Л.А. ЕНДОВИЦКАЯ, А.С. МЕДВЕДЕВ
L.A. ENDOVITSKAYA, A.S. MEDVEDEV
МЫ ПОМНИМ СВОИХ ГЕРОЕВ!
WE REMEMBER OUR HEROES!
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF THE CIVIL IDENTITY OF THE STUDENTS ' PERSONALITY THROUGH UNDERSTANDING THE EXPERIENCE OF RUSSIAN MILITARY HISTORY
Сведения об авторах: Ендовицкая Лидия Алексеевна - заведующий методическим кабинетом ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», заслуженный учитель Российской Федерации (г. Тверь);
Медведев Александр Сергеевич - преподаватель истории и обществоз-нания ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь).
Аннотация. В статье характеризуются подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе. Особо отмечается роль военной истории в формировании гражданской идентичности личности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, военная история, системно-деятельностный подход.
Information about the authors: Lidiya Endovitskaya - Head of the methodological office of the Tver Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Honored Teacher of the Russian Federation (Tver);
Alexander Medvedev - Teacher of History and Social Studies of the Tver Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Tver).
Summary. The article describes approaches to the formation of civic identity in the educational process. The role of military history in the formation of a person's civil identity is particularly noted.
Keywords: civil identity,patriotism, military history, system-activity approach.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в области воспитания детей ставит формирование российской гражданской идентичности, в том числе традиционных духовных ценностей, добропорядочности, чувства причастности к историко-культурной составляющей российского народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в качестве одного из
личностных результатов освоения основной образовательной программы определяет «способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».
Гражданская идентичность определяется как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл».
Можно выделить три компонента структуры гражданской идентичности: когнитивный (осознание
принадлежности к социальной группе, формирование представлений о себе как о гражданине); ценностно-эмоциональный (сформированное отношение к факту принадлежности к гражданской общности и его принятие или отрицание); деятельностный (посредством деятельности реализуются желание и готовность участвовать в общественной жизни страны; способность принимать решения и нести ответственность за их последствия; способность противо-
стоять действиям, нарушающим права).
Гражданская идентичность является основой современного государства. Она связывает индивида и государство путём закрепления правового статуса гражданина как члена государственной общности и вытекающих из такого статуса свобод, прав и обязанностей.
Сформировать личность с российской гражданской идентичностью можно только тогда, когда ребёнок будет испытывать гордость за свою Родину, чувствовать себя причастным к истории и будущему своей семьи, народа и страны.
Одну из главных ролей в становлении российской гражданской идентичности занимает общеобразовательная организация. Система российского образования - та среда, в которой непосредственно идёт формирование гражданских качеств личности.
Выделим важнейшие качества, из которых состоит понятие «гражданственность» - это и законопослушность, и ответственность за свои действия, а также внутренняя свобода, уважение к согражданам, активная гражданская позиция, высокий уровень правовой культуры. Каждая страна в мире при попытках формирования гражданской идентичности личности неизменно обращается к опыту прошлого, в первую очередь, изучая свои военные успехи и достижения.
Во все времена школа является важнейшим институтом социализации личности. Именно на плечи российских учителей сегодня ложится глобальная задача по воспитанию обучающихся в духе гражданственности. В работах отечественных и зарубежных исследователей постоянно подчёркивается, что на данный момент потребности каждого человека в самоидентификации выходят на одно из первых мест по значимости в жизни личности.
Безусловно необходимо помнить и про сложности описываемого процесса. Российская Федерация
Структура гражданской идентичности
деятельно стныи
является мононациональным государством, поэтому на уроках важно воспитывать обучающихся в духе толерантности, показать им общность исторической судьбы народов, населяющих нашу великую страну. Сегодняшнее государство является плодом многовековой истории, плодом коллективных усилий народов России. Существует множество исторических примеров, когда представители разных национальностей отстаивали свободу и независимость Родины, сражаясь плечом к плечу. Этот опыт необходимо грамотно передавать на занятиях.
Вряд ли возможно оспорить тот факт, что именно в детском и юношеском возрасте необходимо прививать гражданские и патриотические чувства.В свою очередь эту «прививку» легче всего сделать на уроках истории, в том числе разбирая и изучая блестящие победы наших предков. Стоит подчеркнуть, что воспитательные аспекты уроков истории обязательно связываются со становлением у обучающихся общероссийской идентичности через открытие ученикам мира российских военных традиций и формирование у них чувства уважительного отношения к историческому прошлому Российской Федерации. Суворовские училища, в силу своей специфики, всегда отличал особый подход к воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.
Становление российской гражданской идентичности - важная
задача развития личности, которую нужно начинать решать на ступени начального образования, используя для этого как возможности учебных предметов, так и специальных программ внеурочной деятельности.
Основными направлениями воспитания гражданской идентичности обучающихся в образовательном процессе являются:
• духовно-нравственное воспитание - формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своём поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;
• историческое воспитание -знание основных событий истории Отечества и его героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого;
• политико-правовое воспитание - формирование представлений обучающихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина;
• патриотическое воспитание -формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь;
• профессионально-ориентированное воспитание - ознакомление с миром военных профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;
• экологическое воспитание -формирование высокой ценности жизни, потребности обучающихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Содержание гуманитарных предметов (история, обществозна-ние, литература, география, музыка, изобразительное искусство и др.) несёт в себе огромный образовательный и воспитательный потенциал для формирования гражданской идентичности и патриотических чувств суворовцев, направлено на формирование социально-активной позиции обучающихся, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа.
Изучение отечественной истории начинается в 6 классе. Буквально с первых уроков необходимо анализировать и военную историю. Суворовцы с большим вниманием изучают военный опыт наших предков: восхищаются смекалкой князя Олега, анализируют успешные военные походы Святослава, рассуждают о причинах побед Владимира Мономаха в борьбе против половцев, глубоко переживают эпизоды монгольского нашествия. Обучающиеся сами приходят к мысли о том, как вредила нашему государству раздробленность, как важно было объединить и «собрать» земли обратно. В том числе и для надёжной внешней политики.
Чувство гордости за собственное прошлое помогает формированию гражданской идентичности. Блестящие победы князя Александра Невского в битвах против захват-
чиков с запада всегда находят отклик в сердцах обучающихся. Отмечается не только безусловный полководческий талант, но и определённая хитрость в совокупности со смекалкой князя. С огромным вниманием и почтением относятся обучающиеся и к изучению успехов Дмитрия Донского и Ивана III на пути свержения ига.
Обучающиеся сами отмечают и важную роль православия, анализируя, например, действия Сергия Радонежского и монаха Пересвета. С особым интересом изучаются военные реформы Ивана Грозного, позволившие быстро включить в состав молодого Российского государства большинство земель той самой Золотой Орды. Наше училище располагается на Тверской земле, где берёт свой исток река Волга. Суворовцы отмечают, что впервые всё русло этой знаменитой реки стало располагаться на территории нашего государства именно при Иване IV.
Важнейший момент для становления нашей государственности - реформы Петра I, которые во многом предопределили и победу в Северной войне. С большим удивлением обучающиеся приходят к мысли, что успех пришёл к нам в сражениях со страной, которая на тот момент обладала едва ли не лучшим в мире флотом. Многие из них связывают военные достижения начала и конца XVIII века, отмечая преемственность военных традиций.
Когда в 1812 году на территорию России вторглась «непобедимая армия» Наполеона, мало кто в мире мог предположить, чем всё это закончится для французов. Противник даже использовал агитаторов для того, чтобы русские крестьяне не сражались «за свою несвободу». Но простые мужики поднимали на вилы таких агитаторов. Полководческий талант Кутузова, героизм отдельных солдат, активность партизанских отрядов помогли нашим предкам отстоять свою страну в очередной раз.
Возможно, более важным аспектом для формирования гражданской идентичности личности является уважительное отношение к спорным страницам нашей истории. Долгие годы в обществе не утихают споры о гражданской войне в России, о действиях «красных» и «белых». Можно сказать, что у каждого была своя правда. Во время проведения исторических дебатов по данной теме суворовцы пытаются проявить эмпатию, осознав, почему сто лет назад люди действовали таким образом, что развязался террор и братоубийственная война.
Сегодня имеется множество исторических источников по обсуждаемой проблеме. Суворовцы заранее решают, чью позицию они будут защищать. После этого обучающиеся получают на руки соответствующие источники. Каждая команда выбирает капитана, который будет управлять дебатами. Несколько суворовцев, проявивших отличные знания на уроках истории, назначаются преподавателем в жюри для оценки аргументации каждой группы. Дебаты помогают нам примириться с нашим историческим прошлым, они не должны превращаться в попытку осудить какую-либо из сторон. Дебаты помогут суворовцам научиться участвовать в обсуждениях серьёзных общественно-политических проблем с привлечением адекватных доводов и тезисов. Анализ альтернативных оценок прошлого подводит школьников к пониманию сложности исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, ориентирует на критический анализ источников информации, стимулирует формирование собственного подхода к истории.
Конечно, особое место в учебном плане отводится изучению Великой Отечественной войны, ведь наше училище появилось именно в эти тяжёлые дни. Каждый год суворовцы участвуют в Парадах Победы на Красной площади, что
добавляет им чувства гордости, заставляет лишний раз задуматься о том, как был спасён мир, который был уже практически поглощён фашистской гидрой. Неслучайно на многих городских, региональных и федеральных конкурсах, посвя-щённых Великой Отечественной войне, наши воспитанники занимают призовые места. Большую роль здесь играют знания, полученные на уроках и внеурочных мероприятиях.
За прошедшие с той страшной войны годы многие выпускники Тверского суворовского военного училища стали выдающимися офицерами, Героями Советского Союза и России, участвовали в военных конфликтах в «горячих точках», проявляли себя как настоящие патриоты и граждане Российской Федерации. Хочется верить, что помогали им в этом и уроки, полученные за суворовской партой.
Изучение военной истории является важнейшим фундаментом для формирования гражданской идентичности личности в современной России. Когда человек с гордостью может сказать: «Я - россиянин» и «Я - гражданин», он таким образом демонстрирует свою российскую гражданскую идентичность. Фактически идеальным образцом гражданина России является человек, который чувствует генетическую связь с Родиной, её историю и многообещающее будущее. Он разделяет и берёт на себя ответственность за судьбу своей Родины, а также реальными поступками и действиями вносит посильный вклад в дело процветания своей страны.
Использование современных педагогических технологий (методов, приёмов) и интерактивных форм организации образовательного процесса на уроках истории позволяет создать условия для систематического и целенаправленного формирования у подрастающего поколения граждан России нравственно-патриотических качеств, что будет способствовать развитию
национального самосознания и национальной идентичности.
В процессе формирования российской гражданской идентичности важно выбирать такие методы, приёмы и формы работы, которые соответствуют возрастным психологическим особенностям обучающихся.
Современный урок истории -это такой урок, на котором обучающиеся проявляют не только интеллектуальную, но и социальную, личностную активность. Какие же формы и активные методы обучения можно применить на уроках истории?
Преподаватель должен уметь увлекать при изложении материала, ориентировать учеников и на самостоятельный поиск информации. Большая роль на уроках отводится семинарам. Здесь можно коллективно обсуждать выбранную проблему, выяснить отношение суворовцев к военной истории, помочь обучающимся сформировать правильную и устойчивую гражданскую позицию. Суворовцы с огромным и неподдельным интересом включаются в работу на таких занятиях.
Широко применяется такой методический приём, как кластер. Кластер является графической формой организации информации, когда выделяются основные
смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Например, при изучении темы «Внешняя политика России при Иване Грозном» можно попросить обучающихся самостоятельно составить кластер по основным направлениям внешней политики.
Ещё одной активной формой работы учеников являются исторические дебаты. Обучающиеся заранее готовятся к таким урокам, выбирают позицию, которую будут защищать. Дебаты позволяют углубить знания по истории России, у учеников развивается умение интегрировать знания в новую ситуацию, формируется уважительное отношение к прошлому нашей страны, развиваются навыки коллективного общения.
В процессе реализации систем-но-деятельностного подхода, предполагающего последовательный переход от мотивационно-целе-вого к процессуальному, а затем к рефлексивно-оценочному этапу, активизируется не только исследовательская и творческая деятельность обучающихся, но и формируется чувство взаимопомощи, что чрезвычайно важно при формировании патриотических
качеств и национальной идентичности.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, при которой предполагается постановка проблемных вопросов или создание проблемных ситуаций. Это побуждает активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению. На моих уроках истории в 10 классе я ставил перед учащимися такую проблему: известно, что Михаил Ярославич Тверской является самым почитаемым Святым в Тверской области, ведь он принял мученическую смерть ради процветания русских земель. Однако также известно, что при жизни он вёл многочисленные междоусобные войны, использовал жестокие и подлые методы борьбы за ярлык на Великое Владимирское княжение. Например, во время Новгородского похода был сожжён и разграблен Торжок, а все главные иконы из местных храмов вывезены в Тверь. Так какую же оценку можно дать Великому князю?
На любом уроке нельзя забывать и про здоровьесберегающие технологии. Необходимо помнить, что использование интерактивной доски на всём протяжении урока недопустимо. В младших классах можно проводить увлекательные физкультминутки,например, при изучении внешней политики можно организовывать «военные походы».
Любой народ, который хочет быть самостоятельным, историческим, полноценно существовать в этом меняющемся мире, должен иметь свой пантеон героев. Это герои на все времена, которые формируют идентичность страны, российской нации. У нас героев больше, чем в любой другой стране. Так уж сложилось. Они - фундамент, на котором стоит нация. Если его «выбить» у неё из-под ног, нация потеряет свою историю.
Инновационные технологии и интерактивные формы и методы реализации системно-деятель-ностного подхода позволяют не только эффективно организовать
взаимодействие участников образовательного процесса, но и направить этот процесс на формирование социально значимых качеств, таких, как патриотизм, национальное самосознание, национальная идентичность.
Формами организации обучающихся по формированию российской гражданской идентичности, духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности могут быть викторины, игры, круглые столы, конкурсы проектов, рисунков, фотовыставки, творческие фестивали, олимпиады и др.
Наличие гражданской идентичности у подростка, молодого человека диагностируется, если данная личность:
• осознаёт себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• обладает развитым чувством патриотизма и гражданской солидарности;
• законопослушна и сознательно поддерживает правопорядок, а также духовную, культурную и социальную преемственность поколений;
• готова и способна выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• обладает развитой мотивацией к активному и ответственному участию в общественной жизни;
• способна к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и при этом морально ответственна перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• способствует эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны и укрепление национальной безопасности.
Президент страны В.В. Путин в своём выступлении на встрече с главными редакторами российских СМИ подчеркнул: «У нас бесконечный генетический код. Он основан на смешении кровей. И важно сохранять межнациональное и межконфессиональное единство, уважая каждого. Чтобы каждый, кто здесь проживает, чувствовал, что это его Родина, даже будучи представителем самого малого народа. Поэтому всё это можно объединить одним словом - патриотизм». И с этим нельзя не согласиться, ведь чувство патриотизма, любви к Родине, Отечеству - сердцевина нашего будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий, АА. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.- М.: Логос, 2013, 85 с.
2. Иванова, Н.Л. Гражданская идентичность как символический капитал [Электронный ресурс] // URL: http://conf. hse. ru/2007/kniga2_