СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА
УДК 614.25
КАК Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРОФЕССИЯ ВРАЧ-РАДИОТЕРАПЕВТ - ЭТО ИМЕННО
ТО, ЧЕМ Я ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ
Ядгаров Р.Ф.
БУ «Окружная клиническая больница», г. Ханты-Мансийск, Россия
В публикации представлен выбор специалистом профессии врача-радиотерапевта, который был глубоко осознан и основан на понимании значимости данного направления в оказании помощи онкологическим пациентам, стремлении помогать людям. Отмечено, что сознанный выбор специальности состоялся благодаря поэтапному получению знаний и преподавателям, наставникам, специалистам, которым спустя годы хочется говорить -спасибо за помощь.
Ключевые слова: профессия врач, врач-радиотерапевт, преподаватели, наставники, пациенты
Благодарность. Автор благодарит администрацию БУ «Окружная клиническая больница» за возможность плодотворной работы и реализацию возможностей врача.
Для цитирования: Ядгаров Р.Ф. Как я понял, что профессия врач-радиотерапевт - это именно то, чем я хочу заниматься. // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2023. № 4. С. 34-39.
«...Разорву, - полосу Отчужденья!
Ведь Сомненья мои, -тоже Я.
Подождите пока, Песнопенья, Разговоры с собой у —... Меня..»
Александр Гой Разночтимые в Жизни мгновенья. 2016
Введение
Тысячелетиями накопленными знаниями и опытом врачей пользуются врачи 21 века [1,2]. Фёдор Петрович Гааз, Григорий Антонович Захарьин, Николай Иванович Пирогов Николай Васильевич Склифосовский и многие другие врачи выбрали свой жизненный путь, который тесным образом связали с желанием оказывать помощь больным, страждущим, пострадавшим и ране-
ным. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука) был не только хирургом, профессором медицины, он стал духовным писателем и епископом Русской православной церкви [3]. Принятие важных решений, таких как выбор профессии, может оказывать значительное влияние на наше будущее и судьбу. Личный опыт и предшествующие события часто служат руководством при принятии таких решений.
Более десяти лет работал врачом Михаил Афанасьевич Булгаков после окончания медицинского института. После Первой мировой войны он тру-
дился как земский врач в селе Никольском, и практические случаи из его сельской работы легли в основу замечательных произведений - рассказов, которые были опубликованы в сборнике «Записки юного врача» [4]. История молодого английского бактериолога, который приезжает в Китай бороться с эпидемией холеры, отражена в произведении Уильяма Сомерсета Моэма «Узорный покров». В книге Кристиана Барнарда и Зигфрида Стэндера «Нежелательные элементы» отражены этические проблемы профессии врача [5]. Эти и другие книги, стоящие на книжной полке и часто читаемые родственниками и знакомыми, дают представление о трудной профессии врача. В данной публикации, одной из первых моих, мне хочется поделиться некоторыми моментами, позволившими мне принять решение пойти обучение медицине и стать специалистом.
Выбор и Становление. Сегодня я уже врач-радиотерапевт отделения радиотерапии Окружного онкологического центра города Ханты-Мансийска. В 2012 году мне посчастливилось поступить в Ханты-Мансийскую государственную медицинскую академию. В то время я был молодым и неопытным студентом, который еще не знал, каким врачом желает стать. Медицина была для меня интересным и важным направлением, которое хотелось познать до самых тонких профессиональных моментов. На начальных курсах я не мог определиться с конкретной медицинской специальностью. Многие мои сокурсники, как и я, принимали множество решений и увлекались эндокринологией, нефрологией, хирургией, нейрохирургией и другими профилями, и это было здорово, так как практические занятия проходили в медицин-
ской организации БУ «Окружная клиническая больница», которая имеет многопрофильный стационар и дает возможность позволить познакомиться молодому студенту специальностями и попробовать себя в разных направлениях, пускай пока и с позиции медицинского брата или медицинской сестры.
В студенческие годы такие понятия как теоретическая и практическая медицина не сильно разночтимы, эти направления понимаешь позже. С какой благодарностью через многие годы студенты моего курса и я вспоминаем занятия в анатомическом классе, где сотрудники кафедры анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии - Рагозина Ольга Васильевна, Ильющенко Наталья Александровна, дали нам азы знаний по теоретической и такой практической дисциплине. Одной из первых кафедр, позволивших нам студентам с пониманием прикоснуться к пациенту и понять азы общего и физикального осмотра, конечно является кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии, которую в тот период возглавляла Зуевская Татьяна Валерьевна. Начало моих практических знаний и умений было положено именно сотрудниками данной кафедры.
На 5 курсе я попробовал себя в изучении статистических данных и понял, что эта область медицины, которая меня привлекает! Увлекся анализом и интерпретацией информации и решил связать свою будущую профессию с этим направлением. Изучал статистику и эпидемиологию и мне казалось, что это будет мой путь в медицине. Однако, на 6 курсе мои мысли изменились. Я познакомился с заведующим кафедрой анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии,
главным токсикологом Департамента здравоохранения ХМАО-Югры, членом коллегии Минздрава РФ по специальности «токсикология» Яцинюк Борисом Борисовичем. Он является опытным и талантливым врачом, который смог передать мне свою страсть к практической медицине. Его знания и опыт, умение донести до обучающегося необходимое в основах профессии вдохновили меня и вернули мне любовь к работе с пациентами, показали важность практической медицины в сохранении и поддержании здоровья людей различными методами. Именно по его рекомендациям я начал изучать основы онкологии и онкологической службы. Я узнал о важности этих специальностей и о том, как они могут спасти, продлить, сделать более комфортной жизнь пациентов благодаря ранней диагностике заболевания. В этот период моего обучения и знакомства с онкологией как специальностью я понял, что хочу быть врачом, который может помочь людям в самые трудные моменты их жизни и обеспечить им комфорт и безопасность во время длительного, порой нелегкого лечения - поддержать словом и помочь делом!
Онкология как один из профилей оказания помощи в системе здравоохранения представляет собой сложную и многогранную специальность и научную дисциплину, которая требует глубоких и всесторонних знаний и навыков лечения и ухода за пациентами с онкологическими заболеваниями. Помощь в борьбе с раком как на практике, так и в области исследований, дает уникальный шанс оказывать поддержку и надежду тем, кто сталкивается с этим тяжелым недугом. Медицинская наука в области онкологии постоянно развивается. Новые методы диагностики, терапии, исследования гене-
тических мутаций, иммунотерапия -все это лишь малая часть того, чему можно посвятить себя, работая в данной области медицины. Это изучение новых методов лечения, использование комбинации опций лекарственной терапии и перспективных технологий, которые делают онкологию, пожалуй, как и другие направления в медицине, увлекательной и динамичной специальностью.
В течение двух лет (2018-2020 гг.) я посвятил себя познанию основ онкологии, окунулся в специальность с позиции врача. Время прохождения ординатуры по специальности «Онкология» в БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» позволило мне, молодому специалисту, обрести уверенность и знания по профессии. Весьма значимую роль в выборе моей дальнейшей профессиональной подготовки во время прохождения учебы в ординатуре сыграл дружный и сплоченный коллектив Окружного онкологического центра, входящего в БУ «Окружная клиническая больница» (г. Ханты-Мансийск). Говоря о коллективе центра, хочется отметить вклад специалистов-наставников, которые помогали мне и многим другим начинающим специалистам словом и делом, были рядом в трудные моменты принятия решений в период обучения в ординатуре. Спасибо вам уважаемые наставники - Чижиков Андрей Валерьевич, Князев Сергей Михайлович, Билан Евгений Викторович, Григорьев Павел Александрович, Васильев Сергей Николаевич, Бойкова Вероника Юрьевна, Кашбулин Захар Альбертович, Халиков Руслан Алерьевич, Поблагуева Юлия Юрьевна, Едиханов Руслан Исхакович, Васильев Павел Валерьевич, что вы формируете профессиональное будущее поколение врачей.
Работа в онкологии часто связана с тесным взаимодействием со специалистами других областей медицины, такими как радиология, медицинская физика, хирургия, терапия, анестезиология и реанимация, медицинская психология. Этот мультидисциплинарный подход в лечении пациента позволяет создавать комплексные программы лечения и делает более компетентным процесс лечения сложных пациентов. Выбрав профессию онколога, специалисту предоставляется уникальная возможность принимать участие в научных исследованиях, которые порой опережают время и направлены на поиск новых методов диагностики и лечения сложной патологии. Вклад в эту область может привести к открытиям, которые значительно повлияют в будущем на тактику лечения онкологической патологии.
По окончании обучения в ординатуре по специальности онкология, я осознал, что благодаря своим наставникам, обладаю глубоким пониманием проблематики онкологических заболеваний и необходимости совершенствования своих знаний по высокотехнологичным направлениям лечения пациентов. Это позволило принять решение необходимости совершенствования знаний в профессии в одной из областей онкологии - радиотерапии.
Радиотерапия в лечении онкологических заболеваний на данный момент является одним из наиболее востребованных и эффективных направлений терапии. Специалисты данного направления в оказании помощи могут создавать индивидуальные программы лечения, учитывая тип и стадию онкологического процесса у пациента, что позволяет оптимизировать эффективность лечения и минимизировать побочные эффекты терапии.
В основе радиотерапевтических методов лечения лежит использование ионизирующего излучения, физические свойства которого направлены на уничтожение опухолевых злокачественных клеток или сдерживания их роста. Уникальность этого метода заключается в его способности предлагать индивидуальный и точечный подход к лечению, максимально минимизируя побочные эффекты и сохраняя качество жизни пациента. Радиотерапия как направление постоянно развивается, внедряются новые медицинские техники в лечение и клинические протоколы. Индивидуальный подход к каждому пациенту и стремление к инновациям делают профессию врача-радиотерапевта значимой, актуальной, востребованной. С учетом количества заболеваемости онкологической патологией важность для общества и здравоохранения данного направления сложно недооценить.
Возможность пройти профессиональную переподготовку по специальности радиотерапия в СевероЗападном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург) после окончания ординатуры по специальности «Онкология», стала решающим фактором в выборе будущей профессии.
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова - учреждение, где проходила профессиональная переподготовка, предоставило оптимальные условия для освоения специальности радиотерапия, включая возможность обучения на современном оборудовании мирового класса и возможности общения с ведущими специалистами России, которые вручали дипломы молодым врачам, теперь уже специалистам по радиотерапии.
Моя работа и возможность пополнения багажа компетентности в радиотерапии только начинается, однако она уже приносит мне глубокое чувство удовлетворения и врачебного осмысления направления. Я осознаю, что каждый день моей работы радиотерапевта - это возможность помочь людям, борющимся с тяжелым и угрожающим жизни заболеванием. Благодаря накопленным знаниям и опыту, уже сейчас группа специалистов онкологического центра, а врач всегда работает в команде, назначая те или иные методы лечения, может повлиять на исход заболевания и улучшить качество жизни пациентов. «Разбудить» у пациентов веру в их собственную силу и способность победить болезнь - в этом и заключается смысл работы врача.
Диплом и сертификат по радиотерапии открывают передо мной новые горизонты и возможности для спасения жизней и предоставления помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Заключение
Решение о необходимости получения профессии врача-радиотерапевта было предрешено и целенаправленно после предварительного обучения в ординатуре по онкологии, глубоко осознано и основано на понимании значимости данного направления в оказании помощи онкологическим пациентам, стремлении помогать людям. Выбор осознан, и он, возможно, мог не состояться, если на пути моего становления, как обучающегося и специалиста, не встретились преподаватели, наставники, специалисты в своих профессиях, которым спустя годы хочется сказать спасибо за помощь.
Литература
1. Ренольден Л. Ж. Всеобщая история врачебного искусства, и опыт краткого врачебного обозрения компаний 1812-1815 года. - СПб.: Изд-во «Морская типография», 1818. - 165 с.
2. Змеев, Л.Ф. Чтения по врачебной истории России. - СПб.: Издательство В. Де-макова, .1896. - 252 с.
3. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография. «Сибирская Благозвонни-ца», 2016. - 160 с.
4. Булгаков, М.А. Записки юного врача. -СПб.: Изд-во «Аркадия», 2023. - 128 с.
5. Барнард, К., Стэндер, З. Нежелательные элементы. - М.: Издательство: Прогресс, 1979. - 480 с.
© Ядгаров Р.Ф., 2023
Информация об авторах
Ядгаров Рустам Фаридович, врач-радиотерапевт, врач-онколог отделения радиотерапии Окружного онкологического центра БУ Окружной клинической больницы города Ханты-Мансийска.
3flpaBooxpaHeHue ^rpbi: onbT u uнновацuu
№ 4/37/ 2023
HOW DID I UNDERSTAND THAT THIS IS EXACTLY WHAT I WANT TO DO IN MY PROFESSION AS A DOCTOR
Yadgarov R.F.
The publication presents the specialist's choice of the profession of a radiotherapist, which was deeply realized and based on an understanding of the importance of this area in helping cancer patients, the desire to help people. It is noted that a conscious choice of specialty can take place thanks to the gradual acquisition of knowledge and teachers, mentors, specialists who, years later, want to say thank you for your help.
Key words: profession doctor, radiotherapist, teachers, mentors, patients