корпорации в процессе формирования, распределения и использования финансовых, материальных и иных ресурсов.
Все это в полной мере относится и к коммерческим банкам, которые являются характерным примером корпоративной структуры и функционируют в условиях значительного финансового риска, нестабильности законодательно-нормативной базы, в том числе в части их налогообложения2. Сущность налоговой политики современного коммерческого банка следует рассматривать как совокупно сть це лей и мер оприятий организационного и финансового характера, направленных на постоянное воспроизводство банковской деятельности для обеспечения безубыточности их работы в условиях безусловной необходимости выполнения налоговых обязательств перед государством. Грамотная налоговая политика позволяет банку на практике более эффективно использовать конкурентные преимущества корпоративных структур.
Обобщенно целями и задачами налоговой политики банка следует, на взгляд авторов, считать:
— снижение финансовых рисков, связанных с исчислением и уплатой налогов;
— оптимизацию уровней основных налогов;
— выявление резервов в уплате налоговых платежей;
— повышение эффективности управления операционной прибылью банка;
— повышение результативности принятия и реализации решений по привлечению и размещению банковского капитала;
— повышение конкурентоспособности за счет снижения налоговых издержек.
Налоговая политика коммерческих банков имеет исключительно важное значение для внутреннего анализа эффективности их деятельности, а также для оценки влияния налогового законодательства на формирование кредитного рынка, и в частности кредитование реального сектора экономики3. В связи с этим среди важнейших факторов формирования налоговой политики российских коммерческих банков в современных условиях, по мнению авторов, можно выделить следующие:
2 Синки Дж. Управление финансами в коммерческом банке. М.: Gatallaxy, 2008. 606 с.
3 Ольховик В.В. Влияние налогообложения прибыли банков на
кредитование реального сектора экономики. СПб., 2014. 16 с.
— развитие банковских инноваций в области кредитных, депозитных и расчетно-кассовых операций, в первую очередь за счет приобретения современных информационных технологий, что непосредственно сказывается на налоге на имущество;
— стремление банков к увеличению своего влияния в определенных сегментах банковского рынка, расширение географии банковской деятельности, что связано с проблемой оптимизации налогообложения прибыли дочерних структур;
— постоянные изменения в налоговом законодательстве и как следствие — принятие ведомственных нормативных актов и разъяснений по вопросам уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль;
— международный характер банковского бизнеса, что связано с проблемой избежания двойного налогообложения прибыли, полученной в зарубежном отделении банка;
— влияние изменения валютных курсов и (что особенно отчетливо наблюдается за последние месяцы) международных финансовых санкций;
— возрастающая конкуренция между банками, «борьба» за клиента, увеличение маркетинговых издержек и прочих расходов, не относимых к операционным, что связано с проблемой формирования налоговой базы по налогу на прибыль;
— процентная политика Банка России, изменение норм резервирования.
В настоящее время ведутся научные дискуссии по проблеме определения методологического содержания термина «налоговая политика»4.Как считают авторы, налоговая методология — это разностороннее поле исследования проблем в налоговой сфере, открытое для новых подходов в их решении. Новые подходы «проникают» из смежных (с налоговой) областей или научных дисциплин, и в связи с этим авторами предлагается рассматривать три базовых методологических подхода.
Первый — налоговая политика как элемент финансовой политики коммерческого банка (смежная дисциплина — «корпоративные финансы»).
4 URL: http://www.dissercat.com; Макрушин А.В. Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом. URL: http://wwwjourclub. ru/15/895/.
Второй — политика как эффективное средство в достижении налоговых целей в рамках финансовой стратегии банка в текущем и среднесрочном периодах (банковский менеджмент, стратегический менеджмент).
Третий — налоговая политика как практическая целевая установка в планировании и оптимизации налоговых платежей коммерческого банка (налоговый менеджмент фирмы).
В каждом из подходов могут использоваться различные методики оценки эффективности политики, указываться специфичные цели и задачи, плановые мероприятия налоговой политики банка. Рассмотрим сущность обозначенных подходов.
1. Налоговая политика как элемент финансовой политики банка
Современная экономическая ситуация в российской банковской системе характеризуется следующими чертами:
— неуклонно возрастающая конкуренция между различными финансовыми посредниками за средства населения и организаций;
— периодически или эпизодически принимающая особую остроту проблема ликвидности коммерческих банков, деятельность которых во многом зависит от внешних источников и подвержена сильному влиянию факторов внешней среды;
— высокая динамичность изменений и значительная неопределенность в нормативно-правовых основах регулирования, что влияет на принятие рациональных управленческих решений.
Все это требует от менеджмента коммерческих банков продуманной и эффективной финансовой политики, несомненно, являющейся частью банковской56, наряду с такими составляющими, как политика управления персоналом, маркетинговая политика и т.д. В одной из последних работ7 Е.Г. Шатковской предлагается сущность и классификацию финансовой политики определять на основе нескольких подходов (иерархический, иделогический, элементный и нормативный). При этом ученая по укрупненным объектам финансового управления рассматривает методологию
5 Лаврушин О.И. Банковский менеджмент. М.: КноРус, 2010. 560 с.
6 Банковский менеджмент / под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 319 с.
7 Шатковская Е.Г. Формирование и реализация финансовой
политики кредитной организации в условиях согласованного регулирования. Екатеринбург, 2015. 405 с.
формирования политики управления капиталом, активами, ликвидностью и доходностью кредитных организаций. Как видим, в этом перечне отсутствует политика управления расходами (очевидно в ее составе должна рассматриваться и налоговая политика), что, на взгляд авторов, не обеспечивает полноты классификации финансовой политики даже в рамках укрупненного представления объектов управления финансового менеджмента.
Анализируя другие точки зрения по этому вопросу, авторы сочли достаточно спорной позицию Е.А. Бибиковой и С.В. Симонцевой8, которые включают в состав банковской политики финансовую, депозитную, кредитную, инвестиционную, сберегательную, ценовую, дивидендную политики. На взгляд авторов, все перечисленные политики относятся к категории финансовых, поскольку каждая из них выражает определенные денежные потоки, обусловленные теми или иными финансовыми отношениями банка с его клиентами, контрагентами или собственниками. Авторы считают, что термин «финансовая политика банка» является обобщающим, а на практике он может быть отражен определенными видами финансовых политик, в том числе налоговой, депозитной, кредитной, процентной, валютной, инвестиционной, дивидендной, эмиссионной и т.д. Банковская же политика включает в себя перечисленные финансовые и нефинансовые виды политик.
Видам финансовой политики (в узком смысле — «финансовым политикам») предлагается дать определение обобщающего характера.
Финансовая политика коммерческого банка — это совокупность принципов, методов и способов выполнения последовательно связанных действий банка по формированию и трансформации его финансовых (банковских) ресурсов в целях выполнения функций банка в условиях действия изменчивых факторов внешней и внутренней среды.
Рассматривая тот или иной вид финансовой политики банка, данное определение можно уточнять, конкретизировать цели и методы проведения рассматриваемой финансовой политики.
Налоговая политика выражает, на взгляд авторов, последствия от реализации той или иной финансовой политики. С ее помощью, например, можно
8 Бибикова Е.А. Финансовая политика коммерческого банка: значение, роль, принципы формирования // Вестник ИГЭУ. 2011. Вып. 5. С. 5-9.
Таблица 1
Динамика активов российских кредитных организаций в 2012-2014 гг., млрд руб.
Значение показателя _
. Прирост в периоде
Активы на отчетную дату
01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 Абсолютный %
Денежные средства, драгоценные металлы и камни, всего 1 554,0 1 608,7 2 754,2 1 200,2 77,23
Денежные средства 1 423,5 1 523,1 2 671,8 1 248,3 87,69
Счета в Банке России и в уполномоченных органах других 2 159,9 2 264,9 3 297,8 1 137,9 52,68
стран, всего
Корреспондентские счета в кредитных организациях 1 483,3 1 496,5 2 675,2 1 191,9 80,35
Ценные бумаги, приобретенные кредитными 7 034,9 7 822,3 9 724,0 2 689,1 38,23
организациями
Прочее участие в уставных капиталах 333,4 353,9 427,6 94,2 28,25
Производные финансовые инструменты 163,9 175,8 2 298,6 2 134,7 13 раз
Кредиты и прочие ссуды 33 993,1 40 535,3 52 115,7 18 122,6 53,31
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства 33 960,1 40 417,7 51 799,5 17 839,4 52,53
В том числе:
— кредиты и прочие размещенные средства, 19 971,4 22 499,2 29 536,0 9 564,6 47,89
предоставленные нефинансовым организациям; — кредиты и прочие средства, предоставленные 7 737,1 9 957,1 11 329,5 3 592,4 46,43
физическим лицам;
— кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, 4 230,4 5 130,6 6 895,0 2 664,6 62,99
предоставленные кредитным организациям
Основные средства, прочая недвижимость, 1 090,5 1 147,5 1 222,3 131,8 12,09
нематериальные активы и материальные запасы
Использование прибыли 210,2 192,2 177,0 -33,2 -15,79
Налог на прибыль 204,4 188,6 157,7 -46,7 -22,85
Прочие активы 1 486,3 1 826,0 2 960,5 1 474,2 99,19
Всего активов 49 509,6 57 423,1 77 653,0 28 143,4 56,84
ВВП России (справочно)* 61 845,5 67 229,2 70 975,6 9 130,1 14,76
*URL: http//www.gks.ru.
Источник: URL: http://www.cbr.ru /analytics/ bank_system/obs_ex.pdf.
оптимизировать налог на прибыль при формировании доходов от реализации кредитной или валютной политики и расходов, связанных с реализацией дивидендной или эмиссионной политики. НДС формируется в результате реализации процентной политики, а налогооблагаемая база по налогу на имущество — как результат инвестиционной политики. В этом и проявляется связь налоговой политики с остальными видами финансовой политики.
2. Налоговая политика как средство в достижении налоговых целей в банковском менеджменте
Позиции российских банков по кредитному обслуживанию в большой степени зависят от перспектив развития банковского рынка, что во многом определяется валютными курсами. Если иностранная валюта становится ненадежной для деятельности банка, необходимо свести к минимуму использование этой валюты, одновременно внедряя более активно рублевую валюту, в том числе по кредитным сделкам.
Предполагается, что в целом банковская система Ро ссии будет в будущем расти и активно развиваться9. Действительно, активы банковского сектора РФ за последние годы устойчиво растут и в 2014 г. они превысили валовой внутренний продукт (ВВП) на 6 677,4 млрд руб. (табл. 1).
Отмечая позитивную динамику в банковских активах, тем не менее приходится констатировать снижение прибыльности кредитных организаций (банков) и (как прямое следствие) уменьшение налога на прибыль на 46,7 млрд руб., или на 22,8%. Очевидно, увеличения поступлений в бюджет по налогу на прибыль от банковского сектора не стоит ожидать и в ближайшей перспективе.
Недавно Банк России10 подготовил новый макроэкономический прогноз, согласно которому до конца 2017 г. зарубежные рынки капитала останутся
9 Перспективы развития банковского сектора России. URL: http://www.webeconomy.ru/mdex.php?cat=mcat&mcat=217&ne wsid=2190&page=cat&type =news.
10 URL: http//www.cbr.ru.
частично закрытыми для российских компаний, из-за чего ВВП в 2015 г. сократится на 3,5-4,0%, в 2016 г. — на 1,0-1,6%. Заемщикам предстоит погасить в текущем 2015 г. примерно 120 млрд долл., а с учетом потенциала рефинансирования — 65 млрд, что примерно в два раза меньше, чем в 2014 г. В связи с этим следует заметить, это намного ниже аналогичных показателей многих стран Европы. Поэтому, по мнению авторов, фактически рост активов (и в частности — кредитования) может и должен быть более значительным.
Несмотря на последствия финансового кризиса и введенные международные финансовые санкции в отношении России, на российский банковский рынок выходят иностранные банки, усиливая конкуренцию и часто консолидируя собственные активы. Многие российские банки привлекают внешних инвесторов к участию в их капитале, число стратегических инвесторов в течение последних лет увеличивается. Одновременно наблюдается усиление процессов укрупнения банков за счет их объединения и усиления надзорной функции Банка России. За последние два года число действующих кредитных организаций, имеющих право на совершение банковских операций, сократилось на 126 ед., или на 13,2%, составив на 01.01.2015 830 ед.11. Относительно недавно появились многочисленные микрофинансовые организации, специализирующиеся на мелком кредитовании физических лиц, однако, по мнению авторов, они еще не готовы к вовлечению в более масштабную банковскую деятельность. Возросли кредитные риски, и на фоне этого совокупный объем прибыли кредитных организаций продолжает снижаться (1 011 888, 993 584 и 589 141 млн руб. на 1 января 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно)12.
Налоговый аспект финансовой стратегии должен быть направлен, таким образом, на достижение двух главных задач:
— формирование постоянного круга надежных и рентабельных клиентов-заемщиков, активно использующих весь спектр предоставляемых услуг, что позволяет обеспечить в конечном итоге снижение негативного влияния международных финансовых санкций и существенное возрастание объемов, стабильность и регулярность совершения банками налоговых платежей;
11 Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия). Аналитические показатели. 2015. № 149. URL: http:// www.cbr.ru /analytics/ bank_system/obs_ex.pdf.
12 Там же.
— наращивание сбалансированного по рискам кредитного портфеля, обе спечивающе го максимальную доходность банковских активов и в определенной мере — долгосрочную стабильность формирования, устойчивое возрастание налоговой базы по налогу на прибыль.
Для реализации этих задач следует использовать выработанную на среднесрочный период налоговую политику банка, важнейший принцип реализации которой — индивидуальный подход к построению каждого кредитного проекта для нахождения экономически обоснованной и взаимовыгодной налоговой схемы с учетом расходов по депозитным операциям. Авторы уверены, что в отдельных случаях при выборе заемщика налоговые соображения должны преобладать над соображениями выгоды. В целом можно согласиться с позицией Е.Г. Шатковской относительно того, что принципы и цели (в том числе стратегические) банковского финансового менеджмента должны воплощаться в финансовой политике банка13.
В русле целевых установок банковского менеджмента можно дать следующее определение налоговой политики.
Налоговая политика банка—система среднесрочных целевых установок в области трансформации банковских ресурсов в налоговые платежи, а также система принципов и методов, увязанных с достижением стратегических финансовых целей. В отличие от целей налоговой политики целевые установки финансовой стратегии банка являются более определенными, конкретными и адаптированными к налоговой ситуации, развивающейся в среднесрочном периоде.
Задачи формирования налоговой политики современного банка в контексте финансовой стратегии, по мнению авторов, можно сформулировать следующим образом:
— создание условий для получения банком оптимальной прибыли при ограничении совокупного кредитного риска;
— выбор различных вариантов кредитного вложения банковских ресурсов с более детальным расчетом операционных доходов;
— обеспечение сбалансированности по срокам, объемам и затратам между банковскими ресурсами
13 Шатковская Е.Г. Роль принципов финансового менеджмента кредитной организации при реализации ее финансовой политики // Вестник Омского университета. Сер. «Экономика». 2014. № 4. С. 182-187.
и объемами, структурой кредитных вложений, расчет операционных расходов по депозитным операциям;
— определение и достижение целевых показателей финансового результата и контроль за их изменением, динамикой;
— прогнозирование возможных вариантов развития внешней и внутренней среды и нивелирование влияния негативных факторов на налогообложение банка;
— быстрая реализация новых перспективных возможностей в оптимизации налогообложения банка, возникающих в процессе изменения налогового законодательства и принятия соответствующих нормативных актов в этой области;
— проведение такой налоговой политики, которая позволила бы снижать налоговые издержки в составе общих и одновременно способствовать повышению привлекательности новых банковских кредитных продуктов, требующих существенного объема инвестирования;
— обеспечение взаимосвязи стратегического и тактического управления кредитными вложениями и депозитными операциями банка с позиций налоговых критериев;
— проведение мониторинга налогообложения банка.
3. Налоговая политика как практическая целевая установка в планировании и оптимизации налоговых платежей коммерческого банка
Зарубежный опыт формирования и реализации налоговой политики в кредитных организациях убедительно показывает, что в ходе своей деятельности банки используют целый арсенал средств и инструментов при выработке налоговых управленческих решений14. В налоговой политике банка отражаются параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по исчислению, уплате, учету налогов и управлению ими15. В отличие от
14 Зима О.В. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 6; Аликберова А.М. Налоговое регулирование банковской деятельности и пути его совершенствования. Махачкала, 2012. 182 с.
15 Гончаренко Л.И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков России. М., 2009. 500 с.; Лермонтов Ю.М. Выработка банком эффективной налоговой политики // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2009. № 12. С. 33-37.
зарубежных, российские банки, как правило, не разрабатывают отдельно налоговой политики, что является, на взгляд авторов, существенным упущением в организации финансового (налогового) менеджмента.
Как практическая целевая установка налоговая политика современного коммерческого банка должна, по мнению авторов, быть документально оформленной и содержать по крайней мере три базовые части блока (табл. 2).
Как показывает анализ данных табл. 2, базовые элементы налоговой политики банка одновременно выражают и о сновные этапы налогового управления.
Так, в предварительных (налоговых) действиях банка в пределах нормативных ограничений, установленных Банком России, кредитные организации самостоятельно определяют круг будущих заемщиков, виды и объемы кредитов и депозитов, тем самым формируя прогнозные объемы налогооблагаемых баз. С учетом налоговых ставок и льгот производится предварительный расчет налогов. Таким образом, в первом блоке налоговой политики банка могут отражаться две противоположные цели:
— повышение доходности активных (прежде всего кредитных) операций;
— снижение (оптимизация) расходов по пассивным (прежде всего депозитным) операциям.
Другой целью является потенциальное снижение налогового риска, главным фактором которого, по мнению авторов, становится кредитный риск. Как известно, в банковской деятельности, как и в других сферах финансовой деятельности, наибольшие доходы приносят операции с повышенным риском. Устанавливаемый банком более высокий (повышенный в сравнении с межбанковской ставкой кредитования) процент за кредит считается «платой за риск», и при формировании кредитного портфеля банк должен придерживаться принципа сочетания высокодоходных, достаточно рискованных кредитных вложений с менее доходными, менее рискованными.
С этих позиций авторами предлагается следующее определение налогового риска.
Налоговый риск — это риск неуплаты банком суммы исчисленных налогов и сборов и дополнительных налоговых платежей, вызванный снижением доходности по активным операциям вследствие
Регламенты, процедуры, параметры
Определение перечня уплачиваемых налогов и налоговых ставок. Определение налоговых льгот, которыми потенциально может воспользоваться банк. Прогнозный расчет операционных и неоперационных доходов, исходя из оценки кредитного риска.
Прогнозный расчет операционных и неоперационных расходов, исходя из оценки риска по депозитным операциям.
Оценка количественных пределов по совокупному объему налоговых платежей.
Принятые банком методы оценки налогового риска.
Методы снижения налоговых рисков (по их видам).
Контроль за процедурой подготовки налоговой отчетности
Формы документов налогового характера (отчетность, расчеты).
Технологическая процедура проведения налоговых расчетов.
Контроль за правильностью оформления налоговой отчетности
Порядок составления налогового бюджета (налоговое планирование).
Контроль за исполнением графика налоговых платежей.
Процедуры налогового аудита в банке.
Условия использования налоговых льгот.
Порядок покрытия налоговых убытков.
Контроль за представлением налоговой отчетности в налоговые органы, территориальные управления Банка России
Таблица 2
Базовые части налоговой политики современного банка
Части (блоки) политики
Предварительные действия банка по формированию налогового поля
Регламентация
документального оформления налоговых расчетов и платежей Собственно процесс управления налогообложением
неспособности контрагента кредитной сделки выполнить принятые на себя обязательства.
При неуплате процентов по сумме основного долга фактически (не по отчетности) доходная часть налогооблагаемой базы по налогу на прибыль уменьшается, а при невозврате основного долга банк несет убыток, увеличивая расходную часть этой базы.
Таким образом, в управлении налоговыми рисками имеет большое значение обоснованный выбор кредитного процента. По мнению авторов, методика выбора этого процента должна (хотя бы в общих чертах) быть отражена в налоговой политике современного банка.
В заключение отметим, что в налоговую политику банка как целевое практическое руководство в управлении налогообложением необходимо оперативно вносить коррективы в рамках принимаемых федеральными структурами нормативных актов. Например, в числе последних
актов — письмо Министерства финансов РФ (инициированное департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики) по налогу на прибыль кредитных организаций 16. Как известно, для налогообложения прибыли банки используют (без альтернативных вариантов) метод начисления, что на практике вызывает множество вопросов. Скажем, проценты по кредиту начислены, определена налоговая база по налогу на прибыль, фактически заемщик этих процентов не уплачивает, но банк по этому налогу выполняет налоговые обязательства в полном объеме. В письме Минфина России сделаны конкретные ссылки на статьи в законодательстве, разъясняющие отражение таких проблемных ситуаций в налоговом учете банка. Полагаем, что будет совсем не лишним отражать подобные разъяснения и в налоговой политике современного коммерческого банка.
16 О порядке налогообложения налогом на прибыль организаций: письмо Министерства финансов РФ от 02.02.2015 № 03-0306/1/3928.
Список литературы
1. Андреюк O.A. К вопросу стимулирования кредитных вложений в реальный сектор // Деньги и кредит. 2000. № 8. С. 35-37.
2. ВанХорн Дж. К., Вахович Д.М. (мл.). Основы финансового менеджмента. М.: Вильмс, 2015. 1225 с.
3. Взаимосвязь современной теории и практики финансов: коллективная монография / под ред. И.В. Ишиной, С.В. Фруминой. М.: Экономическая газета, 2014. 138 с.
4. Гончаренко Л.И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков России: монография. М.: Финансовый университет, 2012. 332 с.
5. Ефимова Т.А., ФедоровП.Ю., ШуваловаЕ.Б. Экономико-правовые вопросы налогообложения банков: монография. М.: МЭСИ, 2010. 326 с.
6. Ефимова Т.А. Налоговое администрирование коммерческих банков: монография. М.: МЭСИ, 2011. 281 с.
7. Зайков В.П. Государственный налоговый менеджмент: идентификация и налоговая политика: монография. Краснодар: КубГАУ, 2013. 195 с.
8. Клюкович С.В. Налогообложение коммерческих банков в российской налоговой системе // TERRA ECONOMICUS. 2011. Вып. 1. Т. 9. С. 70-72.
9. Лермонтов Ю.М. Выработка банком эффективной налоговой политики // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2009. № 12. С. 33-37.
10. Макрушин А.В. Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом. URL: http://www.jourclub.ru/15/895/2/.
11. Мурзин В.Е. О налогообложении финансово-кредитных организаций // Налоговый вестник. 2004. № 5. С. 87.
12. Пономарева В.А. Влияние финансового кризиса на кредитование реального сектора экономики. URL: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2008/2008-4/5/5.htm.
13. Пономарева С.В., Рогуленко Т.М. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности: монография. М.: Экономическая газета, 2011. 246 с.
14. Роль государства в развитии и модернизации банковского сектора в посткризисный период (российский и казахстанский опыт): монография / под ред. М.А. Абрамовой, А.Г. Конакбаева. М.: Экономическая газета, 2012. 272 с.
15. Синки Дж. Управление финансами в коммерческом банке. М.: Gatallaxy, 2008. 606 с.
16. Финансово-инвестиционные процессы в российской экономике: вопросы теории, методологии и практики: монография / под ред. Л.А. Толстолесовой. Новосибирск: СибАК, 2014. 160 с.
17. Шатковская Е.Г. Роль принципов финансового менеджмента кредитной организации при реализации ее финансовой политики // Вестник Омского университета. 2014. № 4. С. 182-187.
18. Щербакова Е.М. Вопросы построения и возможности внедрения модели оптимизации налогообложения коммерческих банков / Экономика: теория и практические аспекты: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 30.01.2013. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 122-134.
8. Klyukovich S.V. Nalogooblozhenie kommercheskikh bankov v Rossiiskoi nalogovoi sisteme [The taxation of commercial banks in the Russian tax system]. TERRA ECONOMICUS, 2011, vol. 9, iss. 1, pp. 70-72.
9. Lermontov Yu.M. Vyrabotka bankom effektivnoi nalogovoi politiki [Developing an effective tax policy by the bank]. Nalogooblozhenie, uchet i otchetnost'v kommercheskom banke = Taxation, Accounting and Reporting in Commercial Bank, 2009, no. 12, pp. 33-37.
10. Makrushin A.V. Nalogovaya politika v sisteme nalogovykh otnoshenii i kategorii upravleniya nalogovym protsessom [Tax policy in the system of tax relations and categories of tax process management]. Available at: http://www.jourclub.ru/15/895/27. (In Russ.)
11. Murzin V.E. O nalogooblozhenii finansovo-kreditnykh organizatsii [On taxation of financial and credit organizations]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2004, no. 5, p. 87.
12. Ponomareva V.A. Vliyanie finansovogo krizisa na kreditovanie real'nogo sektora ekonomiki [Influence of financial crisis on lending to the real sector of the economy]. Available at: http://koet.syktsu.ru/ vestnik/2008/2008-4/5/5.htm. (In Russ.)
13. Ponomareva S.V., Rogulenko T.M. Sovershenstvovanie sistemy vnutrennego kontrolya i audita v usloviyakh perekhoda na mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti: monografiya [Improving the system of internal control and audit under transition to International Financial Reporting Standards: a monograph]. Moscow, Ekonomicheskaya gazeta Publ., 2011, 246 p.
14. Rol ' gosudarstva v razvitii i modernizatsii bankovskogo sektora v postkrizisnyi period (rossiiskii i kazakhstanskii opyt): monografiya [A role of the State in developing and modernizing the banking sector during the postcrisis period (the Russian and Kazakhstan experience): a monograph]. Moscow, Ekonomicheskaya gazeta Publ., 2012, 272 p.
15. Sinkey J. Upravlenie finansami v kommercheskom banke [Commercial Bank Financial Management]. Moscow, Gatallaxy Publ., 2008, 606 p.
16. Finansovo-investitsionnye protsessy v rossiiskoi ekonomike: voprosy teorii, metodologii i praktiki: monografiya [Financial and investment processes in the Russian economy: issues of theory, methodology and practice: a monograph]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2014, 160 p.
17. Shatkovskaya E.G. Rol' printsipov finansovogo menedzhmenta kreditnoi organizatsii pri realizatsii ee finansovoi politiki [The role of principles of financial management of a credit organization in its financial policy implementation]. Vestnik Omskogo universiteta = Bulletin of Omsk University, 2014, no. 4, pp.182-187.
18. Shcherbakova E.M. [Issues of building and possibilities of introducing a model to optimize the commercial bank taxation]. Ekonomika: teoriya iprakticheskie aspekty: materialyMezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Int. Conf. Economy: Theory and Practical Aspects]. Novosibirsk, SibAK Publ, 2013, pp. 122-134.