МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы
1. Прокофьев О.В. Эконометрическое моделирование для исследования причин неуверенности потребителя. Инновационная наука: Межд. науч. журнал. - Уфа: Изд-во ООО «АЭТЕРНА», № 9, 2015.
2. Прокофьев О.В. Формы проявления структурной нестабильности временного ряда в современных статистических данных. В сборнике: "Проблемы экономики, организации и управления в России и мире". Материалы V МНПК - Прага: Изд-во: World Press, 2014.
3. Прокофьев О.В., Савельев П.В. Оценка структурной стабильности временного ряда нелинейного процесса. В сборнике: "Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов". Сб. науч. ст. V МНПК. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.
4. Прокофьев О.В., Савочкин А.Е. Алгоритмическая модификация теста Чоу для автоматизированной проверки гипотезы о структурной стабильности тренда. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Пенза, Изд-во ПГТА, 2014. № 3 (19).
5. Прокофьев О.В. Свойства временного ряда доходов занятого населения Пензенской области. Современные информационные технологии. 2014. № 19 (19).
6. Михеев М.Ю., Прокофьев О.В., Семочкина И.Ю., Савочкин А.Е. Методы, модели и алгоритмы автоматизированной проверки свойств временного ряда контролируемого процесса. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Серия: Технические науки. Информационная технология. Пенза, Изд-во ПензГТУ, 2015. № 4 (26).
© О.В. Прокофьев, 2016
УДК 336.226.44
Пустоветов Сергей Евгеньевич
Студент Финансового университета при Правительстве РФ
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СТРУКТУРУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена изучению места и роли налогов и обязательных платежей за использование природных ресурсов в структуре экономического механизма природопользования. Показано, что фискальные платежи выполняют ряд функций и, в конечном итоге, являются основой применения регулирования использования ресурсов и окружающей среды посредством косвенных методов. Эффективность налогов и платежей напрямую определяет функционирование экономического механизма природопользования
Ключевые слова
Налоги. Природные ресурсы. Экономический механизм природопользования.
На сегодняшний день поддержание экологической безопасности государства становится все более актуальной задачей. Это связано с нарастанием экологических проблем, обусловленных усилением взаимодействия общества и природы, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов.
Таким образом, возникает объективная потребность регулирования использования природных ресурсов, собственником которых является государство, в обязанность которого входит восстановление природного потенциала страны.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Инструментом подобного экономического регулирования взаимоотношений государства, предпринимателей и общества являются платежи за пользование природными ресурсами.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься [3]:
• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Таким образом, представляется актуальным изучить налоги и обязательные платежи за использование природных ресурсов как основной элемент структуры экономического механизма природопользования.
Сущность экологических налогов и платежей проявляется в их функциях. Экологические платежи выполняют ряд функций: фискальную, контрольную, распределительную. При этом последняя включает в себя ресурсосберегающую, стимулирующую, компенсационную функции, которые зачастую рассматриваются как самостоятельные.
С помощью фискальной функции происходит аккумуляция в бюджетной системе ресурсов, необходимых для осуществления экологической политики.
Контрольная функция позволяет оценить эффективность поступлений от экологических платежей, сопоставить получаемые от данных платежей доходы с теми ресурсами, которые требуются на проведение экологических мероприятий. Контрольная функция позволяет выявить необходимость внесения изменений в действующую налоговую систему.
Таким образом, данная функция проявляется лишь в условия действия распределительной функции, с которой является тесно взаимосвязанной. Распределительная функция отражает механизм перераспределения финансовых ресурсов из производственной сферы в природоохранную, посредством реализации государством целевых программ, направленных на охрану природы и окружающей среды.
Регулирующая функция заключается в том, что посредством введения указанных платежей, государство ограничивает спрос на природные ресурсы, что вынуждает предпринимателей для достижения поставленных целей использовать новейшее оборудование, стимулируя, тем самым, научно-технический прогресс. Реализация данной функции в системе экологических платежей позволяет сократить количество вредных выбросов, улучшить природную среду.
Стимулирующая функция экологических платежей заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует сокращение уровня негативного воздействия на окружающую среду.
Компенсационная функция отражает целевой характер экологических платежей. Она реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда, причинённого загрязнением, восстановление природных ресурсов, их воспроизводство.
Следовательно, платежи за пользование природными ресурсами как важнейший элемент структуры механизма природопользования и инструмент координации интересов государства, предпринимателей и общества должны содействовать решению ряда таких задач, как [4]:
1) рациональное (в т. ч. и с экологической точки зрения) использование природных ресурсов;
2) выполнение стимулирующей функции в целях добычи необходимого для общества и государства сырья;
3) пополнение бюджета;
4) обоснованное изъятие всех видов природной ренты и последующее её справедливое распределение в масштабах государства.
Какие же имеются налоговые платежи за использование природных ресурсов в Российской Федерации? К ним относятся: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог. [1]
Ранее в России существовали проекты экологического налога, но в данный момент он существует в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду. [5]
Экономический механизм использует следующие принципы регулирования природопользования: - платность;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
- научная обоснованность охраны окружающей среды;
- экономическая ответственность;
- комплексность;
- соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями.
Подводя итог по налоговым платежам, можно сказать, что только налог на добычу полезных
ископаемых в должной мере обеспечивает функционирование механизма, а другие необходимо постепенно модернизировать, соотнося их фискальную роль и роль экономического регулятора пользования природными ресурсами.
Платежи неналогового характера за пользование природными ресурсами в настоящий момент включают в себя:
- платежи за пользование недрами;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- арендная плата за землю;
- плата за пользование водным объектом;
- экологический сбор.
Платежи при пользовании недрами - это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами.
Статья 39 ФЗ «О недрах» устанавливает, что к платежам за пользование недрами относятся [2]:
- разовые платежи, которые уплачиваются при наступлении определённых лицензией событий;
- регулярные платежи, уплачиваемые в течение всего срока действия лицензии;
- сборы за участие в аукционе.
Соответственно, плательщиками данного платежа выступают пользователи недр, в том числе пользователи недр, выступающие стороной соглашения о разделе продукции.
С 2015 года на территории РФ был введён новый вид платежа за пользование природными ресурсами - экологический сбор. Данный платёж обязаны уплачивать производители и импортёры в случаях невозможности самостоятельно утилизировать их товары, потерявшие потребительские свойства. При этом данные товары должны быть перечислены в перечне, утверждённом Правительством РФ. Экологический сбор в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации, не уплачивается.
Таким образом, все указанные платежи носят целевой характер, т. е. целью их введения является стимулирование экономного использования ресурсов, а также стимулирование охраны данных ресурсов. Кроме того, данная группа платежей носит компенсационный характер, что подразумевает под собой возмещение затрат для покрытия расходов от воздействия негативных факторов на окружающую среду
В условиях значительных объёмов эксплуатации природных ресурсов и важности поддержания экологического равновесия, экономический механизм природопользования набирает всё большую значимость, а потому рассмотренные в реферате варианты платежей, существующие в Российской Федерации, необходимы для эффективного функционирования системы использования природных ресурсов.
Как налоговые, так и неналоговые платежи, в конечном итоге, преследуют схожие цели -стимулировать максимально безвредное природопользование с помощью экономического давления или же наоборот, поощрения эффективных методов хозяйствования.
Однако эффективность отдельных платежей вызывает обоснованное сомнение - например, это касается водного налога и земельного. Их размер относительно не велик, также и доля в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. То есть и для налогоплательщиков платежи по данным налогам будут не слишком значительны, а значит, что экономический механизм природопользования не сработает -существует возможность неэффективного использования земли и воды. В то же время, данные ресурсы являются ключевыми в силу принципиальной ограниченности и в условиях рыночной экономики должны обязательно принадлежать эффективным собственникам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
Безусловно, налоговые и неналоговые платежи за пользование ресурсами лишь часть структуры экономического механизма природопользования. Но их значение нельзя недооценивать, а потому необходимо наращивать различие между позитивной и негативной стимуляцией, создавая реальные предпосылки к бережному использованию природных ресурсов. Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изменениями по состоянию на 13.07.2015 (Ч 232-Ф3))
2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) "О недрах"
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды"
4. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики. // Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007
5. Л. Г. Батракова, А. В. Григорьев. Платежи за пользование природными ресурсами: экономико-исторический аспект. // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том I (Гуманитарные науки)
© Пустоветов С. Е., 2016
УДК 336.225.66
Пустоветов Сергей Евгеньевич
Студент Финансового университета при Правительстве РФ
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕГИОНА
Аннотация
В статье ставится задача рассмотреть возможность совершенствования механизма инвестиционного налогового кредита в целях наращивания инвестиционного потенциала регионов. В результате анализа автор раскрывает текущие проблемы с применением ИНК и выдвигает ряд предложений по улучшению существующего порядка. Упрощение и расширение охвата налогоплательщиков ИНК позволит нарастить объём инвестиций в региональную экономику с учётом её специфики.
Ключевые слова
Налоги. Инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный потенциал.
На сегодняшний день одна из приоритетных задач, стоящих перед субъектами РФ - повышение инвестиционного потенциала как залога экономического роста территории. В этой связи особую актуальность приобретает развитие существующих форм государственной поддержки инвесторов, в частности, инвестиционного налогового кредита (ИНК). ИНК предоставляется организациям при осуществлении ими определённой деятельности (инновационной, научно-технической и т. д.) на срок до 5 лет или более в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение сроков уплаты налога, при котором организации при выполнении определённых условий предоставляется возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумму кредита и начисленных процентов [1, c. 415]. В большинстве субъектов РФ предоставляется по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам [5].