РОССИИ - НОВОЕ
^ ^_. The International Congress
«ЙЇ5» ’i=SSSm
ИННида^№НМ
«Инновации - не цель,
а механизм для достижения целей»
Представительная аудитория XXII Международного конгресса «Инновационная экономика и качество управления» (г. Москва, 12 апреля 2012 г., «Президент-Отель») в этот раз не ограничилась стандартным форматом пленарных заседаний. Работа конгресса сопровождалась оживленной дискуссией, вызванной актуальностью включенных в программу мероприятия вопросов.
Конгресс проводится при поддержке:
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Министерства экономического развития Российской Федерации
Министерства регионального развития Российской Федерации
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Национального объединения строителей
Государственной Думе 11 апреля 2012 г. В.В. Путин выступил в с отчетом о деятельности Правительства РФ за 2011 г. Поднятые премьером вопросы нашли свое отражение в ряде выступлений участников XXII Международного конгресса «Инновационная экономика и качество управления».
«Мне всегда очень приятно участвовать в этом конгрессе», - с такими словами обратился к аудитории член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Н.Ф. Пожитков.
Депутат Госдумы России И.В. Пономарев, также ссылаясь на недавнее выступление премьера, коснулся важной роли телекоммуникационной отрасли в решении приоритетных задач развития страны. Тему важности и наукоемкости телекоммуникационной отрасли поддержал и президент Инфокоммуника-ционного Союза А.Е. Крупнов.
Генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком» Ю.И. Мхитарян дал оценку результатов последних мировых рейтингов по позициям, которые занимает в них Россия.
В частности, в докладе говорилось об опубликованном исследовании Организации объединенных наций и сопровождающем его рейтинге стран
мира по уровню развития электронного правительства на 2012 г., который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в 190 странах в использовании ИКТ для предоставления гражданам госуслуг. Согласно рейтингу ООН, Россия поднялась сразу на 32 позиции - с 59-го на 27-е место.
Докладчик отметил, что в других рейтингах наша страна по-прежнему занимает достаточно низкие позиции. Например, Всемирный экономический форум опубликовал Индекс сетевой готовности 2011-2012 гг., характеризующий уровень развития ИКТ в мире, а также его влияние на государственную конкурентоспособность и благосостояние стран. Россия в этом рейтинге занимает 56-е место (Казахстан - 55-е, Панама - 57-е). Согласно последнему опубликованному Индексу процветания (комбинированный показатель британского аналитического центра The Legatum Institute), Россия находится на 59-й позиции из 110. При этом самая низкая позиция у России в категории «управление» - 96-я (табл. 1). Здесь мы сравнимы с Узбекистаном - 95-я и Кенией - 97-я.
Ю.И. Мхитарян представил в докладе данные Росстата, показывающие,
С.Е. Нарышкин, Председатель Государственной Думы Российской Федерации:
«...Темы, которые рассматриваются на XXII Международном конгрессе ««Инновационная экономика и качество управления», предполагают взаимодействие органов власти, бизнеса и общественности в выработке оптимальных управленческих решений.»
положе-инно-саморегулирова-выступлении. Вве-
осу-иннова-
СОБЫТИЕ
s
□г
□□г
□□г
□с
а
РЕГУЛИРОВАНИЕ
дение института саморегулирования в сфере строительства докладчик считает наиболее значимым результатом госре-гулирования. В заключение своего выступления Ю.И. Мхитарян подчеркнул, что СРО строительного комплекса являются отраслевыми специализированными социально-ориентированными некоммерческими организациями и им необходима системная государственная поддержка.
На фоне значительного улучшения позиций России в рейтинге ООН, о котором говорилось выше, интересно прозвучал на конгрессе доклад заместителя руководителя Росстандарта Е.Р. Петросяна. Он познакомил участников конгресса с материалами последнего отчета Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), содержащего результаты анализа рейтинга стран этого региона, и подробно остановился на рейтинговых позициях России.
Таблица 1. Индекс процветания (The Legatum Prosperity Index)
Категории общественного благосостояния
Рейтинг Экономика Предпринимательство Управление Образование Здравоохранение
1 Сингапур Дания Швейцария Автралия США
2 Швейцария Швеция Н. Зеландия Н. Зеландия Швейцария
3 Норвегия Финляндия Дания Финляндия Исландия
4 Гонконг Великобритания Швеция Норвегия Норвегия
5 Канада США Канада Дания Япония
6 Швеция Исландия Австралия Ю.Корея Германия
7 Австралия Австралия Финляндия Испания Франция
8 Германия Норвегия Великобритания Исландия Австралия
9 Нидерланды Канада США Тайвань Нидерланды
10 Китай Швейцария Нидерланды Канада Бельгия
Россия - 72 Россия - 50 Россия - 96 Россия - 34 Россия - 42
Источников Legatum Institute
«Требуется консолидация граждан, общественных организаций, новая экономическая стратегия. К этому призывает новое Общественное движение «России - новое качество роста. Объединим усилия для достижения нашей цели!»
Ю.И. Мхитарян
В обзоре АТЭС 2011 г. выделены 6 основных областей инновационных политик государств. «Практически по всем областям оценки Россия отнесена к нижнему уровню в рейтинге стран региона», - отмечалось в докладе.
Одной из важных областей оценки АТЭС является применение стандартов. Россия в этой области занимает промежуточную позицию между средним и нижним уровнями. «Между тем через управление стандартами можно влиять на развитие технологий и дать отечественным предприятиям конкурентные преимущества», - подчеркнул Е.Р. Петросян.
В области финансирования научных разработок Россия отнесена к сред-
нему уровню. Однако важно не только вкладывать средства в НИОКР, но и оценивать эффективность. По приведенным в докладе данным, сегодня Россия занимает одно из последних мест по результативности НИОКР в системе высшего образования.
Механизм вклада ИКТ в развитие инноваций оценивался по трем категориям: социальные инновации, промышленные инновации, инновации общественных услуг. По этой области оценки Россия отнесена к нижнему уровню.
Об успешной практике реализации инновационных подходов, которые применимы к различным аспектам деятельности, рассказал в своем выступлении вице-президент по инновационному развитию ОАО «Ростелеком» А.С. Нащё-кин. «Для нас инновации - не цель, а механизм для достижения целей», - отметил докладчик.
Одним из наиболее проблемных моментов, с которыми сталкивается национальный оператор при реализации инновационных проектов, A.C. Нащёкин считает нехватку в России
«Инфокоммуникационные технологии являются самым сильным механизмом развития инноваций. Не менее 80% выгод от ИКТ - в их повсеместном использовании, лишь 20% -в их производстве»
Е.Р. Петросян
квалифицированных кадров: «Наши инновационные проекты дадут эффект через 3-5 лет, но на рынке сейчас нет требуемых специалистов. Поэтому мы создали кафедры в ряде ре-
Н.С. Мардер, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
««.Задача Минкомсвязи России - способствовать эффективному развитию отрасли и национальной экономики в целом. Для этого телекоммуникационные предприятия должны активно включаться в инновационный процесс...»
И.В. Пономарев, заместитель Министра регионального развития Российской Федерации:
««.Механизм саморегулирования является, по сути, инновационным инструментов управления.
И сегодня в строительном комплексе России, где инструмент саморегулирования развит лучшим образом, есть много примеров, подтверждающих его целесообразность и эффективность...»
Организаторы конгресса
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт),
Международная академия менеджмента и качества бизнеса,
Ассоциация «Международный конгресс качества телекоммуникаций»,
НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»,
Международный институт качества бизнеса.
Соорганизаторы конгресса
ОАО «Ростелеком»,
НПСРО
«СтройСвязьТелеком»,
СРОНП
«ПроекгСвязьТелеком».
РЕГУЛИРОВАНИЕ
□а
ваа
ваа
аа
в
СОБЫТИЕ
Таблица 2. Соотнесение технологических платформ России и ЕС
Приоритетные технологии из КДР 2020* Российские технологические платформы Технологические платформы ЕС
Развитие программного обеспечения Национальная программная платформа Европейская инициатива в области программного обеспечения и 1Т-сервиса
Развитие новой архитектуры вычислительных средств Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа Компьютерные системы
Развитие оптоэлектроники. Фотоника и лазерная техника Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии -фотоника Фотоника-21
Создание новых поколений авиационной техники Авиационная мобильность и авиационные технологии Консультативный совет по исследованиям в области аэронавтики в Европе
Создание новых поколений ракетно-космической техники Национальная космическая технологическая платформа Европейская космическая технологическая платформа
Создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов, сооружение атомных электростанций повышенной безопасности Замкнутый ядерно-топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах Технологическая платформа по устойчивой ядерной энергетике
Разработка эффективных систем передачи электроэнергии постоянным током на большие расстояния Интеллектуальная энергетическая система России Европейская технологическая платформа по энергосетям будущего (SmartGrids)
| * Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
«Инновации - метод, который даст колоссальный эффект для государства, и я не согласен с тем, что в России, где по-прежнему много «левшей», нет условий для развития инноваций»
А.С. Нащёкин
гиональных вузов, чтобы вести подготовку кадров».
В докладе отмечалось, что причина неуспешности инновационного развития кроется в том, что инновационные разработки в России не доводятся до промышленного производства, не отслеживаются результаты вложений в НИОКР: «В развитых странах мира есть культура финансирования НИОКР. В ОАО «Ростелеком» отслеживаются результаты своих вложений в научные разработки, НИОКР сразу переводится в блок внедрения, а затем - в эксплуатацию».
Далее в своем выступлении А.С. Нащёкин рассказал участникам конгресса о реализованных и планируемых инновационных проектах компании, таких как: портал госуслуг, проекты «Школа будущего» и «Безопасный город», элек-
«От темпов развития телекоммуникационного сектора экономики зависит общий экономический рост страны. Поэтому телекоммуникационные предприятия должны активно включаться в инновационные процессы»
А.Е. Крупнов
тронная система в области ЖКХ и др.
В докладе отмечалось, что важнейшим компонентом инновационной деятельности компании является сотрудничество с промышленными кластерами и вузами.
ОАО «Ростелеком» применяет инновационные подходы по всем направлениям деятельности. Об инновациях в области административно-хозяйственной деятельности объединенной компании рассказал участникам конгресса вицепрезидент ОАО «Ростелеком» А.С. Лукаш. В докладе отмечалось, что политика руководства ОАО «Ростелеком» направлена на то, чтобы все инновационные проекты имели завершение и были эффективны.
Касаясь сферы административнохозяйственной деятельности компании, А.С. Лукаш подчеркнул, что без реше-
ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА
Вопрос: Нередко можно услышать, что инновации плохо идут в России. В чем причина нашего отставания от других стран?
Е.Р. Петросян: Причина отставания России объясняется ее отличием от других стран, например, степенью открытости. Все привлекаемые средства оседают в отечественных компаниях, а в практике других стран - приобретение технологий. У нас все наоборот. Иностранные компании мало участвуют в российских разработках. Еще пример -в России низок уровень гармонизации национальных стандартов с международными. Кроме того, в России слабая система контроля и надзора, поэтому на рынке присутствуют товары и услуги низкого качества.
Вопрос: Существует большой разброс мнений об инновациях, так как нет единых определений. Будет ли в ближайшее время введен нормативно-правовой акт в области инноваций?
Е.Р. Петросян: Проблема, действительно, есть, но пока нет информации о разработке НПА в области инноваций. Такая же история наблюдается и в области нанотехнологий - нет однозначного понимания этого термина.
Вопрос: Что делает ОАО «Ростелеком» для развития науки и каковы его затраты на НИОКР?
А.С. Нащёкин: Мы создали центр управления, лаборатории, объединенную сеть, позволяющую иметь доступ к методической базе и другой информации, в том числе, к самим разработкам. Уже сегодня кафедры получают от нас заказы на НИОКР. Для решения кадрового вопроса мы создали систему подготовки кадров в регионах, проводим конкурсы, отбираем талантливых людей и осуществляем финансовую поддержку в форме грантов. По бюджету на 2015 год мы планируем выйти на финансирование НИОКР в объеме 2% выручки, что соответствует мировым показателям в этой области.
Вопрос: Вы не считаете, что 2% от выручки - слишком мало для развития науки?
А.С. Нащёкин: У нас проблема не в том, что мы мало тратим на науку. ОАО «Ростелеком» может тратить больше. Сейчас очень много проектов типа «бумага ради бумаги». Мы их отсеиваем. Так, из 100 представленных проектов с трудом было отобрано всего 30. Практика показывает, что науки в России практически не осталось, нет школы подготовки ученых.
s •ас:
СОБЫТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□ С G
Таблица 3. Сравнительные характеристики рынка труда
США Франция Япония Китай Индия Россия
Динамика изменения рынка труда за последние 10 лет Слабый рост Без изменений Без изменений Рост Слабый рост Падение
Средняя стоимость квалифицированных кадров (тыс. долл. в год) 120 90 130 12Т 6 40Т
Источник: Mentor Graphics (ноябрь, 2010 г.)
«Необходимо ли государственное регулирование инновационной деятельности компаний? Вопрос спорный. В ряде случаев такое регулирование вредит развитию инноваций» С.А. Лукаш
ния задач в этой области невозможно достигнуть стоящих перед ОАО «Ростелеком» целей, и подробно остановился на едином кластере АХД объединенного оператора и применяемых инновационных подходах.
Как и в предыдущих выступлениях в докладе прозвучала кадровая проблема: «Необходимы специализированные образовательные центры для подготовки кадров по рабочим специальностям. Сегодня компания занимается решением этого вопроса».
Масштабная методическая работа в области организации технологических
платформ и территориальных инновационных кластеров была представлена в выступлении заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России П.Б. Рудника.
Участникам конгресса были представлены интересные данные по технологическим платформам России и стран ЕС (табл. 2). Среди проблем в развитии технологических платформ в России выступающий отметил такие, как:
=!> слабая структурированность интересов бизнеса;
=!> низкая инновационная восприимчивость бизнеса;
=!> недостаточность влияния бизнеса на тематику исследований и разработок, на учебные программы;
=!> проблемы трансформации результатов НИОКР в коммерческие технологии;
^ наличие барьеров в распространении технологий, связанных с отраслевым регулированием;
О отсутствие «потока» качественных инновационных проектов и дру-I и-.
Если понятие «технологические платформы» уже знакомо постоянным участникам мероприятия, то «инновационные территориальные кластеры» были впервые представлены их вниманию.
Инновационный территориальный кластер - совокупность размещенных
Вопрос: Какова стимулирующая роль государства в результатах деятельности ОАО «Ростелеком» по реализации инновационных проектов?
А.С. Нащёкин: Нам проще стало работать, когда были разработаны методические рекомендации - документы прямого действия от Минэкономразвития России. Активная позиция государства в направлении развития инноваций очень помогла, но я не сторонник большого влияния государства. Оно должно определить политику. Сейчас процесс инновационного развития уже идет, люди перешли от слов к делу.
Вопрос: Какую нормативную базу в области инновационного развития использует ОАО «Ростелеком»?
А.С. Нащёкин: Стране необходима нормативная база, стимулирующая инновационное развитие. Но в России не существует такой нормативной базы, поэтому сейчас мы используем свою. На сегодняшний день мы вписали во все основные регламенты бизнес-процессов компании инновационные процессы.
Вопрос: Где можно получить информацию о технологических платформах и инновационных территориальных кластерах?
П.Б. Рудник: На сайте Минэкономразвития РФ размещено много материалов по этим вопросам. Кроме того, сейчас создается специализированный портал по инновациям.
Вопрос: Известно, что ни один инновационный территориальный кластер не будет развиваться без наличия лидера уровня С.П. Королева, например. Как осуществляется подбор таких лидеров для кластеров?
П.Б. Рудник: Во-первых, отбираются кластеры-лидеры. Планируется порядка 100 заявок, из которых будет отобрано 5-10 тех кластеров, которые достигли определенных результатов деятельности. Лидерство заложено в критериях отбора кластеров как «уровень организационного развития». В целом в кластер входят различные предприятия со своими руководителями и командами, и мы надеемся, что здесь личности-лидеры проявятся.
Вопрос: Существует ли документ, определяющий цели развития телекоммуникационной отрасли на перспективу?
А.П. Вронец: Не ошибусь, что уже лет 20 после ухода России от плановой экономики рубежи развития телекоммуникационной отрасли не определяются и задачи в этом направлении не ставятся. Мы знаем лишь отдельные показатели. Механизм разработки таких документов нужно запускать снизу. Необходимо создавать в стране и отрасли условия для этой инициативы.
«Одна из существующих проблем - разрывы в производственнотехнологических цепочках»
П.Б. Рудник
на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
^ объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки;
и \ □в
РЕГУЛИРОВАНИЕ изз СОБЫТИЕ □а в
«Чтобы экономика была инновационной, а управление - качественным, нужно понимать, какой конечный результат (продукт, услугу) мы желаем получить»
А.П. Вронец
^ механизма координации деятельности и кооперации участников кла-
■ 1"|м:
^ синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их ["ии/'итми.ии.
Инновационные территориальные кластеры являются достаточно новым инструментом. Кластерная политика развивается с 2008 г., а сейчас осуществляется переход к ее второму этапу. К маю 2012 г. в Правительство РФ должен быть представлен разработанный перечень пилотных проектов развития территориальных кластеров. В этом направлении уже разработан ряд методических материалов.
Меры государственной поддержки развития кластеров предусматривают предоставление с 2013 г. межбюджет-ных субсидий в размере 5 млрд руб.
«Возможно, инновации не срабатывают потому, что мы не разрабатываем механизмы реализации отдельных элементов этого процесса», - с такими размышлениями обратился к аудитории генеральный директор СРО НП «Проек-тСвязьТелеком» А.П. Вронец. Свое выступление он посвятил анализу трехлетнего опыта функционирования механизма саморегулирования в области проектирования, проблемам и задачам, которые приходится решать саморегулируе-мым организациям, и особой роли технологического проектирования.
В частности, в докладе приводились данные о том, что в области проектирования на сегодняшний день функционируют СРО, в состав которых входит от 70 до 3 тыс. членов. Это свидетельствует о наличии в стране условий для существования столь разных СРО, ко-
торые по-разному осуществляют свою деятельность. Есть примеры фиктивных организаций. СРО НП «ПроектСвязь-Телеком» и НП СРО «СтройСвязьТеле-ком», работающие на телекоммуникационном рынке, проводят линию «каче-ство-безопасность-инновационность». Ц Говоря о трудностях, докладчик отметил длительную борьбу за легализацию понятия «технологическое проектирование», которое является ключевым моментом. Теперь в Национальном объединении строителей создан комитет по технологическому проектированию.
«Сегодня мы - слуги двух господ», -такое сравнение использовал А.П. Вронец применительно к задачам, которые решают отраслевые СРО в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса, с одной стороны, и Федерального закона «О связи» - с другой.
Достижениями и проблемами в деятельности возглавляемых компаний поделились с аудиторией конгресса генеральный директор ЗАО «НТ-МДТ» В.А. Быков и генеральный директор ОАО «Лентелефонстрой» Б.М. Слуцкий.
Кадровый вопрос нашел отражение и в их выступлениях. Так, В.А. Быков рассказал, каким образом в возглавляемой им компании готовятся квалифицированные кадры для производства высокотехнологичного оборудования. В своем докладе он привел также результаты исследования, где даны сравнительные оценки рынка труда по ряду стран мира (табл. 3). Россия характеризуется отрицательной динамикой в области изменения качества рынка труда и ростом стоимости квалифицированных кадров.
В.А. Быков выделил также основные причины снижения инвестиционной привлекательности малого и среднего биз-
«В России сегодня падает качество рабочей силы. Между тем дело всегда развивают профессионалы, а не просто менеджеры. Нужны специалисты. И качественный продукт дешевым быть не может по определению»
В.А. Быков
неса в России. Это: устаревшее законодательство (в частности, подзаконные акты и бухгалтерский учет); сложности в интеграции в мировую систему товаропроизводства (основной тормоз - таможенные барьеры); слаборазвитые инфраструктуры; слабость крупного высокотехнологичного бизнеса.
Докладчик подчеркнул, что инновации в России развивать можно, но для этого нужно решать перечисленные выше проблемы.
Г.М. Слуцкий обратил внимание участников конгресса на то, что сегодня профессиональные строительные организации вынуждены уходить с телекоммуникационного рынка в другие отрасли, где востребована их качественная работа, так как операторы зачастую привлекают дешевую неквалифицированную рабочую силу.
Практика ОАО «Лентелефонстрой» показывает, что заказчики снижают сметную стоимость работ до 40%. При этом качество и соответствие установ-
«В основе безопасности объектов капитального строительства лежит профессионализм работников. Экономика держится на качестве и безопасности»
Г.М. Слуцкий
ленным нормам может быть обеспечено только при 100% сметной стоимости. «В противном случае - ущерб качеству, нарушение норм. От этого страдает и качество, и безопасность», - отметил он в заключение.
Подводя итоги XXII Международного конгресса «Инновационная экономика и качество управления», нельзя не отметить очень важный момент. В ходе работы конгресса каждый участник получает за один день уникальный информационный блок, что значительно расширяет его профессиональную базу знаний, повышая тем самым нематериальный актив предприятия, которое он представляет. ■
ф Обзор подготовила Елена Гаврюшина
а Конгрессе прошла торжественная церемония награждения победителей национального конкурса «Лидер инновационного развития», который проводится в номинации «Инновационно активная компания» на телекоммуникационном рынке в области проектирования, строительства, производства средств связи (программных продуктов), деятельности по предоставлению услуг связи и ІТ-технологий, научных и образовательных услуг.
Основная цель конкурса - содействие в реализации государственных задач, поставленных Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и направленных на повышение конкурентоспособности, инновационной и инвестиционной привлекательности компаний.
В этом году наградами Национального конкурса «ЛИДЕР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ» отмечены: ОАО «Ростелеком». Генеральный директор - Провоторов Александр Юрьевич;
ФГУП «МГРС». Генеральный директор - Иванюк Вячеслав Владимирович;
ФГУП «Космическая связь». Генеральный директор - Прохоров Юрий Валентинович;
ОАО «Лентелефонстрой». Генеральный директор - Слуцкий Григорий Моисеевич;
ОАО «Центральный телеграф». Г енеральный директор - Заболотный Игорь Викторович;
=> ЗАО «ИскраУралТЕЛ». Г енеральный директор - Давыдов Владислав Владимирович
Конкурс проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) совместно с Международным институтом качества бизнеса, Международной академией менеджмента и качества бизнеса под патронажем Совета Феде-
::Л
СОБЫТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□ с а
Инновационно актиі компании-2012