вовые и организационные проблемы советского уголовного розыска».
12. Бобровым В. Т. в 1990 г. была успешно защищена докторская диссертация «Правовые и организационные основы оперативной разработки, пути и методы ее совершенствования (вопросы теории и практики)».
13. Овчинский, B. С. XXI ВЕК ПРОТИВ МАФИИ. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. - М. : ИНФРА. - М, 2001.
14. Сурков, К. В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск / К. В. Сурков. - СПб., 1996.
15. Шумилов, А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России / А. Ю. Шумилов. - М., 1997.
16. Чувилев, А. А. Оперативно-розыскное право / А. А. Чувилев. - М. : НОРМА, 1999.
17. Хомколов, В. П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью : системный подход / В. П. Хомколов. - М. : Закон и право : ЮНИТИ, 1999.
18. Чечетин, А. Е. Раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска / А. Е. Чечетин. - Барнаул, 2002.
19. Шматов, М. А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук / М. А. Шматов. - Волгоград : Волгоградская академия МВД России, 2001.
20. Горянов, К. К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : Комментарий / К. К. Горянов, Ю. Ф. Кваша, К. В. Сурков. - М. : Новый Юрист, 1997.
21. Провокация как метод борьбы с революционным движением не принадлежит к числу особенностей русской истории, она весьма широко применялась и в других странах в различные периоды. Однако в России непрерывная и все более ожесточавшаяся борьба правительства в течение целого столетия против нарастающего революционного движения привела к тому, что провокация сложилась здесь в стройную законченную систему, над «научной» разработкой которой бились лучшие головы полицейского сыска. Подр. см. : Головков, Г. Канцелярия непроницаемой тьмы / Г. Головков, С. Бурин. - М. : Манускрипт, 1994. - С. 151.
Статья поступила в редакцию 31.01.2007 г.
выявление налоговых преступлений, совершаемых в строительстве
УДК 343.359.2:334.69
Р.В. БОБРИНЕВ,
старший следователь СЧ ГСУ при ГУВД по Кемеровской области, майор юстиции, кандидат юридических наук
Любые общественно-опасные деяния состоят из совокупности взаимосвязанных поступков людей, вызывающих определенные последствия в виде так называемых «следовых картин» преступления. Не являются исключением и действия (бездействия) лиц, осуществляющих строительную деятельность, при совершении ими преступлений в сфере налогообложения. В зависимости от степени выраженности таких поступков, следы подразделяются на явные (очевидные) и неявные (когда «контраст» между следом и общим фоном правомерной деятельности минимален).
Явные и неявные следы, как правило, имеют многозначный характер. Их многозначность обусловлена закономерностями отражательных процессов. То есть, отражаются не только некоторые свойства неплательщиков налогов и их преступные действия (бездействия), но и другие, не представляющие интереса для расследования этих преступлений свойства. Так возникает понятие признака преступления, который показывает отношение между предметами, явлениями. Он указывает на то определенное значение свойства следообразующего объекта, которое придается ему субъектом расследования.
Признак - категория субъективная, оценочная. Он является той первичной информацией, с помощью которой объективные свойства, стороны предметов и явлений, отображающие налоговое преступление, используются для расследования и доказывания [1].
К числу явных следов - признаков налоговых преступлений относятся: 1) полное несоответствие реальной финансово-хозяйственной деятельности ее документальному отражению; 2) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных - учетным, учетных - отчетным; 3) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц
и т.д.); 4) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных); 5) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкротства [2].
Для преступных уклонений от уплаты обязательных платежей в строительстве, наряду с вышеуказанными признаками, характерны и такие признаки, как: 1) неведение бухгалтерского и налогового учета операций в строительстве, сопровождающееся непредставлением в налоговый орган налоговых деклараций или иных документов; 2) представление в налоговый орган «нулевой» бухгалтерской отчетности и справки об отсутствии хозяйственной (строительной) деятельности; 3) привлечение для выполнения строительных работ мелких организаций субподрядчиков, зарегистрированных в других регионах, в том числе по утерянным паспортам или на «подставных» лиц.
До недавнего времени к числу основных признаков, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, относилось отсутствие специального разрешения (лицензии) на выполнение строительных работ. Однако, в связи с вышедшим Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» [3], указанный признак утратил свое значение.
К неявным признакам, могущим указывать на возможное совершение налоговых преступлений, относятся различные нарушения, выдаваемые налогоплательщиками за отсутствие профессионализма, бухгалтерские ошибки, небрежность. Среди них обычно выделяются следующие: 1) нарушение правил ведения учета и отчетности; 2) нарушение правил ведения кассовых операций; 3) нарушения правил списания товарно-материальных ценностей; 4) нарушение правил документооборота; 5) нарушение технологической дисциплины.
Как показал анализ изученных уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов в строительстве, помимо вышеуказанных неявных признаков, им свойственны такие специфические признаки, как: 1) нарушения, связанные с определением себестоимости строительства; 2) нарушения, допускаемые при учете объемов выполненных строительных работ; 3) предъявление заказчиком к возмещению из бюджета сумм налогов с момента оплаты выполненных подрядчиком
работ, но до государственной регистрации права собственности на объект строительства; 4) нарушения, связанные с оформлением соглашения между заказчиком и подрядчиком (субподрядчиком) о выполнении строительных работ (строительные работы по реконструкции, модернизации, переоборудованию объекта маскируются договором на капитальный ремонт); 5) нарушение нормативных сроков строительства; 6) искажение данных о льготах; 7) нарушения в применении удорожающих коэффициентов и норм накладных расходов при строительстве.
В настоящее время задача выявления налоговых преступлений и правонарушений возложена на органы милиции [4].
Отметим, что в словаре С.И. Ожегова применительно к преступлениям понятие «выявить» толкуется как сделать явным, обнаружить, а понятие «обнаружить» - значит показать, сделать явным, видимым [5]. Таким образом, термины «выявить» и «обнаружить» фактически являются синонимами, и если говорить о выявлении или обнаружении преступления, смысл не меняется.
Между тем, в число задач оперативно-розыскной деятельности входит задача раскрытия преступлений. В теории оперативно-розыскной деятельности и в практике работы оперативно-розыскных аппаратов можно встретить отличные друг от друга понятия, касающиеся термина «раскрытие» преступления. Одни авторы предлагают такой вариант толкования понятия «оперативно-розыскное раскрытие» преступлений, как осуществляемая в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами субъектом ОРД деятельность служб, подразделений, учреждений и сотрудников по обнаружению и пресечению подготавливаемых либо совершенных преступлений, установлению лиц, их совершивших, выявлению обстоятельств, имеющих значение для правильного отправления правосудия, возмещения причиненного ущерба [6].
Другие авторы полагают, что понятия «выявление» и «раскрытие» преступлений - суть синонимы и они означают установление, обнаружение с помощью оперативно-розыскных сил и средств очевидности подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, которые скрывались и оставались неизвестными для правоохранительных органов и граждан [7].
Думается, что в последнем случае речь идет о выявлении и раскрытии так называемых «неочевидных» преступлений, к которым
могут относиться и налоговые преступления, совершаемые в строительстве. Что касается «очевидных» налоговых преступлений, то они в отличие от «неочевидных» в выявлении и раскрытии оперативно-розыскным путем фактически не нуждаются, поскольку совершаются в условиях, когда исходная информация (например, визуальная проверка подписанной бухгалтерской и налоговой отчетности строительной организации) может указывать на событие преступления и лицо, его совершившее.
В подобных случаях возникает необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление мотивов и целей преступления, результатов преступной деятельности, возможных соучастников и т.д., то есть тех обстоятельств преступления, которые при очевидности самого факта преступления, как правило, в действительности наглядно не проявляются.
В этой связи, обе приведенные точки зрения представляются правильными, а выявление и раскрытие преступления заключается в установлении оперативно-розыскным путем события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств его совершения), причиненного им материального вреда, а также лиц, его совершивших.
Для разработки методики расследования налоговых преступлений, совершаемых в сфере строительной деятельности, необходимы знания об источниках, содержании и условиях получения исходной информации о фактах, свидетельствующих о совершении указанных деяний. К источникам первичной информации относятся материальные и идеальные носители информации, то есть документы и лица.
К числу основных источников первичной информации материального плана можно с уверенностью отнести: 1) акты проверок контролирующих и правоохранительных органов (налоговой инспекции, территориальных лицензирующих органов, органов внутренних дел); 2) документы первичного бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского и налогового учета, документы бухгалтерской отчетности и расчеты налоговой базы, как самого строительного предприятия (предпринимателя), так и его контрагентов (заказчики, подрядчики, субподрядчики, поставщики и т.д.), кассовые документы, сведения о движении денежных средств по счетам строительной организации (предпринимателя), полученные от кредитных организаций,
а также некоторые иные документы.
Важное криминалистическое значение могут иметь сведения, содержащиеся в актах предыдущих проверок субъекта строительной деятельности. Так, обращая внимание на выявленные предыдущей проверкой нарушения законодательства о налогах и сборах РФ, а также предложения проверяющих по их устранению, иногда можно обнаружить повторяемость одних и тех же нарушений, что в последующем облегчит решение вопроса о заведомости включения в бухгалтерские и (или) налоговые документы искаженных данных о доходах и (или) расходах.
В качестве типичных источников идеальной информации выступают: 1) очевидцы тех или иных налоговых правонарушений, не отдающие себе в силу выполняемых ими обязанностей отчета о сути этих нарушений (например, секретари, шоферы, рабочие, выполнявшие строительные работы, технические работники и т.п.); 2) очевидцы каких-либо налоговых правонарушений, осознающие этот факт, но не участвующие в самом налоговом преступлении (например, сотрудники бухгалтерии, работники юридического, проектно-сметного отделов, инженеры, снабженцы, кладовщики и др.).
Часто источником первичной информации становятся сведения, полученные от лиц, так или иначе замешанных в налоговом преступлении (поставщики, потребители строительных материалов, заказчики, подрядчики, субподрядчики строительных работ). Подобные сведения зачастую добываются исключительно оперативным путем, то есть при реализации положений, регламентируемых Федеральным Законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст. 11 данного закона результаты такой деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
К числу типичных источников первичной информации идеального плана также относятся сведения, полученные от ревизоров, аудиторов, налоговых инспекторов, сотрудников подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, представителей лицензирующего органа, сотрудников служб по борьбе с экономическими преступлениями органов МВД и ряда служб органов ФСБ, а также работников таможенных органов.
Одним из важнейших аспектов успешного противодействия налоговой преступности в строительстве является взаимодействие
между правоохранительными и контролирующими органами.
Взаимодействие при производстве оперативно-розыскных и проверочных мероприятий повышает результативность выявления налоговых преступлений, документирования криминальных действий виновных лиц, оперативного и информационного сопровождения расследуемых уголовных дел [8].
Одним из видов такого взаимодействия является участие сотрудников органов внутренних дел, по запросу налоговых органов, при осуществлении выездных налоговых проверок [9]. Следующим видом взаимодействия является обязанность органов внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения [9]. При этом, указанной обязанности органов внутренних дел корреспондирует аналогичная обязанность налоговых органов, при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [9].
В данном случае, прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков [10].
Характерно, что опубликованный в Российской газете в конце января 2004 года приказ МВД РФ [11] с перечнем должностных лиц МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, в феврале этого же года был дополнен, в результате чего список допущенных к налоговой тайне должностных лиц системы МВД России расширился [12]. Поспешность внесения дополнений была обусловлена отсутствием, по неясным причинам, в первоначальной редакции приказа в качестве субъектов налоговой тайны следователей, что, в противном случае, могло бы привести к значительному ухудшению качества подготовки материалов проверок.
Очевидно, что процесс выявления налоговых преступлений не может успешно осуществляться без умелого соединения
усилий оперативных и следственных аппаратов органов внутренних дел. Указанное взаимодействие при выявлении преступлений предусматривается в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, ст. 11 указанного Закона допускает представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю. Более того, в этой статье указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «...выявлению... преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготовивших...».
Для проверки исходной первичной информации о совершении уклонения от уплаты налогов субъектами строительной деятельности характерна ситуация, когда первичные данные поступили из открытых и официальных источников (налоговые органы, аудиторские организации, лицензирующие органы и т.д.).
Проверочные действия в этой ситуации обычно носят комбинированный характер, с преобладанием гласных действий. К числу таких действий относятся выездные налоговые проверки, в том числе совместные, а также проверки, проводимые органами внутренних дел. Последние проводятся при достаточности данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям на основании п. 35 ч.1 ст. 11 Закона «О милиции» и изданной в соответствии с ним Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ №177 от 16.03.2004 года [13].
Для проверки исходной первичной информации проверяющими производятся следующие действия: направляются запросы о предоставлении информации, сведений, справок, документов и копий с них в адрес лицензирующего органа, банковских учреждений, заказчиков и подрядчиков строительных работ; производятся осмотры строительных площадок, складов строительных материалов, помещений, занимаемых субъектами строительства, а также их документов; изучаются и изымаются документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции строительной организации (предпринимателя), а также документы, имеющие признаки подделки; получаются сведения и объяснения от должностных лиц
и иных работников проверяемой строительной организации (предпринимателя) и их контрагентов.
Если же вышеуказанные гласные мероприятия не дают желаемого результата, то акцент следует сделать на скрытные (негласные) действия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако, как показывает практика, из всего спектра оперативно-розыскных мероприятий при выявлении налоговых преступлений в строительстве используется только исследование документов. Для проведения данного вида оперативно-розыскного мероприятия, как правило, привлекаются ревизоры или эксперты из числа сотрудников органов внутренних дел. Для этого оперативный сотрудник готовит соответствующий рапорт, на основании которого руководитель оперативного подразделения направляет
письмо-требование и объекты исследования соответственно руководителю ревизионного или экспертного подразделений. Нередко результаты таких исследований выступают в качестве поводов и оснований для возбуждений уголовных дел, по фактам уклонения от уплаты налогов в строительстве. Между тем оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» могут проводить только оперативные подразделения, к числу которых вряд ли можно отнести ревизионные и экспертные подразделения. В этой связи законность проведения ими такого оперативно-розыскного мероприятия, как исследование документов, нельзя считать бесспорной, а значит под угрозой отмены может оказаться постановление о возбуждении уголовного дела.
Литература —
1. Налоговая полиция : учебно-практическое пособие. - Н.Новгород, 1994. - С 202.
2. Криминалистика / под ред. Т. В. Аверьяновой, Р. С. Белкина, Ю. Г. Корухова и Е. Р. Россинской. - М., 2000. - С. 784.
3. Российская газета. - 2004. - 7 декабря.
4. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации : Указ Президента РФ, 11.03.2003 г., № 306 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №12. - Ст. 1099.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М., 1964. - С. 120.
6. Горяинов, К. К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : комментарий / К. К. Горяинов, Ю. Ф. Кваша, К. В. Сурков. - М., 1997. - С.40 - 41.
7. Шумилов, А. Ю. Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / А. Ю. Шумилов и др. - М., 1997. - С.10 - 21.
8. Александров, И. В. Теоретические и практические проблемы расследования налоговых преступлений : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук / И. В. Александров. - Екатеринбург, 2003. - С. 30.
9. Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений : приказ МВД РФ и МНС РФ, 22.01.2004 г. №76/АС-3-06/37 // Российская газета. - 2004. - 6 марта.
10. Кучеров, И.И. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений органами внутренних дел : комментарий / И. И. Кучеров. - М., 2003. - С. 9.
11. Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну : Приказ МВД РФ, 26.12.2003 г. №1033 // Российская газета. - 2004.
- 27 января.
12. О внесении дополнений в нормативный акт МВД России : Приказ МВД РФ, 20.02.2004 г. №107 // Российская газета. - 2004. - 24 марта.
13. Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской федерации о налогах и сборах : приказ МВД РФ, 16.03.2004 г. №177 // Российская газета. - 2004.
- 6 апреля.
Статья поступила в редакцию 31.01.2007 г.