НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
З. А. СКЛЯРЕНКО,
кандидат технических наук, генеральный директор аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) определена система налогов и сборов в РФ, которая включает налоги и сборы.
Налог — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Порядок установления, введения и отмены налогов и сборов приведен в таблице.
К федеральным налогам и сборам относятся:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на доходы физических лиц;
• налог на прибыль организаций;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• водный налог;
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
• государственная пошлина.
Вид налогов Нормативные акты, на основе которых налоги и сборы Территория, на которой взимается налог
устанавливаются вводятся в действие и прекращают действовать отменяются
Федеральные налоги НК РФ В соответствии с НК РФ НК РФ На всей территории РФ
Региональные налоги НК РФ и законами субъектов РФ В соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ НК РФ На территории соответствующего субъекта РФ
Местные налоги НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований. В Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ В соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований. В Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ НК РФ На территории соответствующего муниципального образования В Москве и Санкт-Петербурге обязательны к уплате на всей территории этих субъектов РФ
Специальные налоговые режимы НК РФ В соответствии с НК РФ НК РФ На всей территории РФ
Порядок установления, введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Общие условия установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога. Участники налоговых правоотношений.
Участниками налоговых правоотношений являются: организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
• одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
• одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
• лица состоят: в брачных отношениях; отношениях родства; усыновителя и усыновленного; попечителя и опекаемого. Налогоплательщики. Налогоплательщики и
плательщики сборов имеют право:
• получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
• получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
• получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах от Минфина России, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
• использовать налоговые льготы;
• получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
• представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов;
• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;
• не выполнять неправомерные акты и требования;
• обжаловать акты налоговых органов. Налогоплательщики имеют также иные права. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в соответствии с российским законодательством.
Порядок защиты налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ, Уголовным кодексом РФ, федеральными законами.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов.) Налогоплательщики обязаны:
• уплачивать установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
• представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
• представлять по месту жительства (индивидуального предпринимателя; нотариуса, за-
нимающегося частной практикой; адвоката, учредившего адвокатский кабинет) по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
• представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
• представлять в налоговые органы документы для исчисления и уплаты налогов;
• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
• в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных о налогах;
• исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя по установленным формам:
• об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;
• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее 1 мес. со дня начала такого участия;
• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в течение 1 мес. со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
• о реорганизации или ликвидации организации — в течение 3 дней со дня принятия такого решения.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов по установленным формам.
Плательщики сборов обязаны уплачивать сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налоговые агенты обязаны:
• правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ;
• письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 мес. со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
• вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
• в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Представители налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица
налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Налоговые органы. Налоговые органы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей.
Налоговые органы РФ составляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы и действуют в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы вправе:
• требовать от налогоплательщика документы по установленным формам, служащим основаниями для исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов;
• проводить налоговые проверки;
• производить выемку документов при проведении налоговых проверок;
• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений;
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
• налагать арест на имущество налогоплательщика;
• осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Также налоговые органы вправе:
• определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем в случаях: отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру по-
мещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
непредставления в течение более 2 мес. налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения; ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Формы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые органы обязаны:
• соблюдать законодательство о налогах и сборах;
• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
• вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
• бесплатно информировать налогоплательщиков о: действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах; принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
• представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
• руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
• сообщать налогоплательщикам сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; сведения об изменении реквизитов этих счетов; иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;
• принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
• соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
• направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
• представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
• осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
• по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении них.
Если в течение 2 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
• действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
• реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
• корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
Минфин России обязан:
• давать письменные разъяснения налогоплательщикам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
• утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов;
• утверждать порядок их заполнения. Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Письменные разъяснения предоставляются финансовыми органами в течение 2 мес. со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и
других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Исчисление и уплата налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган и налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении указываются: размер налога, подлежащего уплате; расчет налоговой базы; срок уплаты налога.
Форма налогового уведомления устанавливается ФНС России.
Налоговое уведомление передается руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом.
Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Элементы налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
К элементам налогообложения относятся:
1) объект налогообложения — реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход и т. д.;
2) налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
3) налоговый период — время, по окончании которого формируется налоговая база и исчисляется сумма налога;
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
4) налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5) порядок исчисления налога—предусмотрен НК РФ для каждого налога;
6) порядок уплаты налога — способ исполнения обязанности по уплате налога, предусмотрен НК РФ для каждого налога;
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сроки уплаты налога — устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и представляют собой период времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Исполнение обязанности по уплате налога и сбора. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возникает и возлагается на налогоплательщика или плательщика сборов при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
• с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
• со смертью физического лица — налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по поимущественным налогам в этом случае погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества;
• с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;
• с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налог может быть уплачен досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Обязанность по уплате налога считается исполненной:
• с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
• с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
• со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
• со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
• со дня удержания сумм налога налоговым агентом;
• со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
• отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
• отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным
уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
• возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику — физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;
• неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
• если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету и исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований. Обязанность по уплате налога исполняется в
валюте РФ. Пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту РФ осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ на дату уплаты налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов РФ по согласованию с ЦБ РФ.
Все эти правила применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
• залогом имущества. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества;
• поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней;
• выплатой пеней. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора;
• приостановлением операций по счетам в банке. Приостановление операций по счетам в банке организаций и индивидуальных предпринимателей применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету;
• наложением ареста на имущество налогоплательщика. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов исполняется в принудительном порядке в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора и штрафа в установленный срок по уплате налога следующими способами:
1) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщиков, поручения налогового органа на списание
и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 мес. после истечения указанного срока, доводится до сведения налогоплательщиков в течение 6 дней после вынесения указанного решения под расписку или по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщиков, в течение 1 мес. со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в установленной законодательством очередности. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщиков.
При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщиков;
2) за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя. Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщиков в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщиков принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщиков, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества
и погашения задолженности налогоплательщиков за счет вырученных сумм.
Все эти положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов, а также при взыскании сбора за счет имущества налогоплательщиков;
3) за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее — физическим лицом), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 мес. после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.
Взыскание налога за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В случае взыскания налога за счет имущества, физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетную систему РФ пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.
То же применяется при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора, а также пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.
Налоговый кодекс РФ определяет также исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) в следующих случаях:
1) при ликвидации организации. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества;
2) при реорганизации юридического лица. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником;
3) безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Это лицо обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 (в ред. от 22.06.2011).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
3. Об исполнительном производстве: Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 21.04.2011).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 29.12.2009).