ТРИБУНА
молодого ученого
С.Н. БЕЛОВА,
адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
Механизм и принципы взаимодействия органов внутренних дел с финансовыми и контрольными органами в процессе администрирования доходов бюджетов
В статье рассматриваются механизм и основные принципы взаимодействия органов внутренних дел с финансовыми и контрольными органами в процессе администрирования ими доходов бюджетов в целях обеспечения доходной части бюджетной системы РФ, предотвращения налоговых правонарушений, непосредственно влияющих на экономическую безопасность региона.
Взаимодействие в процессе администрирования доходов бюджетов; принципы взаимодействия органов внутренних дел; администрирование доходов бюджетов; экономическая безопасность.
В системе обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел играют немаловажную роль, что закреплено положениями ряда нормативных правовых актов [1 и др.].
Правовые и организационно-экономические проблемы финансовой деятельности органов внутренних дел рассмотрены в трудах таких ученых, как Ю.И. Аболенцев, С.Я. Боженок, В.Ф. Гапоненко, В.В. Казаков, А.А. Крылов, А.П. Опальский, В.Л. Соколов, Э.Д. Соколова, Е.В. Титов, Е.Ф. Яськов и другие.
Под понятием «механизм» (тееНапе (греч.) — устройство) обычно понимают устройство, которое приводит в движение машину, аппарат [10, с. 198]. В приложении к техническим устройствам он определяется как система тел, в которой движение одного из них (ведущего) вызывает движение остальных. Процесс управления организацией, в частности адми-
* Ранее — заместитель начальника финансово-экономического отдела — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии УВД по Амурской области.
нистрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ, не является исключением из этого правила.
По нашему мнению, механизм взаимодействия органов внутренних дел с финансовыми и контрольными органами в процессе администрирования доходов бюджетов включает правовое, организационное, методическое, информационное и ресурсное обеспечение. Каждый из вышеуказанных элементов выполняет определенную роль в обеспечении эффективного взаимодействия субъектов администрирования доходов бюджетов.
Органы внутренних дел, осуществляющие администрирование доходов бюджетов бюджетной системы России, в пределах предоставленной им компетенции реализуют свои права по организации взаимодействия с органами государственной власти. Термин «компетенция» (сотер1епс1а (лат.) — принадлежность по праву) имеет два значения, а именно: круг полномочий какого-либо учреждения; круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом [12, с. 315].
При осуществлении своих функций главные администраторы доходов бюджета организуют внешнее взаимодействие (с органами государственной власти субъектов РФ, кредитными учреждениями, плательщиками доходов и др.) и внутреннее взаимодействие (в пределах своего министерства, ведомства) с подчиненными структурными администраторами доходов бюджетов.
Под понятием «взаимодействие» в широком смысле понимается координация деятельности, в узком — взаимная поддержка [7, с. 74]. Следовательно, координация и взаимодействие — это две стороны единого процесса, при котором объединение усилий способствует достижению целей управления.
МБЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
Сущностью взаимодействия органов внутренних дел согласно определению А.Н. Сагин-дыковой и А.Б. Южакова является совместная, согласованная деятельность субъектов в целях борьбы с правонарушениями [11, с. 111].
Исходя из предмета исследования, в своих научных трудах авторы рассматривают организационные и правовые проблемы взаимодействия на межгосударственном уровне [6, с. 51]; целесообразность взаимодействия со средствами массовой информации [5, с. 286] и общественными объединениями [13, с. 62]; взаимодействие по предупредительно-профилактической работе с населением [3, с. 41]; взаимодействие с контрольными органами [8].
В соответствии с Законом «О полиции» одним из принципов деятельности полиции является ее взаимодействие и сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами [1]. По нашему мнению, реализация данного принципа при выполнении возложенных на полицию функций по администрированию доходов бюджетов состоит в возможности заключения соглашений с подразделениями службы судебных органов, судами и другими участниками процесса администрирования, а также соблюдении законности, обеспечении защиты прав и свобод граждан — плательщиков доходов, включая случаи их уклонения от уплаты.
Одним из признаков любой системы являются связи и отношения между образующимися элементами, условием эффективности которой служит общая цель. Процесс администрирования доходов органами внутренних дел, расходы на содержание которых с 2012 г. будут выделяться только из федерального бюджета, также обладает системными признаками; общей целью данного процесса является обеспечение национальной безопасности, в частности экономической.
По результатам проведенного нами в 2011 г. анкетирования 64 сотрудников органов внутренних дел — участников процесса администрирования доходов бюджетов — 20 % респондентов отметили необходимость совершенствования взаимодействия при осуществлении указанной деятельности, в частности межведомственного взаимодействия — 15 %, внутриведомственного — 5 %.
Основной целью взаимодействия администраторов доходов бюджета с органами государственной власти и управления, а также кредитными учреждениями является обеспечение доходной части бюджетной системы, предотвращение налоговых правонарушений, непосредственно влияющих на экономическую безопасность региона. Обеспечение соответствующего уровня экономической безопасности
является целью объединения усилий указанных органов. Так, взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел определено совместным приказом Министерства внутренних дел России и Федеральной налоговой службы России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 [2].
Взаимодействие органов внутренних дел с финансовыми и контрольными органами в процессе администрирования доходов бюджетов, по нашему мнению, призвано решать следующие задачи:
— обеспечение администраторов доходов бюджета и субъектов взаимодействия необходимой информацией (органы внутренних дел направляют протоколы об административных правонарушениях на рассмотрение и вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях более чем в 50 ведомств);
— профилактика финансовых и налоговых правонарушений, осуществление разъяснительной и воспитательной работы среди плательщиков;
— проведение совместных экспертиз и консультаций по вопросам изменения и разработки нормативных правовых актов, относящихся к компетенции сторон взаимодействия, оценка угроз (включая криминальные) экономической безопасности.
При организации взаимодействия администраторы доходов бюджетов должны руководствоваться принципами, выработанными практикой бюджетно-налогового контроля. Под принципами взаимодействия понимаются основные положения, которые непосредственно определяют задачи, содержание и формы делового сотрудничества и обеспечивают достижение цели, определяемой законом. По нашему мнению, сюда можно отнести принципы законности, плановости, паритетности, доверия, общих интересов, компетенции.
Принцип законности — универсальный общеправовой принцип, закрепленный Конституцией Российской Федерации, является руководящим началом деятельности для всех государственных органов. Законность во взаимодействии, по определению А.П. Кузнецова, означает, что «стороны обязаны четко и последовательно выполнять соответствующие нормативные предписания, ставить и решать в процессе сотрудничества только те цели и задачи, которые либо прямо предусмотрены действующим законодательством, либо непосредственно вытекают из него, не выходить за пределы своей компетенции» [4, с. 89].
Принцип плановости позволяет взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций администрирования доходов предвидеть различные ситуации и эффективно использовать свои возможности.
103
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
104
Принцип паритетности предусматривает, что в процессе взаимодействия стороны выступают в качестве равноправных партнеров по общему делу как субъекты, не находящиеся в отношениях подчинения.
Принцип доверия предполагает, что любое взаимодействие в процессе администрирования доходов бюджетов сторон невозможно без взаимного доверия при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной тайн, неразглашения иных сведений, охраняемых законом.
Принцип общности интересов подразумевает, что в процессе его реализации субъекты, в пределах предоставленной им законом полномочий и исходя из своих потребностей определяют меру возможного и дозволенного, продолжительность и периодичность взаимодействия, формы, силы и средства, приемы и методы.
Принцип компетенции сторон позволяет обеспечивать законность процесса взаимодействия, дает возможность субъектам правоотношений, сопоставляя свои компетенции, ориентироваться в своих полномочиях при взаимодействии [9, с. 92].
Реализация названных принципов взаимодействия органов внутренних дел с финансовыми и контрольными органами в процессе администрирования доходов бюджетов позволяет полагать, что правоохранительные структуры занимают особое место в системе мер обеспечения экономической безопасности, которые включают в себя меры по предотвращению угроз в финансово-кредитной и бюджетно-налоговой сферах. Поступление доходов в бюджетную систему РФ и их администрирование подразделениями системы МВД России предполагает, на наш взгляд, реализацию законодательно утвержденных норм и правил налогообложения и бюджетного процесса, бюджетного и налогового планирования (прогноза), а также контроль за соблюдением законодательства в указанных сферах.
Таким образом, реформирование способов взаимодействия плательщиков налоговых и неналоговых доходов и администраторов доходов бюджета может быть реализовано по следующим направлениям: упрощению гражданам доступа к услугам администраторов доходов бюджетов; повышению эффективности деятельности администрирования доходов бюджетов; созданию плательщикам более удобных способов нахождения необходимой информации и др.
Следовательно, одним из определяющих факторов обеспечения экономической безопасности государства, по нашему мнению, выступает совершенствование системы администрирования налоговых и неналоговых
поступлений, которое включает активацию и оптимизацию взаимодействия в сфере практической работы органов внутренних дел в борьбе с налоговыми правонарушениями и пополнением доходов соответствующих бюджетов Российской Федерации.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 фев.
2. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: приказ МВД России, Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 // Рос. газ. 2009. 16 сент.
3. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оцени, проектирования): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 1998.
4. Кузнецов А.А. Политика государства в налоговой сфере (уголовно-правовые средства и организационно-тактические методы). Н. Новгород, 1995.
5. Локтионова Ю.Ю. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и средств массовой информации // Общество и право. 2009. № 1.
6. Милякина Е.В. Правовые проблемы взаимодействия органов внутренних дел с компетентными органами иностранных государств по вопросам борьбы с налоговыми и иными экономическими преступлениями // Российский следователь. 2006. № 1.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1961.
8. Опальский А.П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 1996.
9. Пронина В. Совершенствование законодательства о центральных органах управления // Хозяйство и право. 1993. № 5.
10. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. М., 1999.
11. Сагиндыкова А.Н., Ховралев А.Л, Южаков А.Б. Деятельность участковых уполномоченных милиции в сфере охраны общественного порядка (конституционные и административные аспекты): монография. Екатеринбург, 2004.
12. Словарь иностранных слов. М., 1964.
13. Щелкунова М.В. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями по поддержанию правопорядка в обществе // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 1.
E-mail: [email protected]