УДК 336.221
НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Мищан Юлия Александровна, Шаповалова Ирина Михайловна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь E-mail: [email protected]
Аннотация. Сегодня очень важен вопрос рассмотрения налогов в сфере природопользования. В статье определены роль и значение налогов в сфере природопользования экономики государства. Проанализирована доходная часть бюджета РФ, которую составляют налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами. Обозначено осмысление новой концепции развития системы платежей за пользование природными ресурсами в России и выработка соответствующей системы приоритетов.
Abstract. Today, the issue of considering taxes in the sphere of nature management is very important. The article defines the role and importance of taxes in the sphere of nature management of the state economy. The revenue part of the budget of the Russian Federation, which is composed of taxes, fees and payments for the use of natural resources, is analyzed. The concept of the development of a system of payments for the use of natural resources in Russia and the development of a corresponding system of priorities are identified.
Ключевые слова: налоги, сборы, платежи, прородные ресурсы, доходы, система налогооблажения, экспорт нефти, добыча нефти, прямые налоги, косвенные налоги, налоговая культура граждан.
Key words: taxes, fees, payments, natural resources, revenues, taxation system, oil export, oil production, direct taxes, indirect taxes, tax culture.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в число платежей за пользование природными ресурсами входят: налог на добычу полезных ископаемых; разовые и регулярные платежи за пользование недрами; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог и плата за пользование водными объектами; плата за пользование лесным фондом; сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; плата за негативное воздействие на окружающую среду. [1]
Необходимо отметить, что налоги, сборы и другие платежи за пользование природными ресурсами составляют достаточно значимую часть доходной части
бюджета Российской Федерации. [5]
Согласно основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 гг. доходы федерального бюджета в 2015 г. составили 6644,4 млрд рублей, что в реальном выражении на 6,1% ниже, чем в 2014 г.
В целом за 2015-2017 гг. доходы в реальном выражении возросли на 1,6 %, или на 0,5 % в среднем за год. Для сравнения: в 2012-2014 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 14,9%. По отношению к ВВП доходы бюджета сократился с 20,3% в 2014 г. к 18,1% в 2017 г.
При этом основным фактором столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны — с 20,7% в 2013 г. до 18,9% в 2014 г. и 14,9% в 2017 г.
В результате замедления темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, прогнозируемого снижения цен на нефть с 55 долл. США/бар. в 2014 г. до 50 долл. США/бар. в 2017 г. и сохраняющегося в среднесрочной перспективе укрепления реального курса рубля нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся с 8,1% ВВП в 2014 г. до 5,2% ВВП в 2017 г.
Доходы федерального бюджета, реальный прирост в %
¿4, и
12,3
5,5 2,2 -2 4
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис.1 Добыча и экспорт нефти. Источник: [6]
При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 45% в 2013 г. до 29% в 2017 г.
Таблица 1
Добыча и экспорт нефти. Источник: [6]
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Добыча нефти, млн. т. 324 348 380 421 459 470 480 490 500 507 514
Темп прироста, в % 6,2 7,4 9,2 10,8 9,0 2,4 2,1 2,1 2,0 1,4 1,4
Экспорт нефти, млн. т. 145 162 188 228 258 254 248 254 260 265 269
Темп прироста, в % 7,4 11,7 16,0 21,3 13,2 -1,6 -2,1 2,3 2,4 1,9 1,5
Сокращение удельного веса нефтегазового сектора в ВВП связано с действием двух фундаментальных факторов.
1. Наметилась долгосрочная тенденция замедления добычи и экспорта нефти. Если в период 2009-2011 гг. физический объем добычи нефти рос в среднем на 9,7% в год, а экспорта нефти и нефтепродуктов — на 14,7% в год, то в 2013 г. добыча выросла лишь на 2,1%, а объем экспорта несколько снизился.
Согласно прогнозам, в обозримой перспективе такая ситуация будет сохраняться. Так, среднегодовой ожидаемый темп роста добычи нефти за 20142017 гг. составит 1,7%, физический объем экспорта нефти будет повышаться в среднем на 2,4%.
Среднегодовой за период 2013-2017 гг. темп роста добычи газа составит 2,4%, экспорта — 2,3%.
Таким образом, темпы роста нефтегазового сектора будут в несколько раз ниже, чем ВВП в целом, которые согласно прогнозу социально-экономического развития составят в среднем чуть более 6% в год.
2. Происходящее в последние годы укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями — такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала — существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые «привязаны» к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара — как НДПИ на нефть).
В результате такой динамики внешней торговли значительно сократится ежегодный прирост золотовалютных резервов — со 107,5 млрд долл. США в 2013 г. у до 10-20 млрд долл. США в 2017 г. При этом произойдет усиление
счета операций с капиталом и финансовыми инструментами — увеличится положительное сальдо трансграничного движения частного капитала. Чистый приток частного капитала в 2017 г. может составить 50 млрд долл. США против 35 млрд долл. США в текущем году.
Что касается нашей страны, то на размер поступлений в федеральный бюджет в 2015-2017 гг. окажут влияние следующие изменения налогового законодательства:
а) освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;
б) снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
в) установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал;
г) изменение ставок акцизов по подакцизным товарам;
Изменение налогового законодательства приведет к снижению доходов федерального бюджета на 237,1 млрд рублей, или на 0,68% к ВВП.
Таблица 2
Прогноз доходов федерального бюджета. Источник: [6]
2015 2016 2017
млрд.руб. % ВВП млрд. руб % ВВП млрд.руб % ВВП
ДОХОДЫ 6644,4 19,0 7465,4 18,8 8089,0 18,1
Нефтегазовые, в том числе: 2383,1 6,8 2351,9 5,9 2348,3 5,2
НДПИ 860,7 2,5 843,7 2,1 841,2 1,9
Вывозные таможенные пошлины 1522,4 4,3 1508,2 3,8 1507,1 3,4
Ненефтегазовые в том числе: 4261,3 12, 5113,5 12,9 5741,6 12,8
Налог на прибыль 543,5 1,5 587,6 1,5 645,1 1,4
НДС 2168, 5 6,2 2797,6 7,0 3221,7 7,2
Акцизы 149,5 0,4 170,7 0,4 195,3 0,4
Одна из главных целей бюджетной политики на 2015-2017 гг. состоит в обеспечении сбалансированности бюджетной системы и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики.[6]
Доходы от уплаты регулярных платежей за пользование недрами, доходы от платы за договорную акваторию и участки морского дна распределяются в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов РФ (60%). [3]
Доходы при пользовании недрами на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет. В последние годы изменения налогового законодательства направлены на упрощение налоговых процедур, устранение норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности. [4]
Осмысление новой концепции развития системы платежей за пользование природными ресурсами в России и выработка соответствующей системы приоритетов является необходимым условием для дальнейшего вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, упорядочения правового регулирования финансово-экономических отношений в области природопользования и достижения экологически сбалансированного развития отечественной экономики. [5]
Повышение социально-экономической эффективности государственного налогового менеджмента требует преодоления сложившейся в условиях переходного периода и угрозы распада страны структуры федеральных, региональных и местных налогов.
Подводя итог вышесказанному, мне хотелось бы сделать следующие выводы:
- региональные налоги, в зависимости от объективных экономических условий могут и должны различаться, в первую очередь это касается налогообложения сферы природопользования;
- в сфере природопользования должны появиться новые налоги, так как дифференциация НДПИ имеет определенные границы, все экологические платежи должны превратиться в налоги;
- исключительно фискальное преобладание косвенных налогов над прямыми в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в России свидетельствует о пассивной роли государства в осуществлении экономических преобразований;
- необходимо широко использовать неналоговые формы доходов: муниципальные займы, региональные и муниципальные пенсионные и инвестиционные фонды, банки, систему лицензирования и концессий;
- повышение эффективности государственного налогового менеджмента в сфере природных ресурсов предполагает, что все налоги на пользование
природными ресурсами должны быть отнесены к региональному и муниципальному уровню. Хотя функции природопользования входят в предметы совместного ведения всех уровней власти, тем не менее реально они могут эффективно осуществляться на территориях;
- формирование налоговой культуры граждан, которая позволит более эффективно осуществлять налоговую политику, взимать налоги и, как следствие, выполнять обязанности государства перед населением.
Высокая налоговая культура способна повысить эффективность всей российской налоговой системы, что выгодно не только для государства, получающего доход в виде поступлений от налогов, но и для всех членов общества, чьи потребности и нужды призвано удовлетворять государство.
Список использованной литературы:
1. Арсеньева В. А., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование сферы природопользования. - Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2016. - 335 с.
2. Герасименко Н.В. О совершенствовании правового регулирования системы платежей за пользование природными ресурсами. - М.: ИСЭПН РАН,
2015. - 170 с.
3. Липатова И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы. - М.: КНОРУС, 2017. - 218 с.
4. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. - М.: ГроссМедиа,
2016. - 265 с.
5. Мельник Д. Налоговый менеджмент. - М.: КНОРУС, 2016. - 438 с.
6. Электронный ресурс. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015-2017 годы. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 126727/