Научная статья на тему 'Международный комитет по контролю над наркотиками мировой опыт в борьбе с наркоугрозой'

Международный комитет по контролю над наркотиками мировой опыт в борьбе с наркоугрозой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
548
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNATIONAL NARCOTICS CONTROL BOARD / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ / DRUG MENACE / МИРОВОЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / НАРКОУГРОЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корчагина Галина Александровна

В статье отражены основные сведения о деятельности Международного комитета по контролю над наркотиками. Приводятся данные об истории этого международного органа в борьбе с наркоугрозой. Описаны основные международные документы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корчагина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Narcotics Control Board: international experience in the fight against the drug menace

The paper presents basic information about the activities of The International Narcotics Control Board. The data about the history of this international body in the fight against the drug menace. Describes the main international instruments in this field.

Текст научной работы на тему «Международный комитет по контролю над наркотиками мировой опыт в борьбе с наркоугрозой»

ф

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© Г.А. Корчагина, 2015 УДК [351.761.3:06.043](100)

Для корреспонденции

Корчагина Галина Александровна - доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе обособленного подразделения ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России Адрес: 119002, г. Москва, Малый Могильцевский пер., д. 3 Телефон: (499) 241-06-03 E-mail: [email protected]

Г.А. Корчагина

Международный комитет по контролю над наркотиками: мировой опыт в борьбе с наркоугрозой

The International Narcotics Control Board: international experience in the fight against the drug menace

G.A. Korchagina

The paper presents basic information about the activities of The International Narcotics Control Board. The data about the history of this international body in the fight against the drug menace. Describes the main international instruments in this field.

Keywords: the International Narcotics Control Board, the drug menace, international experience

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России

Federal Medical Research Centre of Psychiatry and Narcology, Moscow

В статье отражены основные сведения о деятельности Международного комитета по контролю над наркотиками. Приводятся данные об истории этого международного органа в борьбе с наркоугрозой. Описаны основные международные документы в данной области.

Ключевые слова: Международный комитет по контролю над наркотиками, наркоугроза, мировой опыт

История становления системы международного контроля над наркотиками

В феврале 1909 г. в Шанхае (Китай) была проведена первая международная конференция по контролю над наркотиками - Международная комиссия по опиуму. Почти 3 года спустя, 1 декабря 1911 г., в Гааге (Нидерланды) началась Международная конференция по опиуму, которая завершилась подписанием 23 января 1912 г. Международной конвенции по опиуму.

Задача Международной конвенции по опиуму 1912 г. состояла в том, чтобы попытаться постепенно свести на нет злоупотребление опием, морфином и кокаином и ограничить применение наркотических средств медицинскими и другими законными целями.

После создания в 1919 г. Лиги Наций система международного контроля над наркотическими средствами получила дальнейшее развитие. В результате подписания в Женеве 19 февраля 1925 г. Международной конвенции по опиуму международная торговля наркотическими средствами была поставлена под эффективный международный надзор [3].

В соответствии с Конвенцией об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств 1931 г.

34

была введена обязательная система исчислений, призванная ограничить производство наркотических средств и торговлю ими медицинскими и научными целями. Каждое государство должно было ежегодно представлять предварительные исчисления в отношении наркотических средств, необходимых для этих целей. Такие исчисления имели обязательную силу и определяли максимальный объем производства или импорта в тот или иной год.

Целью Конвенции по борьбе с нелегальной торговлей сильнодействующими средствами 1936 г. было обеспечение эффективных и адекватных мер уголовного наказания, для чего в ней были сформулированы соответствующие общие принципы. В 1925 и 1931 гг. были приняты 2 международных соглашения, разработанных с целью положить конец практике курения опия.

Лига Наций взяла на себя обязанность следить за выполнением ранее заключенных договоров о контроле над наркотиками. Осуществлять функции контроля над наркотиками Лиге Наций помогали Постоянный центральный комитет, созданный в соответствии с Международной конвенцией по опиуму 1925 г., и Контрольный орган по наркотическим средствам, учрежденный в соответствии с Конвенцией 1931 г. Оба этих органа выполняли обязанности, сходные с теми, которые в настоящее время выполняет Международный комитет по контролю над наркотиками. Кроме того, Консультативный комитет по нелегальной торговле опиумом и прочими сильнодействующими средствами выполнял функции директивного органа системы контроля, т.е. ту работу, которую в настоящее время осуществляет Комиссия по наркотическим средствам [3].

В 1946 г. созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций приняла на себя функции и обязанности по контролю над наркотиками, которые ранее осуществляла Лига Наций.

К тому времени после заключения нескольких международных соглашений и создания двух контролирующих органов международный механизм контроля над наркотиками стал чрезвычайно сложным. Поэтому в 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла решение начать работу по подготовке новой единой конвенции, которая заменила бы существовавшие международные документы и предусмотрела бы создание единого органа для выполнения всех контрольных функций, за исключением функции разработки политики, которая была возложена на Комиссию по наркотическим средствам.

Согласно Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. был создан Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), который начал полноценно функционировать в 1968 г.

Международные конвенции о контроле над наркотиками

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.

Конвенция 1961 г., которая была расширена и укреплена благодаря принятию Протокола 1972 г., считается крупнейшим достижением в области международного контроля над наркотиками, поскольку она объединила все предыдущие конвенции и усовершенствовала механизм международного контроля над наркотиками. Конвенция 1961 г. устанавливает строгий контроль над культивированием опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис, а также получаемыми из них продуктами, которые в Конвенции описаны как наркотические средства. Контроль осуществляется над 119 наркотическими средствами, в основном природного происхождения, такими как опий и его производные морфин, кодеин и героин, и над синтетическими наркотиками, такими как метадон и петидин, а также каннабисом и листом коки. Участники Конвенции 1961 г. обязуются ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение, складские запасы контролируемых наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение. Производство и распределение контролируемых веществ должны быть лицензированы и осуществляться под наблюдением. Правительства стран - участников конвенции должны предоставлять МККН исчисления потребностей и статистические сведения о требуемых, произведенных и использованных количествах наркотических средств, а также о количествах, изъятых сотрудниками полиции и таможни.

Система контроля, созданная в соответствии с Конвенцией 1961 г., успешно функционирует, и залогом ее успеха считается система исчисления потребностей, впервые введенная в соответствии с Конвенцией 1931 г. Эта система распространяется на все государства независимо от того, являются они участниками Конвенции 1961 г. или нет.

МККН ежегодно издает техническую публикацию, которая содержит информацию о законном обращении наркотических средств, находящихся под международным контролем [3].

Конвенция о психотропных веществах 1971 г.

Конвенция 1971 г. была принята с целью сокращения злоупотребления определенными психотропными веществами, которое в некоторых странах вызвало проблемы в области здравоохранения и в социальной сфере. Конвенция 1971 г. распространяет те же принципы контроля, которые содержатся в Конвенции 1961 г., на такие средства, как стимуляторы центральной нервной системы,

Ф

35

ф

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

седативно-гипнотические средства и галлюциногены. Согласно Конвенции 1971 г., под контролем находятся 116 психотропных веществ.

На основе опыта, приобретенного в результате применения системы исчислений, закрепленной в Конвенции 1961 г., и рекомендаций МККН была разработана система оценок, схожая с системой исчислений, для предотвращения утечки из сферы законного производства и торговли. В результате была значительно сокращена утечка этого класса наркотиков в сферу незаконного оборота.

МККН ежегодно издает техническую публикацию, которая содержит информацию о законном обращении психотропных веществ, находящихся под международным контролем [3].

Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

В Конвенции 1988 г. основное внимание уделяется действиям, направленным на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, и содержатся развернутые положения о выдаче, взаимной правовой помощи и предупреждении отмывания денег.

В ст. 12 Конвенции 1988 г. приводится ряд мер контроля над основными химическими веществами (прекурсорами), часто используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Эти химические вещества широко применяются в разных законных целях. Данная статья наделяет МККН обязанностью следить за выполнением правительствами мер по контролю над такими веществами. Кроме того, МККН отвечает за проведение оценки химических веществ на предмет возможного установления над ними международного контроля.

Согласно Конвенции 1988 г., контроль осуществляется над примерно 30 химическими веществами.

МККН ежегодно представляет Комиссии по наркотическим средствам доклад о выполнении правительствами статьи 12 Конвенции 1988 г.

Годовой доклад. МККН должен ежегодно публиковать доклад о своей работе. В этом докладе содержится всесторонний обзор состояния проблемы наркотиков в мире, анализируются тенденции в области злоупотребления наркотиками и незаконного оборота наркотиков и предлагаются необходимые меры по исправлению положения.

Каждый годовой доклад дополняется техническими докладами по наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам. В технических докладах подробно рассматриваются исчисления годовых законных потребностей каждой страны, а также приводятся данные о законном производстве, изготовлении и потреблении наркотических средств и их прекурсоров во всем мире

и о торговле ими. Доклады представляются Экономическому и Социальному совету ООН через Комиссию по наркотическим средствам.

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 г.

Годовой доклад МККН за 2013 г. является важной вехой - это 45-й годовой доклад комитета с момента его учреждения.

За период, прошедший со времени создания комитета, международное сообщество подтвердило и упрочило свою приверженность принципу совместной ответственности в области контроля над наркотиками, например, на 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи, а также посредством принятия Комиссией по наркотическим средствам и Генеральной Ассамблеей в 2009 г. Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков. Кроме того, идет подготовка к запланированной на 2016 г. специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, которая вновь привлечет внимание к этой проблеме на высоком уровне и определит направление дальнейших действий.

В Докладе большое внимание уделяется экономическим последствиям злоупотребления наркотиками в областях здравоохранения, общественной безопасности, преступности, производительности и управления. Обсуждается вопрос о том, каким образом инвестиции в профилактику, лечение и реабилитацию могли бы привести к значительным выгодам в плане сокращения издержек, связанных со здравоохранением и преступностью, не говоря уже об облегчении жестоких страданий, которые испытывают наркозависимые лица, их семьи и близкие. Однако оценки свидетельствуют о том, что лишь 1 из 6 проблемных наркопотребителей в мире получает необходимое лечение, и эти показатели значительно варьируются по регионам. Помимо смертности в связи с потреблением наркотиков и возросших показателей заболеваемости, связанной, например, с передачей инфекционных заболеваний посредством употребления наркотиков путем инъекций, лица, находящиеся под воздействием наркотиков, могут представлять серьезную угрозу для безопасности других людей, например при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с употреблением наркотиков.

Преступления нередко совершаются лицами, находящимися под воздействием наркотиков в целях финансового обеспечения наркотической зависимости; преступность - это и элемент разборок между организованными преступными группами,

36

занимающимися незаконным оборотом наркотиков, о чем свидетельствует ситуация не только в Центральной Америке, но и на любом другом континенте. К экономическим последствиям преступности, связанной с наркотиками, относятся не только издержки, возникающие непосредственно в связи с совершением преступления, но и сопутствующие издержки, связанные с деятельностью правоохранительных органов, системой правосудия и тюремным заключением. Коррупция, связанная с употреблением наркотиков, может способствовать ослаблению государственного управления, а ослабление управления может, в свою очередь, привести к росту незаконного культивирования наркосодержащих культур и увеличению производства, изготовления и оборота запрещенных наркотиков [4].

Злоупотребление наркотиками имеет также экологические последствия. Незаконное культивирование кокаинового куста и опийного мака приводит к обезлесению и утрате биоразнообразия, а также к утрате сельскохозяйственных земель, которые можно было бы использовать продуктивно. Окружающую среду могут загрязнять химические вещества - прекурсоры, используемые при изготовлении запрещенных веществ, а также сами запрещенные вещества; негативное воздействие может оказать и опрыскивание незаконных посевов наркосодержащих культур с воздуха.

Кроме того, неучастие в трудовой деятельности лиц, находящихся под воздействием наркотиков, проходящих лечение или содержащихся в заключении, может привести к потерям в производительности.

Злоупотребление наркотиками оказывает несоразмерное пагубное воздействие на наиболее уязвимую группу населения - на детей, чье право на защиту от злоупотребления наркотиками закреплено в Конвенции о правах ребенка. Пренатальное воздействие наркотических веществ может стать причиной эмоциональных, психологических и физических расстройств и даже смерти. С экономической точки зрения это выражается в дополнительных затратах на уход. Дети, подвергающиеся воздействию наркотиков как в результате их прямого употребления, так и в результате проживания в среде, где распространено злоупотребление наркотиками, могут чаще подвергаться риску физических и сексуальных злоупотреблений и с большей вероятностью могут испытывать тревогу и депрессию, иметь проблемы с обучением и концентрацией внимания, совершать правонарушения, участвовать в преступлениях и злоупотреблять наркотиками [4].

В 3 конвенциях о контроле над наркотиками изложены основные требования по предотвращению и смягчению страданий, связанных с наркотиками, и по обеспечению доступности основных контролируемых лекарственных средств, которые

признаны имеющими терапевтическую ценность, несмотря на способность вызывать зависимость. В основе этих мер лежит сбалансированный подход к контролю над наркотиками, который предусматривает внимание как сокращению спроса посредством профилактики, лечения и реабилитации, так и сокращению предложения посредством правоприменительных и судебных мер, опирающихся на принцип пропорциональности и уважение прав человека.

В основе международной системы контроля над наркотиками лежит принцип совместной ответственности стран и всех уровней государственного управления внутри каждой страны.

МККН выражает обеспокоенность в связи с некоторыми инициативами, направленными на легализацию употребления каннабиса в немедицинских и ненаучных целях. Если подобные инициативы получат поддержку, то они поставят под серьезную угрозу здоровье и благополучие населения - именно то, что государства намеревались защищать, разрабатывая конвенции. МККН надеется продолжить текущий диалог со всеми странами, в том числе и со странами, поддерживающими эти ошибочные инициативы, в целях обеспечения полного осуществления конвенций и защиты здоровья населения.

Актуальная деятельность Международного комитета по контролю над наркотиками и участие России

В настоящее время деятельность МККН включает несколько основных блоков.

Анализ докладов, представляемых правительствами. Государства - участники упомянутых ранее конвенций (более 180 государств) направляют МККН исчисления и оценки, а также статистические сведения о фактическом объеме изготовления, международной торговли и потребления веществ, находящихся под международным контролем. МККН анализирует эти данные, чтобы удостовериться, ведется ли учет соответствующих наркотиков на всех основных этапах производства, изготовления и торговли. Если возникают какие-либо несоответствия, они изучаются и выясняются причины их появления. МККН следит также за тем, как правительства осуществляют контроль над химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотиков, и сотрудничает с правительствами в предотвращении утечки таких химических веществ в незаконные каналы сбыта [3].

Оценка и поддержка усилий, прилагаемых на национальном уровне. Изучая и анализируя информацию, получаемую от более чем 200 стран и территорий, МККН следит за тем, насколько эффективно выполняются данные конвенции во всем мире. Постоянно оценивая усилия, предпри-

Ф

37

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

нимаемые на национальном уровне, МККН может рекомендовать принятие определенных мер и предложить скорректировать режим контроля над наркотиками как на международном, так и на национальном уровне.

При необходимости Комитет рекомендует соответствующим органам системы Организации Объединенных Наций, специализированным учреждениям и правительствам оказать техническую или финансовую помощь государствам в их усилиях по соблюдению своих договорных обязательств [3].

Диалог с правительствами. Для содействия достижению целей указанных конвенций МККН поддерживает постоянный диалог с правительствами. Если достижение этих целей ставится под угрозу какой-либо страной, МККН может порекомендовать меры по исправлению положения или в качестве крайнего средства предложить санкции в отношении страны, не выполняющей свои обязательства. МККН поддерживает контакты с правительствами, регулярно организуя консультации и специальные миссии. Такая «тихая дипломатия» привела к укреплению законодательной базы в ряде стран, которые признали необходимость координации усилий в области контроля над наркотиками на национальном уровне [3].

Организация подготовки для должностных лиц правительственных ведомств. Чтобы повысить эффективность национальных ведомств, занимающихся контролем над наркотиками, Секретариат МККН организует программы подготовки для руководителей учреждений по контролю над наркотиками. Основное внимание при обучении уделяется выполнению договорных обязательств, особенно тех, которые касаются сотрудничества между МККН и сторонами конвенций. Национальные ведомства могут направлять своих должностных лиц в Секретариат МККН для прохождения подготовки. При наличии средств в тесном сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности или другими ком-

петентными международными организациями, в частности Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), организуются региональные учебные семинары [3].

Структура МККН и участие эксперта, номинированного Россией. Мандат МККН заключается в том, чтобы содействовать правительствам в соблюдении ими положений международных конвенций о контроле над наркотиками. В состав МККН входят 13 членов, причем каждый из них избирается Экономическим и Социальным советом на 5 лет. Члены МККН могут переизбираться на новый срок. Десять членов избираются из списка лиц, указанных (номинированных) правительствами. Остальные 3 члена избираются из списка лиц, указанных ВОЗ с учетом их медицинского, фармакологического или фармацевтического опыта. Членами Комитета должны быть лица, которые в силу своих специальных знаний, компетентности, беспристрастности и незаинтересованности будут пользоваться общим доверием. В случае избрания члены МККН выполняют свои обязанности беспристрастно, выступая в личном качестве и независимо от правительств [3].

В составе МККН в разные годы работали выдающиеся представители отечественной психиатрии и наркологии. В его состав входили доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН Эдуард Арменакович Бабаян, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН Татьяна Борисовна Дмитриева; с 2010 г. в Комитет входит доктор медицинских наук, профессор Галина Александровна Корчагина [1, 2].

Участие российских представителей в работе МККН позволяет активнее укреплять и совершенствовать международный механизм контроля над наркотиками, продвигать конкретные меры по защите мирового сообщества от наркоугроз, связанных с ними преступлений, а также содействовать принятию государствами необходимых мер по сокращению спроса на наркотические средства и психотропные вещества [5].

Литература

3.

МИД РФ. Об избрании Г.А. Корчагиной в состав Международного комитета по контролю над наркотиками // Сообщения Министерства иностранных дел России от 28 июля 2010 года. МИД РФ. О переизбрании Т.Б. Дмитриевой в Международный комитет по контролю над наркотиками // Сообщения Министерства иностранных дел России от 20 мая 2009 г. МККН. Международный комитет по контролю над наркотиками: мандат и деятельность. - Вена: ООН, 2012. - 8 с.

URL: http://www.incb.org/documents/Publications/Brochures/ 2012_INCB_Brochure_ru.pdf

МККН. Доклад за 2013 год. - Вена: ООН, 2014. - 128 с. URL: http://www.narkotiki.ru/objects/narkotiki02/1393965980.pdf Фролова Н.А., Целинский Б.П., Зазулин Г.В., Галанкин Л.Н. Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России. Монография. - М.: Орбита-М, 2014. - С. 3-6.

38

1.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.