Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах'

Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6700
816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ЗАКОН / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Николай Семенович, Морозова Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию правовых проблем и практики деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законности в следственных изоляторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах»

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПЕНИТЕНЦИАРИЯ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

АРТЕМЬЕВ Николай Семенович, МОРОЗОВА Юлия Александровна

Аннотация. Статья посвящена исследованию правовых проблем и практики деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законности в следственных изоляторах.

Ключевые слова: следственный изолятор, закон, прокурорский надзор, уголовно-исполнительная система.

Выделение в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания и применяющих назначенные судом меры принудительного характера в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры объясняется важностью обеспечения прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их заключения под стражу. Поскольку возможности защиты своих прав и законных интересов у этих лиц ограничены, надзорная деятельность прокуратуры выступает в качестве гарантии их охраны.

Развертывание в правовом государстве государственного, ведомственного, судебного и общественного контроля за законностью в учреждениях и органах УИС РФ ни в какой мере не принимает надзорную функцию прокуратуры. Прокурорский надзор - это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, в том числе законности и подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельностью следственных изоляторов УИС РФ.

Основными признаками прокурорского надзора являются:

1. Самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которую не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие государственные, общественные, самодея-

тельные и иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

2. Надзорная функция прокуратуры осуществляется от имени государства. Прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов власти, а в совокупности всех их, объединенных общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере охватывает не только обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав осужденных, лиц подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, но и требований защиты прав человека в сфере пенитенциарной политики, содержащихся в международных актах.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (СИЗО) определяется, прежде всего, тем, что их деятельность обуславливает необходимость определенных ограничений прав граждан, в том числе касающихся личной неприкосновенности и свободы передвижения. Возможность граждан, содержащихся под стражей, в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше, чем у лиц, находящихся на свободе. В то же время возможность нарушений прав этих граждан со стороны администрации СИЗО, напротив, намного больше, чем в отношении лиц, находящихся на свободе. Таким образом, прокурорский надзор в этом направлении является дей-

ственной гарантией законности и обоснованности ограничения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственных изоляторах. Как свидетельствуют результаты проведенного опроса сотрудников СИЗО они называют прокурорский надзор с учетом их роли и значения для укрепления правопорядка и законности как одну из важных форм контроля за деятельностью СИЗО ФСИН РФ. Сущность данного направления прокурорской деятельности заключается в надзоре за соблюдением законности деятельности администрацией следственных изоляторов по исполнению соответствующих решений органов и должностных лиц уголовного судопро-изводства1.

Администрация следственных изоляторов обязана выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Прокурорам при проведении проверок законности в следственных изоляторах предписывается особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жесткого обращения по отношению к подозреваемым, обвиняемым и осужденным со стороны сотрудников следственных изоляторов, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, обеспечения гуманных условий их содержания, соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

При прокурорских проверках особое внимание обращается на фактическое устранение выявленных нарушений законности. Прокуратура не должна оставлять без реагирования факты неисполнения требований прокуратуры администрацией следственных изоляторов.

Важной составной частью деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением правового положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, под которым следует понимать совокупность общих конституционных, гражданских прав, а также специальных прав и обязанностей, которыми они обладают. Правовой статус лиц, содержащихся в изоляторах временного содержаний (ИВС) и СИЗО определяет ст. 36 Федерального закона «О со-

1 См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник / под ред. А.А. Чувилева. М., 2001. С. 214.

держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и правовой статус осужденных регламентирован положениями УИК РФ. При этом следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 10 УИК РФ государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний2.

Основой определения правового статуса подозреваемых и обвиняемых являются Конституционные положения о том, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, считаются невиновными, пока виновность не будет доказана в предусмотренном законном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49), а также, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)3.

Исходя из этих положений, можно выделить два принципиальных направления определения правового статуса подозреваемых, обвиняемых. Первое состоит в возможности ограничения прав и свобод только на уровне Федерального законодательства. Второе - в формировании правового положения указанных лиц на основе того, что их виновность еще не доказана, но с учетом такой возможности.

Прокуроры при проверке состояния законности в следственных изоляторах должны обращать внимание на соблюдение не только законодательства Российской Федерации, но и международных правовых актов и хорошо знать правовое положение подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Прокуроры проверяют законность применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками следственных изоляторов, либо иными сотрудниками УИС, а также сотрудниками органов внутренних дел (полиции), привлекающимися для обеспечения правопорядка в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», другими Феде-

2 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М. : Онега, 2012. С. 5.

3 См.: Конституция Российской Федерации. М. : Проспект, 2010. С. 10-11.

ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Причем, применение этих средств относится к числу крайних мер и строго регламентировано законодательством, нарушение которого относится к грубым нарушениям законности.

Строго ограниченно и целевое назначение применения огнестрельного оружия. В случае применения оружия сотрудником следственного изолятора в отношении подозреваемого, обвиняемого осужденного руководители СИЗО обязаны уведомить надзирающего прокурора немедленно, а в случае применения водометов и бронемашин в течение 24 часов с момента применения. Руководители СИЗО обязаны также сообщить прокурору обо всех случаях ранения или смерти подозреваемых, обвиняемых и осужденных при применении физической силы, специальных средств или оружия. Прокурор же проверяет законность и обоснованность применения оружия после ознакомления с заключением и материалами служебного расследования, проводимого, как правило, сотрудниками территориального органа УИС.

Особое внимание прокурор уделяет подразделениям специального назначения, которые создаются при региональных управлениях УИС, основная функция которых касается обеспечения в следственных изоляторах и исправительных учреждениях необходимого правопорядка в соответствии с действующим законодательством. Полномочия прокурора заключаются в том, чтобы служебная деятельность этих подразделений проходила в рамках соблюдения законности. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей. При возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого. Вопросы личной безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных входят в контрольную функцию надзирающего прокурора.

При проверке СИЗО выявляются различные нарушения закона, в том числе по бытовому и медико-санитарному обеспечению подозреваемых, обвиняемых и осужденных,

а условия их содержания и отбывания наказания, в ряде случаев, не в полной мере соответствуют международно-правовому законодательству. На эти нарушения закона постоянно обращает внимание Генеральный прокурор РФ в своих ежегодных докладах.

Как свидетельствуют результаты нашего исследования, в СИЗО имеют место различного рода нарушения законности: нарушения религиозных правил, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий, незаконное применение к подозреваемым, обвиняемым и осужденным специальных средств, а также неправомерное обращение с ними со стороны сотрудников СИЗО, нарушения материально-бытового и медицинского обслуживания.

Все указанные нарушения законности, которые выявляются прокурорами, в целом соответствуют нарушениям законности, выявленным в процессе ведомственного и судебного контроля. Вместе с тем преимущество прокурорского надзора за соблюдением законности в следственных изоляторах заключается в его независимости от государственных органов власти.

Надзорные функции суда осуществляются по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления соответствующих материалов, ходатайствующих перед судом о взятии определенных лиц под стражу, и также при поступлении таких просьб при судебном разбирательстве. Кроме того, встречается в практике нарушения закона, по которым не обращаются в суды без инициативы прокурора, также нарушения закона не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства. Уместно в этом случае указать на незаконные ведомственные акты Министерства юстиции России решения, действия администрации СИЗО. В этом и состоит ограниченность судебной функции контроля, так как ему присуща проверочная функция и поэтому суд не может устранять нарушения закона. В тоже время надзорная функция прокурора способствует устранению нарушений закона в действиях должностных лиц следственных изоляторов.

Надзорная функция прокуратуры характеризуется своей оперативностью, для которой не нужна особая процедура, которая обязательна для судопроизводства.

Прокурор, когда возникает необходимость, может провести проверку внезапно, и даже в то время, чтобы должностные лица СИЗО не успели скрыть нарушения законности. В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ жесткие сроки изучения орга-

нами прокуратуры писем подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в которых они указывают нарушения законности. В суде же отмена решения суда нижестоящей инстанции могут иметь место лишь при кассации и надзорном порядке по инициативе участников процесса и в строго определенной процедуре, вышестоящая прокуратура имеет право истребовать любые материалы и принять необходимое правомочное решение. Кроме того прокурорский надзор в отличие от судебного контроля является бесплатным, что дает возможность подозреваемым, обвиняемым и осужденным обращаться в прокуратуру.

Таким образом, особенности форм осуществления надзорных полномочий позволяют прокуратуре, во-первых, по обращениям заин-

тересованных лиц и собственной инициативе самостоятельно устранять нарушения закона, прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Кроме того, прокурорский надзор за соблюдением законности, возможен объективно там, где невозможен судебный контроль. В то же время следует подчеркнуть, что судебный контроль за законностью носит исключительный характер, а решение суда, вступившее в законную силу обязательно для исполнения всеми.

Прокуратура вместе с государственным, судебным и общественным контролем могут и обязаны обеспечить соблюдение законности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.