления, среди которых выделяются и налоговые инструменты. В статье

рассматриваются теоретические вопросы, относящиеся к налоговому регулированию банковской деятельности на современном этапе развития России, анализируется состояние банковской системы и действующая система налогообложения коммерческих банков и предлагаются пути совершенствования налогового регулирования банковской деятельности

Ключевые слова: Государственное регулирование банковской

деятельности, банковский сектор, налоговая политика, налоговое

регулирование, налоговый контроль, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.

Abstract: Development of bank system is carried out under the influence of

all forms and methods in total of government among which tax instruments are also allocated. The theoretical questions concerning tax regulation of bank activity at the present stage of development of Russia are considered in the article. The condition of bank system and working system of the taxation of commercial banks are also analyzed and ways of perfection of tax regulation of bank activity are offered.

Keywords: State regulation of bank system , bank sector , tax policy ( taxation policy ) tax regulation , tax control , profit tax , the value - added tax .

Государственное регулирование является необходимым условием

существования и развития любой страны на современном этапе.

Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность страны. При этом, как указывает Е. Примаков, "государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса. В

отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает" [2].

Банковская деятельность как основной элемент механизма финансовой деятельности государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государства, поскольку банки ставят в зависимость от своей деятельности защищенность и устойчивость национальной валюты. Как указал Мюррей Ротбард, "если не считать войн, то денежная политика является главным способом усиления государственного вмешательства в экономику "[9].

Практика рыночных реформ в стране показала, что многие общественно значимые задачи, в том числе и удержание рыночных отношений в конкурентных рамках, невозможно решать вне государственно-правового механизма. В особенности это касается банковской системы РФ. Однако при этом важно не переступить ту грань за которой государственное регулирование банковской деятельности переходит в свою противоположность - управление экономикой исключительно административными методами. Поэтому, как справедливо отмечал, В.С. Мартемьянов, «мера государственного воздействия и его пределы при вмешательстве в дела предпринимателя определяются достаточностью и необходимостью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в нужном обществу направлении. Эти пределы должны быть точно намечены и закреплены в правовых нормах. В то же время, отказываясь от непосредственного административно-командного стиля вмешательства государства в экономические процессы, необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к государственному воздействию на экономику гражданско-правовыми средствами».

Одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования экономики страны являются налоги.

Налоговое регулирование позволяет государству при любой

экономической конъюнктуре концентрировать в своих руках финансовые ресурсы, благодаря чему у властей появляется возможность значительно влиять на экономическое развитие страны на каждом этапе ее развития. Именно посредством налогового регулирования реализуется субъективная деятельность государства в лице органов государственной и исполнительной власти по использованию объективных возможностей налогов способствовать развитию индивидуального и общественного производства.

Развитие банковской деятельности - необходимое условие функционирования механизма рыночного хозяйства, поскольку банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику макропроцессов.

Банки являются, как правило, достаточно устойчивыми и крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности кредитных организаций.

Стабильность исполнения федерального, региональных и местных бюджетов зависит от надежности банковской системы в целом, так как коммерческие банки выступают в роли плательщиков налогов, а также выполняют функции учета и контроля за налогоплательщиками, создают новые финансовые технологии, улучшающие сбор налогов и повышающие уровень контроля над финансовыми потоками в стране. Поступление налоговых платежей от банковского сектора уже превысил докризисный объем, доля банковского сектора в общем объеме налоговых поступлений также возросла до 4,1% по Российской Федерации и до 2,8% по республике Дагестан (таблица 1)

Таблица 1

Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ.

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

млн.руб. % млн.руб. % млн.руб. % млн. руб. % млн.руб. %

По Российской Федерации

Всего налоговых поступлений 5441025 100 6967626 100 7967804 100 6307025 100 7687884 100

в том числе: от банковской деятельности 209793 3,8 245708 3,5 285620 3,6 239845 3,8 316917 4,1

По республике Дагестан

Всего налоговых поступлений 8634 100 10578 100 16251 100 14219 100 16212 100

в том числе: от банковской деятельности 237 2,7 239 2,3 362 2,2 335 2,4 449 2,8

Несмотря на кризисные явления в банковской сфере в 2010 году увеличились соотношения большинства ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике, и ВВП. В первую очередь это было обусловлено существенным снижением номинальной величины ВВП. Отношение активов банковского сектора к ВВП по сравнению с 2008 годом увеличилось на 7,6 процентного пункта и достигло 75,2%. что является самым высоким значением для банковской системы России за весь период наблюдений. Вместе с тем по этому показателю Россия значительно отстает от развитых стран, так, например, в Великобритании он составляет 400%, во Франции - 335%, в Германии - 196%.

Отношение капитала банковского сектора к ВВП составило 10,5%, превысив уровень 2008 года на 1,3 процентного пункта.

В 2010 году возобновился рост прибыли действующих кредитных организаций. На 1.01.2011 она достигла 573,4 млрд. рублей, а с учетом финансового результата предшествующих лет - 1739,5 млрд. рублей (за 2009 год - 205,1 и 1333,5 млрд. рублей соответственно). По объему полученной прибыли банковский сектор превысил не только уровень 2009 года (в 2,8 раза), но и показатели докризисного периода (на 12,9% к уровню 2007 года).

В структуре факторов формирования финансового результата (см. рис. 1) рост прибыли в 2010 году был обеспечен в первую очередь за счет частичного восстановления сумм резервов на возможные потери [6].

Рис. 1. Факторы формирования прибыли по банковскому сектору

Исследование взаимодействия налоговой и банковской систем позволило установить наличие между ними достаточно устойчивой связи на разных этапах построения рыночных отношений. Исследование и систематизация теоретикометодологических подходов к роли банков в социально-экономическом развитии страны позволили выделить факторы, оказавшие влияние на становление и тенденции реформирования налоговой системы:

- направления развития банковской системы, в том числе организационноправовые формы создаваемых и действующих банков;

- специфика банковских операций и технологий;

- процессы происходящие в экономике, которые затрагивают интересы государства и на которые можно оказать влияние через банки, в том числе инфляция, обращение иностранной валюты, масштабы наличного оборота и формы безналичных расчетов, др.

Отмеченные факторы находят отражение в таких направлениях налоговой политики в отношении банков как:

- изменение общего уровня налоговой нагрузки на банковский сектор (в т.ч. через налоговые ставки, состав расходов для целей налогообложения);

- установление особого порядка формирования налоговой базы по отдельным налогам;

- введение (отмена) специальных налогов или освобождений (льгот) по отдельным доходам и операциям;

- модификация характера отношений между налоговыми органами и банками.

Процесс взаимодействия банковской и налоговой систем отличается многогранностью и временами противоречив. В последние два десятилетия налоговое регулирование характеризовалось разнонаправленностью действия (сдерживающее, стимулирующее, нейтральное) и различием видов проявления (опережающее, опаздывающее и своевременное).

Анализ эволюции взаимосвязи налоговой и банковской систем показывает, что в отличие от традиционной оценки налогообложения банков как исключительно фискального инструмента государственной политики, на этапе построения рыночных отношений оно носило в значительной мере регулирующий характер. Потребности становления банковской системы стали объективной основой более благоприятного налогового климата в отношении отдельных банковских продуктов. В комплексе с другими мерами налоговые преференции способствовали вовлечению денежных потоков в банковскую сферу, соответственно формированию пассивов отечественных банков как центрального звена, обеспечивающего цивилизованные денежно-кредитные отношения в стране, в противовес практике использования "денежных суррогатов" [3].

Вместе с тем стимулирование одних видов деятельности банков

сочеталось в налоговой политике государства с дестимулированием других. Так, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте сдерживал развитие спекулятивных операций с валютой. Применение данного "нерыночного" налога позволяло, кроме того, восполнить фискальную составляющую в налогообложении банков, потери которой были связаны со снижением налоговой нагрузки на банковские операции, в которых была заинтересована российская экономика [4].

Имели место и некоторые просчеты в налоговой политике, выражавшиеся в стремлении решить фискальные задачи наиболее доступным в то время способом — увеличением налоговой нагрузки на высокорентабельные сферы. Высокий уровень налоговых изъятий за счет «оборотных налогов», не учитывающих банковскую специфику, не способствовал полному декларированию и капитализации банковской прибыли: завышались общие издержки банковской деятельности, тормозился процесс внедрения международных стандартов финансовой отчетности. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ при проведении выборочного обследования деловой активности банков выявил, что среди факторов, препятствующих деятельности банков, 54% руководителей выделили недостаток собственного капитала и неэффективную налоговую политику [4].

Налоговое регулирование в отношении банковской сферы имеет специфику, обусловленную значительной степенью самостоятельности функционирования банковской системы, в центре которой стоит ЦБ РФ. Можно выделить следующие базовые положения формирования методологии налогообложения банков:

- налоговые инструменты должны иметь явно выраженный косвенный характер влияния при преимущественном значении прямых форм государственного и гражданско-правового регулирования деятельности банков со стороны уполномоченных органов, что обусловлено объективными

общественно-экономическими причинами, нашедшими выражение в специфике роли банковской системы в экономике страны, основных направлений деятельности банков;

- механизм исчисления налоговой базы по отдельным налогам должен учитывать специфику экономического содержания доходов и операций банков, а также меры, предпринимаемые для регулирования их деятельности органами, законодательно и нормативно определяющими требования к функционированию банковской системы;

- необходим эффективный контроль за налоговыми платежами банков в бюджет, ибо независимость банков в оперативной профессиональной деятельности не означает отсутствия государственного контроля, в т.ч. со стороны налоговых органов за выполнением кредитными организациями законодательства РФ по налогам и сборам.

Исследование общих теоретических положений налогового регулирования позволило обосновать два определяющих принципа осуществления налогового регулирования: принцип комплексности

(применение мер налогового регулирования следует увязывать с иными формами государственного регулирования с учетом целей и интересов субъектов хозяйствования) и принцип своевременности (изменения в налогообложении должны соответствовать структурным преобразованиям, новациям в нормативной базе и системе контроля за деятельностью субъектов налогообложения), обеспечивающих эффективность деятельности налогоплательщиков.

Группировка совокупности налоговых мер государственного регулирования деятельности банков дает возможность определить специфику области распространения их воздействия. Кроме двух традиционно выделяемых направлений в назначении налоговых инструментов в отношении банков (развитие банковской системы в целом, а также отдельных видов банковской

деятельности) выделяется третье: воздействие на поведение других

налогоплательщиков - клиентов банков. При этом, оно постепенно стало превращаться в барьер для построения равных конкурентных условий развития разных сфер деятельности. Именно это стало причиной корректировки содержания налоговых инструментов в контексте общих тенденций развития налоговой политики начала двухтысячных (отказ от обложения НДС процентов по займам в денежной форме, включение в налоговую базу процентных выплат по корпоративным долговым ценным бумагам для всех эмитентов и др.).

Безусловно, основную роль в регулировании банковской деятельности играет налог на прибыль. Налог на прибыль коммерческих банков с 01.01.2009 года снижен с 24% до 20% , из них 2,0 % зачисляется в федеральный бюджет и 18,0 % в бюджет субъектов Российской федерации. Коммерческие банки в РФ значительно отличаются как по масштабам прибыли, так и по величине активов и собственного капитала. Мы считаем, что все это обуславливает возможность использования прогрессивной шкалы при налогообложении прибыли коммерческих банков в РФ.

В связи с этим, целесообразно для целей налогообложения прибыли дифференцировать банки в соответствии с финансовыми результатами деятельности кредитных организаций - показателями балансовой прибыли, величины капитала и величины активов. Подобная дифференциация позволит предложить систему налогообложения прибыли, более приближенную к результатам и масштабам деятельности кредитных организаций, а также за счет крупнейших налогоплательщиков в данной сфере увеличить поступления по налогу в целом. При этом мелкий банковский бизнес и его интересы будут соблюдены более чем достаточно за счет более низкой ставки налога на прибыль по сравнению с крупнейшими и иными банками.

В коммерческих банках отсутствует база для определения теоретически и законодательно установленного объекта обложения налогом на добавленную

стоимость, а именно самой добавленной стоимости, поскольку большая часть тарифов за услуги банков не основывается на калькуляции ее себестоимости. Относительно высокая доля НДС в налоговых платежах банков имеет место в условиях, когда банковские операции (кроме инкассации), согласно ст. 149 НК РФ, освобождены от обложения НДС [1]. Одной из причин сложившейся структуры налоговой нагрузки является значительный объем «не банковских» услуг (посреднические операции, в т.ч. с ценными бумагами, трастовые и др.).

Для развития методологии налогообложения важное значение имеет вопрос об экономической целесообразности освобождения банковских операций от НДС. Любое освобождение ведет к фискальным потерям государства, но оно же преследует и определенную цель с позиции осуществления налогового регулирования. Среди российских экономистов существует мнение, что освобождение банковских операций от НДС стимулирует развитие банковской деятельности, так как снижается цена банковских услуг. Другие исходят из рассуждений о том, что большинство банковских операций экономически и юридически не может быть отнесено к понятию услуга (товар, работа), соответственно нет законодательно установленного объекта налогообложения НДС [3].

На наш взгляд, освобождение от НДС операций, совершаемых банками, с позиции преимущественного значения принципа экономии в налогообложении, выражающемся в эффективности налогового контроля приведет к относительному уменьшению поступлений в бюджет при достаточно существенном сокращении расходов на администрирование. Особую актуальность данный подход имеет в отношении тех операций, которые технологически обусловлены и взаимосвязаны с банковскими, например, по валютным операциям в части посреднических сделок.

Таким образом, важнейшими в налоговом механизме России с точки зрения поступлений в бюджет являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Из этих двух налогов основное регулирующее воздействие несет налог на прибыль. Наиболее значимыми методами налогового регулирования являются: дифференциация ставки налога; изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налога, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм); изменение порядка расчета налогооблагаемой базы и т.д. Применяя данные методы, государство может воздействовать на банки и предприятия, направляя их деятельность в выгодное для него русло.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ

2. Гейвандов Я.А. Государственное регулирование банковской деятельности в РФ. 2009.

3. Гончаренко Л.И. Налогообложение коммерческих банков: теория и методология. — М.: Проспект, 2008.

4. Кацашвили Н.И. Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговой системой. «Вестник налоговый» № 2. 2009г.

5. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1994. - С. 190-191.

6. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2010 году.-М.: Типография Новости, 2010.

7. Ротбард М. Государство и деньги. Челябинск, 2004. С. 13

8. www.cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.