Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 183-187
УДК 339.9
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ
© 2013 г. Л.В. Новокшонова1, Н.В. Шмелева2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Поступила в редакцию 02.07.2013
Показана неизбежность последовательной смены торгово-политических организаций: Международная торговая организация ^ Г енеральное соглашение по тарифам и торговле ^ Всемирная торговая организация. Обращено внимание на проблему единения и разобщения интересов ряда современных международных субъект-акторов.
Ключевые слова: геоэкономическая граница; Международная торговая организация, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Всемирная торговая организация; межгосударственные интеграционные объединения; синергия пространств.
В практике экономического развития активную, структурообразующую роль играют пространственные факторы. Территория социума, поэтапно насыщаясь пространствами с постепенным усовершенствованием организации последних, способна вмещать их множество: экономическое, политическое, информационное, правовое, культурное, социальное, экологическое и иные пространства. Их взаимодействие способно создать синергию пространств. Возможно, качественное и количественное выражение ее эффекта сказывается на направленности (расширении или сужении) геоэко-номических границ [1]. По отношению друг к другу эти пространства непостоянны: при полной взаимозависимости главенствует одна из их разновидностей. В современных условиях на господствующие позиции в мировой иерархии выходит геоэкономическое пространство. Оно меняется, изменяется его отношение с геополитическим пространством, а следовательно, модифицируется и система взаимоотношений национальных экономик и их хозяйствующих субъектов с внешней сферой и между собой (рис. 1).
В контексте российских интересов и общемировых процессов актуализируются проблемы формирования, трансформации и эффективности внешних экономических связей. Их регулирование осуществляется: системой экономической политики страны; двусторонними договоренностями государств; соглашениями в рамках региональных союзов; действующими на многосторонней основе нормами и правилами.
Примером многостороннего межправительственного взаимодействия являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade - GATT) и его преемница Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO). Последняя представляет собой целую систему соглашений: собственно Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-94), Генеральное соглашение по торговле услугами -ГАТС (General Agreement on Trade in Services), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер - ТРИМС (The Agreement on Trade Related Investment Measures) и другие, более конкретные и детальные. Россия не участвовала в их разработке. Она пока лишь пассивно испытывает на себе последствия решений, принятых другими.
Идея создания единой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешних торговых связей, сформировалась в конце Второй мировой войны. В 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций; в
1946 г. один из ее элементов - Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - на своем первом заседании принял резолюцию в поддержку созыва конференции по разработке устава Международной торговой организации (МТО). В
1947 г. в Женеве состоялось первое заседание конференции. В повестку дня входили три вопроса: подготовка устава МТО, переговоры об
Рис. 1. Иерархия сфер мирового пространства в условиях геоэкономической направленности его развития
общем соглашении о многосторонних сокращениях пошлин, закрепление общих положений об обязательствах в области таможенных мер. Конференция в Гаване (ноябрь 1947 г. - март
1948 г.) завершила разработку устава МТО.
Переговоры по созданию институциональной основы функционирования системы международных торгово-экономических отношений проходили в условиях острых разногласий. Они касались, в частности, количества голосов, предоставляемых странам-участницам. В противоположность европейскому подходу, предусматривавшему принцип «одна страна - один голос», США выступали за взвешенное голосование, при котором количество голосов пропорционально доле страны в мировой торговле. Устав не был утвержден Конгрессом США. Временная комиссия, образованная для формирования МТО, превратилась в секретариат ГАТТ. По поводу одного из разделов соглашения о создании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры, результатом которых стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли. С 1 января 1948 г. ГАТТ дополняло в таможеннотарифной сфере работу другой организации в области валютно-финансового обеспечения внешней торговли - Международного валютного фонда (МВФ).
Генеральное соглашение по тарифам и торговле просуществовало без особых изменений в течение почти пятидесяти лет. Однако за эти десятилетия экономическая ситуация в мире существенно изменилась. Государства перестали быть единственными влиятельными субъект-акторами международных экономических отношений. В них участвуют:
• национальные суверенные государства и самоуправляющиеся территории;
• международные межправительственные и отраслевые организации;
• неправительственные общественные организации, имеющие выход во внешний мир;
• транснациональные и наднациональные структуры, деятельность которых простирается за пределы отдельных стран;
• региональные интеграционные межгосударственные объединения;
• индивиды, решения (действия) которых имеют транснациональные последствия.
Вместе с тем межгосударственные отношения по-прежнему образуют структурно-функциональную основу современного мироустройства и задают наиболее мощные импульсы его развитию.
Проблемы и недостатки, все чаще выявлявшиеся в системе ГАТТ, побуждали мировое сообщество сначала к модификации и модернизации отдельных разделов соглашения путем внесения соответствующих дополнений и уточнений, затем к заключению специальных соглашений, в совокупности даже превышающих по объему ГАТТ, в надежде восполнить его пробелы и устранить недостатки в регулировании торговли (но которые лишь осложнили правовую систему ГАТТ и подорвали ее целостность). Все это привело к необходимости принятия решений более радикального характера. Результатом новых переговоров стало подписание Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, которая официально функционирует с 1 января 1995 г.
ВТО играет ключевую роль в развитии современных интеграционных процессов в мировой экономике, при этом представляя собой арену острых противоречий, разногласий. Одной из основных ее задач является либерализация международной торговли, поощряющая трансграничное движение товаров, услуг, капи-
талов и позволяющая странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов. Однако наибольшие конкурентные преимущества получают предприниматели экономически более развитых стран. Последнее объясняет особенно сильное стремление их правительств к максимальной либерализации международной торговли.
Либерализация в данной сфере экономических связей происходит на следующих главных направлениях: (1) автономная, или односторонняя, либерализация проводится правительствами отдельных стран; (2) региональная торговая либерализация осуществляется посредством заключения региональных торговых соглашений; (3) многосторонняя торговая либерализация осуществляется через договоренности по линии ГАТТ/ВТО. В современный период наиболее проблемным остается вопрос о противоречиях второго и третьего направлений экономической политики. За последние годы стал очевиден рост числа региональных торговых соглашений, растущая популярность которых привела к возникновению вопроса об их совместимости с принципами ВТО. В 1996 г. при Секретариате этой организации был создан специальный Комитет по региональным торговым соглашениям. Он исследует степень влияния межстрановых интеграционных блоков на многостороннюю торговую систему и анализирует взаимосвязь между региональными и многосторонними соглашениями.
В современном мировом хозяйстве применяется множество схем согласованного развития различных сфер сотрудничества. Внутристра-новое региональное развитие регулируется преимущественно через универсальные нормы ВТО в области конкуренции, прежде всего посредством национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Напрямую оно отражается лишь в положениях, касающихся субсидий и размещения государственного заказа. В соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, субсидии, направляемые на развитие регионов страны, признаются правомерными в случае, если не дают прямых негативных последствий для конкуренции во внешнеэкономической сфере. Соглашение о порядке размещения государственных заказов распространяет принцип недискриминации и национальный режим на сферу услуг, а также на субфедеральный уровень. Это позволяет сделать заключение, что внутристрановые регио-
нальные аспекты внешнеэкономической либерализации в рамках ВТО пока не занимают видного места. Вместе с тем проблемы выполнения Россией норм ВТО на уровне регионов страны сопряжены с приведением в соответствие международных соглашений субъектов Федерации с нормами и принципами Российской Федерации и международного права.
В рамках общей дискуссии о путях развития мировой торговли сталкиваются две линии аргументации. Со стороны представителей ВТО и международных финансовых организаций усилилась критика замкнутых региональных экономических объединений. Следует подчеркнуть, что их существование допускается многосторонним торговым соглашением. Статья XXIV ГАТТ 1947 г., Договоренность о толковании этой статьи в ГАТТ от 1994 г. и статья V Генерального соглашения по торговле услугами устанавливают основные правила создания и функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли (из членов ВТО лишь Япония и Республика Корея не принадлежат к подобным блокам; США имеют только два региональных торговых соглашения с другими странами, которые Секретариат ВТО относит к заявленным и действующим - это Североамериканская зона свободной торговли и двустороннее соглашение с Израилем). Они, по мнению экспертов ВТО, подрывают многосторонние принципы, разделяя мир на дискриминационные сегменты, искусственно изменяя естественные потоки товаров, повторяя ошибки автаркии. Это наносит удар по экспортерам из третьих стран и в то же время не побуждает добиваться повышения эффективности своих производителей, продукция которых за пределами блока не приобретает, а теряет конкурентоспособность. Однако у сторонников региональных договоренностей есть свои доводы: коллективные соглашения приносят общую пользу, поскольку стимулируют либерализацию мирохозяйственных связей. Таким образом, оценка экономического воздействия региональной интеграции стран на многостороннюю торговую систему неоднозначна. Пока же ощущается дефицит предложений относительно конкретных шагов региональных интеграционных объединений и Всемирной торговой организации навстречу друг другу [2].
Развертывающийся в пространстве интеграционный процесс идет неравномерно. Но во времени он протекает не монотонно, одинаково во всех своих стадиях, на всех своих этапах, а рывками, с замедлениями и ускорениями, с периодами ослабленной и напряженной событий-
Таблица 1
Современные региональные объединения, нотифицированные в ГАТТ/ВТО в качестве таможенных союзов
Наименование Дата нотификации Число стран
Европейский союз* (ЕС) 24.06.1957 г. 28*
Центральноамериканский общий рынок 24.02.1961 г. 5
Карибское сообщество и общий рынок 14.10.1974 г. 15
Андское сообщество наций 01.10.1990 г. 4
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) 17.02.1991 г. 4
Европейский союз - Турция 22.12.1995 г. 28
Европейский союз - Андорра 23.02.1998 г. 28
Евразийское экономическое сообщество 21.04.1999 г. 5
Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки 21.07.1999 г. 6
Западноафриканский экономический и валютный союз 27.10.1999 г. 9
Восточноафриканское сообщество 09.10.2000 г. 3
Экономическое сообщество западноафриканских государств 06.07.2005 г. 15
Южноафриканский таможенный союз 25.06.2007 г. 5
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива 19.11.2007 г. 6
Европейский союз - Сан-Марино 24.02.2010 г. 28
Примечание: Первоначально насчитывал шесть стран-учредителей. При создании в 1957 г. и до 1992 г. назывался Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Включает семь расширений.
Источник: [4].
ной интенсивности. С такой неравномерностью времени связаны неравномерно протекающие кумулятивные процессы в региональном развитии. Они могут работать как на создание, так и на разрушение системы. Позитивная кумулятивная причинность обеспечивает синергию регионального развития; при негативной кумулятивной причинности в результате аккумулирования слабых импульсов возникает обрушение системы.
Интеграционный процесс, еще недавно развивавшийся в отдельных частях мира, охватил в последние годы практически все континенты. Он привел к образованию многочисленных региональных хозяйственно-политических блоков (табл. 1). Их создание определяется как экономическими задачами расширения торговых и инвестиционных отношений, так и интересами национальной безопасности [3]. По данным ВТО, на начало 2011 г. в мире насчитывалось 297 региональных торговых соглашений. Подавляющее большинство из них (174, т.е. 58%) составляли соглашения о свободной торговле; доля таможенных союзов находилась на уровне 5.4% (16), соглашений об экономической интеграции - 27.6% (82), соглашений о преференциальной торговле - 4.7% (14); остаток в 4.3% классифицировался как «соглашения о присоединении к тем или иным видам региональных торговых соглашений» [4]. В последние годы замечается нечеткая идентификация ряда межгосударственных интеграционных объединений, что выразилось в широкой формулировке названий соответствующих документов как соглашений об «экономической интеграции».
Страны и их группы освобождаются от жесткой взаимообусловленности и соподчинен-ности классических ступеней интеграции. Они ищут новые, более эффективные ее форматы, адаптивные к современным условиям. В числе последних - подвижность, гибкость, изменчивость мирохозяйственных связей, а также множественность и разнонаправленность интересов как стран - участниц интеграционных взаимодействий, так и транснационального бизнеса. Если раньше процессы регионализации и глобализации развивались в основном параллельно, зачастую конфликтуя между собой, то в настоящее время они все более взаимно дополняются. Новым интеграционным форматом стало формирование общего межгосударственного экономического пространства.
К этому нужно добавить, что дает о себе знать новая тенденция - нарастание интенсивности межблокового сотрудничества. Растущая часть заключенных в последние годы региональных торговых соглашений приходится на соглашения с участием региональных объединений как полноправной стороны. Появились первые межблоковые (и одновременно межрегиональные) региональные торговые соглашения - между Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива; ЕАСТ и Южноафриканским таможенным союзом; Европейским союзом (ЕС) и Карибским форумом африканских, карибских и тихоокеанских государств.
Основной целью новой многосторонней торговой системы является создание хозяйствен-
ной среды, способствующей развитию торговли, поддержанию установленной на межгосударственной основе дисциплины в регулировании торговых потоков, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Другой непрерывно действующей переговорной площадки, подобной формату ВТО, для обсуждения проблем, связанных с мировой торговлей, не существует.
Членство России в ВТО (она стала полноправным членом этой организации в 2012 г. ), помимо торгово-политического значения, будет иметь сильное влияние на экономику страны, методы управления внешнеэкономическими связями, характер и формы взаимодействия с мировым сообществом, приведет к росту конкуренции не только вне, но и внутри России.
Это влияние, скорее всего, будет неоднозначным, однако негативные последствия могут пе-рекрыться последующими выгодами.
Список литературы
1. Новокшонова Л.В., Шмелева Н.В., Волост-нов Н.С., Сидоренко Ю.А. Особенности развития мировой торговли в условиях формирования экономических границ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3. Часть 1. С. 261-268.
2. Оболенский В.П. Мировое развитие и проблемы ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 11. С. 3-9.
3. Новокшонова Л.В., Шмелева Н.В. Межгосударственная интеграция: региональные институциональные структуры // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 2. С. 8-18.
4. WTO Regional Trade Agreements Database. -URL: http://rtais.wto.org (дата обращения 16.04.2013).
INTERSTATE INTEGRATIVE ASSOCIATIONS AND THE WORLD TRADE ORGANIZATION:
TOGETHER AND APART
L. V. Novokshonova, N.V. Shmeleva
We show the inevitability of successive change of trade and political organizations: International Trade Organization ^ General Agreement on Tariffs and Trade ^ World Trade Organization. Particular attention is paid to the problem of unity and separation of interests of some modern international actors.
Keywords: geo-economic boundary, International Trade Organization, General Agreement on Tariffs and Trade, World Trade Organization, interstate integrative associations, synergy of spaces.