[И. В. Одинцова]
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Одинцова И. В. Некоторые аспекты организации коммуникативно ориентированного обучения // Русский язык за рубежом. 2004. № 3. С. 29. См. также: Одинцова И. В. Учебная коммуникативно-речевая ситуация и учебно-речевая ситуация как методические категории // Вестн. ЦМО МГУ Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2010 № 1.
2 Цурикова Л. В. Анализ межкультурной коммуникации: когнитивно-прагматический подход // Вестн. ВГУ Сер. Гуманитарные науки. 2003. № 2. С. 165.
3 Минский М. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. М., 1978.
4 Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой. М., 2003.
5 Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. С. 526.
6 Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23.
7 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. С. 296-297.
8 Смирнова Н. М. Концепция релевантности А. Шюца и ее значение для социальной философии // Социемы. 2004 № 1. — http://csp.philos.usu.ru/usu/opencms/ru/publications/ sociemi/10/smirnova.html
9 Шюц А. Указ. соч. С. 14-16.
[представляем новые книги]
Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. «Мы учимся в Герценовском университете»: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. — СПб., 2009. — 262 с.
Учебное пособие является авторским продолжением учебных пособий по разговорной речи Р. М. Теремовой, В. Л. Гавриловой «Окно в мир русской речи», «Ваше свободное время», «Актуальный разговор: чем живет человек».
Пособие предназначено для интенсивного обучения русскому языку самого широкого круга иностранных учащихся: студентов, аспирантов, слушателей краткосрочных курсов среднего и продвинутого уровней владения языком. Цель пособия — активизация навыков устной речи, совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Первая часть пособия «Я — герценовец. И горжусь этим» знакомит обучаемых с российским образовательным пространством на материале РГПУ им. А. И. Герцена. Актуальность тем, связанных с проблематикой образования, очевидна: именно в учебной сфере происходит формирование коммуникативной компетенции инофонов, способности к эффективной, адекватной коммуникации, интерактивному взаимодействию с представителями иных социокультурных сообществ, носителями других языков. Все это определяет целесообразность рассмотрения в учебном пособии всех сторон жизнедеятельности иностранных учащихся в Герценовском университете: учебной, научной, внеучебной (воспитательной).
Опора на «живой» материал обучения студентов в РГПУ им. А. И. Герцена позволяет моделировать ситуации реального учебного общения: это и разговор с ректором университета, с деканом факультета русского языка как иностранного, и экскурсия по территории университета, знакомящая учащихся с историей университета, его традициями и символами, встречи с русскими студентами Герценовского университета.
Большое место в учебном пособии уделяется отбору проблемного материала (тексты, диалоги, творческие задания), поднимающего не только актуальные для иностранных студентов вопросы: легко ли учить русский язык, как достичь
успехов в изучении русского языка, как написать научную работу, как быстрее адаптироваться к российской действительности, в том числе и к учебной среде.
В специальном разделе пособия «Преподаватель и студент — это целый мир!» рассматриваются «портреты» главных героев образовательного процесса, поднимаются вопросы стиля общения, зависимости эффективности обучения от взаимоотношений студентов и преподавателей, освещаются особенности этих взаимоотношений в разных странах (России, Китае, Венгрии, Финляндии, Швейцарии и др.).
Учебный материал, ориентирующий инофонов на участие их в научных конференциях, проводимых в Герценовском университете, помогает им приобщиться к научно-исследовательской работе, приобрести навыки публичных выступлений на русском языке.
2010 год — Год учителя, что в значительной степени определяет своевременность материалов, связанных с оценкой иностранными учащимися своих учителей («Мой любимый учитель»).
Вторичная социализация иностранных студентов в условиях жизни в России, приобретение ими социального опыта, формирование в них черт вторичной языковой личности — процесс непростой и многогранный. И эффективность его во многом зависит от внеучебной деятельности. Большую роль в преодолении адаптационных трудностей играет воспитательная работа, которой посвящен специальный раздел учебного пособия «Эти замечательные вечера в Герценовском университете». Логическим продолжением проблематики, связанной с образованием, является тема «Профессия, работа... Что может быть важнее?», поднимающая всегда значимые для студентов вопросы выбора профессии, устройства на работу, карьерного роста, интересующие всех студентов без исключения.
(Окончание на с. 101)
[мир русского слова № 1 / 2011]