Научная статья на тему 'Приостановление операций по счетам в банках. Изменения в законодательстве'

Приостановление операций по счетам в банках. Изменения в законодательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виговский Е. В.

В статье рассмотрены вопросы изменений в налоговом законодательстве в связи с принятием ряда федеральных законов. Федерального закона о государственных внебюджетных фондах, отмены с 01.01.2010 единого социального налога, внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части оснований и порядка приостановления операций по счетам в банках. Приведены разъяснения Минфина России, ФНС России, МВД России, Таможенной службы, мнения специалистов, судебно-арбитражная практика и примеры разрешения налоговых споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приостановление операций по счетам в банках. Изменения в законодательстве»

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ В БАНКАХ. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Е. В. ВИГОВСКИЙ, советник налоговой службы Шранга

В настоящей статье подробно рассмотрены вопросы изменений в налоговом законодательстве в 2008—2009 гг. в связи с принятием ряда федеральных законов, в том числе и федерального закона о государственных внебюджетных фондах, отменой с 01.01.2010 единого социального налога (ЕСН), внесением изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) в части оснований и порядка приостановления операций по счетам в банках, приведены разъяснения Минфина России, ФНС России, МВД России, Таможенной службы, мнения специалистов, материалы из судебно-арбитражной практики и разрешения налоговых споров.

Реформирование налоговой системы, несомненно, связано с совершенствованием оснований и порядком приостановления операций налогоплательщиков по счетам в банках, которые приобрели в настоящее время строго процессуальный порядок.

Изменения в законодательстве

Государственной Думой ФС РФ за период 2008—2009 гг. принято значительное количество законодательных актов о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и в другие.

С внесением изменений и дополнений в части первую и вторую НК РФ с 01.01.2010 утратила силу гл. 24 «Единый социальный налог».

Особенно важным для налогоплательщиков, организаций, предприятий, учреждений различных организационно-правовых форм, в том числе и для бюджетных учреждений является принятый Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

фонды обязательного медицинского страхования» (вступил в силу с 01.01.2010, за исключением ч. 5 ст. 8, ч. 2ст. 12, ч. Юст. 15).

Данным законом в виде отдельных глав определены: «Уплата страховых взносов», «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», «Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов», «Контроль за уплатой страховых взносов», «Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение», «Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц», «Заключительные положения», устанавливающие тарифы страховых взносов в фонды.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЭ внесены значительные изменения в отдельные законодательные акты РФ и признаны утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Примечание. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.» определен федеральный орган исполнительной власти, который вправе издавать соответствующие разъяснения. В целях единообразного применения Федерального закона от 24.07.2009 № 212 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству

здравоохранения и социального развития РФ (постановление вступило в силу с 01.01.2010).

Внесены значительные изменения в КоАП. Глава 15 КоАП РФ изложена в редакции «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» и дополнена ст. 15.32—15.34 следующего содержания:

• ст. 15.32 КоАП РФ «Нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации»;

• ст. 15.33 КоАП РФ «Нарушения установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов»;

• ст. 15.34 КоАП РФ «Сокрытие страхового случая». Поправками, внесенными в ч. 1 НКРФ, изменен порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу со дня их официального опубликования (ст. 5 НК РФ).

Статья 54 НК РФ «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам» дополнена п. 3. С внесенными дополнениями «суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии сп.1 данной статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы».

Введен особый порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по решению Минфина России.

Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные поправки в ст. 76 НК РФ «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей». Статья 76 НК РФ изложена в совершенно новой редакции.

Изменения и дополнения (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224) можно представить следующим образом:

• приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения

решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи (в абз. 1 п. 1 слова «налога или сбора» заменены словами «налога, сбора, пеней и (или) штрафа»);

• приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ (абз. 3 п. 1 дополнен словами «страховых взносов»);

• приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика (п. 2 дополнен данным абзацем);

• решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 абз. 2 изложен в данной редакции);

• копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика — организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 абз. 5 дополнен словами «в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения»);

• приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения

налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (в п. 7 абз. 1 слова «до отмены этого решения» заменены словами «до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке»);

• приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего заднем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 слово «операционного» исключено, дополнено словами «пеней, штрафа»);

• действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных настоящей статьей и федеральными законами (статья дополнена п.9.1. данного содержания);

• в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока;

• процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (статья дополнена п. 9.2. данного содержания).

Отдельные изменения и дополнения внесены в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Увеличены размеры штрафов с 10 до 20тыс. руб. за открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления)

о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ч. 1 ст. 132 НК РФ).

С 20 до 40 тыс. руб. — за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет (ч. 1 ст. 132 НК РФ).

Статья 133 НК РФ «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа» изложена в новой редакции: «Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки».

Претерпела изменение и ст. 135.1 НК РФ «Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган». Данная статья изложена в редакции: «Непредставление банком справок о наличии в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей». Для сведения:

• п. 5 ст. 76 НК РФ — банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

• п. 2 ст. 86 НК РФ — банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение

пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организаций (индивидуального предпринимателя).

С целью обеспечения реализации требований положения Банка России от 09.10.2008 № 322-П «О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в электронном виде через Банк России» Минфином России, Федеральной налоговой службой был издан приказ от 21.05.2009 № ШТ-7-6/298@ «Об утверждении порядка информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банки (филиалы), учреждения Банка России решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

В соответствии с НК РФ и Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению правонарушений и преступлений МВД России и Федеральной налоговой службой был издан совместный приказ от 30.06.2009 № ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Из числа значительного количества законодательных и нормативно-правовых актов, принятых за период 2008—2009гг., можно также отметить разработанные Минфином России «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы» (одобрено Правительством РФ

26.05.2009). В них отмечено, что данный «документ приобретает особое значение в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, направленных на повышение устойчивости российской экономики. В трехлетней перспективе 2010—2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени».

С 01.01.2009 введены в действие изменения в законодательстве о налогах и сборах. Изменен определенный НК РФ порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке. При этом предусмотрено:

• нераспространение приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке на операции по списанию денежных средств в счет уплаты в бюджетную систему РФ страховых взносов;

• определение порядка перерасчета сумм денежных средств в иностранной валюте, находящихся на валютном счете налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены, в рубли;

• определение срока вручения налоговым органом представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, а также вручения копии такого решения налогоплательщику;

• применение приостановления операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов (сборов), но и пеней, штрафов.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока вручения представителю банка (направление в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, подлежат начислению (начиная с 01.01.2010) проценты, уплачиваемые налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Уточнены также составы нарушений банками законодательства о налогах и сборах, размеры санкций заданные нарушения.

Меры ответственности банков предусмотрены также и в КоАП РФ (ч. 2ст. 15.7 «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику», ст. 15.9 «Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента» и другие).

Суммы налагаемых штрафов являются весьма значительными.

Вышеприведенный перечень изменений в действующем законодательстве не является исчерпывающим ввиду его значительного объема.

Сложность и противоречивость законодательства

Постоянные изменения и дополнения в НК РФ создают «подводные камни» и влекут как результат систематические судебные тяжбы. Для банков отступление от норм действующего налогового законодательства — это различного рода меры налоговой и административной ответственности. Судебно-арбитражная практика разрешения данных налоговых споров насчитывает более 4тыс. противоположных решений высших судебных арбитражных инстанций округов РФ.

Как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков основополагающими являются также разъяснения Президиума Высшего Арбитражного суда, Пленума Верховного Суда РФ по применению действующего законодательства, конкретных дел рассмотренных в судах и принятых по ним решений (постановлений).

В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы обеспечивается путем:

• установления судебной системы РФ Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом;

• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

• применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

• признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Судебные решения и разъяснения данных судебных инстанций обязательны для нижестоящих судов.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ Высший Арбитражный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Вместе с тем очевидно, что принятие решений по налоговым спорам судебными инстанциями округов о правомерности либо незаконности при-

остановления операций по счетам в банках не может быть различным. Но единого подхода федеральными арбитражными судами округов кразрешению подобного рода споров не выработано. Свидетельством тому могут быть конкретные судебные тяжбы.

Налогоплательщикам следует помнить, что в соответствии с п. 1. ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Кроме того, налоговые органы обязаны также бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения, (подп. 4п.1 ст. 32 НК РФ).

При этом согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Несомненно и очевидно, что для организаций, предприятий и учреждений незаконное применение налоговыми органами одного из способов обеспечения исполнения обязанности налогоплательщиками по уплате налогов и сборов в виде приостановления операций по счетам в банке может повлечь значительное количество негативных последствий для хозяйствующих субъектов: • невозможность рассчитаться с контрагентами

за поставленную продукцию, выполненные

работы, оказанные услуги (как результат штрафы, пени, неустойки, в дальнейшем судебные споры);

• утрата доверия к ним со стороны контрагентов, ставшие им известными сведения о «недобросовестности», убытки, потери и другое.

Примечание;

• организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее —российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации);

• счета (счет) —расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2ст. 11НКРФ).

Возмещение предприятиям, учреждениям и организациям в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц осуществляется на основании подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)».

Кроме того, следует помнить, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 38 НК РФ).

Примечание. В рассматриваемом материале в дальнейшем в виде отдельных статей будут приведены примеры случаев неправомерных действий налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банках в случаях непредставления налогоплательщиками в налоговые органы:результатов проведения в организации аудиторской проверки и т. д. Приведены примеры незаконного приостановления операций по другим счетам в банках (депозитных) и материалы судебно-арбитражной практики разрешения налоговых споров.

Вместе с тем и налоговые органы наделены правом предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

• о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

• о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. 14ст. 31 НКРФ.

Применение отдельных положений Налогового кодекса РФ

Рассмотренные в настоящей главе нормы налогового законодательства имеют непосредственное отношение к основаниям и порядку приостановления операций налогоплательщиков по счетам в банках. Именно НК РФ строго предписывает данные основания.

В соответствии с ним приняты соответствующие приказы, разъяснения Минфина России и Федеральной налоговой службы. Поэтому приведение данных норм НК РФ является как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков неукоснительным к исполнению.

Определены участники налоговых правоотношений, которые наделены соответствующими правами и обязанностями. Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

• организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Именно только вышеуказанные участники налоговых правоотношений наделены определенными правами.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном подп. 5п.1 ст.31 НК РФ.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены в ст. 23 НК РФ, перечень которых является значительным. Согласно данной статье налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять по месту учета налоговые декларации (расчеты), документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и т. д.

Именно неисполнение налогоплательщиками определенных обязанностей является основанием для применения налоговыми органами способов обеспечения прежде всего, обязанности по уплате налогов и сборов, одним из которых наряду с залогом имущества, поручительством, пеней является приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество (ст. 72 НК РФ).

Данные нормы законодателем установлены в гл. 11 НК РФ «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов» (ст. 72—77 НК РФ). Также особенно важными для их исполнения участниками налоговых правоотношений являются нормы НК РФ гл. 10 «Требование об уплате налогов и сборов» (ст. 69—71 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится его взыскание в определенном НК РФ порядке, предусмотренном:

• ст. 46 НК РФ «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках»;

• ст. 47 НК РФ «Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) организации, индивидуального предпринимателя». Примечание. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер

принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренныхп. бет. 45НКРФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор статьи обращает внимание, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (.налогового агента), еслик этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Законодатель в ст. 11 НК РФ установил, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Знание налоговыми органами и налогоплательщиками терминов и определений, данных в НК РФ, также окажет существенную помощь в отстаивании своих прав, например, применительно к обоснованности и законности приостановления операций по депозитным счетам налогоплательщиков в банках. Кроме того, только Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) дает определение депозитного счета (гл. 44 ГК РФ «Банковский вклад», ст. 834 ГК РФ «Договор банковского вклада» и другие статьи.)

Является весьма важным знание, в данном случае, и инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банком России было подготовлено письмо от 13.07.2005 № 97-Т «О Методических рекомендациях по организации в кредитной организации работы по приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами». Методические рекомендации Банком России направлены кредитным организациям. Интерес представляют следующие приказы: • Минюста России, ФНС России от 13.11.2003 № БГ-3-29/619 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации»;

• Государственного таможенного комитета РФ от 03.06.2002 № 567 «Об утверждении формы решения о приостановлении операций по счетам в банке и порядка приостановления операций по счетам в банке».

Автор статьи обращает внимание, что процессуальный порядок приостановления операций по счетам в банке регламентируется также ст. 351.2. Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) «Приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке» (введена Федеральным законом от 24.07.2009 № 207-ФЗ). Согласно ч. 1ст. 351.2. ТК РФ приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке применяется для обеспечения исполнениярешения о бесспорном взыскании.

Следует отметить, что основания и порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей взаимосвязаны со ст. 69—71 НКРФ. Без детального знания данных норм трудно оспорить правомерность или неправомерность действий участников налоговых правоотношений, налоговых и таможенных органов.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи.

Автор статьи обращает внимание, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителемруководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. Зет. 76НКРФ).

Десятидневный срок, установленный п. 3 ст. 76 НК РФ, является сроком, ранее которого налоговым органом не может быть принято решение о приостановлении операций по счетам

(письмо УФНС России по г. Москве от 24.12.2008 № 09-14/120416).

Имеют место случаи, когда налоговые органы приостанавливают операции по счетам налогоплательщиков по всевозможным надуманным причинам, в частности, за непредставление в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников организации, предоставление деклараций неустановленной формы и т. д.

Примеры. В постановлении ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КА-А40/1265-09) указал, что возможность приостановления операций по счетам в банках налогоплательщика за непредставление сведений, представляемых помимо налоговой декларации, НК РФ не предусмотрена. В данном случае предметом спора явилось неправомерное решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках за непредставление налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности организации за четвертый квартал 2007 г.

Аналогичное постановление было принято ФАС МО от 29.01.2009 № КА-А40/13357-08. По мнению налогового органа, решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке являлось обоснованным, поскольку было принято в связи с непредставлением налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников.

В другом постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.02.2007 по делу № А82-4019/2006-99 сделал вывод о том, что предоставление в налоговый орган декларации неустановленной формы не является основанием для приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банках.

Автор статьи обращает внимание, что Минфин России в письме от 12.07.2007 №03-02-07/1-324сделал ошибочным вывод, что НКРФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплатель -щика в банке в случае непредставления им расчетов по авансовымплатежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Ошибочность мнения Минфина России подтверждает судебноерешение.

Пример. В постановлении ФАС Уральского округа от26.12.2006 № Ф09-11483/06-С7 указал на следующее. Налоговой инспекцией по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности составлен акт и принято решение о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 50 руб. за непредставление аудиторского заключения в установленный законодательством срок.

В силу поди. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Состав бухгалтерской отчетности установлен ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, в соответствии с которой аудиторское заключение является обязательным элементом указанной отчетности.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если:

• организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

• организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

• объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.

Все организации также обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.

Кроме того, из буквального изложения названия ст. 80 НК РФ «Налоговая декларация» можно также придти к выводам:

• налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога;

• расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Таким образом, в силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.