Научная статья на тему 'Полицейские и полувоенные формирования в борьбе правительства Индии с наксалитами в первом десятилетии XXI века'

Полицейские и полувоенные формирования в борьбе правительства Индии с наксалитами в первом десятилетии XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полицейские и полувоенные формирования в борьбе правительства Индии с наксалитами в первом десятилетии XXI века»

© Михалев А.С., 2010

УДК 94(540)«20»

ББК 63.3(5Инд)5

ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ПОЛУВОЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ В БОРЬБЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ С НАКСАЛИТАМИ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА

А.С. Михалев

В современной Индии в течение ряда лет происходит борьба между местными маоистами (наксалитами) и правительственными силами по поддержанию внутреннего порядка. Кто же конкретно борется с наксалитами?

Для понимания особенностей противостояния индийского государства и леворадикальных экстремистских формирований наксали-тов необходимо подробно рассмотреть структуру сил правопорядка, противодействующих наксалитам, а также их тактику. Разобраться в их многообразии в Индии довольно сложно, особенно с учетом того, что в нашей стране эта проблема не изучается. Все формирования можно разделить на регулярные и полувоенные. Чисто военные формирования вооруженных сил в борьбе с наксалитами почти не используются (некоторые исключения будут описаны ниже), но полувоенных сил используется множество.

К регулярным относится основной штат полицейских отделений по всей стране. Их задачами, как правило, являются охрана общественного правопорядка, поимка криминальных правонарушителей, сбор информации от информаторов и регистрация преступлений. Часто полицейские выезжают на места инцидентов с участием наксалитов, преследуют преступников, подвергаются их атакам. Вооружены они лишь легким табельным оружием. Есть подразделения специальной полиции, так называемые СПО ^РО), которых набирают часто из беднейших слоев адиваси в штатах, охваченных маоистским движением, которым часто не находится другой работы.

Но, как представляется, особую ставку власти Индии в своей стратегии физического подавления наксализма делают на полувоенные силы, так называемые «paramilitary». Полувоенные силы используются во многих странах на случай возникновения угроз внутренней безопасности. Когда регулярные силы полиции не справляются с решением какой-либо задачи, на помощь им приходят полувоенные силы. К примеру, аналогом полувоенных сил в России являются внутренние войска (ВВ), подчиняющиеся руководству МВД, но входящие в состав Вооруженных сил России. По форме организации они повторяют основную структуру Вооруженных сил России. Как известно, внутренние войска России принимали участие в контртеррористической операции в Чечне.

В борьбе с наксалитами заняты следующие формирования:

Центральные силы резервной полиции (Central Reserve Police Force - CRPF). ЦСРП -старейшие и наиболее важные среди других типов полувоенных формирований, главная сила, оказывающая поддержку правительству в деле установления законности и порядка. Они были образованы сразу после обретения Индией независимости, после чего непрерывно росли и укреплялись. Всего насчитывалось в 2006 г.: 191 батальон, включающий 171 основной батальон, 2 женских, 10 батальонов РАФ (быстрого реагирования), 5 сигнальных батальонов и одну специальную группу; 35 опорных центров, 12 тренировочных, 3 стационарных и 1 переносной госпиталь, 7 мастерских по вооружению, 2 главные базы эки-

пировки. Сейчас же численность батальонов доведена до 200. 10 батальонов РАФ подавляют повстанческое движение в районах, охваченных коммунальным движением. Считается, что это самая крупная полувоенная сила не только в Индии, но и во всем мире 1. В обязанности ЦСРП входят: охрана закона и порядка, противомятежная деятельность, борьба с незаконными вооруженными формированиями и антитеррористическая деятельность.

Как правило, эта сила помогает местным властям бороться с подрывной деятельностью. Помимо вышеназванного, Резервная полиция занимается охраной важных мероприятий и мест культового поклонения. Только на оружие, амуницию и другую экипировку в

2006 г. было выделено, согласно плану модернизации, 542,75 кроров на развитие ЦСРП в течение 5 лет. Эти подразделения для выполнения своих задач используют в основном пехотное оружие. В их арсенале присутствуют различных типов винтовки, автоматы Калашникова, дробовики, легкие и тяжелые пулеметы, пистолеты, гранатометы, а также ручные гранаты. В районах, где незаконные вооруженные формирования, такие как наксалиты, устанавливают мины и другие взрывные устройства, Резервная полиция применяет миноискатели. По заявлениям самих наксалитов, ЦСРП располагали в начале 2006 г. 10 защищенными от взрывов средствами передвижения, 105 средними пулеметами и 30 автоматическими гранатометными системами, а также эти силы располагают своим разведывательным крылом численностью в 1 200 человек 2. Знание таких подробностей маоиста-ми говорит о наличии хорошо поставленных собственных разведывательных сил.

Надо заметить, что ЦСРП являются элитными формированиями с очень высокой боевой подготовкой. Достаточно вспомнить, что во время индо-пакистанской войны 1965 г. две роты этих формирований (150 человек) разгромили целую пехотную бригаду пакистанской армии, насчитывающую 1 600 человек. И этим силам сопротивляются наксалиты, причем успешно, заставляя ЦСРП регулярно нести потери, особенно в Чхаттисгархе, Джаркханде и Бихаре.

Ссылаясь на известный доклад правозащитников, можно сказать, что впервые два ба-

тальона ЦСРП были введены в Чхаттисгар-хе еще в 2001 году. В 2006 г., по заявлениям премьер-министра, 26 батальонов Резервной полиции, или 26 000 человек, было направлено, чтобы бороться с наксалитами 3. Всего же в ЦСРП насчитывается примерно 250 000 человек, то есть на операции по «усмирению» наксалитов в 2006 г. отводилась одна десятая часть сил этих полувоенных формирований. По заявлениям членов верхней палаты индийского парламента, в 2007 г. число батальонов, используемых центральным правительством и правительствами штатов в борьбе против наксалитов, стало равняться уже 33. Здесь уместно вспомнить, каким количеством бойцов (от 6 000 до 10 000 человек) располагают наксалиты всего в охваченных движением штатах. Соотношение явно не в пользу наксалитов.

В таблице 3 приложения 1 в работе К.С. Субраманиана даются показатели численности различных полувоенных формирований Индии, из которых видно, что с 2000-го по 2006 г. численность ЦСРП возросла со 180 000 до 250 000 человек. За более длительный срок предшествующего десятилетия численность этих сил возросла на меньшее количество штыков. Другими и единственными, сравнимыми по численности с ЦСРП силами была и есть Пограничная служба (BSF), число сотрудников которой меньше только на 40 000 человек (по данным 2005 г., как это видно из таблицы). Однако так было не всегда - обычно численность состава Резервной полиции всегда была чуть меньше, чем BSF, и сравнялась с последней только в 20002001 годах. С этого времени произошел резкий рост мощи CRPF. Основными причинами этого была непрекращающаяся деятельность экстремистов в Джамму и Кашмире, леворадикальных наксалитов, а также подрывная деятельность на территории северовосточных штатов.

Что касается механизмов подчинения и управления, то индийский исследователь К.С. Субраманиан отметил интересную особенность: 42-я поправка к Индийской конституции позволила индийскому правительству размещать в штатах любую вооруженную силу Индийского Союза в случае серьезной угрозы порядку и законности. В такой ситуа-

ции эти силы безопасности действовали под контролем центрального правительства, и указания местного правительства не имели для нихсилы.

Однако 44-я поправка 1977 г. упразднила указанное выше нововведение, и после этого полувоенные силы не могли быть посланы в штаты без их согласия. Действовали теперь полувоенные силы тоже под контролем местных правительств. С тех пор, за исключением правления коммунистов в Западной Бенгалии и Керале, не было случаев, чтобы центральное правительство посылало ЦСРП без одобрения местных властей.

В Индии существуют также полувоенные формирования, главной целью которых является обеспечение безопасности государственных учреждений промышленности и инфраструктуры. Основанные в 1969 г. Центральные промышленные силы безопасности (CISF) охраняют 301 предприятие электроэнергетики и 74 крупных предприятия других отраслей промышленности. В 2001 г. к функциям ЦПСБ были добавлены задачи по охране аэропортов. В данный момент эти силы охраняют 54 аэропорта по всей стране. Кроме того, эти формирования участвуют в охране особо важных персон. Эти силы, не использующиеся для контртеррористических, штурмовых акций, занимаются патрулированием и охраной, но, тем не менее, их сотрудники также не раз становились жертвами атак наксалитов, совершавших нападения на промышленные объекты, такие как горно-добывающие компании, электрические сети 4.

Следующей силой, которую необходимо описать, являются батальоны Резерва Индии (IR). Они были созданы как ответ возраставшим требованиям штатов индийского государства разместить на их территории полувоенные силы для поддержания закона и порядка. Резерв Индии - неотъемлемая часть вооруженной полиции штатов, но во многих отношениях зависит от центрального правительства, которое полностью оплачивает все издержки штатам, связанные с содержанием Резерва Индии.

До 2000 г. насчитывалось 35 батальонов Резерва Индии. Затем стал заметен резкий рост их числа, так в 2005-2006 гг. было создано еще 25 новых батальонов. В следую-

щие 5 лет планируется ввести в строй еще 50 батальонов, доведя их общее число до 110. Идея увеличения численности базируется на двух намерениях: поддержка и помощь другим службам безопасности, и помощь в решении проблемы безработицы среди молодежи штатов подверженных движению накса-литов. Правительство Индии может попросить местные правительства где угодно развернуть батальоны Индийского Резерва; также последние действуют в основном по указаниям и инструкциям центрального правительства. И хотя эти силы формально входят в состав полиции штата, фактически они являются центральными полувоенными силами.

В правительственных документах редко встречаются, но в маоистских изданиях, к примеру в People’s March, часто можно встретить упоминания успешного противостояния революционных сил бойцам «Нага»5. Они принадлежат формированиям India Reserve. Первый полк «Нага» был сформирован в ноябре 1970 г. в штате Уттараначал как линейная пехота. Такое название получил в связи с устоявшейся в Вооруженных силах Индии традицией называть подразделения вооруженных сил по месту их создания или основной составляющей национальностью. Впервые батальон «Нага» был введен в Чхаттисгарх одновременно с двумя ЦСРП в 2001 году.

Батальоны «Нага» являются «субнаци-ональными» формированиями, основу в которых и составляют люди народности нага. Полк отличился в различных операциях, прославился как очень боеспособный 6, но в последнее время стал использоваться для борьбы с на-ксалитами. Также в издании наксалитов «Народный Марш» (People’s March) появлялись сведения о еще одном «субнациональном» формировании - речь идет о батальоне «Мизо»7. Как и «Нага», «Мизо» набираются преимущественно из одной местности штата Мизорам. Наксалиты призывают эти подразделения не подчиняться правительству и вернуться в родные штаты. Пока же инцидентов с неподчинением в этих двух полках еще не было.

Кроме этого, в различных документах, таких как отчеты министерства внутренних дел Индии, можно встретить сочетание «Andhra-Pradesh Greyhounds», что можно пе-

ревести как «Борзые» Андхра-Прадеша. Данных о них немного, но из контекста можно предположить, что это также полувоенное подразделение, либо же специальный полицейский отряд, расквартированный в Хайдераба-де, штат Андхра-Прадеш. Чаще всего «Борзые» упоминаются в тех текстах, где говорится о тренировочном центре для сил безопасности очень высокого уровня.

Власти штата Андхра-Прадеш создают для «Борзых» привилегированные условия. Как замечают наксалиты, они получают страхование высокого уровня, и кроме того, их зарплата в среднем на 35 % больше, чем у других подобных формирований, имеют отличное вооружение 8. «Борзые» Андхра-Прадеш действуют на территории своего штата, и не посылаются центральным правительством для выполнения задач на других территориях. Часто даются весьма высокие оценки их деятельности, их службу связывают с уменьшением уровня насилия на территории штата.

В деле противостояния маоистам используются Силы защиты железнодорожных путей (RPF). Фактически, они являются полувоенными силами, но организационно не подчиняются Министерству внутренних дел. В охваченных маоистским движением штатах этим силам приходится нелегко, принимая во внимание количество инцидентов на железных дорогах. Число занятых в противостоянии наксалитам сил из 70 батальонов (или 70 000 человек), имеющихся у RPF, неизвестно.

Государству содержание «параллельной полицейской силы», как называют полувоенные формирования многие индийские исследователи, обходится дорого - примерно в треть всего бюджета министерства внутренних дел - в 2005-2006 гг. на них было выделено 8 300 кроров. Из них наибольшие расходы тратятся на ЦСРП и Пограничную службу (не путать с SSB). Точные расходы государства конкретно на каждую из этих сил неизвестны.

Наксалиты в своих изданиях часто пишут, что враг, который им противостоит, несравненно лучше вооружен и во много раз сильнее. Силы правопорядка используют сложные системы связи, устройства глобального позиционирования (GPS), и даже беспилотные летательные аппараты и вертолеты, которые являются очень опасными для накса-

литов. Многие полувоенные подразделения индийских сил безопасности используют винтокрылые машины, которые наксалиты иногда сбивают 9.

В номере за июнь-июль 2006 г. People’s March имеется интересный анализ, сделанный человеком, явно принадлежащим к формированиям наксалитов, об изменении характера средств, используемых для борьбы с ними. Автор пишет, что из-за нехватки полицейских сил в некоторых, подверженных движению наксалитов штатах, правительство планирует уже использовать даже военные силы. Как сказал Начальник штаба южного командования вооруженных сил Индии: «Мы можем начать действия по оказанию помощи правительству в любой момент»10. Тем не менее активного использования вооруженных сил Индии против наксалитов пока не происходило, но по словам все того же автора, властями штатов формируются новые полувоенные формирования, личный состав которых специально набирается из отставных военных. По всей видимости, «отставными» они становятся по особому распоряжению, входящему в план по созданию подобных сил.

В качестве примера приводится «State Auxiliary Police» («Усиленная полиция»), которая является формированием, состоящим из бывших военных. В одном только Бихаре планируется нанять на такую службу

6 000 человек. Особым спросом пользовались армейские саперы и взрывники. Отмечается, что силы, построенные на основе кадровых и отставных военных, являются намного более хорошо подготовленными, в сравнении как с обычными, так и со специальными полицейскими в вопросах тактики ведения боя, военной стратегии, а также обладают более высоким боевым духом, как следствие боевого опыта.

По заявлениям самих наксалитов, в подготовке правительственных сил, воюющих с ними, участвовали инструкторы из американской армии 11. Они обучают индийские полувоенные формирования тактике сражения с мятежниками в джунглях в Манипуре, Хай-дерабаде, и в армейском тренировочном центре в Чхаттисгархе. В правительственных документах подтверждения такого индийско-американского сотрудничества нет. Однако в

2007 г. официальные представители Индии заявили, что их страна не будет принимать предложенную помощь американских спецслужб и других учреждений. Имеется в виду, что такие предложения поступали от американцев. Причиной отказа заокеанским партнерам был назван негативный опыт совместной деятельности. Вполне вероятно, что это мог быть неудачный опыт обучения.

Государство проводит особую политику в отношении молодежи, которая проживает на территориях, затронутых движением наксализ-ма. Оно не только выделяет деньги на программы развития, занимается культурными обменами, но и намеренно набирает местную молодежь для службы в полувоенных войсках. По словам наксалитов, в 2006 г. было принято на службу

5 000 молодых людей из неблагополучных районов. Такая практика имеет неоднозначный характер: с одной стороны, она в некоторой степени помогает решить проблему безработицы среди беднейших и наиболее угнетаемых общин в центральных штатах (бойцы полувоенных формирований), с другой стороны, часто представители одних и тех же племен адиваси оказываются по разные стороны баррикад -одни на стороне наксалитов, другие - на стороне полувоенных формирований - и ведут жестокую, беспощадную войну друг против друга.

Теперь о тактике подразделений правительственных сил. Можно сказать, что военной стратегией правительственных сил в Индии является известный контрпартизанский прием «масляного пятна», при применении которого войска стараются создавать освобожденные зоны, практически так же, как и партизаны. То есть с партизанами воюют по-партизански. Силы безопасности должны при этом обволакивать район сосредоточения противника, отрезая его от других территорий и лишая его ресурсов. Однако такое продвижение государственных сил происходит очень медленно, ввиду отчаянного сопротивления наксалитов.

Как следует из доступных нам свидетельств, основная тактика, которую используют большинство полувоенных формирований - это высадка в районы предполагаемого скопления наксалитов и прочесывание местности. В таких операциях обычно задействуются подразделения на уровне взвода, реже роты. В таких случаях бойцы полицейских и

полувоенных формирований звеньями перемещаются по лесу в поисках опорных баз на-ксалитов и скоплений живой силы. В местности же, находящейся под полным контролем наксалитов, силы правопорядка заходят не часто, и если делают это, то только с силами, намного превосходящими силы наксалитов.

Кроме этого, полиция часто прибегала к тактике арестов людей в районах, на которых устойчиво распространялось влияние накса-литов, по подозрению в причастности к маоистским формированиям. По заявлениям на-ксалитов, правительственные силы часто не гнушались применением пыток в отношении подозреваемых, а также пленных активистов КПИ (Маоистская)12. Многочисленные правозащитные организации, а также маоисты говорят о том, что введенное в 2000-е гг. законодательство - «Акт о противодействии терроризму» и др. позволило задерживать и подвергать репрессиям людей, просто симпатизирующим наксалитам.

Маоисты в своих изданиях заявляют, что наличие столь больших полувоенных формирований опасно для государства, так как они, по мнению наксалитов и правозащитников, сами часто нарушают закон, и при отсутствии контроля представляют значительную угрозу государству.

Такие заявления не безосновательны, поскольку ЦСРП, «Нага», «Мизо», СПО и т. п. часто прикрывали отвратительные действия гражданских организаций, пользующихся поддержкой местных властей, таких как Сальва Джудум, Ранвир Сена и т. п.

Итак, именно полувоенные силы являются главным инструментом в мерах физического противодействия наксалитам центрального и местных правительств Индии. Кроме того, представляется, что привлечение властями штатов местной молодежи в СПО, вооружение и обучение ее - это попытка легализовать незаконные формирования, и попытка придать неконституционным силам вид борцов за «закон и порядок». Однако и сами на-ксалиты прилагают множество усилий для создания собственного демократического образа. Для борьбы с левыми экстремистами применяются новейшие достижения военной науки и техники, однако только такими методами победить их пока не удается.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Subramanian K. S. Political Violence and the Police in India. - New Delhi : Sage Publications, 2007. - P 112.

2 Editoral Salwa Judum - ‘peace campaigners’ or «wolves in sheep clothing»? // People’s March May

2006. - Р 4. - URL: http://www.satp.org/satporgtp/ countries/india/maoist/data_sheets/bombblast2007.htm.

3 Subramanian K. S. Op. cit. - P. 26.

4 Maoist Major Incidents 2007. - URL: http:// www.satp.org/satporgtp/countries/india/maoist/ data_sheets/bombblast2007. htm.

5 Joint Committee (PUCL Chhattisgarh and Jharknhand, PUDR, APDR and IAPL) for the Salwa Judum Fact Finding, Nov-Dec 2005 // People’s March January 2006. - Р. 27. - URL: http:// peoplesmarch.googlepages.com/Jan2006.pdf ; Retaliation Takes a real People’s War Character! // People’s March January 2007. - Р 15-16. - URL: http:// peoplesmarch.googlepages.com/Jan2007.pdf.

6 Naga Regiment on Bharat-Rakshak. - URL: http: //www.bharat-rakshak.com/LAND -F ORCE S/ Army/Regiments/Naga.html.

7 Memorandum // People’s March January

2007. - Р 19. - URL: http://peoplesmarch. googlepages.

com/Jan2007.pdf ; Salwa Judum rape & murder continue unabated! // People’s March May 2007. -P. 18. - URL: http://peoplesmarch.googlepages. com/ may07.pdf.

8 Salwa Judum - ‘peace campaigners’ or «wolves in sheep clothing»?! // People’s March May 2006. -P. 3-4. - URL: http://peoplesmarch.googlepages.com /may06.pdf.

9 Chhattisgarh DGP’s helicopter fired upon. 3108-2007 Naxal Terror Watch. - URL: http:// naxalwatch.blogspot.com/2007/08/chhattisgarh-dgps-helicopter-fired-upon.html.

10 Rajiv K. Deploying Army in the Role of Police // People’s March June-July 2006. - P. 7. - URL: http: //peoplesmarch. googlepages.com/June-July.2006.pdf.

11 On the heroic raid on girdhi armoury of home guards // People’s March April 2006. - P. 27. - URL: http://peoplesmarch.googlepages.com/April06.pdf.

12 The Errabore Incident & Advance of People’s War // People’s March August-September 2006. - P. 6. - URL: http://peoplesmarch.googlepages. com/Aug-Sept.2006.pdf ; Rabi Our Homage to the Martyrs //People’s March Jun-Jul 2006. - P 5. - URL: http://peoplesmarch.googlepages.com/June-July.2006.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.