Научная статья на тему 'НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОСТИ НЕФРОЛОГИЯ'

НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОСТИ НЕФРОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессия врач / врач-нефролог / преподаватели / наставники / пациенты / profession doctor / nephrologist / teachers / mentors / patients

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Стрела Валерия Анатольевна

В публикации представлен выбор специалистом профессии врача-нефролога, который был глубоко осознан и основан на понимании значимости данного направления в оказании помощи пациентам с патологией почек, стремлении помогать людям. Отмечено, что у врача был осознанный выбор специальности и желание состояться в как врач по профилю оказанию помощи – нефрология. Поэтапное получение врачебных знаний было возможно благодаря преподавателям, наставникам и специалистам БУ «Ханты-Мансийская медицинская академия», ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Минздрава России, которым, спустя годы хочется говорить – спасибо за помощь в освоении профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Стрела Валерия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PATH OF BECOMING A SPECIALTY IN NEPHROLOGY

The publication presents the specialist's choice of the profession of a nephrologist, which was deeply realized and based on an understanding of the importance of this area in helping patients with kidney pathology, the desire to help people. It was noted that the doctor had a conscious choice of specialty and a desire to become a doctor in the field of care – nephrology. Step-by-step acquisition of medical knowledge was possible thanks to teachers, mentors and specialists of the Khanty-Mansiysk Medical Academy, the First St. Petersburg State Medical University named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Health of Russia, to whom, years later, I would like to say – thank you for your help in mastering the profession.

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОСТИ НЕФРОЛОГИЯ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА

УДК 614.25

НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОСТИ НЕФРОЛОГИЯ

Стрела В.А.

БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница», г. Нижневартовск, Россия

В публикации представлен выбор специалистом профессии врача-нефролога, который был глубоко осознан и основан на понимании значимости данного направления в оказании помощи пациентам с патологией почек, стремлении помогать людям. Отмечено, что у врача был осознанный выбор специальности и желание состояться в как врач по профилю оказанию помощи - нефрология. Поэтапное получение врачебных знаний было возможно благодаря преподавателям, наставникам и специалистам БУ «Ханты-Мансийская медицинская академия», ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Минздрава России, которым, спустя годы хочется говорить - спасибо за помощь в освоении профессии.

Ключевые слова: профессия врач, врач-нефролог, преподаватели, наставники, пациенты

Благодарность. Автор благодарит администрацию ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Минздрава России за возможность плодотворной работы и реализацию возможностей врача по специальности.

Для цитирования: Стрела В.А. На пути становления в специальности нефрология // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2023. №4. С. 40-45.

Введение

Мой трудовой путь врача начался в Окружной клинической больнице г. Нижневартовска, однако, до этого был долгий период моего становления как молодого специалиста, выбравшего специальность нефрология. Первые шесть лет обучения прошли в БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия». Было разное - и победы, и успехи, и разочарования. Без мелких неудач невозможно научиться чему-то новому, изыскать для себя полезные и интересные сторо-

ны и направления медицины, в которых в последующем хотелось бы развиваться и совершенствоваться.

В самом начале медицинского пути у меня было несколько идей, каким специалистом я бы хотела быть - гематологом, нефрологом, гастроэнтерологом. В процессе обучения, благодаря моим преподавателям: Рагозиной Ольге Васильевне, Зуевской Татьяне Валерьевне, Петровской Юлии Аман-жоловне, Кривых Елене Алексеевне, Азалии Айсаровне Соколовой, Коркину Андрею Леонидовичу и многим другим,

я выбирала и интересовалась различными врачебными специальностями. По завершении дипломного обучения я оказалась на неком перепутье - какую же сферу многогранной и необъятной медицины выбрать? И я подала документы в ординатуру на несколько специальностей, в том числе и на обучение по нефрологии. Выбор будущего места обучения пал на несколько университетов - г. Сургут (Сургутский государственный университет), г. Тюмень (Тюменский государственный медицинский университет) и г. Санкт-Петербург (Первый Санкт-

Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова). К моему большому удивлению, через несколько недель после подачи документов, пришел ответ о моем зачислении на специальность «Нефрология» в ПСПбГМУ.

Выбор и Становление. Следующие два года обучения (2021-2023 гг.) проходили на кафедре пропедевтики внутренних болезней Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, которая имеет интересную и длительную по времени историю. Деятельность кафедры, которая была образована в 1924 году, как результат объединения кафедр диагностики и кафедры частной патологии и терапии, посвящена подготовке специалистов и научным исследованиям по проблемам нефрологии. Кафедрой заведовали выдающиеся отечественные ученые, клиницисты, педагоги-профессора, такие как Чистович Николай Яковлевич (1924-1926 гг.), Левин Александр Михайлович (1926-1929 гг.), действительный член АМН СССР профессор Тушинский Михаил Дмитриевич (1929-1961 гг.), профессора Щерба Ми-

хаил Львович (1961-1963 гг.), Ярошев-ский Арнольд Яковлевич (1963-1969 гг.), с 1970 по 2001 год профессор Рябов Сергей Иванович. С 2001 по 2021 год заведующим кафедрой являлся профессор Смирнов Алексей Владимирович, а с сентября 2021 года кафедру возглавляет профессор Куликов Александр Николаевич, под чьим руководством мне и выпала честь обучаться и познавать нефрологию.

Сначала меня удивил факт поступления именно на данную кафедру. Как же так - я - будущий нефролог и должна обучаться на кафедре с одноименным названием! Однако, спустя несколько месяцев я поняла, что здесь уделяется внимание как терапии (а именно пропедевтике внутренних болезней), так и непосредственно заболеваниям почек.

На кафедре давно было заведено, что каждую среду проводятся клинические разборы интересных, сложных случаев, которые встречаются у пациентов, поступивших в клинику - Клиника научно-исследовательского института нефрологии. В первый месяц обучения мне как ординатору пришлось выступать с докладом о лечении пациента с болезнью минимальных изменений (Непролиферативная гломерулопатия, не имеющая каких-либо морфологических критериев при световой микроскопии, обусловленная первичным повреждением подоцитов и проявляется клинически нефротическим синдромом). Конечно, подготовка к выступлению по курации пациента с интересным клиническим случаем не обошлась без помощи (и я за это очень благодарна) моих наставников - к.м.н., врача-нефролога, врача-ревматолога, а по совместительству заведующей отделением нефрологии №1 Сагановой Елены Сергеевны, ассистента кафедры пропедевтики

внутренних болезней, врача-нефролога Воробьева Евгения Александровича. В дальнейшем в процессе обучения я еще много раз докладывала редкие и интересные клинические случаи течения заболеваний у пациентов. В период подготовки к докладам было прочитано немало интересных и познавательных клинических статей по диагностике и лечению таких заболеваний как фокально-сегментарный гломеру-лосклероз, гематурия (а именно синдром Щелкунчика), быстро прогрессирующий гломерулонефрит на фоне АН-ЦА-ассоциированного васкулита

(васкулит, связанный с наличием анти-нейтрофильных цитоплазматических антител).

На одном из клинических обходов профессор Владимир Александрович Добронравов попросил меня оценить дефицит пульса у пациента, находящегося на гемодиализе. Я, растерявшись, ответить сразу не смогла. После чего, написав доклад по _ теме «Пульс и его свойства в практике врача-терапевта», запомнила цель и особенности данного метода физикального исследования и этапы его проведения. Обучение врачебному искусству требует отсутствия пробелов во врачебных знаниях и необходимости понимания, оценки интерпретации и анализа выполняемых специалистом действий.

Очень хочется отразить в материале прохождение на базе кафедры в период второго года обучения учебного мероприятия - дайджеста по внутренней медицине, на котором преподаватели кафедры и ординаторы разбирали инновации в диагностике и лечении как терапевтических, так и нефрологи-ческих патологий.

Одним из обязательных курсов (входящего в программу ординатуры по нефрологии) был курс по гемодиа-

лизу, на котором ординаторы познавали опыт практической работы непосредственно с пациентами, получающими заместительную почечную терапию. В практическое обучение входило -знакомство с особенностями использования данного метода лечения, показаний к его проведению при осложнениях хронической болезни почек. Практическая деятельность осуществлялась на базе отделения хронического гемодиализа (Клиника научно-исследовательского института нефрологии), врачи которого помогали нам, ординаторам, как советом, так и делом. Вместе с медицинскими сестрами мы участвовали в подготовке аппарата «искусственной почки» к планируемому проведению диализа.

В процессе обучения по специальности всем обучающимся посчастливилось познакомиться с различными патологиями как нефрологического, так и ревматологического профиля. Без страха и волнения к каждому из руководителей направлений практической деятельности можно было подойти для обсуждения клинических проявлений заболевания у пациентов, их лечения или просто за жизненным советом. Благодаря отзывчивости сотрудников кафедры и клинических отделений, их профессионализму и компетентности, нам была дана возможность получить знания по выбранной профессии. Каждый новый день обучения давал начальный опыт по специальности, и мы убеждались в правильности своего решения стать врачом нефрологом. Очень быстро, так показалось всем нам ординаторам, обучающимся по профилю «Нефрология», наступил выпуск обучающихся 2023 года.

Кафедра могла похвастаться не только несколькими специальностями, по которым проходила подготовка мо-

лодых специалистов (терапия, нефрология), но и широкой географией ординаторов, обучающейся на ней - Влади-

восток, Молдавия, Орел, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Коми.

Рис. 1. Обучающиеся по специальности «Нефрология» и «Терапия» выпуска 2023 года и сотрудники кафедры пропедевтики внутренних болезней ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Минздрава России

Слева направо - Воробьев Евгений Александрович (врач-нефролог, ассистент кафедры), Легостаева Кристина Владимировна (врач-терапевт, ассистент кафедры), Молоковских Станислава Витальевна (врач-терапевт, ассистент кафедры), по центру - заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней с клиникой, профессор, д.м.н., Панина Ирина Юрьевна, профессор, д.м.н., Чурко Анна Аркадьевна, ассистент кафедры, Саганова Елена Сергеевна, заведующая нефрологическим отделением №1, к.м.н., врач-нефролог, врач-ревматолог; с дипломами обучающиеся по специальностям). г. Санкт-Петербург, 2023 г.

После окончания ординатуры и получения диплома специалиста мой рабочий врачебный путь начался в БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница» г. Нижневартовска, отделение эндокринологии с койками для нефрологических пациентов. Коллектив эндокринологического отделения принял меня очень радушно.

Первое время было тяжело - новый коллектив, большое количество пациентов с острой патологией, новая рабочая программа. Необычным было и то, что пришлось учиться вести пациентов с эндокринными патологиями (в частности с сахарным диабетом), так как они составляют большую часть госпитализируемых людей. Потребова-

Рис. 2. Я и мои кураторы

Слева направо - Стрела Валерия Анатольевна, врач нефролог, Воробьев Евгений Александрович - врач-нефролог, ассистент кафедры, Саганова Елена Сергеевна, заведующая нефрологическим отделением №1, к.м.н., врач-нефролог, врач-ревматолог), г. Санкт-Петербург, 2023г.

лось около месяца, чтобы текущий режим «нон-стоп» стал более привычным. Возрос уровень ответственности как самостоятельного врача, от действий и решений которого зависит не оценка за зачете или экзамене, а человеческая жизнь, здоровье и комфортность, к тому же далеко не одна. Клиническая практика придает сил для дальнейшего совершенствования и роста профессионализма, принятия правильных решений по обследованию и лечению в сложных клинических случаях и экстренных ситуациях.

С теплотой вспоминаю сказанные слова и советы сотрудников кафедры внутренних болезней, которые сейчас могу применить на практике в своей

профессиональной деятельности. В настоящее время, как уже ранее говорилось, я работаю в БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница» в отделении эндокринологии. На базе нового здания нашей больницы 2 ноября 2023 года в актовом зале прошло посвящение в профессию. 30 молодых врачей и медицинских сестер заняли свое место в коллективе, который имеет продолжительную историю. Каждому из молодых специалистов были вручены памятные подарки от главного врача БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница» Сатинова Алексея Владимировича, сказаны слова напутствия.

V

Рис. 3. Посвящение в молодые специалисты БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница»

Слева направо - Сатинов Алексей Владимирович, главный врач БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница», Стрела Валерия Анатольевна врач-нефролог), г. Нижневартовск, 2023 г.

В ближайшее время, а точнее в новом 2024 году, наше учреждение планирует переезд в здание новой больницы. Просторные коридоры, новые помещения, более уютные и прак-

тичные условия для работы с пациентами. Отделение будет располагаться на 9 этаже главного корпуса. На этом же этаже будет находиться отделение гемодиализа, что значительно облегчит возможность проведения данной процедуры пациентам, которые в ней нуждаются, так как в настоящее время имеет место необходимость транспортировки в другие учреждения города для выполнения заместительной почечной терапии.

Заключение

Поэтапное получение врачебных знаний было возможно благодаря преподавателям, наставникам и специалистам БУ «Ханты-Мансийская медицин-

ская академия», ФГБОУ ВО Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Минздрава России, которым спустя годы хочется говорить - спасибо за помощь в освоении профессии.

© Стрела В.А., 2023

Информация об авторах

Стрела Валерия Анатольевна,

врач-нефролог отделения эндокринологии БУ «Нижневартовская окружная клиническая больница» г. Нижневартовск.

ON THE PATH OF BECOMING A SPECIALTY IN NEPHROLOGY

Strela V.A.

The publication presents the specialist's choice of the profession of a nephrologist, which was deeply realized and based on an understanding of the importance of this area in helping patients with kidney pathology, the desire to help people. It was noted that the doctor had a conscious choice of specialty and a desire to become a doctor in the field of care - nephrology. Step-by-step acquisition of medical knowledge was possible thanks to teachers, mentors and specialists of the Khanty-Mansiysk Medical Academy, the First St. Petersburg State Medical University named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Health of Russia, to whom, years later, I would like to say - thank you for your help in mastering the profession.

Key words: profession doctor, nephrologist, teachers, mentors, patients

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.