Научная статья на тему '«Мы идем в ногу со временем и даже чуть впереди»'

«Мы идем в ногу со временем и даже чуть впереди» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова Ольга, Бабаян Эдуард

Полвека тому назад Министерство иностранных дел, Минздрав и Министерство юстиции СССР утвердили Постоянный комитет по контролю наркотиков, значимость которого не раз доказывалась временем. Э.А.БАБАЯН, д.м.н., профессор, академик Международной академии информатизации при ООН, работает в комитете уже более 45 лет, из них около 30 лет — в качестве председателя. Его заслуги как врача и ученого трудно переоценить. Не случайно Эдуард Арменакович был избран первым вице-президентом Международного комитета по контролю наркотиков ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мы идем в ногу со временем и даже чуть впереди»»

[МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ]

Я В РАЗДЕЛЕ

РОССИИ БОЛЕЕ СТРОГИЕ ПОДХО-l_J К КОНТРОЛЮ НАРКОТИКОВ, А МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ Н7РКОМАНОВ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ ■ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ В РОССИЙСКОЙ П|АКТИКЕ ■ СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИ СТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ — BSC — В СаРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ■ СРЕДИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ БОЛЬШИНСТВО РЕСПОНДЕНТОВ СЧИТАЮТ ЧАС-:ГОЕ ИЗМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

Эдуард Бабаян:

«МЫ ИДЕМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

И ДАЖЕ ЧУТЬ ВПЕРЕДИ»

Полвека тому назад Министерство иностранных дел, Минздрав и Министерство юстиции СССР утвердили Постоянный комитет по контролю наркотиков, значимость которого не раз доказывалась временем. Э.А.БАБАЯН, д.м.н., профессор, академик Международной академии информатизации при ООН, работает в комитете уже более 45 лет, из них около 30 лет — в качестве председателя. Его заслуги как врача и ученого трудно переоценить. Не случайно Эдуард Арменакович был избран первым вице-президентом Международного комитета по контролю наркотиков ООН.

Эдуард Арменакович, каковы основные задачи и полномочия российского Постоянного комитета по контролю наркотиков? Не дублирует ли он функции аналогичных структур МВД и ФСБ? — Постоянный комитет по контролю наркотиков (ПККН) — это межведомственный независимый экспертный научный орган. В его состав входят крупные специалисты — юристы, наркологи, фармакологи, судебные медики, судебные психиатры, представители органов внутренних дел, Госнар-коконтроля и таможни.

4

Все они работают на общественных началах, а посему абсолютно независимы и совершенно свободно высказывают свою позицию. Понят-

но, что такая независимость чрезвычайно важна. Пленум №9 Верховного суда СССР четко оговорил, что решения комитета по различным вопросам являются не нормативно-правовыми актами, а экспертными заключениями, и как всякие экспертные заключения представляют собой рекомендации для судов. Суды при решении вопросов, связанных с незаконным оборотом наркотиков, наркоманией и т.п., учитывают все обстоятельства, в том числе рекомендации ПККН. Говорить о дублировании нами функций структур МВД и ФСБ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков не приходится, потому что они являются государственными административными органами, а наша задача — подготовка экспертных заключений.

В какие международные конвенции и организации, регламентирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ, входит Российская Федерация? — Российская Федерация является Стороной (то есть страной, подписавшей требования конвенции до их вступления в силу) Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками 1972 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции ООН по борьбе с незаконным оборотом нарко-

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ | 39

РЕМСОииМ 2004 май 1

тических средств и психотропных веществ 1988 г. Кроме того, Россия выполняет решение конференции ООН 1987 г., а также политические декларации и решения XVII и XX спецсессий Генеральной ассамблеи ООН. В этом отношении мы идем в ногу со временем и даже чуть впереди. Например, XX спецсессия Генеральной ассамблеи ООН призвала правительства строже контролировать амфетамины, а Россия еще до этого включила амфетамины в список наркотиков, многие же из них вообще запретила.

Вы работаете в комитете едва ли не с момента его создания. Скажите, изменились ли с течением времени функции и задачи комитета, особенно в последнее десятилетие?

— Я бы сказал: значительно изменились. Раньше ПККН имел более широкие полномочия. Во-первых, утверждал списки наркотических средств. С 1996 г. списки утверждаются Правительством РФ, а мы лишь даем рекомендации. Во-вторых, раньше комитет выдавал сертификат на право ввоза-вывоза наркотических средств. Сейчас эти функции полностью переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. ПККН по их запросу дает экспертное заключение, учитывая международное право и научные основы. На мой взгляд, это существенные изменения. Однако главное осталось неизменным: Постоянный комитет по-прежнему является независимым межведомственным научным экспертным органом.

Скажите, соответствует ли, на ваш взгляд, ведомственная нормативно-правовая база требованиям сегодняшнего дня?

— Если оценивать правительственные постановления и ведомственные правовые акты, то они полностью соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, а в некоторых случаях бывают даже более жесткими, чем это определено конвенциями. Это не противоречит требованиям международного права. Статья 39 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., статья 23 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и статья 24

Э.А.БАБАЯН, д.м.н., профессор, академик Международной академии информатизации при ООН, первый вице-президент Международного комитета по контролю наркотиков ООН, председатель ПККН.

Конвенции ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. говорят о том, что правительства могут принимать более суровые меры для защиты своих граждан. Пользуясь этим правом, Россия по сравнению со многими европейскими странами отличается более строгим подходом ко всему, что касается незаконного оборота наркотиков — контролю, выявлению, лечению, наказанию. Например, наши списки наркотических, психотропных и химических веществ и их прекурсоров более строгие и широкие, чем это предусмотрено действующими конвенциями.

Эдуард Армена-кович, вы недавно вернулись из Вены, где в качестве первого вице-президента участвовали в заседании Международного комитета по

контролю наркотиков ООН, на котором был утвержден ежегодный отчетный доклад. Каковы основные положения этого доклада?

— Международный комитет по контролю наркотиков ООН (МККН) — это независимый контрольный орган ООН, организованный в 1961 г. в соответствии с Единой конвенцией и одновременно закрепленный решениями конвенций 1971 и 1988 гг. Он призван контролировать правильное выполнение правительствами своих обязательств по конвенциям, которые они подписали и ратифицировали. Ежегодный доклад по сути есть оценка того, как государства выполняют данные обязательства, какова вообще ситуация в мире по обороту и использованию наркотиков. Первая глава отчета посвящена проблеме преступности, связанной с наркотическими средствами. Показывается, что незаконный оборот наркотиков и злоупотребление наркотиками являются одним из подразделений организованной преступности. Рассматриваются ситуации, когда, с одной стороны, преступниками становятся сами наркоманы, с другой — как наркоманов вовлекают в преступные действия. Далее описывается ситуация с незаконным оборотом наркотиков. В этом году особое место заняло обсуждение результатов миссии МККН в таких государствах, как Афганистан, Бразилия и Маврикий. Особое внимание было обращено на Афганистан, которому ООН намечала оказать большую помощь для прекращения незаконного производства наркотиков. Фактической помощи не оказали, и сегодня Афганистан занимает первое место в мире по незаконному обороту как опиума, так и героина. В соответствии с информацией, представленной Госкомитетом РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особо было подчеркнуто, что в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на афгано-таджикской границе официально принимают участие российские сило-

вые ведомства, и это имеет большое значение. Мы также слушали отчет афганского правительства о принимаемых мерах. Недавно их официальный представитель посетил Москву, где вел переговоры с официальными лицами о сотрудничестве государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Интересной была информация о применении принудительного лечения наркоманов. В некоторых государствах имеются специальные суды, которые рассматривают только вопросы о принудительном лечении. В других государствах, как это было в СССР, эти вопросы решают обычные суды. Это вытекает из положения Единой конвенции, которая предусматривает, что в тех случаях, когда преступление в области наркотиков совершает больной наркоманией, правительства могут применять не наказание, а альтернативную меру в виде принудительного лечения. Таким образом, такая постановка вопроса соответствует международному обязательству и оценивается как мера очень важная. Особо обсуждался вопрос, что в некоторых государствах, в том числе в России, мало используется наркотических средств для медицинских целей. Комитет выразил обеспокоенность, что строгие меры не дают возможности доста-

точно применять наркотики по медицинским показаниям, и от этого могут страдать онкологические больные и больные с болевым синдромом. Однако нами было подчеркнуто, что нельзя подходить к этому вопросу так формально. В Российской Федерации утверждена специальная методика рационального использования наркотиков для снятия болевого синдрома. Причем не только наркотическими средствами, но и целой гаммой ненаркотических обезболивающих средств, что дает возможность, с одной стороны, подойти индивидуально к лечению больного, а с другой — излишне не раздувать потребность в наркотиках. Впрочем, замечания этой миссии Россией учтены, и наши онкологи, по заданию Минздрава России, пересматривают свои методики по этому вопросу. В отчете также была отмечена важность дальнейшей разработки комбинированных комплексных мер лечения наркомании с восстановительными реабили-

тационными мерами. В этом отношении очень мало государств применяют такие продуманные комбинированные методики, как Россия. В отличие от многих стран, где фактически происходит не лечение, а замена одного наркотика другим.

Еще один вопрос, который всегда обсуждается на подобных совещаниях, это обеспеченность препаратами из опия. Есть разные точки зрения, но в основном все считают, что препараты-опиаты из мака продолжают иметь большое значение. На совещании говорилось о том, насколько равноценно заменить получение опиатов не из опия, а из соломы мака. Есть мнение, что солома мака не является адекватной заменой опиума. Опиум дает возможность получать не только наркотические, но и ненаркотические препараты, такие как Папаверин, Апо-морфин, Носкапин и прочие. Этот вопрос настолько серьезный, что будет изучаться МККН дополнительно. Вообще на совещании обсуждалось немало спорных вопросов. Некоторые члены комитета поддерживают методику дачи метадона наркоманам, другие возражают, учитывая, что метадон вызывает много смертельных исходов и что он по своим характеристикам намного опаснее, чем многие другие наркотики. Это спорные вопросы, которые и дальше будут изучаться как МККН, так и Комиссией ООН по наркотическим средствам. Спор также вызвала позиция некоторых государств в том, что менее строго можно подойти к лицам, владеющим наркотиками для личного пользования. Большинство экспертов с этим не согласны, считая, что всякое немедицинское владение и использование наркотических средств нарушает международные обязательства и подлежит соответствующему наказанию.

Как отмечено в докладе, в некоторых странах пытаются провести мероприятия, которые фактически служат ослаблению контроля и легализации наркотиков. МККН не первый раз высказывает свою озабоченность по этому вопросу. К сожалению, многие западные страны, в первую очередь европейские, очень ослабили свои требования. Особо вызвала беспокойство тенденция ряда стран организовать специальные павильоны для

потребления наркотиков. Большинство членов считают, что эта своеобразная легализация не может быть поддержана на международном уровне. Вообще тенденция ряда европейских стран характеризуется либерализацией подхода к использованию наркотиков, что, конечно, противоречит требованиям международного права, а главное, представляет собой весьма опасный путь. Это также подлежит серьезному изучению со стороны МККН.

На сегодня одним из очень спорных вопросов является тенденция Комиссии ООН по наркотическим средствам принять рекомендации по так называемому лечению наркоманов способом заместительной терапии. Весьма сомнительное направление, ибо замещение одного наркотика другим не может привести к улучшению состояния наркомана. Группа Помпиду поддерживает это направление, а Россия с ним не согласна. Мы уже давно осудили систему наркотического пайка и замену одного наркотика другим. Комиссия ООН скоро будет обсуждать этот вопрос.

Очень большой интерес вызвал тот факт, что в России создан новый мощный орган — Госкомитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. МККН считает это важным шагом и заинтересован в получении дальнейшей информации о деятельности этой организации. Таковы основные позиции отчета о деятельности международного контрольного органа по контролю наркотиков. Очередная сессия состоится в мае этого года.

Известно, что меры контроля над определенными наркотическими средствами динамичны и могут изменяться в ту или иную сторону. Как часто это случается и с чем это связано?

— Изменение уровня контроля или перечня веществ, которые признаны наркотическими средствами, впрямую зависит от решения специальной комиссии ООН. Она рассматривает предложения о включении в Список наркотических средств и психотропных веществ новых препаратов или переносит утвержденные наркотические вещества из одного списка в другой. После принятия оконча-

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ

41

тельного решения правительства сторон и участников конвенций обязаны в течение 180 дней привести в соответствие свои списки.

Аналогичные механизмы работают и внутри страны. Согласно Постановлению Правительства РФ №930 от 3 августа 1996 г., Минздрав России совместно с МВД представляют Правительству РФ рекомендации по изменению Перечня наркотических средств и психотропных веществ, особенно если появляются данные о крупномасштабном злоупотреблении наркотиками или сведения о их незаконном обороте. ПККН также должен регулярно давать предложения правительству по изменению списка сильнодействующих веществ. Если в какой-то стране обнаружены крупномасштабные и имеющие социальную значимость злоупотребления наркотиками или их незаконный оборот, правительство обязано не только взять эти факты под контроль, но и сообщить о них в ООН, чтобы решить вопрос на международном уровне, если это представляет интерес или является угрозой для других государств. В настоящее время в России действует Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный в 1998 г. Сейчас обсуждается проект о дополнении этого перечня. А в списки сильнодействующих веществ изменения и дополнения вносятся практически каждый год.

Скажите, насколько часты случаи утечки наркотических средств и психотропных веществ из легальной сферы в среду незаконного оборота?

— Много лет тому назад, еще в начале нашей деятельности, процент такой утечки был довольно большой. Но в последние двадцать с лишним лет утечка наркотиков из законных каналов представляет собой единичные случаи. Это связано с тем, что приняты очень строгие государственные законодательные акты, приказы Минздрава и Министерства внутренних дел РФ, что, безусловно, повлияло на изменение характера оборота наркотиков.

Сейчас наркоманы используют в основном солому мака, коноплю и героин. Лет тридцать тому назад большое место за-

нимал морфий. Сегодня морфинные наркоманы встречаются очень редко, причем таких тяжелых морфинистов, как было когда-то, сейчас нет. Источниками наркотиков служат главным образом наши границы, которые после распада СССР не такие уж строгие. Особое беспокойство вызывает афгано-таджикская граница, через которую в большом количестве незаконно идут наркотики, в основном опий и героин.

В последнее время в России появилась детская наркомания. Каковы пути ее пресечения и достигнутые результаты?

— В СССР отмечались единичные факты детской наркомании, главным образом в Туркмении. К сожалению, в последние во-семь-десять лет в России то и дело регистрируются случаи наркомании школьников. В 2002 г. среди первично зарегистрированных наркоманов 11—12-летних было 13 человек (0,08%), 13—14-летних — 90 (0,57%) и 15—16-летних — 433 человека (2,74%). Казалось бы, не так много на первый взгляд, но уже то, что они есть и тенденция развивается, нас крайне беспокоит.

К способам пресечения детской наркомании, помимо различных социальных аспектов, я бы отнес выступления против легализации и либерализации потребления наркотиков. Сейчас многие сторонники легализации ссылаются на Европу. Но нельзя же сравнивать Россию с Нидерландами и Швейцарией — ни с экономической, ни с психологической, ни с правовой позиций. Мы совершенно другое государство, и обязаны беспокоиться о здоровье своих граждан в соответствии с собственными представлениями. Я со всей ответственностью заявляю: разработанные комплексные методы лечения наркоманов, существующие в России, лучше, чем в других государствах. Нам нужно только продолжать строго выполнять международные обязательства по конвенциям, Стороной которых является Россия, и проводить активные лечебные и профилактические мероприятия против наркомании.

Беседовала Ольга Федотова

Р£МШ1ЛШ 2004 май

кроме того...

СОВМЕСТНАЯ

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОГО ДОМА

Вот уже несколько месяцев осуществляет собственную благотворительную программу поддержки школы-интерната «Наш дом» в г.Томилино, Московской обл. фармацевтическая компания «Ал-вилс» — эксклюзивный дистрибьютор предприятий АО «Лекхим» (Украина), ООО «Озон» (Самарская обл.), ЗАО «Сарепта-медипласт» (Украина). На нужды детей-сирот компания передает один процент от своих продаж. Это начинание нашло поддержку у партнера «Ал-вилс» — компании «СИА Интер-нейшнл Лтд.».

Компании совместно разработали и сегодня проводят проект, направленный на оказание целевой помощи «Нашему дому». Непосредственными участниками благотворительной акции становятся аптеки, приобретающие у ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд.» бактерицидные пластыри, предоставленные «Алвилс», поскольку один процент от продаж передается «Нашему дому». Кроме того, аптеки, сделавшие покупку на сумму в 1300 руб., становятся обладателями оригинального приза. Акция проводится до 1 июня этого года.

Ирина Спесивцева, руководитель отдела закупок отечественных ЛС ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд.»:

— Идея проведения подобной акции привлекла нас своей оригинальностью и, конечно, возможностью оказать посильную помощь детям. Этот проект действительно уникален, во всяком случае, я не знаю никого из отечественных поставщиков, кто бы проводил такие акции. Роль «СИА» в совместном проекте заключается в расширении своего ассортимента за счет продукции компании «Алвилс», которая в данном случае выступает как эксклюзивный дистрибьютор трех заводов-производителей. Акция интересна нам и тем, что продукция «Алвилс» хорошо себя зарекомендовала и востребована потребителями.

Ирина ШИРОКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.