1 Яй***
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРОК
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2017.3.3
Богатова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии, e-mail: bogatovaev@yandex.ru. Грачёва Ольга Алексеевна, преподаватель кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии, e-mail: letsik91@mail.ru.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы защиты прав граждан в ста-
дии возбуждения уголовного дела. Основным способом обеспечения прав личности выступают прокурорские проверки. Однако недостаточная правовая регламентация процедуры надзора препятствует повышению его эффективности. Делается вывод о необходимости совершенствования действующего законодательства.
Ключевые слова: прокурорская проверка, стадия возбуждения уголовного дела, прокурорский надзор, правовое регулирование, прокурор, права граждан, досудебное производство, уголовный процесс.
Защита прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела - одно из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. В последнее время данной теме в науке и практике уделяется особое внимание1. Однако, несмотря на значительное количество фундаментальных исследований, эти проблемы остаются нерешёнными.
1 Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 62; Ве-
Богатова Е.В., Грачёва О.А. «Защита прав граждан...» 3/2017
Для обеспечения защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения либо ограничения ееё прав и свобод важное значение имеет качественная и разумная организация деятельности правоохранительных органов на первой стадии уголовного судопроизводства, степень её регламентации и неукоснительное соблюдение законодательства. Это может существенно повлиять на раскрытие преступлений, обеспечить неотвратимость ответственности. Безнаказанность за прежние деяния является причиной совершения новых преступлений. Отсутствие должной реакции по каждому сообщению о преступлении значительно нарушает права граждан, ущемляет интересы общества, подрывает авторитет государства, создаёт впечатление о профессиональной некомпетентности работников правоохранительных органов.
С другой стороны, не менее опасно незаконное и необоснованное возбуждение уголовного дела. Нельзя не согласиться с А.Ф. Кони, который считал, что «уголовное преследование слишком серьёзная вещь, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности; ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причинённого человеку поспешным и необоснованным привлечением его к уголовному делу»1.
Результаты прошедших пяти лет свидетельствуют об отрицательной динамике в данном направлении. Большинство нарушений закона (76%) органами следствия и дознания допускается в стадии возбуждения уголовного дела. Так, за 2016 г. только органами прокуратуры выявлено более 3,7 млн. нарушений, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (по сравнению с 2011 г их число увеличилось на 9%2), из них 2 698 связанны с неправомерным отказом в приёме и (или) оставлением без регистрации сообщений о преступлениях. Направлено 60 604 требования об устранении нарушений законодательства, допущенных на первой стадии уголовного процесса. Поставлено на учёт 153 311 ранее известных, но по разным причинам неучтённых преступлений. Отменено 19 543 постановления о возбуждении уголовного дела, 2 494 232 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела3.
ретенников Н.В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009; Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. М., 2009; Исла-мова Э. Р. Процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009; Лиходаев Е.Г. Реализация прокурором принципа охраны прав личности на стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юрид. наук.Саратов, 2007.
1 КониА.Ф. Избранные произведения. Т. 2: Воспоминания. М., 1959. С. 401.
2 Генеральная прокуратура РФ. Сводный отчет по Российской федерации по форме НСиД за январь-декабрь 2011 г. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 21.02.2016).
3 См.: Генеральная прокуратура РФ. Сводный отчет по Российской федерации по форме НСиД за январь-декабрь 2016 г. URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 21.02.2016).
Большинство исследователей данной проблемы к числу наиболее типичных нарушений на этапе приёма сообщений о преступлениях относят фальсификацию заявлений и сообщений о совершённом преступлении и сокрытие преступлений от учёта. Причинами являются не только неверное правоприменение, но также пробелы и несовершенство нормативно-правовой базы.
Изменения, внесённые в последние годы в порядок осуществления деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, свидетельствуют о том, что ныне законодатель допускает активное собирание доказательств, изобличающих лицо в совершении преступления, уже в первой стадии уголовного судопроизводства. Поэтому уровень правозащитного потенциала стадии возбуждения уголовного дела существенно определяет возможность достижения в последующих стадиях процесса общего назначения уголовного судопроизводства. Необходимость защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых осуществляется предварительная проверка, делает стадию возбуждения уголовного дела своеобразным фильтром, призванным оградить лицо от необоснованного уголовного преследования и привлечения к ответственности и, как следствие, существенно повышает значение надзорной деятельности за законностью, обоснованностью и своевременностью принятия и разрешения заявлений и сообщений о преступлении.
Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела представляет собой деятельность прокурора по проверке законности действий (бездействия) и решений следователя и дознавателя по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях, включающую право требовать устранения выявленных нарушений (в том числе путём отмены итоговых решений, принимаемых в данной стадии процесса). Проведение прокурором проверок в стадии возбуждения уголовного дела имеют особое значение, т.к. именно в уголовном процессе происходит наиболее острое вторжение в различные области жизни человека. Быстрое реагирование на любое сообщение о совершённом либо готовящемся преступлении, своевременное, всестороннее и полное расследование уголовного дела являются залогом защиты прав потерпевших и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. В таких условиях деятельность прокурора, направленная на оперативное выявление и пресечение нарушений действующего законодательства играет важную роль в борьбе с преступностью и защите прав граждан.
О прокурорской проверке говорится в ст. 37 УПК РФ, определяющей правовой статус прокурора в уголовном процессе. В статье указывается, что прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК), а также истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уго-
Богатова Е.В., Грачёва О.А. «Защита прав граждан...» 3/2017
ловного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК).
К сожалению, сам порядок и формы реализации данных проверок законом не установлены. Фактическое отсутствие порядка осуществления прокурором проверок в стадии возбуждения уголовного дела пытаются компенсировать за счёт инструкций, приказов и указаний, в которых порядок регулирования проверок не имеет системного характера, и это влияет на частое изменение сроков и порядка проведения проверок, предусмотренных данными приказами, инструкциями и указаниями. Всё чаще, прокурор проводит их по своему усмотрению.
По результатам проведённого нами социологического исследования методом анкетирования среди работников органов прокуратуры РФ, абсолютное большинство опрошенных прокуроров (73,7%) считает, что в УПК РФ требуется закрепление понятия «прокурорская проверка исполнения закона» с чётким определением её правового регулирования (процедуры, сроков и способов проведения) в стадии возбуждения уголовного дела1.
Отсутствие системности в регулировании прокурорских проверок, существующие законодательные пробелы и коллизии приводят к существенному снижению эффективности надзора.
При этом Генеральный прокурор в директивных документах постоянно концентрирует внимание на непосредственной связи эффективности прокурорского надзора, повышения качества следствия и предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства с совершенствованием методов и форм надзорной деятельности, оптимизацией взаимодействия прокуроров и следователей следственных органов2. Поэтому постоянное совершенствование методов осуществления прокурорской деятельности в стадии возбуждения уголовного дела является одной из первостепенных задач.
Проведенное исследование выявило острую потребность в детальной проработке вопросов проведения прокурором проверок в стадии возбуждения уголовного дела и выработке научно обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Библиографический список
1. Абдул-Кадыров Ш. М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
1 Сводные данные результатов анкетирования прокурорских работников (200 опрошенных) прокуратур Саратовской, Пензенской, Волгоградской, Кировской и Ульяновской областей, которое было проведено с апреля 2015 по февраль 2016 года в ФГБОУ ВО «СГЮА» г. Саратова.
2 Напр.: Указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16.12.2008 №272/49/5/206; Решение коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25.02.2009. «Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 г. и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка».
2. Агеев А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
3. Веретенников Н. В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2009.
4. Исламова Э. Р. Процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.
5. Кони А. Ф. Избранные произведения. Т. 2: Воспоминания. М., 1959.
6. Лиходаев Е. Г. Реализация прокурором принципа охраны прав личности на стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.