Научная статья на тему 'Начальник органа внутренних дел как субъект организации внутриведомственного взаимодействия по охране общественного порядка'

Начальник органа внутренних дел как субъект организации внутриведомственного взаимодействия по охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бецков А. В., Семенистый А. В.

Внутриведомственное взаимодействие органов внутренних дел является существенной составляющей эффективного решения задач, стоящих перед органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальник органа внутренних дел как субъект организации внутриведомственного взаимодействия по охране общественного порядка»

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

А.В. БЕЦКОВ,

доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,

доктор технических наук (Академия управления МВД России)

А.В. СЕМЕНИСТЫЙ,

заместитель начальника кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Начальник органа внутренних дел как субъект организации внутриведомственного взаимодействия по охране общественного порядка

В статье рассматривается внутриведомственное взаимодействие органов внутренних дел как существенная составляющая эффективного решения стоящих перед ними задач.

Объект целенаправленного организационного воздействия, информационно-аналитическая работа, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» данная правоохранительная структура предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности [2].

Обеспечение эффективной охраны общественного порядка, надежная защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов обеспечения общественной безопасности неразрывно связаны с необходимостью четко налаженной, построенной на научных основах организации работы всех аппаратов и подразделений органов внутренних дел в целом и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в частности [6].

В деятельности органов внутренних дел объектом целенаправленного организационного воздействия является их правоохранительная деятельность по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью. При этом органы внутренних дел свои основные усилия направляют на достижение целей, определяющих их предназначение, т. е. на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности

и обеспечение общественной безопасности. Эти усилия направлены вне системы органов внутренних дел на достижение цели — осуществление изменений в социальной среде (среде функционирования). Вместе с тем степень решения внутриорганизационных задач как раз и предопределяет результаты целевой деятельности, непосредственно влияет эффективность охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности

[7].

Рассмотрим содержание организации работы аппаратов и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, разделив его на следующие составляющие:

— анализ и оценка оперативной обстановки (информационно-аналитическая работа);

— планирование работы и принятие других управленческих решений;

— доведение управленческих решений до исполнителей, организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности;

— организация взаимодействия между подразделениями, охраняющими общественный порядок и обеспечивающими общественную безопасность, а также другими службами органов внутренних дел;

— организация взаимодействия подразделений полиции с другими государственными органами и общественными объединениями, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

— контроль и проверка исполнения;

— организация внедрения передового опы та;

— управление работой с кадрами;

— ведение учета и отчетности, выставление оценки эффективности и качества работы.

Организация работы подразделений по охране общественного порядка и обеспече-

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

нию общественной безопасности может быть эффективной лишь при условии осуществления всех элементов управленческого цикла. Не проводя глубокий анализ оперативной обстановки, невозможно оптимально использовать силы и средства, принимать правильные решения и применять эффективные меры в сфере охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Отсутствие четкого плана мероприятий снижает действенность и своевременность их проведения.

В рамках отдельных управленческих циклов могут быть выделены их элементы. Например, организация взаимодействия подразделений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности с другими службами может рассматриваться как элемент организации исполнения управленческого решения в органах внутренних дел.

За комплексом операций по подготовке и принятию плана работы, равно как и иного управленческого решения, должна следовать большая, разносторонняя и сложная работа субъекта управления по организации его исполнения. Взаимодействие является рабочей стадией управленческого цикла, направленной на безусловное, точное, своевременное претворение в жизнь принятого решения.

Прежде всего, необходимо отметить, что в науке управления понятие «организация» употребляется в двух основных смысловых значениях: как упорядоченное состояние управляемой системы, объекта управления, т. е. их внутренняя структура (организация в статике) и как функция процесса управления или стадия управленческой деятельности (организация в динамике), что составляет предмет нашего исследования.

Недооценка роли организаторской работы отрицательно сказывается на эффективности функционирования любой системы, незнание ее технологии — на практике, что зачастую приводит к принятию дублирующих решений, влекущих нерациональное использование сил, средств и времени, вследствие чего ни одно из них не достигает желаемого результата.

Этими обстоятельствами подчеркивается значение организации взаимодействия, которая, являясь стадией управленческого цикла, предопределяет конечный успех управления, т. е. достижение целей, стоящих перед подразделениями органов внутренних дел [5].

Субъекты управления должны соблюдать ряд требований к организации взаимодействия, выполнение которых обеспечивает должный уровень организаторской работы [3; 4].

Основным субъектом организации внутриведомственного взаимодействия является начальник органа внутренних дел.

Как организатор взаимодействия подчиненных служб и подразделений начальник органа внутренних дел осуществляет следующие функции:

— определяет конкретные проблемы, требующие решения на базе комплексного подхода;

— на основе определенных проблем детализирует необходимые задачи, которые предстоит решать службе или подразделению, участвующему во взаимодействии;

— осуществляет планирование взаимодействия, его обеспечение людскими и материальными ресурсами;

— в необходимых случаях осуществляет непосредственное руководство мероприятиями по взаимодействию;

— контролирует ход взаимодействия и его результаты;

— обеспечивает использование достижений науки и передового опыта в осуществлении взаимодействия.

Непосредственно начальником органа внутренних дел взаимодействие организуется в случаях, когда это прямо предписано нормативными актами; в решении задачи принимают участие все или большинство подразделений органа внутренних дел; исполняется решение, имеющее особое значение; невозможно поручить организацию взаимодействия другому лицу.

Начальник обязан организовать систематическое взаимодействие служб и подразделений горрайоргана внутренних дел на организационной основе, которой является план основных организационных мероприятий органа внутренних дел, а также различные специальные планы (на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств и пр.). В них предусматриваются совместные мероприятия отраслевых служб. Организация выполнения этих планов возлагается также на начальника органа внутренних дел. Его роль заключается в создании для участников взаимодействия условий, необходимых для успешного решения поставленных задач (материально-технических, правовых, а также психологическое обеспечение деятельности исполнителей, сосредоточение их внимания на решении основных аспектов совместной деятельности и др.).

Начальник органа внутренних дел должен самостоятельно выбирать оптимальные методы и формы организации взаимодействия, очередность и масштабы осуществления мероприятий по взаимодействию. В этой связи

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

отметим получившую развитие совместную разработку планов организации взаимодействия органов внутренних дел сопредельных районов и органов внутренних дел на транспорте по раскрытию преступлений и задержанию преступников.

Наиболее распространенной формой взаимодействия горрайорганов с сопредельными органами внутренних дел является взаимообмен различной информацией (например, описанием примет похищенных предметов или лиц, подозреваемых в совершении преступления, или сведениями о готовящемся преступлении, полученными оперативным путем, совершение которого предположительно может произойти на территории обслуживания органа внутренних дел, куда направляется данная информация).

При осуществлении охраны общественного порядка взаимодействие выступает главным образом в форме непосредственного участия в конкретных мероприятиях различного характера — общественно-политических, культурно-массовых, спортивных, при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т. д.

Во всех указанных случаях деятельность органа внутренних дел осуществляется по специальным планам. Если мероприятие затрагивает деятельность нескольких органов внутренних дел, то координацию их работы и контроль, а нередко и непосредственное руководство охраной общественного порядка осуществляет вышестоящий орган внутренних дел. Но в случае, когда событие происходит на территории одного города или района, координацию деятельности органов внутренних дел на транспорте, учебных заведений и других учреждений МВД России, дислоцирующихся в этом городе или районе, осуществляет начальник органа внутренних дел, в качестве старшего оперативного начальника.

Большое значение имеют личные качества руководителя-организатора взаимодействия, его компетентность, умение снимать напряженность в процессе взаимодействия, воздействовать на подчиненных не только ко-

мандными рычагами, но и непосредственно личным примером.

Руководя коллективом, нельзя забывать об отдельных людях. Необходимо, по возможности, знать каждого сотрудника и относиться к нему так, чтобы он чувствовал уважение со стороны руководителя, что ведет к более быстрому достижению и повышению эффективности конечных результатов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

3. О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: указ Президента России от 18 апреля 1996 г. № 567 (в ред. от 25 ноября 2003 г. № 1389) // СПС КонсультантПлюс.

4. Об организации взаимодействия между органами внутренних дел и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания: приказ МВД России от 10 июля 2008 г. № 598.

5. О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость: приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, ФСКН России, СК при прокуратуре РФ от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40.

6. Майдыков А.Ф. Организация взаимодействия в ГРОВД. М., 1977.

7. Дорофеев И.Н. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте по борьбе с экономическими преступлениями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.