УДК 94(71)
Канада и перспективы либерализации международной торговли в 1944-1946 гг.
Кристина Владимировна Минкова,
к.и.н., старший преподаватель, факультет международных отношений ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет.
191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 8 подъезд. Тел. +7 921 793 64 33, E-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматривается позиция канадского правительства в отношении международного торгово-экономического сотрудничества в 1944-1946 гг. Выявляются причины приверженности правительства У. Л. Макензи Кинга идее либерализации международной торговли и создания Международной торговой организации (МТО). Вскрывается сложность экономического положения Канады, потерявшей свои традиционные рынки сбыта из-за разорения Европы и боявшейся усиления своей зависимости от нарастания объемов торговли с Соединенными Штатами Америки. Входя в стерлинговый блок и систему имперских преференций, Канада, тем не менее, была готова пожертвовать этими привилегиями во имя создания новой международной торговой системы, основанной на значительном единовременном снижении тарифов и других торговых ограничений всеми ее участниками, поскольку лишь эта система могла спасти ее от критической зависимости от торговли с США. На протяжении 1945 г. различные канадские политики на
66
разных уровнях неоднократно в довольно жесткой форме призывали британское правительство отказаться от системы преференций, заручившись, при этом, поддержкой ряда других британских доминионов.
Источниковую базу исследования составили документы канадского министерства иностранных дел рассматриваемого периода.
Ключевые слова: Канада; Великобритания; США; МТО; система имперских преференций; стерлинговый блок; международная торговля; тарифы; кредит; Макензи Кинг
Canada and Prospects for International Trade Liberalization, 1944-1946
Dr. Kristina Vladimirovna Minkova,
Senior Lecturer, School of International, St. Petersburg State University. Entrance 8, ul. Smolnogo 1/3, 191060 St. Petersburg, Russian Federation. Tel.: +7 921 793 64 33, E-mail: [email protected]
The present article examines the position of the Canadian government in relation to international trade and economic cooperation in 1944-1946. It uncovers the reasons for the commitment of W. L. Mackenzie King's government to the idea of liberalizing international trade and establishing the International Trade Organization (ITO). The author reveals the complexity of Canada's economic position stemming from the loss of its traditional markets due to the economic and financial crisis in Europe. Canada was afraid that increase in trade with the United States of America will inevitably lead to the growth of political and economic
67
dependence on the latter. Belonging to the sterling bloc and the system of imperial preferences, Canada was nevertheless willing to sacrifice these privileges in the name of creating a new international trading system based on a significant simultaneous reduction of tariffs and other trade restrictions by all its participants, since only such system could save it from critical dependence on trade with the United States. Throughout 1945, various Canadian politicians at various levels repeatedly, in a rather tough form, urged the British government to abandon the system of preferences, enlisting, at the same time, the support of a number of other British dominions.
The study is based mainly on the documents of the Canadian Ministry of Foreign Affairs of the period under review.
Key words: Canada; Great Britain; USA; ITO; imperial preferences system; sterling bloc; international trade; tariffs; loan; Mackenzie King
Во внешнеполитической стратегии канадского правительства на первые послевоенные годы, разрабатывавшейся У. Л. Макензи Кингом примерно с середины 1942 г., вопросы международного экономического и торгового сотрудничества занимали особое место. Пожалуй, лучше всего взгляды Кинга характеризует фраза, сказанная им генералу де Голлю во время визита последнего в Оттаву осенью 1945 г. Премьер-министр Канады заметил ему, что канадцы «не слишком заинтересованы в решении политических вопросов вроде установления границ между странами Европы, но чрезвычайно заинтересованы в вопросах экономических» [1, c. 469]. Примерно то же самое он говорил де Голлю и годом раньше [2, c. 279].
68
Правительство Кинга было убеждено, что послевоенное благосостояние Канады зависит от быстрого восстановления Европы. Соответственно ее торговая политика определялась следующими тремя факторами.
Во-первых, еще до 1945 г. Канада активно выступала за создание международной торговой организации (или разработку всеобъемлющей торговой конвенции) и радикальное снижение тарифов - настолько радикальное, что даже Соединенные Штаты Америки, которые первыми выступили с идеей либерализации международной торговли, отказались их рассматривать [3].
Во-вторых, как в ходе войны, так и после ее завершения Канада оказывала значительную помощь странам Европы и СССР. С 1943 г. Оттава выступала с собственной программой ленд-лиза (до этого времени поставки шли через Великобританию). По завершении военных действий несколько стран континентальной Европы получили кредиты в размере более 500 млн долларов на покупку канадских товаров для скорейшего восстановления их экономик и предотвращения голода. Великобритания же получила от Канады 1,25 млрд долларов и очень щедрый по условиям контракт на поставки пшеницы лишь после того, как под давлением Канады и США отказалась от системы имперских преференций, препятствовавшей либерализации международной торговли. (Впрочем, здесь инициатива Оттавы сослужила ей плохую службу: британцы превысили сумму кредита, в результате чего экономика Канада оказалась в довольно непростой ситуации) [4, с. 286].
В-третьих, финансовый обменный кризис, случившийся в конце 1947 г., привел к тому, что канадское правительство закрыло кредитные программы для континен-
69
тальной Европы и ввело чрезвычайные меры для сохранения находившейся в стране массы долларов США.
Все это выбило Канаду из привычной схемы торговли, сложившейся в межвоенный период: дефицит в торговле с США покрывался за счет выгодной Канаде торговли с Великобританией. Однако после окончания Второй мировой войны эта схема перестала работать: возрастание зависимости от США становилось неизбежным.
Именно поэтому правительство Канады поддержало инициативу США о либерализации международной торговли, взаимном снижении тарифов и открытии рынков еще в 1942 г., когда Великобритания и США впервые начали обсуждать послевоенное устройство мира. Основном препятствием к этому в рассматриваемый нами период служили созданные в 1932 г. Великобританией стерлинговый блок и система имперских преференций. Канада входила в блок наряду с самой Великобританией, Австралией, Новой Зеландией, Южно-Африканским союзом (ЮАС) и британскими колониями.
В 1943 г. Оттава выступила в поддержку американского проекта создания Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Преимущества работы таких организаций виделись канадскому правительству не только в возможности предоставления кредитов европейским странам, но в возможности самой Канады беспрепятственно обменивать фунты стерлингов на доллары через Банк. Министр торговли Канады Илсли надеялся, что членство в Бреттон-Вудских институтах станет мощным толчком к развитию торговли в североамериканском треугольнике [5].
В мае 1943 г. канадское правительство создало Консультативный комитет по экономическим вопросам, состоявший из представителей Банка Канады, министерств
70
иностранных дел, финансов и торговли. Ведущие советники по финансовым вопросам рекомендовали правительству направить усилия к «участию в выработке многосторонней торговой конвенции, регламентирующей сокращение тарифов и торговых ограничений, а также устранение других препятствий обмену товарами» [6]. Предполагалось, что более низкие торговые барьеры смогут обеспечить выход Канады на крупнейшие мировые рынки. Поскольку ее внутренний рынок оставался по-прежнему небольшим, процветание Канады находилось в критической зависимости от зарубежных рынков -в отличие от Соединенных Штатов.
После назначения на пост министра иностранных дел Канады Л. Сен-Лоран так объяснил позицию канадского правительства в обращении к представителям лесопромышленного комплекса: «Наша зависимость от большого и постоянного объема внешней торговли огромна, больше чем у любой другой страны кроме, разве что, Новой Зеландии. При населении всего лишь в 12 миллионов человек мы, тем не менее, занимаем третье место по объему экспорта, да и вообще по торговле [в мире - К. М.]. Наш экспорт составляет от трети до четверти нашего национального дохода» [7, с. 73].
Как только Оттава объявила о своей поддержке американских проектов, она фактически оказалась между двух огней: Лондон начал прилагать усилия к тому, чтобы заставить ее изменить позицию, настаивая на необходимости сохранения некоторых преференций в странах стерлингового блока на протяжении первых послевоенных лет [8].
Летом 1943 г. года британцы приложили значительные усилия к тому, чтобы выработать согласованную с Канадой позицию по ключевым вопросам послевоенного
71
устройства международной торговли и лишь затем идти на переговоры с США. Итогом дискуссий в рамках Содружества, имевших место в июне 1943 г., стало, в частности, предложение об участии Канады в англоамериканских торговых переговорах [9].
Однако Вашингтон идею трехсторонних переговоров не поддержал, и в декабре 1943 г. канадское правительство получило приглашение провести двустороннюю ка-надско-американскую встречу по вопросам послевоенной организации международной торговли в январе 1944 г.
Заместитель министра иностранных дел Канады Норман Робертсон сообщил премьер-министру У. Л. Макен-зи Кингу о том, что США и Великобритания «работают над многосторонней программой освобождения мировой торговли» и заметил, что Канада в этом вопросе «имеет хорошую стратегическую позицию из-за масштаба наших торговых интересов и наших особых отношений с Соединенными Штатами и Соединенным Королевством» [10]. Кинг подтвердил, что предложенные американцами переговоры представляют для Канады огромный интерес.
В начале дискуссии канадская сторона предложила, чтобы все объединенные нации стали участницами международного договора, по условиям которого они единовременно снизили бы все тарифы на 50%. При этом подразумевалось, что все крупные торговые державы откроют свои рынки для иностранных товаров. Американцы же ответили, что этот план возможно реализовать лишь в том случае, если преференции стерлингового блока будут «полностью отменены». Канадская делегация согласилась с разумностью такого шага и возвратилась в Оттаву с ощущением того, что она смогла заставить Вашингтон играть по своим правилам.
72
Таким образом, канадская позиция шла вразрез с планами Великобритании. Особенно ярко противоречия обратили на себя внимание во время предварительных переговоров по вопросам экономической политики Содружества. Лондон настаивал на подписании в 1944 г. торговой конвенции, которая вступит в силу с окончанием военных действий, т.е. одновременно с полноценной работой международной торговой организации. По окончании войны будет произведено частичное снижение тарифов, которое затем продолжится и постепенно достигнет их окончательного устранения [11]. Канадцы же настаивали на том, чтобы окончательное сокращение тарифов вступило в силу как можно скорее после окончания военных действий, чтобы «запустить» весь процесс [либерализации международной торговли - К. М.]. Канадские делегаты напомнили, что американцы «солидарны с этим курсом» и они полагают, что со стороны Соединенного Королевства «неразумно предлагать постепенное снижение тарифов или его отсрочку» [11]. Позицию Канады поддержали представители Новой Зеландии и ЮжноАфриканского Союза, против нее и солидарно с Великобританией выступила Австралия, традиционно являвшаяся сторонницей протекционистской политики.
В мае 1944 г. на встрече лидеров стран Содружества Макензи Кинг изложил те же самые соображения. «Канада приветствует многосторонний подход к освобождению торговли путем заключения всеобщей торговой конвенции, которую все страны будут соблюдать», - заявил Кинг. - В противном случае неспособность государства обеспечить материальную стабильность населения может привести к «возникновению общественных беспорядков после окончания войны» [12]. В поддержку Кинга выступил премьер-министр ЮАС Я. Смэтс. Он полагал, что
73
экономическое сотрудничество и «щедрые взаимные уступки» будут обязательным условием для восстановления Европы. Смэтс призывал к «смелым решениям» и «рискованным действиям» [12]. Подписание многостороннего торгового соглашения Смэтс считал экономическим фундаментом международной организации по безопасности. Как и ряд других политических деятелей рассматриваемой эпохи, Смэтс полагал, что причиной начала Второй мировой войны во многом послужил экономический национализм ключевых мировых держав.
К августу 1944 г. в канадском министерстве иностранных дел осознали, что надеяться на подписание многостороннего торгового соглашения (по крайней мере, в ближайшее время) не приходится: Великобритания не желала отказываться от системы преференций. Для Канады же опасность состояла в том, что в мире не существовало гарантированных потребителей ее продукции. Какое-либо планирование экономической политики как на правительственном уровне, так и на уровне бизнеса практически не имело смысла. Меморандум «Торговая политика после войны» предсказывал серьезные проблемы и неизбежный перекос платежного баланса [13]. Неясно было, следует ли предоставлять новый кредит Великобритании при том, что фунт стерлингов на тот момент ничем не обеспечивался и, соответственно, не мог использоваться канадским правительством. Один из неблагоприятных сценариев развития событий говорил о том, что в Канаде может возникнуть нехватка американских долларов, если она не компенсирует каким-то образом традиционный дисбаланс в торговле с США. Неясно было и то, следует ли ограничить импорт из США для нивелирования последствий этой нехватки. Однако принятие такого решения означало бы полный отказ от той
74
самой либерализации торговли, за которую Оттава так активно выступала.
Существовал и другой вариант. Канада могла заключить новое торговое соглашение с Соединенными Штатами и открыть свой рынок для американских товаров. Взамен Оттава получала шанс аккумулировать в Канаде те самые американские доллары, которые Европа должна была получить от США в виде кредитов на восстановление. Разумеется, сама идея заключения такого соглашения вызвала резко негативную реакцию со стороны Лондона.
В то же самое время Канада продолжала активно искать возможности выхода своих товаров на новые рынки сбыта. Так, еще в феврале 1944 г. правительство Канады сообщило о намерении продавать свои товары через центры поставок Объединенных наций на Ближнем Востоке, в Турции и Северной Африке [14]. Получив доступ на эти рынки, Канада могла бы обеспечить устойчивый спрос на свои товары и после окончания войны.
По мере приближения конца войны разногласия между Канадой и Великобританией по вопросам торговли становились все более очевидными.
Макензи Кинг направил британскому премьер-министру У. Черчиллю три телеграммы, в которых достаточно жестко высказывался о необходимости участия Великобритании в международной торговой и платежной системе. Кинг опасался, что Лондон в конечном итоге выберет политику «двусторонних соглашений и стерлингового изоляционизма», которая будет иметь серьезные политические последствия и приведет к разочарованию и взаимным упрекам не только в Канаде, но и США [15, с. 65].
75
На англо-канадской конференции по вопросам торговли, проходившей в Кембридже 18-21 мая 1945 г., глава Банка Канады Г. Тауэрс объяснил суть торговых интересов Канады ведущему британскому экономисту Дж. Кейнсу. Речь Тауэрса, по сути, представляла собой откровенный шантаж. Если Великобритания захочет сохранить стерлинговый блок и не вступит в международную торговую систему, заявил он, Канаде придется заключить новое торговое соглашение с США, чтобы последние помогли ей решить проблему торгового дисбаланса. В этом случае Канада, по понятным причинам, будет все более и более тяготеть к Соединенным Штатам, и эта зависимость может оказаться критической для ее суверенитета. Он предположил, что и американская сторона может выказать большую заинтересованность в сближении с Канадой в случае провала многостороннего торгового сотрудничества. Возможно даже, что подобные решения будут приниматься исходя из соображений стратегической целесообразности [15, с. 93].
Тауэрс заверил Кейнса, что Оттава хотела бы избежать вынужденного сближения с США и готова пожертвовать многим ради продолжения полномасштабной торговли с Британией [15, с. 95]. Он подчеркнул, что оказание финансовой помощи Великобритании отвечает канадским национальным интересам, и Кейнс заверил его, что он также предпочитает решать торговые проблемы Великобритании путем вступления в многостороннее соглашение.
Здесь следует заметить, что Канада на протяжении всего 1945 г. оставалась некоторым образом заложником политики США. Вашингтон не собирался выносить вопрос о создании Международной торговой организации или подписании многосторонней торговой конвенции на
76
обсуждение Объединенных Наций до тех пор, пока Лондон не предоставит надежные гарантии отказа от стерлингового блока и преференций, поскольку создавать подобную организацию без Британского Содружества, страны которого (за исключением Великобритании) не слишком пострадали от военной разрухи, не имело никакого смысла. Чрезвычайно эффективным инструментом давления на Великобританию был крупный кредит, без которого восстановление британской экономики в обозримом будущем было невозможно [16, с. 107; 17]. Впрочем, Канада также не хотела предоставлять Великобритании кредит, не получив взамен гарантий ее участия в международной торговой системе. Таким образом, фактически весь 1945 г. никакие многосторонние переговоры по вопросам создания МТО не велись. Вашингтон, как уже говорилось выше, не хотел их инициировать, а кроме США, собственно, и являвшихся автором идеи создания многостороннего торгового порядка, выступить с подобной инициативой было некому. Канада, при всей ее внешнеполитической самостоятельности, все же не обладала на международной арене достаточным авторитетом для единоличного выступления с подобной инициативой.
Ожидая начала переговоров по созданию МТО, Канада надеялась на то, что США согласятся на существенное снижение собственных тарифов, чтобы подать положительный пример мировому сообществу. Предполагалось, что другие страны последуют за ними и сообща создадут некое либерализированное торговое пространство. Именно с такой позицией канадская делегация вышла на очередные канадско-американские торговые переговоры, начавшиеся в Оттаве 14 июля 1945 г. Возглавлял делегацию уже упоминавшийся Норман Робертсон, который
77
прямо заявил, что Канада «разочарована и обескуражена» решением американской стороны пойти лишь на выборочное снижение тарифов, а не на «горизонтальное» сокращение на единый для всех процент. Выборочное снижение «безнадежно не соответствовало» канадским потребностям. Робертсон настаивал на том, что именно сейчас в международных отношениях наступил тот момент, когда государства готовы на решительные действия, и общее снижение тарифов может создать важнейший прецедент. По его мнению, вопрос торговых преференций следовало решать на конференции крупнейших торговых держав мира, а страны, не желавшие участвовать в международном торговом сотрудничестве, нужно было лишать каких бы то ни было привилегий. Американская сторона ответила, что канадские предложения нуждаются в тщательном рассмотрении, поскольку республиканский Конгресс может счесть, что другие страны желают нажиться на экономическом преимуществе США. Таким образом, единственным возможным решением на тот момент могло быть лишь выборочное снижение тарифов [3].
Лишь 6 декабря 1945 г. США и Великобритания смогли прийти к долгожданному соглашению: в обмен на кредит в размере 3,75 млрд долл. последняя соглашалась отказаться от системы имперских преференций и поддержать американские предложения по созданию Международной торговой организации [18, с. 1]. Заметим, что первоначально Великобритания настаивала на выделении ей 5 млрд долларов, так что недостающие 1,25 млрд Лондону предоставила Оттава [19]. Через несколько часов после подписания соглашения послы США в Объединенных нациях представили лидерам этих стран американские предложения по расширению мировой торговли и
78
занятости. 15 стран, представлявшихся Соединенным Штатам крупнейшими торговыми державами (Канада среди них), получили приглашение принять участие в Конференции ООН по торговле и занятости. Премьер-министр Кинг с удовольствием поддержал главную идею конференции: «Государства должны объединить усилия в сфере международных экономических отношений во имя увеличения объема мировой торговли» [20].
Канадская делегация состояла из весьма талантливых и известных представителей министерства иностранных дел - Дж. Дейча, Г. Маккиннона, Д. Уилгресса и С. Пирса, а также представителей министерства торговли. В первые два месяца 1946 г. делегация разрабатывала свою стратегию, а также принимала участие в работе подготовительного комитета в составе 18 стран. На конференции, открывшейся в Гаване 10 апреля 1946 г., Канада наряду с США, Великобританией, Францией и Нидерландами занимала лидирующие позиции [21, с. 152153]. После двух лет непростых переговоров 24 марта 1948 г. в той же Гаване 53 страны подписали Устав Международной торговой организации. Казалось, цели Ма-кензи Кинга в отношении либерализации международной торговли и роли Канады в этом процессе достигнуты. Однако новый состав Конгресса США отказался ратифицировать Устав МТО, не желая связывать себя «тисками» торговых правил. Канаде предстояла долгая работа по либерализации международной торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле - первой главы Устава МТО, благополучно подписанной 23 ведущими странами мира в октябре 1947 г. и не требовавшей ратификации Конгрессом США [22, с. 79].
79
Литература и источники
1. Mackenzie King Record / Ed. by J. W. Pickersgill and D. F. Forster. Vol. II. Toronto, 1970.
2. Pope M. A. Soldiers and Politicians. Toronto, 1962.
3. Report by Department of State of United States on Informal Discussions on Commercial Policy. Secretary of State for External Affairs to High Commissioner in Great Britain. Ottawa, February 21, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 99-106.
4. Rettig A. Canada's Limited Options 1943-48: How International and Domestic Factors Shaped a Lesser Power's Policies on Post-war Europe During the Transition to a New World Order. Berlin, 1995.
5. Press Statement by Minister of Finance. Ottawa, July 26, 1945 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 57-60.
6. Bothwell R., English J. Canadian Trade Policy in the Age of American Dominance and British Decline // Canadian Review of American Studies. 1977. Vol. VIII. P. 54-65.
7. Mackay R. A. Canadian Foreign Policy 1945-54: Selected Speeches and Documents. Toronto, 1971.
8. Memorandum from Under-Secretary of State for External Affairs to Prime Minister. September 28, 1943 // Documents on Canadian External Relations. Vol. IX - 1942-1943. Ottawa, 1980. P. 731-732.
9. Report of Representatives at the London Discussions on Post-War Commercial Policy // Documents on Canadian External Relations. Vol. IX - 1942-1943. Ottawa, 1980. P. 680.
10. Memorandum from Under-Secretary of State for External Affairs to Prime Minister. December 21, 1943 // Documents
80
on Canadian External Relations. Vol. IX - 1942-1943. Ottawa, 1980. P. 693-694.
11. Acting High Commissioner in Great Britain to Secretary of State for External Affairs. London, March 10, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 19441945. Ottawa, 1990. P. 67-68.
12. Extract from Minutes of Meeting of Prime Ministers. London, May 8, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 85.
13. Memorandum by Special Wartime Assistant to UnderSecretary of State for External Affairs. Ottawa, August 22, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 87-88.
14. Secretary of State for External Affairs to High Commissioner in Great Britain. Ottawa, February 21, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 256-257.
15. Le Pan D. Bright Glass of Memory. Toronto, 1979.
16. Минкова К. В. «Мы должны вместе подняться или вместе упадем»: позиция Канады на переговорах по созданию Международной торговой организации в 1946-1947 гг. // Канадский ежегодник. 2016. Вып. 20. С.106-123.
17. Burnham P. Re-Evaluating the Washinton Loan Agreement: A Revisionist View of the Limits of Postwar American Power // Review of International Studies. 1992. Vol. 18. No. 3. P. 241-259.
18. Henderson H. D. The Anglo-American Financial Agreement // Bulletin of the Oxford University Institute of Economics & Statistics. 1946. Vol. 8. No. 1. P. 1-13.
19. Britain Will Get $1,250,000,000 Under Canadian Loan Agreement // The New York Times. March 8, 1946. P. 12.
81
20. Secretary of State for External Affairs to Ambassador of United States. Ottawa, December 15, 1945 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 122-123.
21. Wilgress L. D. Memoirs. Toronto, 1967.
22. Минкова К. В. Международная торговля: теория и история. СПб., 2016.
References
1. Mackenzie King Record / Ed. by J. W. Pickersgill and D. F. Forster. Vol. II. Toronto, 1970.
2. Pope M. A. Soldiers and Politicians. Toronto, 1962.
3. Report by Department of State of United States on Informal Discussions on Commercial Policy. Secretary of State for External Affairs to High Commissioner in Great Britain. Ottawa, February 21, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 99-106.
4. Rettig A. Canada's Limited Options 1943-48: How International and Domestic Factors Shaped a Lesser Power's Policies on Post-war Europe During the Transition to a New World Order. Berlin, 1995.
5. Press Statement by Minister of Finance. Ottawa, July 26, 1945 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 57-60.
6. Bothwell R., English J. Canadian Trade Policy in the Age of American Dominance and British Decline // Canadian Review of American Studies. 1977. Vol. VIII. P. 54-65.
7. Mackay R.A. Canadian Foreign Policy 1945-54: Selected Speeches and Documents. Toronto, 1971.
8. Memorandum from Under-Secretary of State for External Affairs to Prime Minister. September 28, 1943 // Documents
82
on Canadian External Relations. Vol. IX - 1942-1943. Ottawa, 1980. P. 731-732.
9. Report of Representatives at the London Discussions on Post-War Commercial Policy // Documents on Canadian External Relations. Vol. IX - 1942-1943. Ottawa, 1980. P. 680.
10. Memorandum from Under-Secretary of State for External Affairs to Prime Minister. December 21, 1943 // Documents on Canadian External Relations. Vol. IX - 1942-1943. Ottawa, 1980. P. 693-694.
11. Acting High Commissioner in Great Britain to Secretary of State for External Affairs. London, March 10, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 19441945. Ottawa, 1990. P. 67-68.
12. Extract from Minutes of Meeting of Prime Ministers. London, May 8, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 85.
13. Memorandum by Special Wartime Assistant to UnderSecretary of State for External Affairs. Ottawa, August 22, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 87-88.
14. Secretary of State for External Affairs to High Commissioner in Great Britain. Ottawa, February 21, 1944 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 256-257.
15. Le Pan D. Bright Glass of Memory. Toronto, 1979.
16. Minkova K. V. «My dolzhny vmeste podnjat'sja ili vmeste upadem»: pozicija Kanady na peregovorah po sozda-niju Mezhdunarodnoj torgovoj organizacii v 1946-1947 gg. [«We must rise together or we shall fall together»: Canada's position regarding the creation of International Trade Organization in 1946-1947] // Canadian Yearbook. 2016. № 20. P. 106-123.
83
17. Burnham P. Re-Evaluating the Washinton Loan Agreement: A Revisionist View of the Limits of Postwar American Power // Review of International Studies. 1992. Vol. 18. No. 3. P. 241-259.
18. Henderson H. D. The Anglo-American Financial Agreement // Bulletin of the Oxford University Institute of Economics & Statistics. 1946. Vol. 8. No. 1. P. 1-13.
19. Britain Will Get $1,250,000,000 Under Canadian Loan Agreement // The New York Times. March 8, 1946. P. 12.
20. Secretary of State for External Affairs to Ambassador of United States. Ottawa, December 15, 1945 // Documents on Canadian External Relations. Vol. XI - 1944-1945. Ottawa, 1990. P. 122-123.
21. Wilgress L. D. Memoirs. Toronto, 1967.
22. Minkova K. V. Mezhdunarodnaja torgovlja: teorija i isto-rija [International Trade: Theory and History]. St. Petersburg, 2016.
##
84