2 л н и
0
1
л
<
ы н к
0
1
л
<
ы н к
I
<
а
X о
0
са <
а С
к
1
Ы <
са <
а С
ы <
ш о а С
28
формируется оперативная информация, на основе которой принимаются оперативные решения и в последующем строится весь процесс управления органами внутренних дел в целом.
В научной литературе и публикациях на современном этапе отсутствует четкое понятие оперативного управления.
Занимавшийся вопросами оперативного управления территориальными органами МВД России на районном уровне В. Е. Караханов дает определение оперативного управления органов внутренних дел как «составной части процессов управления, осуществляемых вышестоящими аппаратами по всему комплексу функций на протяжении отчетных периодов и направленных на обеспечение эффективности повседневной деятельности непосредственно подчиненных органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью» [9].
А. Х. Миндагулов интерпретирует оперативное управление как «процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект, в котором наиболее важным параметром является быстрота, скорость осуществления намеченных мероприятий» [11, с. 54—57]. Данное определение не совсем полно отражает особенности оперативного управления, так как в нем акцент делается на временной фактор.
Е. Ф. Яськов под оперативным управлением понимает организацию деятельности служб, подчиненных, исходя из повседневно возникающих задач. Причем уделение внимания текущим делам является постоянной потребностью [16, с. 141-142].
Оперативное управление присуще всей системе органов внутренних дел. Оно присутствует на каждом уровне управления органами внутренних дел и осуществляется на стратегическом уровне (МВД России), на оперативном уровне (МВД, ГУ МВД, УМВД), на тактическом (территориальные органы МВД России на районном уровне).
Суммируя все вышесказанное, сформулируем следующее определение: оперативное управление — это повседневная деятельность соответствующих руководителей и органов управления, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений, основанных на анализе и оценке информации, характеризующей текущие изменения в оперативной обстановке с целью обеспечения организационной устойчивости и стабилизации функционирования органов внутренних дел при решении задач борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения личной и общественной безопасности.
Обобщение практического опыта руководства личным составом органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что оперативное управление подчиненными под-
разделениями и служебными нарядами — это важнейшая стадия обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий (общественно-политических, спортивных, культурно-массовых и иных мероприятий).
Министры внутренних дел республик, начальники ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации в зависимости от масштаба проводимого мероприятия для обеспечения руководства задействованными силами и средствами создают временные органы управления — центры оперативного управления, оперативные штабы, которым придается оперативная группа и рабочий аппарат. В системе МВД такие специальные органы управления стали создаваться еще на рубеже 70-х годов [14]. С начала 90-х годов по мере проведения на территории Российской Федерации крупномасштабных массовых мероприятий временные органы управления стали создаваться не только в МВД, ГУ МВД, УМВД, но и во многих крупных территориальных органах МВД России на районном уровне.
При этом руководители органов внутренних дел исходили из того, что временные органы управления могут обеспечить более высокие качественные результаты, чем отдельное лицо, ответственное за решение поставленных задач в ходе проведения различных массовых мероприятий. Руководителем временного органа управления является начальник органа внутренних дел или назначается его заместитель.
Особенно велика была роль временных органов управления в обеспечении правопорядка на объектах Олимпиады-80 [13, с. 17]. Именно тогда они с учетом специфики проводимых мероприятий на объектах уточняли и осуществляли меры по расстановке сил и средств, производили расчеты, определяли места и способы несения службы нарядов органов внутренних дел, проводили рекогносцировки, репетиции и оперативные учения, организовывали взаимодействие всех задействованных служб милиции с войсковыми подразделениями и общественностью, обеспечивали управление нарядами, контроль за их деятельностью, собирали и обрабатывали необходимую информацию, своевременно реагировали на изменение оперативной обстановки и принимали оперативные решения при возникновении кризисных ситуаций, ежедневно подводили итоги работы по обеспечению охраны правопорядка и безопасности.
Непосредственное руководство силами и средствами органов внутренних дел на Московской Олимпиаде осуществлял начальник ГУВД Мосгорисполкома, который реализо-вывал свои полномочия через Главный оперативный штаб охраны общественного порядка и безопасности Олимпиады-80.
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
Как показала практика, оперативный штаб ГУВД Мосгорисполкома сталкивался с определенными трудностями, так как подобные мероприятия в нашей стране не проводились и достаточного опыта управления силами и средствами в олимпийских масштабах тогда не было. Такое положение дел объясняется тем, что опыт организации охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения в г. Москве Всемирного фестиваля молодежи в 1957 г., Универсиады 1973 г. не обобщался, а мог бы оказать значительную помощь ГУВД Мосгорисполкома.
По истечении 25 лет, в августе 2005 года, в Татарстане при праздновании 1000-летия основания города Казани был впервые создан уникальный, не имеющий аналогов в системе органов внутренних дел России единый межведомственный орган — Центр управления силами и средствами на весь период проведения торжеств. Этот центр управления силами и средствами (далее — ЦУС) был развернут на базе Антикризисного центра.
На ЦУС были возложены задачи централизованного управления силами и средствами, задействованными в обеспечения общественной безопасности и правопорядка; обобщения и анализа информации об оперативной обстановке в местах проведения праздничных мероприятий; информирования руководства МВД Республики Татарстан и МВД России, взаимодействующих органов, министерств и ведомств республики; организации взаимодействия с должностными лицами и оперативно-диспетчерскими службами республики [12, с. 3].
Опыт эксплуатации прототипов центров оперативного управления (далее — ЦОУ) получил свое развитие при проведении Международного саммита «Группы восьми», неформального форума крупнейших экономик мира, экономического форума «АТЭС-2012», XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани в 2013 г. и XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 г. Здесь при проведении международных мероприятий ЦОУ показали свою высокую эффективность [8, 15, 10].
Новый метод управления и руководства вызывает необходимость подробной разработки вопросов, связанных с созданием ЦОУ, их структуры, а также подбором и подготовкой кадров с целью наработки практического опыта.
Большой практический опыт будет приобретен органами внутренних дел России при подготовке и проведении Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. в г. Казани, Чемпионата мира по хоккею с шайбой в г. Москве в 2016 г., Чемпионата мира по футболу
ФИФА в 2018 г., который пройдет в 11 городах России, и зимней Универсиады в г. Красноярске в 2019 г. [1].
Обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении вышеуказанных крупномасштабных международных мероприятий напрямую находится в зависимости от происходящих изменений во внешней среде функционирования и ставит перед органами внутренних дел задачу по созданию хорошо отлаженной системы управления, которая позволяет оперативно реагировать на изменение обстановки и эффективно влиять на нее.
Обобщая вышеизложенное, приходим к необходимости овладения в современных условиях оперативным управлением, которое давало бы возможность быстро и результативно реагировать на изменение условий среды функционирования.
Оперативное управление свойственно всей системе органов внутренних дел, оно присутствует на каждом уровне управления органами внутренних дел, но основной объем работы приходится на территориальные органы МВД России на региональном уровне [2].
На современном этапе руководители органов внутренних дел МВД России на региональном уровне в зависимости от масштаба проводимого мероприятия для обеспечения руководства задействованными силами и средствами создают временные органы управления — оперативные штабы, которым придаются оперативные группы и рабочие аппараты.
Положительный опыт создания временных подразделений управления в системе МВД России как на федеральном уровне, так и в территориальных органах МВД России регионального уровня показал свою эффективность в период подготовки и проведения саммита АТЭС-2012 в Приморье, Универсиады-2013 в Татарстане и Олимпиады-2014 в г. Сочи.
Сочи был утвержден городом проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. и стал одним из первых городов современной России, где проведено крупномасштабное мероприятие международного уровня. Для успешной подготовки и проведения Олимпиады в Сочи в 2008 г. в МВД России был создан Центр «Олимпиа-да-2014» с дислокацией в городе Москве и городе-курорте Сочи [3].
Впоследствии Российская Федерация утверждается страной проведения крупномасштабных массовых мероприятий в период с 2012 по 2014 гг. На центр возлагаются задачи по координации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период их подготовки и проведения.
29
2 л н и
0
1
ja <
ы н к
:'5
0
1
ja <
ы н S
I
<
а
X О
0
са <
а С
к S
1
ы <
аз <
а С
ы <
ш о а С
30
Параллельно в территориальных органах МВД России на региональном уровне ГУ МВД России по Краснодарскому краю, УМВД России по Приморскому краю и МВД России по Республике Татарстан в структуре региональных управлений формируются временные группы, отделы и управления по подготовке и проведению соответствующих международных мероприятий с утверждением их положений [4, 5, 7].
По итогам проведения мероприятий международного уровня практическая деятельность управленческих структур на региональном уровне доказала целесообразность их создания и эффективность функционирования.
Учитывая сложность решений многоаспектных задач, связанных с необходимостью планирования и реализацией долгосрочных крупномасштабных мероприятий международного уровня, носящих нестандартный характер, в 2011 г. Министерство внутренних дел Российской Федерации утверждает Положение об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий в структуре МВД Российской Федерации на постоянной основе [6].
Впоследствии руководители территориальных органов МВД России по Республике Татарстан и Краснодарскому краю обратились в ГУОООП МВД России с предложением о формировании в структуре МВД России на региональном уровне отделов полиции по обеспечению безопасности крупных международных спортивных соревнований с учетом проведения в г. Казани и г. Сочи различных мероприятий международного уровня. Руководством МВД России было принято положительное решение.
Между тем практика показывает, что не все города Российской Федерации, которые утверждены городами по проведению матчей Чемпионата мира по футболу, имеют положительный опыт проведения мероприятий подобного международного масштаба и не все
Список литературы
1. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 180-ФЗ // СПС Гарант.
2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СПС Кон-сультантПлюс.
руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне имеют достаточный опыт централизованного управления силами и средствами при решении специфических задач.
Эти и другие примеры позволяют выявить четкую тенденцию создания отделов полиции по управлению группировкой сил и средств, в том числе и приданными силами, при проведении мероприятий международного уровня. К сожалению, этот процесс происходит на фоне отсутствия соответствующего централизованного нормативно-правового регулирования, что способствует возникновению различных толкований в названиях и определениях. Кроме того, поскольку создание подобных формирований не предусмотрено типовыми штатными расписаниями и отсутствуют регламенты их функционирования, руководители на местах вынуждены заново разрабатывать соответствующие нормативные акты, решая при этом непростые задачи штатного и материально-технического обеспечения. Учитывая, что подобного опыта в истории МВД России ранее не было, зачастую повторяются одинаковые ошибки, которых можно было бы избежать при наличии соответствующих рекомендаций и типовых нормативных правовых документов.
Таким образом, назрела острая проблема изучения и обобщения существующего опыта создания и использования управленческих структур на региональном уровне, его научного осмысления, выработки необходимых рекомендаций, а на их базе — принятия пакета необходимых типовых нормативных правовых документов, технических регламентов и т. д., в том числе в отношении используемой терминологии. Это большая работа, но если ее не проделать в ближайшее время, ситуация может выйти из-под контроля, поскольку на местах уже будет создано множество разнообразных органов и подразделений, перестроить которые будет сложнее, чем создать заново.
3. Вопросы Центра «Олимпиада 2014 года» в городе Сочи: приказ МВД России от 7 июля 2008 г. № 520.
4. О создании в структуре МВД по Республике Татарстан Отдела по подготовке и проведению «Универсиады-2013»: приказ МВД по Республике Татарстан от 1 декабря 2008 г. № 759.
5. Об утверждении Положения об Управлении по координации сил и средств при проведении «Универсиады-2013» МВД по Республике Татарстан: приказ МВД России
ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
12.
по Республике Татарстан от 10 октября 11. 2011 г. № 545.
6. Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 25 июня 2011 г. № 724.
7. Об отделе координации деятельности подразделений ГУВД по краю по подготовке и проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. штаба ГУВД по краю: приказ ГУВД по Краснодарскому краю от 5 марта 2010 г. № 136 // СПС Гарант.
8. Организация работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения политических, спортивных и праздничных мероприятий: учеб. пособ. СПб., 2006.
9. Караханов В. Е. Оперативное управление горрайорганами на уровне МВД, УВД: фондовая лекция. М., 1987.
10. Международный саммит «Группы восьми» 15-17 июля 2006 г. URL: http://www.arsM. ru/nash-opyt/samit-bolshoi-vosmerki-g8.html (дата обращения: 15.05.2014).
Миндагулов А. Х. Оперативные функции штабов // Штабная практика. 1996. № 4 (20). Министерство внутренних дел Республики Татарстан: информационный бюллетень по внедрению и распространению передового отечественного и зарубежного опыта. Специальный выпуск к 1000-летию города Казани. Итоги. Опыт. Перспективы. Казань, 2005.
13. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения ХХ Олимпийских зимних игр и Х Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи: сборник нормативных правовых актов. М., 2009. Олимпийские кольца оцепления // Итоги. 2014. 13 янв.
Саммит G-20: встреча руководства стран «Большой двадцатки» 5-6 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге. URL: http:// ru.g20russia.ru/news/20131024/783920218. html (дата обращения: 13.04.2014).
16. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник. М., 1997.
Тел.: 8 (499) 745-95-69
14.
15.
2 •а н и о X
л
<
и н к
:'5 О X
Л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
31