index.php?dictionary=ushakov&word=voleizyavlenie (дата обращения: 09.09.2015).
14. Толковый словарь русского языка : пособие для учащихся нац. школ. Л. : Просвещение, 1982. 384 с.
Информация об авторе
Артамонова Елена Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса, юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1; е-mail: ea.artamonova@yandex.ru.
Information about the author
Artamonova Elena Alexandrovna - PhD in law, associate Professor of criminal law and procedure of law Institute, North Caucasus Federal University; 355009, Stavropol, Pushkin's street, d. 1; е-mail: ea.artamonova@yandex.ru.
УДК 343.163
Е.В. Богатова
НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА И РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ
В данной статье рассматривается деятельность прокурора по защите прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела. Анализируется практика прокурорского надзора. Делается вывод о приоритетной роли прокурорского надзора среди других видов контроля и надзора в стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: прокурорский надзор, регистрация преступлений, ведомственный контроль.
E.V. Bogatova
SUPERVISION OF LEGALITY RECEPTION AND REGISTRATION OF THE MESSAGE ON THE CRIME
This article reviews the activities of the public prosecutor to protect the rights of citizens in the stage of a criminal case. Analyzes the practice of prosecutorial supervision. It is concluded that the priority role of prosecutor's supervision, among other types of control and surveillance in the stage of a criminal case.
Keywords: public prosecutor's supervision, registration of communications, departmental control.
Конституция РФ в ст. 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью государства. Этот конституционный принцип лежит в основе концепции действующего УПК РФ и распространяется на все стадии уголовного процесса. Однако в стадии возбуждения уголовного дела защита прав граждан требует более пристального внимания, что не раз отмечалось учеными и практическими работниками [6, с. 58-62]. Дело в том, что только за 2014 год выявлено 3,6 миллионов нарушений, допущенных при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, что на 3,2 % больше чем за аналогичный период прошлого года [2]. Нередко следственными органами сообщения о преступлениях длительное время не регистрируются. Следователи отказываются принимать по ним процессуальные решения, направляют по надуманным основаниям в другие органы. При наличии в материалах и уголовных делах иных признаков преступления соответствующие материалы не выделяются и по ним не принимаются решения. В связи с присутствием такого количества нарушений защиту прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела должны обеспечивать ряд субъектов - прокурор, руководитель следственного органа, начальник органа (подразделения) дознания и суд. Однако не все из них в силу ряда причин способны оказать реальное воздействие на улучшение сложившейся ситуации.
Так, руководитель следственного органа, начальник органа (подразделения) дознания осуществляют ведомственный контроль и руководство деятельностью подчиненных им следователей. В силу заинтересованности в увеличение процента раскрытых дел, в ряде случаев они могут бездействовать при незаконном отказе в регистра-
ции сообщений или в возбуждении уголовных дел по неочевидным преступлениям. Суд, в свою очередь, несмотря на то, что является независимым органом, в силу существующих пределов рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ не всегда имеет возможность восстановить нарушенные права.
В отличие от указанных субъектов, прокурор обладает несколько более значительными возможностями по защите прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела.
На основании п.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В дополнение этого положения издан Приказ Генерального прокурора от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [7], в котором прямо закрепляется обязанность тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного не только законодательством, но и межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений. На основании указанного приказа прокурор систематически, не реже одного раза в месяц, проверяет законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении, а также принимает меры по устранению выявленных нарушений. Данное полномочие дает возможность прокурору выявить нарушение на самых ранних этапах, что позволяет вовремя принять меры реагирования по его устранению. В зависимости от криминогенной обстановки на поднадзорной территории, проверки могут проходить и значительно чаще, опрос прокурорских работников показал - на территории с высоким уровнем преступности надзор в данном направлении осуществляется до двух-трех раз в день. Например, в Саратовской области по распоряжению прокурора от 06.10.2011 г. № 94/16 [8, ^ 16] проверки соблюдения закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях проводятся ежедневно.
По данным Генеральной прокуратуры РФ с 2011 года число неправомерных отказов следственных органов в приеме сообщений о преступлениях и случаев их нерегистрации возросло на 59 %. В под-
разделениях Следственного комитета России их количество за 2012 год увеличилось в 2,5 раза, в органах дознания ФСКН - в 4 раза, а в дознании Федеральной пожарной службы МЧС России - более чем в 10 раз [3]. Всего за 2012 год прокурорами было выявлено более трех миллионов нарушений допущенных при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях [1]. По сравнению с 2014 годом эта цифра увеличилась на 5 % [2].
В 2014 году прокурорами Саратовской области в ходе проведенных проверок выявлено 108 фактов несвоевременной регистрации (в нарушении требования Инструкции) сообщений о преступлениях, что свидетельствует о некачественном ведомственном контроле. Из практики прокуратур Саратовской области можно привести несколько примеров, характеризующих типичные нарушения, допускаемые при регистрации и разрешении сообщений о преступлении.
Так, 29.01.2014 г. от прокурора Краснопартизанского района в Пугачевский МСО СУ СК РФ по Саратовской области поступил материал по факту уклонения от призыва на военную службу гражданина П., однако зарегистрирован он был лишь 03.03.2014 г., т.е. через месяц после обнаружения признаков преступления.
Большую озабоченность вызывают выявленные прокурором г. Хвалынска и Аткарским межрайонным прокурором факты выделения материалов из уголовных дел, однако данные постановления не были зарегистрированы и не направлены для проведения проверок.
Прокурором г. Хвалынска при проверке уголовного дела в отношении несовершеннолетних К., М., Р. установлено, что 25.12.2013 г. следователем С. вынесено постановление о выделение в отдельное производство материалов в отношении П. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 175 УК РФ, однако выделенный материал не был зарегистрирован и направлен по подследственности. Только после внесенного требования прокуратуры в апреле 2014 гола он был зарегистрирован.
29.07.2014 г. и 27.08.2014 г. прокурором Татищевского района направлены заявления Б., однако, они в СО по Ленинскому району г. Саратова СУ СК РФ по Саратовской области так и не были зарегистрированы. По данному факту в адрес руководителя СО по Ленинскому району г Саратова СУ СК по Саратовской области вынесено требование, после чего материалы зарегистрированы и по ним принято решение [4, с. 39].
Кроме того, прокурорами выявляются нарушения требований ст. 145 УПК РФ, допускаемые сотрудниками полиции при передаче сообщения о преступлениях по территориальной подследственности. Так, свыше 8 раз необоснованно направлялся материал из МО МВД России «Советский» в УМВД России по г. Самаре. Уголовное дело возбуждено ОД МО МВД России «Советский» только через 11 месяцев после поступления жалобы гражданина. По результатам проведенной проверки прокурором района начальнику ГУ МВД России по Саратовской области внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности [5].
Таким образом, рассмотренные примеры показывают существующие недостатки деятельности руководителя следственного органа, начальник органа (подразделения) дознания в стадии возбуждения уголовного дела, которые в силу ведомственной заинтересованности не всегда принимают меры к устранению нарушений. В свою очередь прокуратура в случае активного и своевременного надзора способна добиваться устранения нарушений, что свидетельствует о приоритетной роли прокурорского надзора в системе защиты прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела.
Список использованной литературы
1. Генеральная прокуратура РФ: Сводный отчет по Российской федерации по форме НСиД за январь - декабрь 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/stat/data (дата обращения: 21.03.2013).
2. Генеральная прокуратура РФ: Сводный отчет по Российской Федерации по форме НСиД за январь - декабрь 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/stat/data (дата обращения: 25.03.2015).
3. Генеральная прокуратура [Электронный ресурс]. Докл. на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 апреля 2013. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/ smi/interview_and_appearences/appearences/82414 (дата обращения: 19.05.2013).
4. Информационный бюллетень Прокуратуры Саратовской области. 2015. № 2.
5. Информационный бюллетень Прокуратуры Саратовской области. 2015. № 6.
6. Исламова Э.Р. Проблемы обеспечения законности в стадии возбуждения уголовного дела // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения : сб. науч. тр. Иркутск, 2014. Вып. 2 (6). С. 58-64.
7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия : приказ Генерального прокурора от 5 сентября 2011 г. № 277 // СПС «Консультант Плюс».
8. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия : Распоряжение Прокурора Саратовской области от 06.10.2011 г. № 94/16 // Бюллетень Прокуратуры Саратовской области. 2012. № 1.
Информация об авторе
Богатова Екатерина Владимировна - преподаватель кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Саратовская государственной юридическая академия, 410600, г. Саратов, ул. Вольская, 1; e-mail: Bogatovaev@yandex.ru.
Information about the author
Bogatova Ekaterina Vladimirovna - lecturer of the Department of Prosecutor's supervision and organization of law enforcement activities, Saratov State Academy of Law, 410600, Volskaya St. 1, Saratov; e-mail: Bogatovaev@yandex.ru.