УДК 347.92/ 94 (540)
Иванова Анна Вадимовна
студентка исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: AnnKa1302@yandex.ru
НАКСАЛИТЫ: ТЕРРОРИСТЫ ИЛИ НАРОДНЫЕ ЗАЩИТНИКИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ
Anna V. Ivanova
student department of history
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: AnnKa1302@yandex.ru
NAXALITES: TERRORISTS OR THE PUBLIC DEFENDERS
OF MODERN INDIA
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о происхождении и образовании повстанческого движения в современной Индии. В исследовании предпринята попытка охарактеризовать наксалитское движение на основе их стратегии и тактики. Также обозначить позицию власти в отношении этой проблемы.
Ключевые слова: Индия, наксалиты, маоисты, Сальва Джудум, терроризм, насилие.
Abstract. In the article considered of question origin and formation of an insurrectional movement in modern India. In The research has attempted to characterize Naxal movement on based on their strategy and tactics Also denote a position of power concerning this problem.
Key words: India, Naxalite (Naxal), Maois, Salwa Judum, terrorism, violence.
Индия — крупнейшая демократическая страна, в которой должны соблюдаться законы. В настоящее время самым ценным является человеческая жизнь, которая в первую очередь должна быть защищена государством. В Индии с 1967 г. существуют вооруженные группировки, которые дислоцируются преимущественно в лесах. Неофициально их называют «наксалитами» или маоистами Индии, а государство именует террористами.
Необходимо сформировать понимание, кто же они: группировки вооруженных бандитов, терзающих население, или же движение неравнодушных людей, вставших на защиту населения Индии.
Движение наксалитов возникло в 1967 г., оно приобрело характер затянувшегося социального протеста. В ходе работы было выявлено, что
© Иванова А.В., 2016
местом возникновения, а также распространения движения наксалитов стали наиболее бедные северо-восточные части Индии, с преобладанием сельского населения [1, с. 2]. Что побудило часть людей отказаться от своего привычного рода занятий, взять в руки оружие, чтобы проводить точечные расправы над представителями полиции и чиновничьего аппарата?
Причиной социальной напряженности в индийской деревне стала ужасающая беднота и голод. По данным 1951 г. в Индии голодало 30,5 млн человек, а к 1956 г. эта цифра выросла до 46,6 млн человек [2, с. 120]. Эти данные совпадают с началом проведения реформ в сельском хозяйстве и «зеленой революцией». Реформа была направлена на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей. В 1956 г. был принят «потолок» земельных владений. Для крестьян земельные участки увеличивались на 60-70 % и составили 15-30 акров земли. Но помещикам, привыкшим владеть большими угодьями, этого было недостаточно, в итоге, благодаря махинациям, в их руках в общей сложности было сконцентрировано около 100 млн акров земли [4, с. 277]. Поэтому можно считать эту реформу не удавшейся.
Еще одним звеном в цепочке обеднения крестьянства стала «Зеленая революция». Это новая аграрная политика в Индии, которая действует с начала 1960-х гг. Данные меры были направлены на модернизацию сельского хозяйства, но в результате повлияли на социальное расслоение общества. Государство поддерживало только тех крестьян, которые собирали много урожая за счет новых способов обработки и механизации, а бедные крестьяне, которые не могли изыскать средства на приобретение дорогостоящего оборудования, лишались этой поддержки, разорялись и еще больше беднели. Это сформировало группы разорившихся крестьян с устойчивой неприязнью и злобой к правительству.
Еще одной важной предпосылкой можно считать влияние китайского маоизма на деятельность наксалитов. Крайние левые представители КПИ,
вдохновившись некоторыми идеями Мао Цзэдуна, создали идеологию маоизма на Индийской земле. Отличием является то, что основной движущей силой КПИ(м) считали сельское население, а не рабочий класс. Таким образом, в Индии китайский маоизм лег в основу идеологии движения.
На сегодняшний день мы можем сказать, что в Индии действует система вооруженных полувоенных формирований, которые используют тактику индивидуального террора [5, с. 221]. Организовывают атаки на некоторые деревни, публично вывешивают убитых полицейских. Помимо этого в перечне деяний наксалитов числится подрыв поезда и автобусов.
По данным индийской разведки на 2009 г., их численность составляет 25 тысяч боевиков и 50 тысяч активистов, повстанцев поддерживают несколько миллионов человек по всей стране [3, с. 1].
На протяжении долгого времени ведутся активные действия по зачистке районов и устранению наксалитов, создаются специальные учебные центры, в которых готовят молодежь для ликвидации наксалитской угрозы.
В 2005 г. в штате Чхаттисгарх образовалась организация Сальва Джудум, что в переводе значит «Очистительная охота». В нее входят ополчение, состоящее из местной племенной молодежи, которое тренируется на региональные средства штата. На деле же эта организация стала источником еще большего убийства и насилия среди населения. И в 2011 г. конституционный суд вынес постановление о ее ликвидации.
Терроризм является глобальной угрозой человечества. Мировой терроризм — это бич современного общества, многие страны ведут активную борьбу, но эффект достигается лишь на время. Доподлинно известно, что денежные средства на борьбу с терроризмом выделяются немалые. Возможно ли то, что вписав в этот контекст наксалитские группировки, правительство Индии пытается решить свои внутренние проблемы за счет международных средств?
Зачастую действия маоистов оборачиваются гибелью сотен мирных жителей, но несмотря на все потери, население активно поддерживает их деятельность. Наксалиты строят больницы и школы, защищают пахотные
земли — проводят социальную политику, про которую забыло само государство. Наксалитизм - это вынужденная мера, которая нацелена на то, чтобы повернуть власть лицом к народу.
Список литературы
1. Банерджи С. Mercury Rising: India's Looming Red Corridor // The Center for trategic and International Studies in Washington. DC, 2008.
2. Банерджи С. Индийская революция у точки кипения: Восстание наксалитов // Революция и традиция в странах Азии: реферативный сборник. М., 1987. С. 120.
3. Ивановский А. По заветам великого кормчего // Газета ВПК. № 21 (489). 05.06.2013. URL: http://vpk-news.ru/articles/16196 (дата обращения: 16.05.2016).
4. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. XX век // Институт востоковедения РАН. 2010. С. 277-279.
5. Яковлев А.Ю. Левый терроризм в Индии: истоки, эволюция, действующие силы // Тамбов: Грамота. 2012. № 4. Ч. 2. С. 218-222.
УДК 33 (520)
Панкратова Алена Игоревна
студентка I курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Россия, e-mail: pankratova_58@mail.ru
«ЯПОНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» КАК ПРОЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ «КОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ)
Pankratova Alyona I.
student of the faculty of History first - year
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: pankratova_58@mail.ru
«JAPANESE ECONOMIC MIRACLE» AS THE CONTINUOUS PROYECT OF THE «CONSERVATIVE MODERNIZATION» (RESEARCH APPROACHES)
Аннотация. В статье рассматривается историографический вопрос такого феномена, как японское «экономическое чудо». Автор приводит перечень взглядов отечественных и зарубежных ученых, которые указывают на то, что «чудо» было вызвано различными факторами. В работе были проанализированы и выявлены некоторые преимущества и недостатки японской модернизации XX в.
Ключевые слова: модернизация, японское «экономическое чудо», историографическая перспектива, феномен.
© Панкратова А.И., 2016