Научная статья на тему 'НАКАЗАТЕЛЬНАЯ (КАРАТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ) ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА'

НАКАЗАТЕЛЬНАЯ (КАРАТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ) ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ НАКАЗАНИЕ / НАКАЗАТЕЛЬНАЯ (НАКАЗАТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ) ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВА / ПРАВООХРАНА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL LIFE / STATE / PUBLIC LIFE / LEGAL POLICY / LEGAL PUNISHMENT / PUNITIVE (CRIMINAL LAW) POLICY / LEGAL LIFE OF THE STATE / LAW ENFORCEMENT / LAW ENFORCEMENT POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затонский Виктор Александрович

Осуществлен понятийно-сущностный анализ такой социальной реалии и научной категории, как «наказательная (карательно-правовая) политика» в соотношении с проблемой обеспечения качества государственно-правовой жизни общества. Будучи включенным в правовую жизнь, государство становится в той или иной степени правовым, легитимным, легальным, демократическим, то есть юридически оформленным, реальным. Вне правовой жизни оно превращается в оторванную от жизни общества формальность. Государственная жизнь может быть представлена как своеобразная функциональная часть, обеспечительный механизм социально-правовой жизни. В свою очередь, правовая жизнь призвана определенным образом оформлять государственную жизнь. Наказательная (карательно-правовая) политика рассмотрена в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на государственную жизнь современной России. Установлено соотношение наказательной (карательно-правовой) политики и правоохранительной политики. Они соотносятся как часть и целое. Доказано, что в современной России существует насущная потребность в разработке концепции государственно-правовой политики в сфере наказаний, именно в рамках которой следует четко обозначить оптимальные модели законодательного установления правовых наказаний. В качестве наиболее значимого направления развития системы правовых наказаний отмечена потребность в согласовании подсистем уголовного, административного и дисциплинарного воздействия на лиц, совершивших правонарушения. Необходимо в науке и практике отказаться от перечневого подхода к законодательному установлению наказания в пользу его системного закрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNITIVE (PUNITIVE LEGAL) POLICY THE PROBLEM OF THE QUALITY OF PUBLIC LIFE OF SOCIETY

Implemented conceptual-an essential analysis of such social realities and scientific categories as «punitive (punitive legal) policy» in relation to the problem of ensuring the quality of state-legal life of society. Being included in the legal life, the state becomes in varying degrees, legal, legitimate, legal, democratic, that is, legally, real. Outside the legal life, it becomes divorced from society a formality. Public life can be presented as a functional part of a security mechanism of socio-legal life. In turn, the legal life is designed a certain way to get the state life. Punitive (punitive legal) policy is considered as a factor that has a significant impact on public life of modern Russia. Set the ratio of punitive (punitive legal) policy and law enforcement policy. They are related as part and whole. It is proved that in modern Russia there is an urgent need for the development of the concept of state policy in the sphere of punishment, in which should clearly define the optimal model legislation legal penalties. As the most significant directions of development of system of legal punishment noted the need for harmonization of the subsystems of the criminal, administrative and disciplinary action against persons who have committed offenses. Required in science and practice to abandon the combo box of the legislative approach to establishing the punishment in favor of his system of fixation.

Текст научной работы на тему «НАКАЗАТЕЛЬНАЯ (КАРАТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ) ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

УДК 343.241 Виктор Александрович Затонский,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Поволжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саратове, кандидат исторических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Viktor Aleksandrovich Zatonsky,

Department of state and legal disciplines, Povolzhskiy Institute (branch) of Russian state University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia) in Saratov, candidate of historical Sciences, associate professor

НАКАЗАТЕЛЬНАЯ (КАРАТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ) ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Осуществлен понятийно-сущностный анализ такой социальной реалии и научной категории, как «наказательная (карательно-правовая) политика» в соотношении с проблемой обеспечения качества государственно-правовой жизни общества. Будучи включенным в правовую жизнь, государство становится в той или иной степени правовым, легитимным, легальным, демократическим, то есть юридически оформленным, реальным. Вне правовой жизни оно превращается в оторванную от жизни общества формальность. Государственная жизнь может быть представлена как своеобразная функциональная часть, обеспечительный механизм социально-правовой жизни. В свою очередь, правовая жизнь призвана определенным образом оформлять государственную жизнь. Наказательная (карательно-правовая) политика рассмотрена в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на государственную жизнь современной России. Установлено соотношение наказательной (карательно-правовой) политики и правоохранительной политики. Они соотносятся как часть и целое. Доказано, что в современной России существует насущная потребность в разработке концепции государственно-правовой политики в сфере наказаний, именно в рамках которой следует четко обозначить оптимальные модели законодательного установления правовых наказаний. В качестве наиболее значимого направления развития системы правовых наказаний отмечена потребность в согласовании подсистем уголовного, административного и дисциплинарного воздействия на лиц, совершивших правонарушения. Необходимо в науке и практике отказаться от перечневого подхода к законодательному установлению наказания в пользу его системного закрепления.

Ключевые слова: правовая жизнь, государство, государственная жизнь, правовая политика, правовое наказание, наказательная (наказательно-правовая) политика, правовая жизнь государства, правоохрана, правоохранительная политика.

PUNITIVE (PUNITIVE LEGAL) POLICY THE PROBLEM OF THE QUALITY OF PUBLIC LIFE OF SOCIETY

Implemented conceptual-an essential analysis of such social realities and scientific categories as «punitive (punitive legal) policy» in relation to the problem of ensuring the quality of state-legal life of society. Being included in the legal life, the state becomes in varying degrees, legal, legitimate, legal, democratic, that is, legally, real. Outside the legal life, it becomes divorced from society a formality. Public life can be presented as a functional part of a security mechanism of socio-legal life. In turn, the legal life is designed a certain way to get the state life. Punitive (punitive legal) policy is considered as a factor that has a significant impact on public life of modern Russia. Set the ratio of punitive (punitive legal) policy and law enforcement policy. They are related as part and whole. It is proved that in modern Russia there is an urgent need for the development of the concept of state policy in the sphere of punishment, in which should clearly define the optimal model legislation legal penalties. As the most significant directions of development of system of legal punishment noted the need for harmonization of the subsystems of the criminal, administrative and disciplinary action against persons who have committed offenses. Required in science and practice to abandon the combo box of the legislative approach to establishing the punishment in favor of his system of fixation.

Keywords: legal life, the state, public life, legal policy, legal punishment, punitive (criminal law) policy, legal life of the state, law enforcement, law enforcement policy.

Общественные процессы характеризуются не только такими категориями, как социальная жизнь, экономическая, политическая, духовная и т. п. Одной из важнейших социальных

реалий и научных категорий выступает также жизнь правовая. Государство же в контексте данной реалии и категории проявляет себя, по крайней мере: во-первых, как субъект правовой жизни, во-вторых, - как системное явление, организация, выстраивающая собственную правовую жизнь путем осуществления правовой политики, направленной на наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [подробно об этом см.: 2, с. 217-235].

Выходит, что правовая жизнь государства и его органов проявляется, в конечном счете, в обеспечении эффективного функционирования как самого государственного механизма, системы отечественной государственности в целом, так и всех других субъектов.

Будучи включенным в правовую жизнь, государство становится в той или иной степени правовым, легитимным, легальным, демократическим, т. е. юридически оформленным, реальным. Вне правовой жизни оно превращается в лишенную смысла абстракцию, оторванную от жизни общества формальность. Конкретно это означало бы остановку важнейших для функционирования всего комплекса общественных отношений процессов: властеобразо-вания и властереализации, правообразования и правореализации [см.: 5, с. 13-15, 151 и др.].

Изложенные выше положения наводят нас на идею о существовании такой социальной реалии и научной категории, как государственная жизнь.

По нашему мнению, государственная жизнь общества - это важнейший, относительно самостоятельный срез правовой жизни, выражающийся преимущественно в соответствующих правовых актах, правообразующих и правореализационных правоотношениях, в непосредственном управлении, характеризующий специфику и уровень государственной организации данного общества, отношение субъектов к государству, его органам и должностным лицам, а также степень обеспеченности их прав, свобод и законных интересов.

Государственная жизнь как социальная реалия представляет собой именно совокупность, а не систему компонентов. В ней необходимо видеть не только элементы, поддерживающие сбалансированность, равновесие системы в целом, её сохранность, результативность, упрочение, но и явления, нарушающие, сдерживающие нормальное функционирование государственной жизни. В самом обобщенном восприятии развитие государственно-правовой жизни выступает как двуединый процесс: с одной стороны, это закрепление и совершенствование позитивных элементов, а с другой - борьба с явлениями, опасными для общества, нетерпимыми для него и требующими либо устранения, либо минимизации.

Объективной, насущной потребностью для современной России выступает сильное, эффективное государство (сама жизнь заставляет говорить об этом [см.: 8, с. 11; 7, с. 5; 1, с. 28]), которое (в активном взаимодействии с личностью, институтами гражданского общества, остальными участниками государственной жизни) становится важнейшим и необходимым условием успешных социальных преобразований. Эту миссию государство может выполнить только в неразрывной взаимосвязи с правом - ядром и нормативной основой всей государственной жизни, её связующим и цементирующим звеном.

Качество государственной жизни во многом зависит от того, насколько эффективно организована публичная администрация, сколь законопослушно и отлажено работают её институты. Иными словами, право как инструмент регулирования должно целенаправленно и последовательно приводить в соответствие со своими потребностями все стороны деятельности государственного аппарата, в особенности его жизненно важную и наиболее активную часть -исполнительную власть. Это направление деятельности в правовом отношении обеспечит такие эффекты, как равенство субъектов не только перед законом, но и в процессе живого публичного администрирования, легализацию различных сторон государственного управления, вытеснение теневых (негативных) проявлений государственной жизни. Самое важное -это повышение уровня законности в организации и деятельности субъектов публичного управления, придание праву более высокого статуса по сравнению с административным ресурсом и иными формами выражения воли российской бюрократии.

Исследования показывают, что любые средства, способы выправления деформаций современного отечественного правосознания связаны с необходимостью повышения качества государственно-правовой жизни. Многое при этом зависит от действенности институтов гражданского общества, от активной жизненной позиции граждан, её настойчивости и непреклонности в противодействии разрушительным силам. Р. Иеринг указывал, что каждый должен подавлять любые проявления беззакония и произвола, поддерживать по мере своих возможностей авторитет и могущество закона: «каждый есть прирождённый борец за право в интересах общества» [3, с. 44].

Следовательно, важнейшими условиями, создающими основу для преодоления существующих деформаций правосознания, нарушений правопорядка, в современной российской ситуации становятся непосредственно взаимосвязанные задачи укрепления законности и стимулирования свободы. Поэтому путь преодоления сложившейся ситуации один - укреплять законность, ориентируя на решение данной задачи всю государственную правовую политику, наращивая тем самым дееспособность структур гражданского общества. Концентрация внимания на укреплении законности - залог успешного формирования в России гражданского общества и правового государства.

В настоящее время с учетом массового распространения нарушений прав человека в России, высокого уровня преступности, массового характера коррупционных проявлений во всех властных структурах, невысокой эффективности системы правосудия и недостаточной развитости институтов гражданского общества особое значение приобретает разработка концептуальных теоретических основ выстраивания и осуществления наказательной (карательно-правовой) политики.

Наказательная (карательно-правовая) политика - научно обоснованная, последовательная и комплексная деятельность государственных и негосударственных структур по дальнейшему развитию системы правовых наказаний и юридической ответственности, по совершенствованию отдельных видов наказания, по установлению эффективного механизма применения правовых наказаний на практике.

При этом принципиально важно установить соотношение наказательной (карательно-правовой) политики и правоохранительной политики. Они соотносятся как часть и целое. Если первая направлена на совершенствование только одного из инструментов правовой охраны, на выстраивание и функционирование полноценной системы правового наказания, то вторая характеризуется более обширной сферой действия, нацелена на развитие всей системы правоох-раны, в том числе его защиту, на противодействие коррупционным и иным противоправным действиям. Выходит, что целевая составляющая правоохранительной политики более объемная - повышение защищенности, «сохранности» права от различных правонарушений, оптимальная реализация его охранительной функции, эффективная работа всей правоохранительной системы, а не только одной из ее подсистем - правового наказания [4, с. 10].

Оценивая практику выстраивания и действия всей системы правового наказания (уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой подсистем), можно заключить, что она, несомненно, нуждается в постоянном повышении степени ее согласованности, координации между разными подсистемами и в недопущении возможности дублирования наказания. Системный и комплексный подход к законодательному установлению наказаний, научно выверенное выстраивание в России единой государственно-правовой политики в сфере наказаний в перспективе могут стать действенными средствами повышения эффективности их применения.

Действующая система правовых наказаний в Российской Федерации находится в состоянии, далеком от оптимального качества. Органы государства, призванные применять правовые наказания, не обеспечены научно-обоснованной концепцией, а руководствуются, как правило, корпоративными интересами, основываются на «палочной системе», зачастую используют этот инструмент как способ личного обогащения, не применяют реально некото-

рые наказания, злоупотребляя, в то же время, лишением свободы и т. д. Существующие в стране негосударственные общественные организации, несмотря на некоторую активность в деле защиты прав и свобод граждан, не имеют достаточно эффективных правовых механизмов противодействия коррупции в государственных органах, произволу при определении конкретных мер карательного воздействия.

В современной России существует насущная потребность в разработке концепции государственно-правовой политики в сфере наказаний, именно в рамках которой следует четко обозначить оптимальные модели законодательного установления правовых наказаний.

Необходимым условием обеспечения правопорядка является строгое соблюдение принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение. Актуальной задачей отечественной науки, в связи с этим, становится разработка единой модели системы правовых наказаний, отвечающей потребностям развития общества и правоприменительной практики.

Существующий масштаб, а также темп правотворчества в Российской Федерации имеют прочную тенденцию к нарастанию, что обусловлено как непрерывным усложнением общественной жизни, так и увеличением количества кризисных ситуаций в политической, финансово-экономической и других областях. Многократное возрастание численности нормативных правовых актов порой отрицательно отражается на системности и законодательства в целом, и на закрепляемых в нем средствах правоохраны. На практике все это влечет нарушение сбалансированности и согласованности видов наказаний, дублирование, недостаточно эффективное и неэкономичное применение, нарушение принципов неотвратимости и законности [см.: 6].

Процедура нормативного установления системы наказаний в российской государственно-правовой жизни нуждается в более выверенном на научной основе подходе. Законодатель не всегда последователен в своей деятельности по развитию законодательной базы в сфере юридической ответственности. Так, проявляется желание соответствующих органов, с одной стороны, приспособить систему наказаний к идеалам справедливости и гуманизма, а, с другой стороны, постепенно и непрерывно ужесточать меры ответственности за отдельные правонарушения. Отсутствие научно обоснованной комплексной стратегии в сфере юридической ответственности сопровождается повторяющимися с тревожным постоянством случаями исключения, а затем повторного закрепления некоторых видов наказания. Весьма непоследовательны и противоречивы, к примеру, действия законодателя по отношению к конфискации имущества.

О недостаточной результативности действующей системы наказаний говорит и то, что долгое время остаются нерешенными задачи сокращения количества правонарушений на дорогах, коррупционных проявлений, хищений государственной собственности. Растет число преступлений против несовершеннолетних. В то же время существуют меры наказания, которые или малоэффективны, или вообще не применяются.

Одним из приоритетных направлений карательной политики государства должно стать непременное соблюдение принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, справедливости, недопустимости наказания без вины и повторного преследования за одно и то же правонарушение, соразмерности наказания совершенному противоправному деянию и др. Правовое наказание не может быть самоцелью, актом «мести» со стороны государства и общества.

Научные исследования природы и сущности правового наказания могут способствовать более полному претворению в жизнь указанных начал, а также в состоянии содействовать более точному определению пределов использования мер юридической ответственности и нахождению баланса между принципом гуманизма и требованием по надлежащей строгости и эффективности карательного воздействия со стороны права.

В качестве актуальных проблем развития российской правоохранительной политики в современных условиях следует назвать обсуждение вопросов: о мерах стабилизации или

замедлении роста числа совершаемых правонарушений и роли в этом юридической науки; об адекватности отражения в российском законодательстве составов общественно опасных деяний; о перспективах дальнейшего развития наказания как важнейшего средства государственного воздействия на лиц, совершивших правонарушения; об отказе от усилившейся в последняя время тенденции ужесточения наказания по отдельным направлениям борьбы с правонарушениями; о необходимости и пределах индивидуализации и дифференциации правового наказания, повышения уровня его системности и эффективности.

Среди наиболее значимых направлений развития системы правовых наказаний, на наш взгляд, нужно особенно отметить потребность в согласовании подсистем уголовного, административного и дисциплинарного воздействия на лиц, совершивших правонарушения. Необходимо в науке и практике отказаться от перечневого подхода к законодательному установлению наказания в пользу его системного закрепления.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что необходимо фундаментальное, прежде всего общетеоретическое рассмотрение феномена государственного среза правовой жизни. В упорядочении и организации любого уровня, сегмента или среза правовой жизни невозможно переоценить роль правовой политики. Уровень и качество как государственной жизни, так и правовой жизни в целом может считаться главным критерием эффективности государ -ственной правовой политики. Необходимость такой политики в принципе и обусловлена реальными потребностями, возникшими в правовой жизни общества на определенном этапе его развития.

Список литературы

1. Артамонова Г. К., Анохин П.В., Ильичев В.В., Минаков И.А., Реуф В.М. «Сильное государство»: общая характеристика политико-правовой концепции // Мир политики и социологии. - 2012. - № 1. - С. 27-34.

2. Затонский В.А. Государственно-правовая жизнь общества // Правовая жизнь современного российского общества: уровни, срезы, сегменты: монография / под ред. А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2016. -С. 217-254.

3. Иеринг Р. Борьба за право. - СПб: Изд-во «Вестника знания» (В.В. Битнера), 1912. - 71 с.

4. Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / авт.-разраб. А.В. Малько, В.Н. Синюков, С.Ф. Афанасьев и др.; под ред. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2012. - 32 с.

5. Придворов Н.А., Трофимов В.В. Правообразование и правообразующие факторы в праве: монография. -М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.

6. Родионова А.С. Система наказаний в российском праве: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2012. - 160 с.

7. Российское государство и право на рубеже тысячелетий (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. - 2000. - № 7. - С. 11-14.

8. Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопросы философии. -2001. - № 7. - С. 3-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.