Семёнов А.С.
адъюнкт Академии управления МВД России, капитан милиции, преподаватель Учебного центра ГУВД по Самарской области
налоговые проверки с участием
представителей мвд
взаимодействие: практика, проблемы
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
(Евангелие от Матфея. 22:21)1
Для существования любого государства и решения стоящих перед ним задач необходима определённая материальная база. Основным источником её формирования традиционно выступают налоги. В связи с этим мы вправе вслед за английским исследователем А. Порки сказать, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно, ибо государство есть дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке
и мечом - в другой» (13).
К сожалению, в современной России не все ещё понимают, что налогообложение -это не репрессия, а надёжный способ вложения денег в государство. Ведь в дальнейшем вложенные средства вернутся к налогоплательщикам в виде пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Совместная деятельность органов ФНС и МВД по борьбе с налоговыми преступлениями
В общественном сознании ещё не сформирован положитель-
ный образ добросовестного налогоплательщика. Многие по-прежнему считают, что человек, укравший у государства путем неуплаты налогов сотни тысяч, миллионы, и даже миллиарды рублей, не является преступником. С каждым днём возрастает число так называемых «налоговых консультантов», которые
1 Эти слова произнёс Иисус Христос, когда у него спросили, нужно ли платить налоги кесарю.
в современной России не все ещё понимают, что налогообложение -это не репрессия, а надёжный способ вложения денег в государство
за определённое денежное вознаграждение разрабатывают незаконные схемы ухода от налогообложения. В результате бюджет России ежегодно теряет триллионы рублей. Одним из основных методов эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями является организация и проведение подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел (ПНП ОВД) и подразделениями Федеральной налоговой службы (ПФНС) совместных выездных налоговых проверок. Правовой основой их проведения являются:
- Конституция РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах»;
- Закон РФ «О милиции»;
- приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и
пресечению налоговых правонарушений и преступлений»;
- приказ МВД России от 02.08. 2005 № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»;
- приказ МВД России от 16.03.2004 № 177 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
- ряд иных нормативных правовых актов России.
Взаимодействие должностных лиц ПФНС и сотрудников ПНП ОВД при проведении выездных налоговых проверок не должно являться препятствием для их самостоятельности при выборе средств, методов и способов проведения контрольных мероприятий.
Выездные
налоговые проверки
Как же на практике выглядят совместные контрольные мероприятия? Отметим, что основанием для проведения налогового контроля в форме выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя. Оно должно выноситься в соответствии с порядком, утвержденным приказом МНС России от 08.10.99 г. № АП-3-16/318.
По сути, единственной отличительной чертой совместных реви-
зий является только включение в состав группы инспекторов сотрудников милиции. При этом надзирающие органы применяют небольшую тактическую хитрость. Дело в том, что в состав проверяющих со стороны ПНП ОВД наиболее часто включаются оперативные сотрудники подразделений, специализирующихся на налоговых преступлениях, а не штатные ревизоры, которые также есть в составе подразделений по налоговым преступлениям. Обусловлено это тем, что если у инспекторов будут подозрения на скрытое или прямое противодействие проверке со стороны организации, они предпочтут прибегнуть к помощи именно «грозных» оперативников, дабы в случае чего усмирить «строптивых» проверяемых (11, с. 12]. Вернемся к законодательным нормам, определяющим полномочия как представителей ПФНС, так и ПНП ОВД. Находясь на совместной выездной ревизии, оперативник, как сотрудник милиции, руководствуется в первую очередь Законом «О милиции». Но применять свои полномочия он будет только в случае противоправного поведения со стороны организации. Статус же самой проверки только от факта присутствия «ревизора в погонах» не меняется - она продолжает оставаться именно выездной налоговой проверкой, и проводится на основании исключительно Налогового кодекса РФ. При этом полномочия представителей ПФНС от включения в состав проверяющих представителей органов внутренних дел никак не расширяются.
Если в проверке участвует милиция, значит, выявлены признаки налогового преступления
Немалый вклад в соблюдение налогового законодательства вносит прямой и обратный поток обмена информацией между контролирующими органами. Прямой поток информации - от ПНП ОВД к ПФНС, зачастую носит «оперативный» характер, поэтому доступ к ней у представителей ПФНС закрыт. Милиционеры делятся подобными материалами очень неохотно.
Обратный поток информации -от инспекторов ПФНС в адрес ПНП ОВД, более значимый, так как количество проверок, проводимых ПФНС значительно выше, чем ПНП ОВД. Это объясняется тем, что в ПФНС ревизия - основной способ выявления наруше-
с каждым днём возрастает число так называемых «налоговых консультантов», которые за определённое
денежное вознаграждение разрабатывают незаконные схемы ухода от налогообложения
в общественном сознании ещё не сформирован положительный образ добросовестного налогоплательщика
ний, и далеко не факт, что они будут установлены. В милиции подход принципиально другой. Инспектирование представителями подразделения по налоговым преступлениям - верный знак того, что в отношении компании уже есть достаточно компрометирующей информации, а в ходе контроля лишь документально закрепляются полученные ранее «оперативные данные». Заслуживает особого внимания инструкция, утвержденная совместным Приказом МВД России № 76 и МНС России № АС-3-06/37 от 22.01.2004. Она определяет порядок направления материалов подразделениями Федеральной налоговой службы в органы внутренних дел при выявлении признаков налогового преступления. Согласно данной инструкции, подразделения ФНС, при выявлении сведений, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, в течение десяти суток обязаны направить материалы в ПНП ОВД для проведения проверки в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, инструкция содержит требования о порядке предварительного ознакомления сотрудников ПНП ОВД с материалами, содержащими признаки налогового преступления, а также о порядке взаимодействия контролирующих органов на стадии досудебного производства. Следует подчеркнуть, что передача материалов проверок в ПНП ОВД происходит не после каждой проведенной проверки, а только если были выявлены факты действий налогоплательщика, содержащие в себе признаки преступлений. Значения не имеет, какая проверка была проведена - камеральная или выездная. По результатам рассмотрения материалов ревизии выносится либо решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо оно все-таки возбуждается.
Какая задолженность «тянет» на налоговое преступление?
Определение в Налоговом кодексе РФ размера «роковой» задолженности налогоплательщика весьма расплывчато. Это позволяет налоговикам злоупотреблять данным «пробелом» и по-своему трактовать формулировку. Конечно, в идеале они могли бы отталкиваться от тех сумм, которые приведены в Уголовном кодексе РФ. На практике сделать это не так просто: инспектору придется выбирать и просчитывать неисполненные требования, число которых порой переходит все мыслимые и немыслимые границы. Куда проще нажать на кнопку и вывести на мони-
тор неоплаченные требования, направленные плательщику больше двух месяцев назад, и пусть с должником уже разбираются сотрудники МВД.
Должностные лица ФНС и сотрудники подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел в процессе служебной деятельности обязаны строго соблюдать действующее законодательство, корректно относиться к налогоплательщикам.
Согласно ст. 37 НК РФ, органы внутренних дел несут полную ответственность за убытки, причинённые их действиями или бездействием.
В случае если при проведении мероприятий, а именно выездных налоговых проверок, предприятию, учреждению, организации причинен ущерб, убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 г.
3. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции».
4. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-Фз от 12 августа 1995 г.
5. Приказ МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 г. №76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предуп-
реждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
6. Приказ МВД РФ от 16.03.2004 г №177 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
7. Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. №636 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».
8. Приказ МВД РФ от 26.12.2003 г №1033 «Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну».
9. Если к вам пришли: Налоговая полиция. Криминальная милиция. Прокуратура. - М.: ЦЭПИ, 1998. -226 с.
10. Карсетская Е. Изменения в порядке взыскания налоговых санкций. // Новая бухгалтерия. -2006.- №1. - С. 31-38.
11. «Силовые приемы» налоговиков. // Налоги и бизнес. - 2007.-№38 (437). - С. 11-15.
12. Шараев С. Правовой статус налоговой полиции // Хозяйство и право. - 1999.- №6. - С. 67-72.
13. Porky A. The History of Taxation. - London: ABC Press, 1989. - P. 3.