Научная статья на тему 'Налог на прибыль организаций: последствия трансформации ставки'

Налог на прибыль организаций: последствия трансформации ставки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / COMPULSORY PAYMENTS / БЮДЖЕТ / BUDGET / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / CORPORATE INCOME TAX / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAX BASE / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / LEGAL ENTITIES / НОВОВВЕДЕНИЕ / INNOVATION / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / TAX RATE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / CASH / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галицына Виктория Сергеевна, Водопьянова Валентина Александровна, Самсонова Ирина Анатольевна, Федорякина Валерия Викторовна

Статья посвящена анализу изменений Налогового Кодекса Российской Федерации, касающихся налога на прибыль организаций. В ней рассматриваются основные корректировки 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации 2017 года. Статьи НКРФ ежегодно подвергаются изменениям со стороны соответствующих органов власти. Основное внимание уделяется перераспределению ставки налога на прибыль организаций между бюджетами РФ. Налог на прибыль организаций является одним из важнейших налогов, играющих фискальную и регулирующую роль. Изменение распределения ставки налога на прибыль организаций оказывает значительное влияние на налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации. На основании действующей ставки составлен прогноз поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. В статье проанализированы абсолютные и относительные показатели поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края за последние три года. Проведен сравнительный анализ прогнозных значений налога на прибыль организаций 2016 года с прогнозными значениями исследуемого налога 2017 года. Отражены финансовые потери региональными бюджетами в виду изменения налоговой ставки. Выявлены основные проблемы и перспективы нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галицына Виктория Сергеевна, Водопьянова Валентина Александровна, Самсонова Ирина Анатольевна, Федорякина Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFIT TAX FOR ORGANIZATIONS: CONSEQUENCES OF TRANSFORMATION OF THE RATES

The article is devoted to the analysis of changes in the Tax Code of the Russian Federation concerning the corporate income tax. It examines the main adjustments to Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation in 2017. The articles of the NCRF are annually subject to changes by the relevant authorities. The main attention is paid to the redistribution of the corporate income tax rate between the budgets of the Russian Federation. The corporate profit tax is one of the most important taxes that play a fiscal and regulatory role. The change in the distribution of the corporate income tax rate has a significant impact on tax revenues to the federal and regional budgets of the Russian Federation. Based on the current rate, a forecast is made of the income tax receipts of organizations to the federal budget and to the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk region. The article analyzes the absolute and relative indicators of revenues to the federal budget of the Russian Federation and the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk region over the past three years. The comparative analysis of the forecasted values of the profit tax of organizations of 2016 with the forecast values of the tax in 2017 is made. The financial losses are reflected by regional budgets in view of changes in the tax rate. The main problems and prospects of innovations are revealed.

Текст научной работы на тему «Налог на прибыль организаций: последствия трансформации ставки»

УДК 336.22

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СТАВКИ

© 2017

Галицына Виктория Сергеевна, студент Водопьянова Валентина Александровна, доцент Самсонова Ирина Анатольевна, доцент Федорякина Валерия Викторовна, студент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, e-mail: valeriya.fedoryakina@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена анализу изменений Налогового Кодекса Российской Федерации, касающихся налога на прибыль организаций. В ней рассматриваются основные корректировки 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации 2017 года. Статьи НКРФ ежегодно подвергаются изменениям со стороны соответствующих органов власти. Основное внимание уделяется перераспределению ставки налога на прибыль организаций между бюджетами РФ. Налог на прибыль организаций является одним из важнейших налогов, играющих фискальную и регулирующую роль. Изменение распределения ставки налога на прибыль организаций оказывает значительное влияние на налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации. На основании действующей ставки составлен прогноз поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. В статье проанализированы абсолютные и относительные показатели поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации и в бюджеты Приморского края и Хабаровского края за последние три года. Проведен сравнительный анализ прогнозных значений налога на прибыль организаций

2016 года с прогнозными значениями исследуемого налога 2017 года. Отражены финансовые потери региональными бюджетами в виду изменения налоговой ставки. Выявлены основные проблемы и перспективы нововведений.

Ключевые слова и словосочетания: обязательные платежи, бюджет, налог на прибыль организаций, налоговая база, юридические лица, нововведение, Налоговый Кодекс Российской Федерации, налоговая ставка, предпринимательская деятельность, финансирование, денежные средства, экономика, налоговые поступления.

PROFIT TAX FOR ORGANIZATIONS: CONSEQUENCES OF TRANSFORMATION OF THE RATES

© 2017

Galitsina Viktoriya Sergeevna, student Vodopianova Valentina Aleksandrovna, associate professor Samsonova Irina Anatolyevna, associate professor Fedoryakina Valeriya Viktorovna, student

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: valeriya.fedoryakina@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the analysis of changes in the Tax Code of the Russian Federation concerning the corporate income tax. It examines the main adjustments to Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation in 2017. The articles of the NCRF are annually subject to changes by the relevant authorities. The main attention is paid to the redistribution of the corporate income tax rate between the budgets of the Russian Federation. The corporate profit tax is one of the most important taxes that play a fiscal and regulatory role. The change in the distribution of the corporate income tax rate has a significant impact on tax revenues to the federal and regional budgets of the Russian Federation. Based on the current rate, a forecast is made of the income tax receipts of organizations to the federal budget and to the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk region. The article analyzes the absolute and relative indicators of revenues to the federal budget of the Russian Federation and the budgets of Primorsky region and the Khabarovsk region over the past three years. The comparative analysis of the forecasted values of the profit tax of organizations of 2016 with the forecast values of the tax in

2017 is made. The financial losses are reflected by regional budgets in view of changes in the tax rate. The main problems and prospects of innovations are revealed.

Keywords: Compulsory payments, budget, corporate income tax, tax base, legal entities, innovation, the Tax Code of the Russian Federation, tax rate, entrepreneurial activity, financing, cash, economy, tax revenues.

Налог на прибыль организаций - федеральный прямой налог. Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией. Под прибылью понимается разница между доходами и расходами организации. Величина данного налога зависит от финансового результата деятельности организации. [1]

Налог на прибыль организаций регламентируется главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государство с помощью налога на прибыль организаций может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи данного налога с размером получаемого налогоплательщиками дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. [2]

Налог на прибыль организаций занимает высокую позицию в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2016 году его удельный вес составил 19,1% налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. [3]

Налог на прибыль организаций, являясь федеральным налогом, играет важную регулирующую роль в налоговой системе Российской Федерации. Данный налог зачисляется в федеральный бюджет и в региональные АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)

бюджеты субъектов РФ, однако, в региональные бюджеты зачисляется большая доля налога на прибыль организаций. [4]

Налоговые поступления играют важную роль в формировании региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Стандартная ставка налога на прибыль организаций составляет 20%, из которых до 1 января 2017 года 2% поступало в федеральный бюджет, 18% - в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. С 01.01.2017 года согласно Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ в федеральный бюджет подлежит зачислению 3% от налога на прибыль организаций, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17%. Величина налоговой ставки осталась прежней, изменения коснулись распределения денежных средств между бюджетами. Это говорит о том, что федеральный бюджет будет пополняться за счет налога на прибыль организаций на 1% больше, чем прежде, а доходы региональных бюджетов сократятся на 1% соответственно. Данное изменение предусмотрено до 2020 года. [5]

Целью данного исследования является анализ последствий изменения размера ставки налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. На первом этапе рассмотрим

57

влияние перераспределения ставки на региональные бюджеты Российской Федерации на примере Приморского и Хабаровского края.

Налоговые доходы бюджета Приморского края за 2016 год составляют 79,2% поступлений в бюджет Приморского края. На неналоговые доходы приходится 1,3% бюджета Приморского края. Безвозмездные поступления занимают второе место по значимости в структуре доходов Приморского края за 2016 год и равны 19,5%. [6] В таблице 1 представлены данные о налоговых поступлениях за 2016 год в Приморском крае и Хабаровском крае согласно опубликованным данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации. [7]

Таблица 1 - Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты Приморского и Хабаровского края за 2016 год (в млн. руб.)

Поступления Приморский край Удельный вес Хабаровский кран Удельны й вес

доходов 82813,9 100 92193,8 100

Налог на прибыль организации 18157,8 21,93 14891,7 16,15

НДФЛ 40680,4 49,12 34021,1 36,90

Акцизы 2559,6 3,09 218273 23,68

Налог на имущество физических лиц 351,6 0,42 373,8 0,41

Налогна имущество организации 9100,7 10,99 10913,1 11,84

Транспортный налог 1676,9 2,02 14193 1,54

Земельный налог 2517,4 3,04 1200,6 130

НДПИ 246,5 озо 21653 235

Остальные налоги и сборы 7523 9,08 5381,6 5,84

нии налога на прибыль организаций в Приморском и Хабаровском крае с помощью пропорции рассчитываем налоговую базу. Так как в 2016 году размер ставки налога на прибыль организаций в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации составлял 18%, то для расчета прогноза поступлений налога по ставке 17% необходимо налоговую базу 2016 года умножить на соответствующую ставку. Расчет прогноза поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты субъектов РФ представлен в таблице 2. [9]

Таблица 2 - Изменение поступлений налога на прибыль организаций в Приморском крае и Хабаровском крае в 2016 году при снижении ставки с 18% до 17% (в млн.руб.)

Показатели Приморский край Хабаровский край

Налоговая база 100876,67 82731,67

Сумма налога при ставке 18% 18157,8 14891,7

Сумма налога при ставке 17% 17149,03 14064,38

Абсолютное отклонение 1008,77 827,32

Темп роста 94,44 94,44

Анализируя данные таблицы 1, можно сказать, что налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы наиболее значимы для региональных бюджетов, так как за их счет происходит основное формирование налоговых доходов. Процентное соотношение вышеперечисленных налогов представлено на рисунке 1.

Изучив данные таблицы 2, можно сделать вывод, что изменение ставки на 1% налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в региональный бюджет, приведет к уменьшению поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты Приморского и Хабаровского края на 5,56%.

Посмотрим, как отразится изменение величины ставки на поступлениях в региональные бюджеты Приморского края и Хабаровского края за 2016 год. Результаты изменения представлены на рисунке 2. 20000

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

18157,8 17И903

Щ 1406438

I 18% 17%

Приморский край

Хабаровский край

Рисунок 1 - Анализ структуры налоговых доходов Приморского края и Хабаровского края за 2016г. Изучив данные рисунка 1, можно сказать, что в Приморском крае налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций играют важную роль в формировании налоговых поступлений, являясь бюджетообразующими, так как составляют 49,12% и 21,93% от налоговых поступлений соответственно. В Хабаровском крае основой формирования налоговых поступлений помимо налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций являются акцизы. Так, в Хабаровском крае налог на доходы физических лиц составляет 36,90%, налог на прибыль организаций 16,15%, акцизы 23,68%. Важно отметить, что в Приморском крае акцизы не являются основным источником формирования налоговых поступлении и составляют лишь 3,09%. Таким образом, в бюджете Приморского края налог на прибыль по доле поступлений находится на втором, а в Хабаровском крае на третьем месте. [8]

Из таблицы 1 видно, что поступления налога на прибыль организаций за 2016 год составили 18157,8 млн. руб. и 14891,7 млн.руб. в Приморском и Хабаровском крае соответственно. На основании данных о поступле-

Рисунок 2 - Анализ поступлений налога на прибыль организаций при изменении ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в региональные бюджеты Приморского края и Хабаровского края, с 18% на 17% Уменьшение налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации на 5,56% может показаться незначительным. Однако, Приморский край за 2016 год при ставке 17% мог потерять 1008,77 млн. руб. Данная сумма была потрачена в 2016 году на поддержку национальной экономики. [10]

Если рассмотреть статистику доходов бюджета Хабаровского края, то можно сказать, что налоговые поступления в бюджет Хабаровского края сократятся на 827,32 млн. руб. Таким образом, субъекты Российской Федерации с 2017 года будут вынуждены сократить объемы расходов.

Расходы региональных бюджетов ежегодно увеличиваются. В структуре расходов бюджета Приморского края и Хабаровского края образование, социальная политика, национальная экономика и здравоохранение занимают высокие позиции по объему расходов. Важно отметить, что результатом исполнения бюджета может быть, как профицит, так и дефицит. Таким образом, при уменьшении поступления налоговых доходов дефицит регионального бюджета только увеличится, а профицит бюджета соответственно уменьшится. [11]

Органами регионального управления утверждены плановые поступления налога на прибыль организаций на 2017 год в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. Региональные власти Приморского края и Хабаровского края при составлении плановых показателей на 2017 год учли уменьшение поступлений налога на прибыль организаций в бюджеты Приморского края и Хабаровского края. Согласно Закона Хабаровского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» 15.02.2017 № 245, плановое значение налога на прибыль организаций Хабаровского края на 2017 год составляет 9435,2 млн. руб. Согласно Закона Приморского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 23.12.2016 № 52-КЗ, плановое значение налога на прибыль организаций составляет 16 472,2 млн. руб. [12]

Таким образом, плановое значение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Хабаровского края и Приморского края 2017 года значительно меньше прогнозного значения 2016 года при изменении ставки с 18% на 17% на 4629,18 млн.руб. и 676,83 млн. руб. соответственно.

На втором этапе рассмотрим влияние перераспределения ставки на федеральный бюджет Российской Федерации. При этом, изначально видно, что поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации увеличатся. [13]

Налоговые поступления в федеральный бюджет Российской Федерации за 2016 год составили 6929,1 млрд. рублей. На рисунке 3 представлены налоговые поступления в федеральный бюджет в 2016 году. [14]

1,09

4.11

3 3,35

41ДЗ

Рисунок 4 - Динамика поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2014 - 2016 г.г., в млрд. руб.

Изучив данные, представленные на рис. 4, можно сказать, что наблюдается ежегодное сокращение поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 - 2016 годы. [16]

Согласно нововведениям, ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет РФ, с 1 января 2017 года составляет 3%. Рассмотрим влияние увеличения ставки на федеральный бюджет РФ на основе данных 2016 года. Расчет прогноза поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ представлен в таблице 3. [17]

Таблица 3 - Изменение поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2016 году при увеличении ставки с 2% до 3% (в млрд.руб.)

Показатели Федеральный бюджет РФ

Налоговая база 24550

Сумма налога при ставке 2% 491

Сумма налога при ставке 3% 736,5

Абсолютное отклонение 245,5

Темп роста 150

Нала1 ш при5лть йргапгкпш

■НДС

Алисы 1ЦДПИ Остальные негюш и о:оры

Рисунок 3 - Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2016г.

Изучив данные рисунка 3, можно сказать, что основная доля налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации формируется за счет налога на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Налог на прибыль организаций не имеет в федеральном бюджете Российской Федерации столь важную роль, как в региональных бюджетах. На рисунке 4 отображена динамика поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации согласно опубликованным данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации. [15]

Согласно данным таблицы 3, в 2016 году налог на прибыль организаций принес в федеральный бюджет Российской Федерации 491 млрд. рублей. Если рассчитать поступления по налогу на прибыль организаций за 2016 год по ставке 3%, получится 736,5 млрд. руб. [18]

Тем самым, объем доходов федерального бюджета Российской Федерации мог бы увеличиться на 245,5 млрд. руб. в 2016 году. Это означает, что государство могло бы увеличить финансирование федеральных программ, таких как развитие агропромышленного комплекса, социальной и транспортной инфраструктуры, а также развитие высоких технологий. [19]

Изменение распределения ставки налога на прибыль организаций между бюджетами РФ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательной стороной является уменьшение налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, в результате сократится финансирование региональных программ. Положительной характеристикой является, несомненно, рост налоговых поступлений в федеральный бюджет, что позволит ускорить развитие федеральных программ Российской Федерации. [20]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая, вторая: по сост. на 1 апреля 2013 г. -Новосибирск: Норматика. - 2015.- 816с.

2. Бондаренко Т. Н., Водопьянова В. А. Налоговые доходы как инструмент формирования устойчивого бюджета субъекта РФ на примере Приморского края // Фундаментальные исследования. - 2016. - №12-2. - С. 371-376.

3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php (дата обращения 25.04.2017).

4. Корень А.В., Бондаренко Т.Н., Корнева Е.В., Самсонова И.А. Основные направления реализации бюджетной политики Владивостокского городского округа в условиях финансовой нестабильности // Фундаментальные исследования. - 2015. - №11-6. - С. 1201-1205

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn25/ (дата обращения 25.04.2017).

6. Официальный сайт администрации Приморского края: портал управления общественными финансами Приморский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ebudget.primorsky.ru/Menu/Page/348 (дата обращения 25.04.2017).

7. Официальный сайт администрации Хабаровского

края: бюджет для граждан Хабаровский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. khabkrai.ru/khabarovsk-krai/OMSU/738 (дата обращения 25.04.2017).

8. Вылкова Е.С., Покровская Н.Н. Совершенствование налогового стимулирования НИОКР при налогообложении прибыли организаций // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - №1. - С. 126 - 138

9. Самсонова И.А., Журавлёва М.О. Предпринимательский климат территории и оценка его влияния на планирование налоговых поступлений в местный бюджет на примере бюджета Владивостокского городского округа // Финансовый менеджмент. - 2014. - № 3.

- С. 69-73

10. Ильин В.А., Поварова А.И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. - 2017.

- №1. - С. 25 - 37

11. Савалей В.В., Самсонова И.А., Водопьянова В.А., Корниенко К.А. Валютные преференции для территорий опережающего развития // Деньги и кредит. - 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- №7. - С. 38-41.

12. Самсонова И.А., Корниенко К.А., Волкова А.В., Кокорева Н.В. Стратегия повышения качества бюджетного планирования финансовыми органами местного самоуправления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №7 - 2. - С. 317 - 319

13. Медведева С.Н., Екимова Н.Ф. Особенности налоговой политики Российской Федерации на период 2016 - 2018 гг // Актуальные проблемы экономики и управления.- 2017. - №1 (13) - С. 19 - 23

14. Антошина О.А. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 г. // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2017.

- №1. - С. 54 - 61

15. Антошина О.А. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 г.: продолжение следует! // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2017. - № 2. - С. 44-50

16. Семенова С.С. Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций // NovaInfo.Ru. -2017. - № 58 - 4 - С. 270-274

17. Спиридонова Н.А. Определение в целях налога на прибыль срока полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию до и после 1 января 2017г // Бухучет в здравоохранении. - 2017. - № 1. - С. 28 - 30

18. Гафарова О.В. Влияние налогообложения прибыли на развитие предприятий и организаций // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление: научно-практический журнал.

- 2011. - № 7. - С. 50-57.

19. Лапина Е. Н., Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета российской федерации // NovaInfo.Ru. - 2016. - № 57. - С. 231-237

20. Бабкин А.И. Формирование и последовательное применение правовых позиций // Российский судья. -2017. - №3. - С. 3 - 9

Статья поступила в редакцию 15.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.