УДК 336.226.1
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ Харитоненко Лидия Богдановна, студентка (e-mail: [email protected])
Научный руководитель - Багратуни Каринэ Юрьевна, доцент, к.э.н.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия (e-mail: [email protected])
Одним из основных источников налоговых доходов государства является налог на прибыль организаций (НПО). В статье проведен анализ доходов федерального бюджета, выявлена доля НПО в его структуре. Отмечена роль поступлений по данному налогу в бюджеты субъектов Российской Федерации. Также выявлены основные факторы роста отчислений по налогу на прибыль организаций в 2015-2018 гг.
Ключевые слова: налог на прибыль организаций, государственные доходы, доходы федерального бюджета, налоговые доходы.
Ведущая роль в финансовом обеспечении государственных функций принадлежит налогам. Налоговые доходы являются основным источником средств бюджетов всех уровней бюджетной системы. Но помимо фискальной функции, налоги реализуют стимулирующую, регулирующую функции. Особый интерес представляет в связи со спецификой функционального назначения - налог на прибыль, призванный содействовать законному наращиванию капитала и стимулированию инвестиционных процессов в экономике. Налог на прибыль организаций (НПО) - федеральный налог, поступления от которого зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговые доходы являются основным источником доходов бюджетов бюджетной системы. В течение последних пяти лет они составляли более 60% структуры доходов федерального бюджета, с устойчивой тенденцией роста (рис. 1).
Анализ динамики структуры налоговых доходов федерального бюджета выявил ее существенные изменения, произошедшие за период 2015-2018 гг. (рис. 2). Так, за исследуемый период на 46,86% возросла доля поступлений по подгруппе доходов «Налоги на прибыль, доходы», а по подгруппе «Задолженность и перерасчеты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам» произошло сокращение на 75,43%.
30
25
20
15
10
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Налоги на прибыль, доходы
3,6
3,65
5,05
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
21,79
24,44
26,37
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
13,46
14,68
14,22
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
23,29
21,42
27,11
5
0
Рисунок 1 - Доля налоговых доходов в структуре федерального бюджета в
2015-2018 гг. Источник: составлено и рассчитано автором [7], [9].
В структуре поступлений по подгруппе «Налог на прибыль, доходы» в федеральном бюджете 100% приходится на налог на прибыль.
Динамика НПО зависит от ряда факторов. При исследовании поступлений по данному налогу следует учитывать, что на его величину влияет инфляция, динамика промышленного производства и внешней торговли, изменение курса рубля относительно доллара.
160 140 120 100 80 60 40 20
146,86
116,15
т-1-1-1
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Налоги на прибыль, доходы
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
Государственная пошлина
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
0
Рисунок 2 - Темпы роста налоговых доходов федерального бюджета Источник: составлено и рассчитано автором [7], [9].
Примечание: 2015 г. - уровень базисного периода, равен 100%
Повышение курса доллара ведет к росту затрат организаций на импортные товары и услуги, а следовательно происходит удорожание реализуемой предприятиями продукции. Это в свою очередь способствует росту инфляции в стране, которая снижает покупательную способность населения. То есть происходит снижение внутреннего спроса, а значит, снижается индекс производства.
Так, можно отметить, что повышение цен, вызванное инфляционными процессами, ведет к росту налоговой базы за счет повышения стоимости реализованной продукции. Но в то же время инфляция влияет и на затраты необходимые для производства и продажи созданного товара, то есть становится причиной сокращения налоговой базы.
В 2016 г. инфляция понизилась с 12,91% до 5,38%, незначительно вырос индекс производства. По данным Росстата он составил 101,1% к предыдущему году. Уровень инфляции в 2017 г. был рекордно низким, а поступления по НПО в федеральный бюджет возросли (рис. 3). Такой рост объясняется в первую очередь увеличением налоговой ставки на 1% с 1 января 2017 г. Разделение 20% ставки по налогу на прибыль на 3% и 17% соответственно между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов установлено до 2020 г.
Рисунок 3 - Поступления по НПО в федеральный бюджет Источник: составлено и рассчитано автором [7], [9], [10].
При этом важно учесть, что преимущественно за счет поступлений по НПО формируются доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов на их долю приходилось около 23% в 2015-2016 гг. (рис. 4).
2016 г.
2015 г.
22,97 77,03
22,64 77,36
Налог на прибыль обрагизаций, %
Иные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, %
Рисунок 4 - Доля НПО в структуре доходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации Источник: составлено и рассчитано автором [7].
Произошедшее изменение распределения ставки НПО между уровнями бюджетов имеет ряд последствий. К отрицательным явлениям данной меры следует отнести снижение налоговых поступлений региональных бюджетов, в результате чего снижаются расходы на финансирование региональных программ. Однако уже по прогнозным данным на 2017-2018 гг. можно говорить о росте доходов федерального бюджета за счет отчислений по НПО. Следовательно, появится возможность ускорить развитие федеральных программ государства.
По данным Федеральной налоговой службы с 2015 г. увеличилось число налогоплательщиков НПО (рис. 5). Причем в их составе отмечен рост при-
быльных организаций. Налоговая база в 2015 г. составила 12 277, 91 млрд руб., а в 2016 г. - 17 427, 32 млрд руб.
2016 г. 1 001 244 123 051
-
2015 г. 973 159 135 674
850 000 900 000 950 000 1 000 000 1 050 000 1 100 000 1 150 000 Прибыльные организации ■ Убыточные организации
Рисунок 5 - Количество налогоплательщиков по НПО Источник: составлено на основе данных Федеральной налоговой службы
[8].
Введение санкций со стороны США в 2014 г. стало импульсом для развития промышленности. Их последствия проявились в ограничении импорта, поэтому государству понадобилось реализовать меры по поддержке отечественного производителя для замещения импортных товаров.
Прогнозируемый прирост поступлений по НПО также объясняется и улучшением администрирования налога, а именно повышением уровня собираемости данного налога и осуществлении налогового контроля по исчислению и уплате данного налога. Добиться этого удается с помощью электронных систем, позволяющих вести учет всех налогоплательщиков, своевременности уплаты налогов.
Таким образом, в настоящее время налог на прибыль организаций стал вторым по значимости (после налога на добычу полезных ископаемых) в структуре доходов федерального бюджета. В тоже время он является основным источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения разделения ставки по данному налогу между уровнями бюджета привели к росту доходов федерального бюджета. Также рост отчислений по данному налогу в федеральный бюджет и бюджеты субъектов связан с началом роста промышленного производства с 2016 г., увеличением числа прибыльных организаций в стране. Необходимым условием для дальнейшего развития государства является улучшение налогового администрирования, проявляющееся в совершенствовании системы налогообложения прибыли.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст на 2018 год с изменениями от 1 октября. - Москва: Эксмо, 2017. - 448 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - Москва: Проспект, 2017. - 1040 с.
3. Колчугин С.В. Экономическая сущность налога на прибыль // Все для бухгалтера. 2017. №1 (289). С. 7 -16.
4. Севостьянов И.А. Роль и значение налога на прибыль организаций в доходах бюджетов различных уровней // Финансовая система России: проблемы и перспективы развития. 2016. С. 181-185.
5. Тюпакова Н.Н., Литовкина А.В. Роль налога на прибыль организации в формировании доходной части бюджета // Экономические исследования и разработки. 2017. № 11. С. 150-161.
6. Фатуллаева А.Г. Проблемы взимания налога на прибыль организаций и его место в бюджетной системе Российской Федерации // Современное общество и власть. 2016. № 4 (10). С. 288-292.
7. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения: 19.03.2018)
8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (Дата обращения: 19.03.2018)
9. Приложение № 3 к пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sozd.parlament.gov.ru/download/8B0F0AA5-AEF1-4F33-965D-2102FF2C63B6 (Дата обращения: 19.03.2018)
10. Уровень инфляции в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn— -ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/ (Дата обращения: 19.03.2018)
Kharitonenko Lidia Bogdanovna, student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia (e-mail: [email protected])
Supervisor - Bagratuni Karine Yuryevna, associate professor, Candidate of Economic Sciences
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia (e-mail: [email protected])
CORPORATE INCOME TAX AS ONE OF THE SOURCES OF GOVERNMENT REVENUES
Abstract. One of the main sources of government tax revenues is corporate income tax. Federal budget revenues were analyzed in this article; the share of corporate income tax was shown in its structure. The role of revenues from this tax in the budgets of the subjects of the Russian Federation was noted. Also the factors of growth of corporate income tax payments in 2015-2018 years were identified.
Keywords: corporate income tax, government revenue, federal budget revenue, tax revenue.