УДК 94(71)
«Мы должны вместе подняться или вместе упадём»: позиция Канады на переговорах по созданию Международной торговой организации в 1946-1947 гг.
Кристина Владимировна Минкова,
к.и.н., старший преподаватель, факультет междeнародных отношений ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет.
191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 8 подъезд.
E-mail: [email protected], тел. +7 921 793 64 33
В настоящей статье впервые в отечественной историографии рассматривается позиция, которую занимала Канада в отношении британско-американских переговоров по заключению двустороннего экономического соглашения и на многосторонних переговорах в области международной торговли в 1946-1947 гг., завершившихся подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле. В ходе этих переговоров, проходивших уже после фултонской речи У. Черчилля, выявилось исключительно прагматичное и беспристрастное отношение Канады к действиям США, СССР и Великобритании на международной арене. Оттава была одним из наиболее активных приверженцев создания послевоенной международной торговой организации (МТО) и принимала большое участие в разработке проекта ее Устава. Вместе с тем, Канада достаточно безапелляционно и беспристрастно констатировала недостатки проекта (равно как и переговорной позиции ключевых держав) и предлагала ре-
шения по их устранению. Правительство М. Кинга полагало, что во имя установления прочных международных связей можно «закрыть глаза» даже на несоблюдение СССР и рядом других государств прав человека и принципов демократического управления.
Источниковую базу исследования составили документы канадского министерства иностранных дел рассматриваемого периода. Показано, что именно позиция Оттавы сыграла решающую роль в тарифных уступках, сделанных Великобританией после многомесячных переговоров с США в ходе обсуждения проекта Устава Международной торговой организации и выработки Генерального соглашения по тарифам и торговле. В указанные годы Канада, пожалуй, единственный раз в истории своей внешней политики, смогла успешно осуществить ряд абсолютно независимых внешнеполитических решений, одним из которых стала чрезвычайно жесткая позиция в отношении Великобритании, намеренно оттягивающей заключение экономического соглашения с США.
Ключевые слова: Канада, Великобритания, США, МТО, ГАТТ, международная торговля, тарифы, Сен-Лоран
"We must rise together or we shall fall together": Canada's position in the negotiations on the establishment of the International Trade Organization in 1946-1947
Dr. Kristina Vladimirovna Minkova,
Senior Lecturer, School of International, St. Petersburg State University. Entrance 8, ul. Smolnogo 1/3, 191060 St. Petersburg, Russian Federation.
E-mail: [email protected], tel. +7 921 793 64 33
The present article, for the first time in national historiography, discusses the position taken by Canada in the bilateral negotiations between the Unites State and Great Britain on the bilateral economic agreement and in international multilateral trade negotiations of 1946-1947 ended with signing of the General Agreement on Tariffs and Trade. These negotiations, which took place after W. Churchill's Fulton speech, revealed exclusively pragmatic and unbiased position of Canada towards the activity of the USA, the USSR and the Great Britain on the international stage. Ottawa was one of the most active proponents of creation of post-war International Trade Organization (ITO) and played a major role in elaboration of its Charter. With that, Canada rather dogmatically and impartially stated the weaknesses of the project (as well as negotiating position of the key nations) and suggested measures to eliminate them. The government of W. L. Mackenzie King supposed that in order to establish solid international ties it is worth turning a blind eye on the USSR and some other states not following the principles of democratic government and human rights. This research is based on the documents of Canadian Foreign Ministry of the period under review. It is shown that it was Ottawa's position that played the crucial role in the tariff concessions made by Britain after months of negotiations with the United States during the discussions on the draft Charter of the International Trade Organization and development of the General Agreement on Tariffs and Trade. It could be stressed that in these years Canada could for the only time in the history of its foreign policy successfully realize a number of absolutely independent foreign policy decisions, a strictly tight position toward Great Britain purposely dragging out the conclusion of economic agreement with the USA among them.
Key words: Canada, Great Britain, USA, ITO, GATT, international trade, tariffs, Saint-Laurent
Вопрос о необходимости создания международной организации в области торговли начал активно обсуждаться еще после окончания Первой мировой войны, однако лишь во второй половине 1940-х гг. наиболее развитые страны мира почувствовали готовность связать себя тесными торгово-экономическими связями во имя предотвращения новой войны и пойти ради этого на ряд уступок в виде снижения тарифов и отказа от протекционизма. Интерес к участию в переговорах по выработке устава Международной торговой организации (МТО) выразили абсолютно все страны-победительницы, включая СССР, хотя, разумеется, каждая из них преследовала, прежде всего, собственные краткосрочные интересы, связанные со скорейшим восстановлением национальной экономики, сильно подорванной за годы войны.
Первые предложения по формулировке Устава МТО были предложены американцами в конце 1945 г. Они были разосланы правительствам всех стран мира, а пятнадцать избранных стран были приглашены для незамедлительного участия в переговорах по снижению тарифов и других торговых ограничений. Вашингтон не скрывал, что «Мир, который изображен в "Положениях", - это тот мир, который нужен американцам» [1, 24]. Великобритания была вынуждена согласиться на предложения американцев, поскольку Лондону дали понять, что без этого согласия Великобритании не удастся получить столь необходимый ей американский кредит.
В обсуждении вопросов международной торговли Канада оказалась едва ли не единственной развитой страной, которая могла себе позволить действительно
взвешенный и беспристрастный взгляд на проблему. С одной стороны, экономика Канады ничуть не пострадала от самой войны (разве только от платежного кризиса, последовавшего за ее окончанием). С другой - окончательно освободившись за годы войны от диктата Лондона, Оттава могла вести независимую внешнюю политику, ориентируясь при принятии решений лишь на собственные национальные интересы.
Канадская сторона весьма прагматично полагала, что первостепенная цель всех стран-участниц переговоров по созданию МТО на тот момент состояла в том, чтобы избежать их провала на ранней стадии из-за попытки замахнуться на недостижимое. Реакция общественности на нарастающее расхождение западной и советской точек зрения диктовала необходимость срочного нахождения какого-то объединяющего всех стимула. Если же такой действенный объединяющий стимул в отношении торговли не будет найден в самое ближайшее время, полагали в канадском МИДе, время начнет работать против какого бы то ни было реального успеха МТО <...> [2, 1039].
Позицию США (и Великобритании, невольно оказавшейся в одной с ними упряжке) в Оттаве воспринимали очень трезво. Тамошние политики ничуть не скрывали, что именно положение Канады «по многим аспектам как никогда благоприятно для выработки нового подхода (к созданию МТО. - К. М.) [2].
Следует подчеркнуть, что в первые послевоенные годы Канада еще не смотрела на США и уже не смотрела на Великобританию снизу вверх и зачастую позволяла себе открыто критиковать те или иные действия Белого дома или Уайтхолла. В частности, достаточно жесткой стала реакция канадского МИДа на уведомление со сто-
роны США о переносе даты начала переговоров по торговым вопросам на более поздние сроки. Решение США, принятое ими без консультаций с какой-либо из других вовлеченных в этот процесс стран было названо «серьезным и очень огорчительным». Оттава полагала, что непосредственно после окончания войны и во время первого этапа реконверсии имелась реальная возможность существенно и относительно безболезненно пересмотреть тарифы. С каждым новым днем сделать это становилось все труднее, поскольку на первый план начинали выходить новые силы, бездействовавшие в годы войны и активизировавшиеся лишь после ее окончания [3].
Будучи активным сторонником создания Международной торговой организации, Канада все же смотрела на предложенный американцами проект с чрезвычайно прагматичной позиции. Оттава достаточно безапелляционно и беспристрастно констатировала недостатки проекта (равно как и переговорной позиции ключевых держав) и предлагала решения по их устранению. Весьма показательно отношение канадского МИДа на ожидавшиеся нападки на проект МТО со стороны коммунистических партий всего мира. Эти нападки начала осенью 1946 г. французская «Юманите», которая раскритиковала американские предложения на том основании, что они, по сути, сводятся к программе «расширения зоны» влияния Уолл-стрит и «большого бизнеса». Молотов занял очень похожую позицию, обрушившись на экономические статьи, предложенные демократическими державами для итальянского мирного договора, а Вышинский озвучил то же самое в Париже в отношении проектов других мирных договоров. Хотя избежать нападок, по мнению Оттавы, было в принципе практически невозможно, именно концепция и формулировки американ-
ского проекта Устава МТО сделали весь проект излишне уязвимым перед критикой со стороны всего «левого» крыла и существенно затруднили положение множества лидеров лейбористских или левых партий, которые хотели бы поддержать проект (например, во Франции, Южной Африке и даже до некоторой степени в Великобритании) [4, 1050-1051].
Между тем, полагало канадское правительство, большинства нападок коммунистов, можно было избежать, если бы проект МТО был представлен в конструктивном и выигрышном ключе, с расчетом на «прогрессивные» круги с традициями интернационализма и с социалистическими или близкими к ним взглядами. При самом лучшем стечении обстоятельств, считали в Оттаве, проект МТО можно было бы представить таким образом, чтобы обратить атаку критиков против них самих [4, 1051].
Основной акцент для этого Канада предлагала сделать на позитивном характере проекта. По своей сути Устав МТО представлял собой попытку создать «единый мир» международной торговли или пойти в этом направлении так далеко, как окажется возможным, координируя торговую политику всех тех стран, которых удастся привлечь к сотрудничеству. Соответственно проект МТО можно было не только представить прежде всего как удар по экономическому шовинизму, но и превратить эту идею в нечто вроде девиза новой организации. Еще одно достоинство МТО, которое следовало подчеркнуть более ярко, - несовместимость ее принципов с прогрессивными методами экономического планирования. Эти методы предполагают серьезное намерение избежать опасностей экономических войн и попытку «ограничить использование отдельных методов торговли, вроде тех, что были
разработаны д-ром Шахтом для исключительно тоталитарных целей»: такие методы, как показала история 1930-х гг., представляют собой опасную угрозу целостности и независимости небольших государств [4, 1051].
По мнению Оттавы, было бы желательно переформулировать некоторые части американского проекта Устава МТО таким образом, чтобы повысить его шансы на более широкое общественное признание. В частности, большинство формулировок американского проекта действительно составлено в ключе философии капитализма и свободной конкуренции [4, 1051]. Между тем, как условия конца 1945 г., когда американская версия Устава МТО появилась на свет, так и сама идея международного торгового института совершенно этого не требовали. Более того, такая манера изложения могла лишь вызвать ненужные спорные вопросы и отвратить потенциальных сторонников в разных частях мира. Разрабатывая предлагаемый проект Устава, американские чиновники, по всей видимости, ориентировались в основном на Конгресс, который предстояло убедить в необходимости серьезной либерализации американской торговой политики, однако и здесь хорошим тактическим решением было бы изменить формулировки таким образом, чтобы привлечь как к самой идее МТО, так и к реальным обязательствам в ее рамках больше сторонников среди общественности и политических партий по всему миру.
Предложив конкретное решение тех проблем, которые виделись Оттаве в связи с реализацией проекта создания МТО, Канада все же не уставала выражать свою поддержку самой идеи Международной торговой организации: «Со всеми своими недостатками проект МТО -это вдохновляющий интернационалистский подход к решению проблем мировой торговли, а ее Устав представ-
ляет собой, пожалуй, самый амбициозный и масштабный проект во всей истории международного права [4, 1054]... Разумеется, впереди много трудностей, но они никоим образом не могут лишить нас надежды на то, что успешного достижения важнейших целей, воплощенных в проекте Устава МТО, следует добиваться энергично и решительно [5].
Канада не встала на сторону американцев и еще в одном чрезвычайно важном вопросе. Если Вашингтон упорно стремился играть на международных переговорах по экономическим вопросам главную роль, то на протяжении 1946-1947 гг. Оттава неоднократно открыто заявляла о том, что все подобные проблемы должны рассматриваться и решаться исключительно в рамках ООН. В частности, в директивах Луи Сен-Лорана Полу Мартину, являвшемуся представителем Канады на Пятой сессии ЭКОСОС ООН летом 1947 г., говорится:
«В отношении экономического сотрудничества следует особо выделить роль таких институтов как Международный Валютный Фонд, Международный банк реконструкции и развития и предполагаемая Международная торговая организация; их нужно максимально использовать в связи с программами восстановления и экономической стабильности. Государства нужно стимулировать принимать и выполнять обязательства в отношении Фонда» [6].
Позицию Сен-Лорана полностью поддерживал один из его заместителей Лестер Пирсон - будущий госсекретарь по международным делам Канады и председатель Генеральной Ассамблеи ООН в 1952-1953 гг. В меморандуме Сен-Лорану от 16 июля 1947 г. Пирсон писал: «Сейчас еще не ясно, окончательно ли разделение Европы на две огромные экономические части и можно ли
будет восстановить разрыв между двумя группами. Если ЭКОСОС или любую из его комиссий можно будет использовать как инструмент для стимулирования экономического сотрудничества между двумя лагерями, такие возможности следует максимально использовать. Делегация [имеется в виду делегация Канады в ООН - К. М.] не должна выступать в этом вопросе с какими-либо инициативами, но ей следует поддержать любую разумную попытку использования ЭКОСОСа для ликвидации на удовлетворительных условиях той экономической пропасти, которая образуется между Западной и Восточной Европой [7, 709].
Как видим, даже в середине 1947 г., после существенного нарастания противостояния между США и СССР из-за провала Парижского совещания по «плану Маршалла», канадский МИД по-прежнему оценивал ситуацию с исключительно объективной точки зрения. В этом была, пожалуй, и негативная сторона: обладая чрезвычайно прагматичным взглядом на происходившее на международной арене, Оттава невольно ожидала такого же поведения от ключевых игроков послевоенной системы международных отношений - США и СССР.
В отношении противостояния между СССР и США в министерстве иностранных дел Канады не питали никаких иллюзий, но и не стремились сгущать краски. В этом вопросе, как и в ряде других, Оттава позволяла себе достаточно жестко отзываться о положении и политике США. Так, в мае-июне 1946 г. канадские политики констатировали: «США перестали быть лидером и утратили престиж в политике или торговле по сравнению с тем, что было девять месяцев назад, а внутренние тенденции к национализму в других странах ничуть не ослабли» [2].
Взгляд из Оттавы на СССР также был чрезвычайно объективным и беспристрастным для своего времени. Разумеется, такой взвешенный подход и полное отсутствие истерии, характерной для стран Западной Европы и США уже практически с марта 1946 г., т.е. с фултонской речи У. Черчилля, имели под собой вполне материальную основу. В конце июня 1946 г. в рамках подготовки канадско-американского соглашения по сотрудничеству в области безопасности в стенах министерства иностранных дел Канады был выпущен меморандум под заголовком «Вероятность войны с Советским Союзом». В этом документе чрезвычайно логично и убедительно доказывалось, что никакая агрессия со стороны СССР в Европе не затронет канадскую территорию, что нападение СССР на США с учетом степени послевоенной разрухи экономики первого и наличия ядерного оружия у последнего в ближайшие 15-20 лет крайне маловероятно и что какое-либо вооруженное столкновение между СССР и США, буде такое произойдет, случится, скорее всего, по вине США [8, 1633].
Именно этим ощущением практически полной безопасности объясняется отстраненный и максимально объективный взгляд Оттавы на основные события первых послевоенных лет, переговоры по важнейшим вопросам послевоенного мироустройства и ключевых игроков международной арены тех лет.
В частности, Канада признавала некоторые успешные инициативы Советского Союза в рамках ООН. В письме государственного секретаря Канады по внешним связям Луи Сен-Лорана министру здравоохранения и социального обеспечения Полу Мартину с одобрением говорится о том, что СССР удалось включить в отчет Комиссии по экономике и занятости рекомендации о том, что пред-
ставление займов и кредитов странам-членам должно быть нацелено на экономическую стабильность и восстановление на благо народов стран-получателей кредита и не должно нести политических или иных преимуществ тем государствам, которые предоставляют им финансовую помощь. Далее Сен-Лоран замечает, что этот акцент на интересы страны, получающей помощь, должен быть в общих интересах расширен таким образом, чтобы регламентировать использование этой помощи на благо своего региона и всего мира [6, 707].
Любопытно, что в своей объективной толерантности канадское правительство доходило до замечаний, без сомнения, показавшихся бы в Вашингтоне крамолой. В частности, исключительно либеральной была позиция Оттавы относительно требований к членству в МТО. По мнению канадской стороны, применительно к членству в МТО вопрос об одобрении или неодобрении режима или политики конкретной страны в сферах, не касающихся международной торговли, не должен был иметь никакого значения; следовало лишь избегать прямых конфликтов, влекущих за собой наложение любых санкций, предложенных Объединенными Нациями. Кроме того, критерии членства в МТО должны были определяться функциональными принципами. В частности, Устав организации не следовало сильно ослаблять лишь для того, чтобы убедить сомневающиеся страны вступить в МТО. Канада также выступала за максимальную репрезентативность государств мира в МТО в целях создания наиболее широкой базы для международной торговли. [9, 1047].
Точно такой же крамолой показалась бы еще за несколько лет до этого реакция Оттавы на сложности в англо-американских переговорах о снижении тарифов.
Именно соглашение между США и Великобританией о взаимном снижении тарифов должно было, по сути, лечь в основу международных переговоров о снижении тарифов, поскольку речь шла не о самой Великобритании, а о всей системе британских имперских преференций.
В середине августа 1947 г. заместитель главы делегации США на переговорах по созданию МТО Клэр Уил-кокс сделал Великобритании «окончательные» предложения о взаимном снижении тарифов. Обсуждение этого вопроса затянулось, вызывая немалое раздражение у обеих сторон. Уинтроп Браун, американский дипломат, в задачу которого входило заключение англо-американского соглашения, писал Уилкоксу 30 сентября 1947 г.: «Сегодня замечательно прекрасный день. Вода в озере невероятно голубая, горы выглядят как на открытке, и омрачают эту картинку лишь британские преференции, которые снились мне большую часть ночи [10, 709]. Предложения Уилкокса, требовавшие от Великобритании бульших уступок, чем те, на которые Лондон был готов пойти изначально («Если мы сейчас откусим от системы преференций слишком большой, кусок, у нас не останется пространства для маневра на последующих переговорах» [11], должны были рассматриваться в британском парламенте незамедлительно. В речи Уилкокса предусмотрительно предлагалось два возможных сценария развития событий: первый - выработка удовлетворительного решения по вопросу преференций между США и Великобританией; второй - провал выработки такого решения и последствия этого провала для идеи МТО.
Реакция Оттавы оказалась, как обычно, очень прагматичной: решительный отказ принять предложения США, вероятнее всего, должен был привести к прекращению всех тарифных переговоров между США и Великобрита-
нией. Соответственно это оказало бы серьезное или, возможно, даже фатальное воздействие на другие тарифные переговоры, весь проект МТО, программу торговых договоров США и «план Маршалла». Однако следовало задаться вопросом, «определяющим в той экстремальной ситуации, в которой мы все оказались, какое государство в наибольшей степени зависит - в том, что касается будущего его внутренней политики - от успеха МТО? Принимая во внимание то, сколько сил положила администрация США на то, чтобы увязать проект создания МТО с программой двусторонних торговых договоров, и растущее среди американских бизнесменов ощущение того, что американские товары смогут захватить новые рынки, как только получат на них свободный доступ, может оказаться, что больше всего от успеха МТО зависит будущее США» [12, 1174]. А если это действительно так, заключили в Оттаве, то администрация США, невзирая на «окончательность» этого последнего предложения, вполне может пойти на некоторые уступки, если британское контр-предложение будет достаточно впечатляющим, и его можно будет представить американской общественности в выгодном свете.
На следующий день глава канадской делегации на Конференции по торговле и занятости Л. Уилгресс писал Сен-Лорану, что оценить относительные преимущества этих разногласий между двумя ведущими торговыми странами мира достаточно трудно, однако с объективной точки зрения очевидно, что делегация Великобритании плохо разыграла свои карты, поскольку невзирая на активное сотрудничество в организации многосторонних переговоров по вопросам торговли, из всех участников она труднее всего идет на тарифные уступки [13, 1175].
Двадцать четвертого сентября обеспокоенный Сен-Лоран послал Верховному комиссару Канады в Лондоне Норману Робертсону сверхсекретную телеграмму, в которой писал: «В свете критической ситуации, в которой оказались женевские переговоры по Международной торговой организации, я полагаю нелишним заверить Вас, что правительство Канады разделяет с Вами глубокое убеждение в том, что проект Международной торговой организации, который обещает так много для будущего благосостояния человечества, не должен провалиться по причинам, которых можно избежать. В частности, я искренне надеюсь, что правительство Великобритании найдет возможным достичь согласия с США по текущим тарифным переговорам, поскольку их провал не только поставит под удар будущее самой Международной торговой организации, но к тому же может иметь самые серьезные последствия для всей программы американской помощи в восстановлении Европы. Я и мои коллеги очень надеемся, что переговоры в Женеве можно будет привести к счастливому и взаимовыгодному завершению» [14, 1179]. Иными словами, Оттава выражала свое несогласие с позицией Лондона, практически открыто называя британское правительство виновником того тупика, в который зашли переговоры о взаимном снижении тарифов.
Жесткая позиция Оттавы наряду с соображениями о том, что англо-американские противоречия сыграют на руку Советскому Союзу, который будет рад нажиться на слабости Великобритании, чтобы нарастить свое влияние в Восточной Европе, сыграла решающую роль в изменении позиции Лондона, который после многих месяцев тяжелых переговоров, наконец, пошел на уступки американцам. 30 октября 1947 г. в Женеве было подписано
первое в истории многостороннее соглашение о взаимном снижении тарифов - Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Предполагалось, что ГАТТ станет первой главой Устава Международной организации.
В заключение отметим еще раз, что в 1946-1947 гг. Канада играла чрезвычайно важную роль в процессе создания Международной торговой организации и выработке Генерального соглашения по тарифам и торговле. Следует особо подчеркнуть чрезвычайно прагматичный и взвешенный подход Оттавы к переговорам по вопросам международной торговли. «В действительности мы подобны скалолазам. Мы связаны экономическими отношениями. Однако экономические связи нельзя оборвать как веревку. Мы не можем - даже если бы мы были настолько негуманными, что захотели бы этого - сбросить в пропасть тех альпинистов, которые на мгновение потеряли точку опоры. Экономические связи этого полушария с Европой нельзя разорвать. Мы должны вместе подняться или вместе упадем» [5, 717].
Литература и источники
1. Wilcox C. A Charter for World Trade. New York, 1949. -333 p.
2. Deputy Minister of Trade and Commerce to Acting UnderSecretary of State for External Affairs. May 18, 1946 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Donald M. Page. Vol. XII - 1946. Ottawa, 1977. 2012 p. P. 1035-1039.
3. Memorandum by Under-Secretary of State for External Affairs to Prime Minister. Ottawa, April 24, 1946 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Donald M. Page. Vol. XII - 1946. Ottawa, 1977. 2012 p. P. 1034-1035.
4. Acting Under-Secretary of State for External Affairs to Clerk of the Privy Council. Ottawa, October 4, 1946 // Doc-
uments on Canadian External Relations / Ed. by Donald M. Page. Vol. XII - 1946. Ottawa, 1977. 2012 p. P. 1049-1054.
5. Statement to Second Committee of the General Assembly of the United Nations. New York, October 6, 1947 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Norman Hillmer. Vol. XIII - 1947. Carleton Univ. Press, 1993. 1654 p. P. 714-718.
6. Secretary of State for External Affairs to Minister of National Health and Welfare. Ottawa, July 15, 1947 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Norman Hillmer. Vol. XIII - 1947. Carleton Univ. Press, 1993. 1654 p. P. 704-708.
7. Memorandum from Under-Secretary of State for External Affairs to Secretary of State for External Affairs. Ottawa, July 16, 1947 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Norman Hillmer. Vol. XIII - 1947. Carleton Univ. Press, 1993. 1654 p. P. 708-710.
8. The Possibility of War with the United States. Memorandum by Associate Under-Secretary of State for External Affairs. Ottawa, June 28, 1946 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Donald M. Page. Vol. XII - 1946. Ottawa, 1977. 2012 p. P. 1632-1635.
9. Secretary of State for External Affairs to ChargM d'Affaires in United States. Ottawa, September 7, 1946 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Donald M. Page. Vol. XII - 1946. Ottawa, 1977. 2012 p. P. 1047-1048.
10. Winthrop Brown to C. Wilcox, September 30, 1947 // Zeiler T. W. GATT Fifty Years Ago: U. S. Trade Policy and Imperial Tariff Preferences // Business and Economic History. 1997. Vol. 26. №2. P. 709.
11. Zeiler T. W. GATT Fifty Years Ago: U. S. Trade Policy and Imperial Tariff Preferences // Business and Economic History. 1997. Vol. 26. №2. P. 709-717.
12. Memorandum from Head of Economic Division to Un-der-Secretary of State for External Affairs. Ottawa, September 22, 1947 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Norman Hillmer. Vol. XIII - 1947. Carleton Univ. Press, 1993. 1654 p. P. 1172-1174.
13. Head of Delegation to Trade and Employment Conference to Secretary of State for External Affairs. Geneva, September 23, 1947 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Norman Hillmer. Vol. XIII - 1947. Carleton Univ. Press, 1993. 1654 p. P. 1174-1177.
14. Secretary of State for External Affairs to High Commissioner in United Kingdom. Ottawa, September 24, 1947 // Documents on Canadian External Relations / Ed. by Norman Hillmer. Vol. XIII - 1947. Carleton Univ. Press, 1993. 1654 p. P. 1178-1179.
\