24__________________________________________________________ВЛАСТЬ_03’2008
Вячеслав ЕРЕМЕНКО
мировое сообщество и Россия как субъекты борьбы с транснациональным наркобизнесом и наркоманией
Мировое сообщество выработало достаточное количество конвенций, договоров, соглашений, иных международных многосторонних и двусторонних документов, рекомендаций по самым разным аспектам контроля за оборотом наркотических средств и борьбы с наркопреступностью. В настоящее время действует три крупнейших соглашения о международном контроле над наркотиками: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., дополненная протоколом 1971 г. о поправках к ней, Конвенция о психотропных средствах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, принятая в 1988 г. Все эти соглашения образуют единую систему и каждое последующее соглашение базируется на положениях предыдущего, дополняя, расширяя и усиливая их.
Особо следует остановиться на Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000). Это своеобразный «философский меморандум», главная цель которого заключается в содействии сотрудничеству в деле все более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. В этой конвенции раскрыты основные понятия («организованная преступная группа», «доходы от преступления», «имущество», «арест» или «выемка», «конфискация» и др.), оговорена криминализация участия в организованной преступной группе, отмывания доходов от преступлений, криминализация коррупции и криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия; предложены меры по борьбе с отмыванием денежных средств, расширению международного сотрудничества с правоохранительными органами, оказанию помощи в сборе и анализе информации о характере организованной преступности, в деле подготовки кадров и другие меры.
Важным элементом системы международного контроля над наркотиками являются, кроме международных соглашений, международные организации. Среди них в первую очередь следует упомянуть Комиссию экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), внутри которой действует Комиссия по наркотическим средствам (КНС) — главный орган в системе ООН, ответственный за разработку и реализацию политики по всем вопросам, связанным с контролем за злоупотреблениями наркотиками, и подготовку новых международных соглашений; Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), также действующий под эгидой ЭКОСОС, и Программу ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП). Важнейшим органом международного сообщества сегодня является Управление ООН по наркотикам, которое анализирует положение в области контроля над наркотиками во всем мире, чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей, отраженных в кКонвенциях (1961, 1971 и 1988 гг.).
На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме наркотиков (Вена, 1998 г., 130 государств — членов ООН) была принята Политическая декларация, в которой излагались
ЕРЕМЕНКО Вячеслав Васильевич — кандидат философских наук
03'2008__________________ВЛАСТЬ_________________________25
основополагающие принципы обновленной стратегии мирового сообщества, направленной на решение мировой проблемы наркотиков к 2008 г.: искоренение или существенное сокращение их незаконного изготовления, сбыта и оборота психотропных веществ, включая синтетические наркотики. Участники сессии, констатируя, что остановить наступление транснационального наркобизнеса и повернуть его вспять можно только путем создания всеобъемлющей системы контроля за незаконным оборотом наркотиков, в то же время подчеркнули, что международные соглашения в этой области — всего лишь каркас этой системы. Главным препятствием на пути построения непроницаемой для наркобизнеса стены выступают различные экономические и геостратегические соображения стран, превалирующие над фундаментальными требованиями борьбы против экспансии транснационального наркобизнеса.
Необходимость выработки международным сообществом согласованных эффективных мер по борьбе с наркобизнесом в первую очередь обусловлена сохраняющимся высоким уровнем распространения в мире афганских наркотиков. По оценкам УНП ООН, ежегодно от употребления афганских опиатов в мире умирают до 100 тыс. человек. В самом Афганистане отмечается быстрое увеличение числа людей, употребляющих наркотики. На сегодня их насчитывается более 920 тыс., в том числе свыше 7 тыс. героинозависимых1. Роль лидера по борьбе с наркотиками в Афганистане взяла на себя Великобритания, Германия курирует вопросы реорганизации полиции, которые так или иначе связаны с антинаркотическими проблемами. США отвечают за создание новой армии, а Италия патронирует реформирование юридической системы.
Развитие наркоситуации в мире стало определяющим для активного участия России в формировании международной системы комплексного противодействия наркоугрозе, предусматривающей как принятие мер социально-экономического и правоохранительного характера внутри этой страны, так и укрепление «поясов безопасности» вокруг нее. В этой связи
1 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Международные правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков. Сборник документов, стр. 252
создание многоуровневого механизма борьбы с афганскими наркотиками и укрепление антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана являются приоритетами в международной деятельности России, осуществляемой как на двусторонней основе, так и в рамках участия в работе антинаркотических структур международных организаций.
Этапным событием стало проведение МИД России и ФСКН России совместно с УНП ООН в июне 2006 года в Москве II министерской конференции «О путях доставки наркотиков из Афганистана» («Париж-2 — Москва-1»). В ходе работы конференции представители более чем 50 иностранных государств и 23 международных организаций обсудили актуальные вопросы противодействия афганской наркоугрозе.
В рамках деятельности по укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана в 2006 г. также проведены переговоры с представителями компетентных органов государств — участников СНГ, Ирана, Китая, Пакистана, США и самого Афганистана, в ходе которых обсуждались проблемы борьбы с контрабандой афганских наркотиков и были намечены дальнейшие шаги по совершенствованию взаимодействия в этой сфере. Российская сторона твердо придерживается линии на реализацию принятых решений — только в 2006 году на уровне высшего руководства специальных органов были проведены переговоры и встречи с представителями Таджикистана, Узбекистана, Кыргыстана, Беларуси по вопросам развития антинар-котического сотрудничества в рамках деятельности Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОГШ) государств
— членов ОДКБ и формирования совместных механизмов реализации концепции создания антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Одновременно были проведены консультации с представителями компетентных органов Афганистана и Ирана, на которых намечены совместные шаги по налаживанию взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и заключению межведомственного соглашения о сотрудничестве в антинаркоти-ческой сфере.
26_______________________ВЛАСТЬ___________________03'2008
Одним из эффективных методов противодействия афганской наркоугрозе стало проведение по инициативе ФСКН России и под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств — членов ОДКБ регулярных международных оперативно-профилактических операций «Канал», по результатам которых накоплена важная информация о маршрутах незаконных поставок наркотиков, ликвидированы крупные каналы контрабанды наркотиков, отработаны конкретные механизмы оперативного взаимодействия правоохранительных органов различных государств1. Если на начальном этапе в международной операции принимало участие только шесть государств — членов ОДКБ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Таджикистан, Республика Армения), то в 2005 г. — уже 12 стран (к упомянутым государствам присоединились Азербайджан, Иран, Китай, Пакистан, Украина и Узбекистан), а на данный момент число стран — участниц операции выросло до 19 (прибавились США, Монголия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша).
Набирает динамику региональное сотрудничество в рамках ЦентральноАзиатского меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. Здесь исключительно важна работа по реализации проекта УНП ООН, направленного на создание Центрально-Азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ).
По мнению специалистов ФСКН России, ЦАРИКЦ должен стать региональным центром для связи, анализа и обмена оперативной информацией в
1 Высокая результативность операций «Канал» была признана Международным комитетом по контролю наркотиков. Об эффективности координации антинаркотической деятельности компетентных органов государств Центрально-Азиатского региона в рамках операций «Канал» неоднократно высказывался на международных форумах заместитель Генерального секретаря ООН — исполнительный директор УНП ООН А. Коста.
режиме реального времени по вопросам противодействия трансграничной наркопреступности. Создание данной структуры будет содействовать повышению эффективности практического сотрудничества между соответствующими правоохранительными структурами и позитивно скажется на профилактических мерах по противодействию афганской наркоугрозе.
Составной частью международных усилий в поддержку афганской национальной стратегии по борьбе с наркотиками становится деятельность союза Россия
— НАТО (СРН) и его государств-членов. Практическим результатом деятельности на этом направлении стала разработка и реализация Пилотного проекта совета Россия — НАТО по подготовке кадров антинаркотических ведомств Афганистана и стран Центральной Азии. По итогам реализации Пилотного проекта в рамках СРН начата работа по его трансформации в полноформатные проекты по подготовке кадров антинарко-тических ведомств Афганистана и стран Центральной Азии, в том числе с привлечением к этой работе учебных центров ФСКН России (Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России и Дальневосточный институт повышения квалификацииФСКН России в Хабаровске). В октябре 2006 г. состоялся выпуск сотрудников правоохранительных органов Афганистана, завершивших предусмотренное Пилотным проектом обучение во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России.
Особое значение в борьбе с транснациональным наркобизнесом и наркоманией имеет международное сотрудничество в рамках Европейского сообщества, тем более что взаимодействие между анти-наркотическими ведомствами стран Европейского союза имеет ряд особенностей и строится с учетом следующих обстоятельств.
В последнее время в европейских странах отмечается высокая мобильность лабораторий по производству синтетических наркотиков, что создает угрозу их перемещения на территорию России
— поближе к прекурсорам и рынку сбыта. (В частности, правоохранительными органами Польши выявлены факты изготовления синтетических наркотиков в лабораториях, оборудованных для этих целей в кузовах трейлеров). Анализ раз-
03'2008__________________ВЛАСТЬ_________________________27
вития наркоситуации требует принятия эффективных мер по противодействию незаконному обороту синтетических наркотиков, все активнее проникающих на российский нелегальный наркорынок.
Самое широкое распространение получили наркотики амфетаминового ряда. (Основным источником появления на российском наркорынке амфетаминов по-прежнему остается контрабандный ввоз их из стран Балтии, Польши, Нидерландов и Германии, в том числе через территорию Белоруссии и Украины). Каналы контрабанды достаточно разнообразны. Транспортировка синтетических наркотиков осуществляется различными видами транспорта, а также в почтовых отправлениях в основном через территории приграничных регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В большинстве случаев маршруты доставки пролегают через Калининград и Санкт-Петербург, а также Псковскую и Тверскую области.
Совместные с иностранными партнерами усилия направлены на ликвидацию каналов контрабанды наркотиков и пресечение деятельности организованных преступных групп, прежде всего с транснациональными и межрегиональными связями. В целях развития двустороннего сотрудничества в антинаркотической сфере и выработки эффективных механизмов его реализации состоялись консультации с партнерами из Болгарии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Латвии, Нидерландов, Хорватии, Эстонии, США и ряда других государств.
Сотрудничество России с европейскими государствами успешно продолжается и приобретает новый качественный уровень. Об этом наглядно свидетельствуют переговоры российской стороны с соответствующими компетентными органами и структурами Германии, на которых принято решение о наращивании совместных усилий по противодействию афганской наркоугрозе и пресечению каналов поставок синтетических наркотиков в Россию из Германии и ряда других европейских государств. Активно развивается сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с западными странами
— Великобританией, Нидерландами, Италией, Хорватией, Румынией.
Одним из главных приоритетов международной деятельности России по линии
Россия — ЕС остаются расширение и укрепление сотрудничества, направленного на координацию совместных усилий по пресечению контрабанды синтетических наркотиков. В этом отношении важное значение имело подписание в 2005 году «дорожных карт» по 4 основным общим пространствам, в том числе «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия.
Характеризуя усилия международного сообщества в борьбе против наркобизнеса и наркомании, нельзя обойти сотрудничество России с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) и Международной таможенной организацией (МТО). В Интерпол в настоящее время входят 175 стран. С 1930 г. Интерпол имеет в своей структуре подразделение, занимающееся проблемой наркотиков. Это подразделение поддерживает банк данных, содержащий всю информацию, относящуюся к наркотикам с картотекой на наркодельцов. В его функции входят расширение сотрудничества между национальными антинаркотическими ведомствами и службами и поощрение обмена информацией между всеми странами по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, укреплением возможностей национальных служб в контроле над наркооборотом. Одна из важнейших задач Генерального секретариата Интерпола — борьба против отмывания преступных денег, в том числе наркодолларов.
В общем итоге следует констатировать, что участие России в сотрудничестве по линии Россия — ЕС играет важную роль в выработке единых с европейскими партнерами подходов к проблемам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, а также определению основных направлений и форм сотрудничества в этой сфере. В этом плане важную роль должна сыграть сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году, подготовка к которой обсуждалась на антинаркотиковом заседании в Вилтон-парке, стараниями британского Foreign Office эти заседания под девизом «Профессионализм без политики» стали традиционными для рассмотрения вопросов эффективности различных вариантов стратегий противодействия транснациональному наркобизнесу, наркокоррупции, «отмыванию денег», деятельности организованных транснациональных групп.