РЕГУЛИРОВАНИЕ
И ч
ва
ass
sss
as
а
СОБЫТИЕ
На пути к инновационной экономике
Итоги XII Международного конгресса «Инновационная экономика и качество управления»
РОССИИ - НОВОЕ КАЧЕСТВО РОСТА
. ____- The International Congress
Международный конгресс INNOVATIVE ECONOMY AND
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА MANAGEMENT QUALITY
. м КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
8 апреля 2010 г. состоялся очередной XII Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления» (Москва, «Президент-Отель»). Конгресс проводится на протяжении двенадцати лет в рамках Глобального проекта «России - новое качество роста», и все эти годы его организаторами и участниками целенаправленно и неустанно ведется работа по повышению эффективности национальной экономики. В работе конгресса приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Госдумы России, Минкомсвязи России, Ростехнадзора и Ростехрегулирования.
В этом году наряду с ГК «Интерэкомс» и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии впервые в проведении конгресса участвовал холдинг «Связьинвест».
деш, Аргентина, Никарагуа, Босния и Герцеговина. Условия ведения бизнеса определяются рядом факторов, среди которых:
^ качество государственного и местного управления;
^ коррупция, преступность;
^ монополии;
^ административные, технические и информационные барьеры. Особенно тяжело в таких условиях малым предприятиям. Статистика показывает, что в России доля малых предприятий в ВВП составляет всего 11,6%, тогда как в развитых странах мира эта
Место России в мировом сообществе
Открывая работу конгресса, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Общественного совета Глобального проекта «России - новое качество роста» Н.Ф. Пожитков особо подчеркнул значение и ценность данного ежегодного мероприятия для стимулирования развития российских компаний и организаций, повышения конкурентоспособности экономики России. По его словам, необходимо поднять уровень российской экономики, что является одной из основных задач.
Обзор экономической ситуации в мире, анализ рейтинговых оценок в отношении России на современном этапе, пути эффективного развития российской экономики, аспекты саморегулирования - это не полный перечень вопросов, которым посвятил свой системный доклад генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТе-леком», д.э.н., академик МАИ и МАКТ Ю.И. Мхитарян.
Россия занимает 120-е место в мировом рейтинге стран с благоприятными условиями ведения бизнеса, составленном экспертами Всемирного банка. При этом более высокий рейтинг имеют такие страны, как: Бангла-
Н.Ф. Пожитков: «Необходимо поднять уровень российской экономики, что является одной из основных задач»
цифра значительно выше: в США - 52,2, в Японии - 54,4, в Германии - 54,2, в Великобритании - 51,3, в странах ЕС -67,1%.
Среди слабых сторон российской экономики докладчик выделил следующие:
^ отсутствие стратегии;
^ неэффективность госаппарата, налоговой и финансовой систем;
^ невысокое качество государственного и местного самоуправления;
^ административные, технические, информационные барьеры;
^ разрыв между декларированием целей и бюрократическими технологиями;
^ частые изменения законодательства;
^ высокий уровень коррупции и преступности;
^ низкая конкурентоспособность и производительность труда;
^ монополии и неравные условия конкуренции;
^ длительные сроки согласования различного рода документации и реализации инвестиционных проектов;
^ непрофессионализм на всех уровнях и др.
Саморегулирование - норма успешной экономики
Современный этап развития человечества, характеризующийся переходом к информационному обществу, требует изменений в способах организации и условиях ведения бизнеса. На смену бюрократической системе
приходит децентрализация и саморегулирование, которое сегодня является нормой успешной экономики. Россия же в этом плане характеризуется достаточно низким уровнем развития саморегулирования - до 12%. При этом в США сектор саморегули-руемой экономики - до 80%, а в Германии - до 75%.
Как отметил в своем докладе Ю.И. Мхитарян, саморегулирование -это новая модель отношений на рынке, для которой характерно:
^ регулирование системы требований к определенным видам работ;
^ материальная ответственность за нарушения требований;
^ формирование компенсационного фонда;
^ система контроля при участии специалистов и экспертов.
Об особенностях применения саморегулирования в области информационных технологий рассказал участникам конгресса заместитель директора Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ С.А. Иванов.
Саморегулируемые организации стали образовываться в отраслях, где действовала система лицензиро-
Е.Р. Петросян: «Посредством эффективного применения, расширения знаний, обмена ими организации могут более оперативно разрабатывать и внедрять новые продукты и услуги»
вания деятельности. Отрасль информационных технологий имеет свою специфику:
^ отрасль никогда не была государственной;
^ создание программного обеспечения не требует лицензий;
^ производимая продукция, как правило, не представляет угрозы жизни, здоровью и безопасности, следовательно, не требует постоянного контроля.
5
□г
СОБЫТИЕ ннк □ С
а
Эти особенности отрасли нашли отражение и в отраслевых СРО, членство в которых является обязательным условием для получения предприятиями отрасли информационных технологий государственной поддержки. СРО в свою очередь осуществляет ежегодную проверку своих членов с целью подтверждения их права на использование льгот. Есть и другие направления деятельности СРО отрасли информационных технологий:
^ анализ состояния отрасли;
^ составление аналитических отчетов; ^ продажа сводной информации;
^ участие в законотворческой деятельности;
^ защита интересов членов СРО и поручительство за них перед третьими лицами.
О необходимости осмысления идеи саморегулирования говорил в своем выступлении генеральный директор НП СРО «ПроектСвязьТелеком» А.П. Вро-нец. Государство ушло из тех сфер, где его присутствие было излишним. Многие действовавшие ранее регламентирующие документы утратили свою силу. Не все организации понимают, как осуществлять свою деятельность в этих новых условиях. Саморегулирование позволяет разрабатывать в рамках СРО свои документы и функционировать в соответствии с заложенными в них требованиями. Разработанные силами СРО документы могут стать затем основой для отраслевых нормативноправовых актов.
Показатели здоровья населения - критерии экономической политики
Охарактеризовав сегодняшнюю ситуацию в экономике России, заместитель председателя Комитета Госдумы
Е.В. Юрченко: «Сегодня в ОАО «Связьинвест» проводится глобальная реконструкция, о которой 15 лет назад мы не предполагали. Вся деятельность холдинга была направлена на то, чтобы управление крупнейшей компанией во главе с государством могло быть эффективным. Самое главное - не финансовые показатели, а наши клиенты, то есть население Российской Федерации»
Ю.И. Мхитарян: «На смену бюрократической системы приходит децентрализация и саморегулирование, которое сегодня является нормой успешной экономики»
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Соорганизато-рами конгресса выступили НП СРО «СтройСвязь-Телеком» и НП СРО «ПроектСвязь-Телеком».
Техническую поддержку конгрессу оказало ФГУП «Московская Городская Радиотрансляционная Сеть»
№ 3 • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА
7
РЕГУЛИРОВАНИЕ
А.П. Вронец: «Разработанные силами саморегулируемых организаций документы могут стать затем основой для отраслевых нормативно-правовых актов»
России по охране здоровья, член президиума и академик РАМН С.И. Колесников подробно рассказал в своем докладе об отрасли здравоохранения. В его выступлении прозвучали выводы о том, что показатели здоровья населения являются индикаторами национальной безопасности, критериями эффективности социальной и экономической политики государства.
Говоря о проблемах в области здравоохранения, докладчик назвал следующие: ^ отсутствует единая система здравоохранения (3 автономные системы и различные типы учреждений);
=> не сбалансированы государственные гарантии и финансовые ресурсы оказания бесплатной медицинской помощи, нарастает объем платных услуг(недостаточно развиты современные принципы финансирования, преимущественно финансируется стационарная помощь);
=> отсутствует налоговое стимулирование инвестиций и платежей в здравоохранении;
^ низкая мотивация руководителей и работников (к улучшению качества оказываемой медицинской помощи), несовершенство системы страхования;
^ существуют различия в доступности и качестве медицинской помощи между субъектами РФ, муниципальными образованиями, в городе и на селе, бедных и богатых слоев населения;
^ отсутствует единое информационное пространство (реестр мощностей, лекарств, больных, застрахованных и др.);
^ низкая информированность населения и неразвитость общественных институтов контроля системы здравоохранения;
^ отсутствует эффективная система пропаганды и стимулирования здорового образа жизни при низком уровне личного участия граждан в сохранении собственного здоровья;
А.В. Ферапонтов: «Необходимо внедрять в организациях системы менеджмента качества, экологического менеджмента, безопасности и охраны труда»
=!> не развито государственно-частное партнерство;
^ отсутствует практика публичных отчетов и не введен механизм ответственности властей различного уровня за состояние здоровья населения.
Постоянный рост расходов на здравоохранение неизбежно будет происходить в каждом государстве в связи с появлением новых медицинских технологий, старением общества, необходимостью повышать оплату медицинского персонала, ростом запросов населения, необходимостью поддерживать и обновлять инфраструктуру.
Эффективность управления и использования ресурсов в области здравоохранения может быть повышена путем использования механизма государственно-частного партнерства. Среди некоммерческих форм такого партнерства Сергей Иванович выделил неправительственные организации (НКО), благотворительность и СРО. Разновидностью государственно-
частного партнерства с коммерческой ориентацией является взаимодействие государственных властей и частного собственника, а также взаимодействие учреждений (организаций) разных форм собственности. Однако привлечение частного сектора в социальную сферу требует налогового стимулирования и законодательно установленных гарантий для инвесторов.
Инновационное развитие: эволюция или рывок?
Одной из реалий сегодняшнего дня, наряду с саморегулированием, являются инновации. Проблемам инновационного развития экономики России был посвящен доклад руководителя Центра экономики федеративных отношений Института экономики РАН, профессора С.Д. Валентей.
Сложно говорить о реализации программы построения инновационной экономики, не имея однозначного определения этого понятия. Интерес в инновационном развитии отрасли, как показывает российская практика, отсутствует, в отличие от других стран мира. Очевидно, что без этого интереса прорыв в экономическом развитии страны невозможен.
Суть инновационного развития состоит в том, что:
=> инновации востребованы всеми субъектами хозяйствования;
=> государство выступает активным игроком на инновационном рынке;
=> человеческий капитал становится экономической категорией.
Не всякий экономический рост основан на инновациях, как и не всякий экономический рост приводит к инновационному развитию. Для построения экономики по инновационной модели необходимо в первую очередь обеспе-
С.А. Иванов: «Членство в саморегулируемой организации является обязательным условием для получения предприятиями отрасли информационных технологий государственной поддержки»
СОБЫТИЕ
5 QC QQG QQC □ C G
РЕГУЛИРОВАНИЕ
О.В. Чутов: «Одной из важных задач при построении инфраструктуры информационного общества является повышение качества телекоммуникационных услуг»
чить наличие ресурсов (подготовленных кадров), ввести государственное стимулирование инноваций и увязать отдельные инновационные цепочки.
Отдельную инновацию можно получить достаточно просто, собрав соответствующий коллектив и создав требуемые условия для его работы. Однако инновационная экономика - это не отдельные инновации, само общество должно выйти на новый уровень развития.
За рубежом инновационная экономика формировалась постепенно. У России на эволюционное развитие времени нет. В сегодняшней ситуации поднять экономический уровень страны можно, сделав рывок на основе новых технологий, не применяемых Западом. Самое главное условие при этом - наличие политической воли.
Развитие ИКТ -перспективное направление
Формирование эффективной национальной инновационной системы - ключевое условие обеспечения конкурентоспособности России. Правительство РФ данному вопросу уделяет большое внимание. Директор Департамента научно-технического и стратегического развития Министерства связи и массовых коммуникаций РФ О.В. Чутов рассказал в своем выступлении о развитии информационных технологий и телекоммуникаций, что принято Правительством РФ в качестве одного из перспективных направлений в этой области.
В докладе было отмечено, что создание информационного общества подразумевает не только формирование соответствующей инфраструктуры на базе ИКТ, но и требует понимания того, что человечество вступило в новую стадию развития. Сегодня наряду с решениями задач совершенствова-
ния нормативной базы большое внимание государство уделяет развитию новых технологий.
В связи с этим О.В. Чутов обратил внимание участников конгресса на существующую диспропорцию в финансировании научно-исследовательских работ в этой области. В России финансирование НИОКР распределяется следующим образом: 70% - государственное финансирование, 30% - финансирование со стороны коммерческого сектора. За рубежом - наоборот, государственное финансирование данных работ составляет порядка 30%. Поэтому стоит задача развития бюджета коммерческих предприятий в направлении НИОКР.
Одной из важных задач при построении инфраструктуры информационного общества является повышение качества телекоммуникационных услуг. К сожалению, декларируемые ведущими операторами показатели качества на практике не выдерживаются. Работа по решению данной задачи должна осуществляться сообща при активном участии операторов связи.
Зарубежный опыт
Тема развития телекоммуникаций прозвучала также в докладе представительницы крупного оператора «Турк Телеком» Evrim Korkmaz, которая рассказала об опыте Турции в повышении доходности операторов мобильной связи.
В Турции работают три оператора мобильной связи: Turkcell, Vodafone, Avea. Несмотря на кризис, тарифы на услуги мобильной связи упали незначительно. Основной удар кризис нанес
Evrim Когктаї: «Основной удар кризис нанес операторам фиксированной связи, где наблюдается сокращение абонентской базы»
операторам фиксированной связи, где наблюдается сокращение абонентской базы. Доступ в Интернет имеет пока 25% населения. Здесь лидирует технология ADSL.
В докладе был представлен опыт «Турк Телеком» по повышению доходности от услуг справочной службы. Справочные службы являются развивающимся рынком, значительный сектор которого составляет реклама. Доступ к сервисам организован с использованием фиксированной и мобильной связи. Планируется организация доступа к сервису по Интернету. Каждый поступающий вызов обслуживается в среднем 40 секунд.
Наибольшей популярностью в Турции пользуется сервис службы «Football Betting Results», который предоставляет подробную информацию о результатах всех матчей, командах, игроках и т.п. Данный сервис разветвлен и сложен, организуется на основе договоров с соответствующими контент-провайдерами.
Сегодняшнее качество определяет наше будущее
Затронутая в предыдущих выступлениях тема качества получила продолжение в выступлении заместителя руководителя Ростехнадзора России А.В. Ферапонтова.
Докладчик подчеркнул, что от качества продукции и внедряемых сегодня российскими предприятиями систем управления зависит наше будущее. Если российская продукция не может конкурировать с импортными товарами по ценовым характеристикам, то она должна конкурировать по параметрам качества.
Алексей Викторович акцентировал внимание участников конгресса на фактах износа технических средств на ряде российских предприятий и ожидаемой в связи с этим аварийности. В таких условиях требуется большая настойчивость по внедрению современных систем управления, систем мониторинга и других инструментов менеджмента на предприятиях. Нужно продолжать работы в этом направлении.
Под качеством следует понимать не только качество продукции, но и качество процессов ее производства. И здесь основным фактором выступает человек, его безопасность. Именно через менеджмент безопасности, по мнению докладчика, можно добить-
С.И. Колесников: «Эффективность управления и использования ресурсов в области здравоохранения может быть повышена путем использования механизма государственно-частного партнерства»
№ 3 • 2010 ВеК КАЧЕСТВА
9
и \ □в
РЕГУЛИРОВАНИЕ изз СОБЫТИЕ □а в
ся поставленных целей в области качества.
Не секрет, что за последние годы снизилось качество профессиональной подготовки как руководителей, так и рядовых специалистов. При решении данной проблемы важная роль сегодня отводится информационным технологиям.
Знания - сила
Сегодня мы живем в окружении огромного количества информации, и нужно уметь в ней ориентироваться. В выступлении руководителя Федерально-по техническому регулированию и метрологии, президента и академика Международной академии менеджмента и качества бизнеса, к.ф.-м.н. Е.Р. Петросяна был сделан акцент на важной роли информации, управления знаниями в менеджменте современных предприятий.
Главным свойством стандартов сегодня является добровольность их применения. Докладчик отметил, что сейчас стандарты применяются в основном на предприятиях, использующих стратегии постоянного совершенствования и обновления. Что же касается инновационной стратегии, для которой характерны резкие переходы, появление новых видов менеджмента, продукции, процессов, то здесь стандарты используются незначительно. Это объясняется тем, что они могут отражать лишь некий средний уровень, но не инновации. По сути, стандарты ограничивают развитие технологий и служат барьером для инноваций.
Вот почему помимо стандартов для инновационной стратегии используются и другие знания, позволяющие выбрать лучшее в конкретных условиях решение, альтернативу стандартному решению. Причем здась необходимы механизмы, позволяющие найти в существующем объеме различного рода информации стандартизованные знания, которым можно доверять. Такие знания будут востребованы многими. Поэтому потребуются структуры по формированию стандартизованных знаний и организации доступа к ним. Базы стандартизованных знаний могут стать важным дополнением для менеджмента.
Сегодня уже появилось понятие «менеджмент знаний» - плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление про-
С.Д. Валентей: «В сегодняшней ситуации поднять экономический
уровень страны можно, сделав рывок на основе новых технологий, не применяемых Западом»
..—--------
заместителя го агентства
цессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия. В этой области есть разработанные стандарты, в том числе британские, европейские.
Факторами результативности менеджмента знаний являются:
^ корпоративная культура;
^ структура и процессы;
^ информационная технология;
^ профессиональные навыки и мотивация;
^ поддержка руководства.
Для организации с высокой степенью ориентации на знания характерно широкое распространение информации, неформальная структура, непрерывная политика обучения и др.
Говоря об эффективности использования менеджмента знаний, Е.Р. Петросян отметил следующее.
Знания являются или должны быть частью большинства процессов, а менеджмент знаний может помочь в повышении эффективности и результативности этих процессов.
Посредством эффективного применения, расширения знаний, обмена ими организации могут более оперативно разрабатывать и внедрять но-
Л.А. Сафонова: «Инвестиционные проекты по модернизации материально-технической базы отрасли инфокоммуникаций являются по своему содержанию инновационными»
вые продукты и услуги. Поэтому менеджмент знаний приводит в результате к прямой экономии затрат или увеличению доходов.
Знания могут помочь также улучшить понимание потребителей и их потребностей, оптимизировать предложения по продуктам и услугам. Кроме того, обмен знаниями с потребителями помогает созданию тесных связей с ними.
Многие сотрудники могут рассматриваться как создатели знаний. Эффективный менеджмент знаний обеспечивает
создание среды, в которой работа приносит радость и в которой они могут познавать и делиться знаниями с коллегами, партнерами и потребителями. Это означает, что человеческий капитал организации может эффективно развиваться.
Выбор инвестиционных приоритетов
Преодоление экономического отставания России требует определенных финансовых затрат со стороны государства. Так, со значительными инвестиционными затратами сопряжено построение информационного общества. Отмечая высокую неравномерность в уровне развития инфокоммуникационной инфраструктуры страны в разрезе регионов и стратегический характер инвестиционных проектов по модернизации материально-технической базы отрасли, декан инженерно-экономического факультета Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) Л. А. Сафонова предложила новую концептуальную модель оценки инвестиционной привлекательности отрасли на уровне региона и конкретного инвестиционного проекта.
Инвестиционные проекты по модернизации материально-технической базы отрасли инфокоммуникаций являются по своему содержанию инновационными, поэтому для них характерна высокая степень неопределенности и подверженности влиянию различного рода рисков.
В предлагаемой модели производится систематизация регионов на основе рангов балльной эффективности, которые рассчитываются на основе количественной оценки производственных характеристик и сравнительных характеристик эффективности привлеченных инвестиций. Такая систематизация позволяет выявить проблемные регионы и повысить эффективность государственной поддержки в целях ликвидации цифрового неравенства.
По мнению участников, ежегодный Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления» является точкой синергического соединения прогрессивных идей и выработки наиболее эффективных решений по актуальным вопросам развития организаций различных сфер деятельности. Традиция проведения подобных мероприятий должна быть продолжена, так как они вносят существенный вклад в повышение конкурентоспособности экономики России. ■
Следующий Международный конгресс организаций связи и информационных технологий состоится 11 ноября 2010 г.
Материал подготовила Е. Гаврюшина