8. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АДВОКАТУРА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
8.1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ
Губин Сергей Анатольевич. Должность: Заместитель прокурора. Место работы: Прокуратура Республики Адыгея. E-mail: gubin-27@mail.ru
Аннотация: На основе практического опыта расследования уголовных дел о деятельности организованных преступных формирований в статье рассматриваются вопросы преодоления противодействия расследованию преступлений, совершенных
организованными преступными сообществами. Одним из способов преодоления данного противодействия предложена эффективная организация надзора за исполнением законов администрациями учреждений системы ФСИН России.
Ключевые слова: преодоление противодействия расследованию, надзор за исполнением законов, организованное преступное формирование.
SURVEILLANCE OVER APPLICATION OF LAWS BY THE FEDERAL LAW ENFORCEMENT SERVICE AGENCIES AS ONE OF THE WAYS TO OVERCOME COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF CRIMES COMMITED BY ORGANIZED CRIMINAL GROUPS
Gubin Sergey Anatolievich. Position: Assistant public prosecutor. Place of employment: prosecutor’s office of the Republic of Adygea. E-mail: gubin-27@mail.ru
Annotation: In this article, grounding on the practical experience in the investigation of the activity of organized criminal groups the author considers the ways to overcome the counteraction to the investigation of the above groups. One of the ways to overcome the counteraction is to efficiently survey over the application of laws by the Federal Law Enforcement Service agencies. Keywords: overcoming of counteraction to
investigation, supervision over operational search measures, organized criminal group.
Практический опыт работы, полученный при расследовании уголовных дел о деятельности организованных преступных формирований, позволяет прийти к выводу о том, что руководители преступных организаций, находясь в период производства предварительного расследования и судебного разбирательства под
стражей - в следственных изоляторах системы ФСИН России и в изоляторах временного содержания системы МВД России, фактически продолжают осуществлять функции по руководству организованными преступными сообществами (организациями), в том числе организуют работу по противодействию органам предварительного расследования и суду. Как правило, способствует этому недостаточный уровень обеспечения режима содержания руководителей преступных сообществ в указанных учреждениях. Как следствие «воры в законе», «положенцы», «смотрящие» и т.д. имеют и используют для руководства средства мобильной связи, либо организуют эту работу путем передачи письменных и устных распоряжений, как через адвокатов, так и через иных лиц при организации с ними незаконных свиданий.
Кроме того, нередко руководители организованных преступных сообществ (организаций), групп находятся на ослабленном режиме содержания - содержатся в более просторных и комфортабельных помещениях, нежели иные заключенные под стражу лица, имеют и распоряжаются достаточно большим объемом продуктов питания, табачных изделий, а в некоторых случаях алкоголем и наркотическими средствами. Имеют возможность беспрепятственного общения с заключенными, содержащимися в иных камерах, нередко путем перемещения в пределах учреждений. Все это способствует не только продолжению руководства организованными преступными формированиями со стороны указанных лиц, но и оказывает заметное влияние на внутреннюю жизнь данного учреждения, что в отдельных случаях может привести к дезорганизации его работы.
С учетом изложенного, особую значимость в работе по противодействию расследованию преступлений, совершенных организованными преступными формированиями на этапе окончания предварительного расследования, приобретает организация прокурорского надзора за исполнением законов организациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В настоящее время прокуратура является единственным органом оперативного и всеобъемлющего вневедомственного контроля (надзора) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и меры принудительного характера.1
В ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определен предмет надзора. К нему относятся, во-первых, законность нахождения лиц, в местах содержания задержанных, предварительного заключения и т.д., во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
1 См.: Белоцерковский С.Д. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью. М., 2010. С. 42.
При надзоре за исполнением законов в деятельности учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации следует руководствоваться совокупностью законов, а также учитывать иные нормативные акты, регулирующие данную сферу правовых отношений.
Кроме положений Конституции РФ, закрепляющих в главе 2 права и свободы человека и гражданина, и ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых актов сюда относятся Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Кроме того, в указанной сфере действует совокупность подзаконных нормативных актов, принимаемых Правительством РФ, компетентными органами. На наш взгляд одними из таких основных подзаконных актов являются Правила внутреннего распорядка, принятые соответствующими ведомствами.
Одна из главных задач прокурорского надзора - соблюдение установленных законодательством Российской Федерации не только прав, но и обязанностей лиц, заключенных под стражу, порядка и условий их содержания.2
Так, согласно ст. 15 названного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Согласно ст. 16 в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Минюстом РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МО РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данными правилами, помимо прочего, устанавливается порядок: приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; проведение личного обыска, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания запрещенных к хранению и использованию; получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем и денежных переводов.
Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19 «Об организации надзора за исполнением законодательства администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с данным приказом прокурорам поручено, в частности, при осуществлении проверок следственных изоляторов добиваться неукоснительного соблюдения режима содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, пресекать случаи предоставления не предусмотренных законом льгот.
С учетом изложенных правовых позиций, с целью пресечения деятельности руководителей организованных преступных формирований по управлению преступными сообществами (организациями), по организации противодействия органам предварительного расследования, по негласному управлению лицами отрицательной направленности, содержащимися под
2 См.: Белоцерковский С.Д. Указ соч. С. 42-43.
стражей, прокурорам следует сосредоточить внимание на деятельности администраций мест содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, направленной на пресечение организационной деятельности лидеров уголовно-преступной среды, ослабление и ликвидацию их неформального влияния на основную массу осужденных.
Об активном ведении такой организационной деятельности лидерами уголовно-преступной среды в местах содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей могут свидетельствовать, например, следующие обстоятельства:
- наличие у этих лиц ряда дисциплинарных взысканий за такое нарушение режима содержания, как «межкамерная связь»;
- изъятие у них запрещенных предметов: средств связи (мобильных телефонов), наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, алкогольных напитков, денежных средств, а также таких средств коммуникации преступной среды, как письма («малявы»)3;
Напротив, отсутствие такой работы со стороны администрации в отношении лидеров уголовнопреступной среды может свидетельствовать либо о бездействии соответствующих должностных лиц, либо о коррупционных связях администрации и руководителей организованных преступных формирований.
В пользу последнего довода могут свидетельствовать такие факторы, как:
- необоснованное предоставление администрацией таким лицам не предусмотренных режимом содержания льгот (предоставление просторных камер, видео-бытовой техники, возможности неограниченного перемещения по территории учреждения, организации «сходок» и т.д.).
- непринятие мер воздействия и попустительство за нарушения режима содержания (например, оставление без внимания фактов применения насилия к другим следственно-арестованным, предоставление возможности общения через «кабуры» (отверстия в камерах), предоставление возможности общения по мобильному телефону, выход в сеть Интернет и т.д.).
В данном случае прокурорам, с целью преодоления противодействия расследованию со стороны организованных преступных формирований, надлежит руководствоваться п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ № 19 от 30.01.2007, согласно которому необходимо практиковать проведение проверок следственных изоляторов и исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовноисполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников отделов специального назначения.
Например, в ходе производства предварительного расследования по уголовному делу о деятельности организованного преступного сообщества «общак», осуществлявшего свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа Российской Федерации в период 1995 - 2007 г.г., внезапная прокурорская проверка выявила, что в камере следственного изолятора г. Комсомольска-на-Амуре, где содержался один из основных руководителей данной преступной организации - «вор в законе» С. были обнаружены отверстия во всех стенах камеры, размерами до 0,4 м., которые позволяли не только общаться
3 См.: Белоцерковский С.Д. Указ соч. С. 43.
с подельниками по делу, но и передавать друг другу различные, в том числе запрещенные предметы. В камере у С. был обнаружен мобильный телефон и ноутбук. Последующей экспертизой было установлено, что при помощи данного оборудования С. выходил в глобальную сеть Интернет, и, помимо прочего, изучал информацию о способах угона дорогостоящих автомобилей. Материалы прокурорской проверки были приобщены к ранее возбужденному уголовному делу по факту оказания давления на свидетелей обвинения.4 В ходе расследования данного дела было установлено, что С. пользуясь режимом «послабления», созданным администрацией следственного изолятора, организовал активную работу по оказанию давления на свидетелей обвинения, в том числе содержащихся в данном учреждении.
Организационная деятельность лидеров криминальной среды общественно опасна не только сама по себе, но и может привести к дезорганизации деятельности учреждения. Поэтому задачами администрации в отношении такой категории следственно-
арестованных должны быть:
- изоляция таких лиц от основной массы следственно-арестованных;
- разобщение организуемых ими группировок;
- ослабление их негативного влияния на основную массу следственно-арестованных, а также устранение и нейтрализация криминогенных факторов, обуславливающих осуществление такой деятельности;
- преодоление негативных отношений между следственно-арестованными, возникающих и существующих на базе субкультуры.
В ходе осуществления надзорных функций прокурору необходимо обращать особое внимание на реагирование администрацией на следующие злостные нарушения со стороны руководителей и активных участников организованных преступных формирований, содержащихся под стражей:
- противодействие со стороны лидеров криминальной среды оперативным аппаратам путем ведения контрразведывательной деятельности;
- установление неконтролируемых администрацией каналов связи с преступной средой как внутри учреждения, так и извне для продолжения выполнения своих организационных функций, обеспечения особого положения в уголовно-преступной среде, доставки в учреждение денег, спиртных напитков, наркотиков, обмена информацией, используемой в криминальных целях;
- подрыв авторитета персонала учреждения, провоцирование отдельных сотрудников на нарушение законов, создание конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со следственно-арестованными;
- выполнение функций по разрешению конфликтов среди следственно-арестованных, наложение карательных санкций;
- распространение ложных слухов, дезинформации в среде соперничающих группировок и основной массы следственно-арестованных;
- санкционирование совершения преступлений в отношении неугодных лиц, наказания «виновных»;
- обработка лиц, впервые оказавшихся под стражей, навязывание им криминальной идеологии, противоречащей требованиям поведения режима содержания;
4 См.: архив суда г. Комсомольска-на-Амуре. Уголовное дело № 472112. 2007 г.
- выявление среди персонала учреждений лиц, неустойчивых к подкупу, вступлению в коррупционные связи;
- воспрепятствование сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, иметь достоверную информацию в среде следственноарестованных;
- создание атрибутов, подчеркивающих превосходство, авторитет в среде следственно-арестованных и
др.5
К вышеизложенному следует добавить, что и после осуждения руководители и наиболее активные участники организованных преступных сообществ не прекращают свою деятельность по руководству преступной организацией и по организации конкретных преступлений, в том числе направленных на противодействие следственным органам по иным уголовным делам в отношении этой преступной организации и ее членов.
В немалой степени этому способствует бездействие администрации исправительных учреждений, а в отдельных случаях умышленные действия администрации по созданию условий «ослабленного» или «привилегированного» режима содержания в отношении отдельной категории лиц.
Указанная специфика, несомненно, во многом способствует продолжению руководства преступными организациями со стороны их лидеров, а также порождает организацию совершения новых преступлений, в том числе направленных на противодействие органам следствия в связи с расследованием уголовных дел и привлечением к уголовной ответственности других лидеров уголовно-преступной среды. Поэтому данная специфика должна учитываться уполномоченными прокурорами не только при проверках следственных изоляторов, но и при производстве проверок исправительных учреждений системы ФСИН России. Методики проверок достаточно подробно изложены в Приказе Генерального прокурора РФ № 19 от 30.01.2007 г. «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и соответствующих методических рекомендациях6.
Таким образом, мы вынуждены констатировать, что в ходе расследования уголовных дел о деятельности организованных преступных формирований факты противодействия органам предварительного расследования являются скорее правилом, нежели исключением. Именно на этапе окончания предварительного расследования по делам исследуемой категории факты оказания воздействия на свидетелей и потерпевших, согласно материалам произведенного анкетирования, отмечаются в 94 % случаев.
Меры, принимаемые по преодолению противодействия должны приниматься не только следователем, в производстве которого находится дело, но и надзирающим прокурором, который в значительной степени может эффективно препятствовать деятельности ор-
5 Меркурьев В.В. Стратегия борьбы с организованной преступностью в исправительных учреждениях России в начале хх1 века / Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты. М., 2008. С. 434437.
6 Например, см.: Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний. Методическое пособие. НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ. М., 2008. - 132 с.
ганизованных преступных формирований по оказанию воздействия на свидетелей и потерпевших по делу. В частности, в исключительной компетенции прокурора находится надзор за деятельностью оперативных подразделений отвечающих за борьбу с организованной преступностью, администрации и оперативных подразделений системы ФСИН России. Надлежащая организация прокурорского надзора на данных направлениях деятельности может позволить в максимальной степени избежать значительных негативных последствий, в том числе физического устранения свидетелей, изменение показаний с их стороны и как следствие оправдание подсудимых - руководителей и участников организованных преступных формирований.
Список литературы:
1. Белоцерковский С.Д. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью: методич. пособие / С.Д. Белоцерковский; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. -М., 2010. - 112 с.
2. Меркурьев, В.В. Стратегия борьбы с организованной преступностью в исправительных учреждениях России в начале хх1 века / Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты. М., 2008. 575 с.
Literature list:
1. Belotserkovsky S.D. Activity of Public Prosecutor Office agencies on combating organized crime: guidance manual. S.D.Belotserkovsky, General Public Prosecutor Office, M, 2010, 112 p.
2. Merkuriev V.V. Strategy of combating organized
crime in correctional facilities of Russia at the beginning of the XXI century. Counteraction to crimes: penal,
criminological and criminally-executive aspects. M, 2008. 575 p.
Рецензия
на статью «Надзор за исполнением законов администрациями учреждений ФСИН России, как один из способов преодоления противодействия расследованию преступлений, совершенных организованными преступными формированиями», подготовленную аспирантом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Губиным С.А.
Угрожающие масштабы деструктивной деятельности организованных преступных формирований, распространенность фактов оказания воздействия на потерпевших и свидетелей по делам о деятельности организованных преступных сообществ обуславливают необходимость выработки комплекса мер по преодолению противодействия преступных организаций органам предварительного расследования и суду.
Научные данные, а также данные, полученные при осуществлении правоохранительной деятельности, свидетельствуют о том, что, находясь в местах содержания под стражей, руководители организованных преступных формирований продолжают работу по руководству преступными организациями, в том числе и с целью оказания противодействия органам предварительного расследования и суду.
В связи с изложенным автором статьи рассматривается надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, как один из способов преодоления противодействия расследованию уголовных дел о деятельности организованных преступных формирований.
Данная статья весьма актуальна для практической деятельности, рекомендуется для публикации.
Заведующий кафедрой проблем прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и участия прокуроров в уголовном судопроизводстве, доктор юридических наук О.Д. Жук