УДК 378.978:[316.32+008](470.67) Ханларова Заира Муратовна
магистрант Института культуры и искусства Дагестанского государственного педагогического университета
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.41 Khanlarova Zaira Muratovna
Master's Degree student, Institute of Culture and Arts, Dagestan State Teacher's Training University
MUSIC EDUCATION IN A GLOBALIZED CULTURE (BY A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Аннотация:
В статье рассматривается российская система музыкального образования в контексте глобализа-ционных процессов современной культуры. Отмечается, что в условиях Республики Дагестан гло-бализационные вызовы усугубляются влиянием культуры арабо-мусульманского мира. В этом контексте актуальна роль университетов в формировании культурной среды региона, в частности учреждений образования, транслирующих универ-сальные ценности. Обозначена роль музыкального образования, реализуемого в системе «школа - училище - вуз», в культурном пространстве Дагестана. Выявлены актуальные проблемы и конкретизированы условия функционирования музыкального образования при взаимодействии глобального пространства с культурными традициями региона. Отмечено, что в современных условиях значительная роль в поддержании престижа музыкального образования принадлежит компетентно разработанной стратегии региональной культурной политики, государственным программам, направленным на включение региональной культуры в общеевропейский культурный контекст.
Ключевые слова:
глобализация, культурная политика, стратегия культурной политики, музыкальная культура, Бо-лонское соглашение, музыкальное образование, музыкальное просвещение, Республика Дагестан.
Summary:
This article deals with the Russian system of music education in the context of globalized modern culture. It is noted that in the Republic of Dagestan globalization challenges are exacerbated by the influence of the culture of the Arab-Muslim world. In this context, the role of universities is urgent during the formation of the cultural environment of the region, in particular educational institutions broadcasting universal values. The paper indicates the significance of music education implemented in school-academy-university system in cultural space of Dagestan. The study reveals the relevant issues of music education, describes the operating environment for this type of education based on interaction of global space with cultural traditions of the region. The author notes that in the current circumstances, the considerable role in preserving the credibility of music education belongs to the proficiently developed strategy of regional cultural policy, as well as the state programs aimed at integrating regional culture into pan-European cultural context.
Keywords:
globalization, cultural policy, strategy of cultural policy, music culture, Bologna Agreement, music education, music awareness, Republic of Dagestan.
Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современный мир представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий. Основой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень технического развития. Эволюция информационных компьютерных технологий трансформирует привычные способы социальной коммуникации, способствуя их расширению и ускорению. Это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность [1, с. 117].
Исследователи отмечают, что для процесса глобализации характерны: интернационализация, выражающаяся во взаимозависимости; либерализация, т. е. устранение торговых барьеров, мобильность инвестиций и развитие интеграционных процессов; вестернизация - распространение западных ценностей и технологий по всему миру; детерриторизация, т. е. уменьшение значимости государственных границ [2, с. 12].
В новом столетии на европейском уровне широко признана определяющая роль художественного образования в подготовке молодых людей для жизни и развития их творческого потенциала, что создает необходимые условия для европейского сотрудничества в этой сфере [3]. Специальные исследования состояния художественного образования в европейских странах отмечают его относительно низкий статус в общей структуре образования: программы художественного образования существуют только в виде самостоятельных учебных дисциплин или как интегрированные курсы [4].
Динамизирующим фактором реформационных процессов в последние годы стало подписание Россией Болонского соглашения, согласно которому наша страна принимает на себя обязательства по реформированию - осуществлению преобразований с целью вхождения государства в европейское и мировое образовательное пространство. Структуре современного многоуровневого образования в области культуры и искусства уделяют внимание российские и зарубежные исследователи, отмечающие положительные результаты и проблемные вопросы Болонского соглашения [5].
Если для многих вузов преобразования, связанные с канонами европейской системы образования, оказались стимулом к прогрессивному развитию, то в художественно-образовательной системе болонские рекомендации вызвали обоснованную настороженность. Профессиональная планка российского художественного образования всегда была нацелена на непрерывное пятилетнее обучение, причем после предшествующего четырехлетнего обучения в среднем специальном учебном заведении. На сегодняшний день сложилась многоуровневая («трехзвен-ная») система подготовки этих специалистов. Первое звено - музыкальная школа, художественная школа, школа искусств. Этому уровню соответствует начальный этап профессиональной социализации, первичная селекция будущих абитуриентов в ссузы и вузы искусств. Второе звено -училище (колледж) искусств. Это еще три или четыре года обучения, ежедневные занятия, формирующие будущий профессионализм. Третье звено - консерватория, вуз. В условиях двухуровневого высшего профессионального образования эта система включает магистратуру как очередной этап высшего образования.
В современную эпоху, когда мир находится в состоянии ценностного разлома, важно выбрать такое движение общественного развития (в том числе в образовательной области), которое будет направлено от идеалов потребления и массовой культуры к системе ценностей, провозглашающих первенство духовной и интеллектуальной сфер. В утверждении этих ценностей видится важнейшая миссия современного российского музыкального образования, проходящего очередной этап своего развития в условиях глобализации.
Музыкальное просвещение и образование - формы сложного человеческого общения, где одна сторона, ведущая, представлена композитором и исполнителем или педагогом, а другая -слушателями. Л.П. Шиповская предлагает рассматривать музыкальную культуру в трех аспектах: как деятельность в процессе создания и исполнения музыки; как процесс производства (индустрия массовой музыки и звукозаписи); как состояние и развитие музыкального общественного сознания, проявляющееся в востребованности тех или иных видов музыки и раскрывающееся в разнообразии форм и видов воспроизводства и потребления музыки [6, с. 8].
В Дагестане популяризация художественного, в частности музыкального, образования отражена в законодательных документах, регулирующих деятельность учреждений культуры, в Концепции региональной культурной политики. В республике действует межведомственная программа «Одаренные дети» в рамках федеральной программы «Дети России» и государственной программы Республики Дагестан «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017-2025 годов». Важное направление программы - поддержка одаренных детей, которая выражается в премиях и стипендиях Министерства культуры РД, грантах президента РД, в создании условий для профессионального роста молодежи. Привлечению в сферу музыкального образования и созданию мотивации для продолжения музыкального образования на уровне училища и вуза способствуют конкурсно-фестивальные проекты «Юные звезды Махачкалы», Региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей, телевизионные конкурсы вокальных исполнителей.
В государственной программе Республики Дагестан «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017-2025 годов» названа одна из ключевых проблем развития культуры республики: «устаревание кадрового состава сферы культуры и искусства в целом, их неспособность работать по-новому, внедрять инновационные методы в организации культурной среды и культурного досуга» [7, с. 17]. В числе приоритетов и целей программы названы «реализация единой культурной политики как системообразующего фактора развития страны и региона, обеспечение преемственности и развития культурного потенциала народов Дагестана, интеграции Республики Дагестан в общекультурное пространство Российской Федерации» [8, с. 19].
Современное состояние музыкального образования в Республике Дагестан не может трактоваться в отрыве от объективных общественно-исторических закономерностей, которые выявляют себя в виде определенных тенденций, детерминированных условиями места и времени. Новые социально-экономические условия вызвали необходимость расширения комплекса образовательных услуг, реализуемых факультетом музыки Даггоспедуниверситета, в частности фор-
мирования образовательных программ, позволяющих выпускникам преподавать в системе общего и дополнительного образования: были разработаны и внедрены в учебный процесс факультета программы подготовки бакалавров «Музыка и мировая художественная культура», «Музыка и дополнительное образование (в области вокального исполнительства)». С 2014 г. ведется образовательная программа подготовки магистров «Музыкальное образование».
В 2016 г. факультет музыки реорганизован в Институт культуры и искусства, входящий в структуру ДГПУ. В рамках направления подготовки «Педагогическое образование», кроме вышеназванных, осуществляются программы подготовки бакалавров по профилям «Музыка и дополнительное образование (в области хореографии)», «Музыкальное образование». В перспективе реестр образовательных программ расширится за счет новых для института направлений подготовки «Инструментальное исполнительство», «Дирижирование академическим хором», «Социально-культурная деятельность», что обеспечит воспроизводство музыкантов-исполнителей, сформирует квалифицированный преподавательский состав для учреждений культуры и искусств республики. Введение названных образовательных программ позволит осуществлять в республике непрерывное музыкальное образование в рамках трех этапов: школа - училище - вуз, а также, благодаря многоуровневой подготовке, обеспечит включение регионального образовательного поля в общеевропейский контекст.
Таким образом, региональные особенности музыкального образования не могут трактоваться в отрыве от трансформационных процессов в культуре, смены доминант в многоуровневой структуре идентичности, в целом - от объективных общественно-исторических закономерностей и определенных тенденций, связанных со спецификой развития общества [9]. Адекватная оценка этих закономерностей позволит диагностировать состояние музыкальной культуры и музыкального образования, сделать обоснованные предположения о дальнейшем развитии событий в художественно-образовательном пространстве региона, формировать и адаптировать культурную среду к актуальным вызовам современности.
Ссылки:
1. Кирсанов В.П. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Царскосельские чтения. 2011. Т. 3, № 15. С. 117-122.
2. Садикова Р.И. Глобализация и ее влияние на культуру // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2014. № 3 (30). С. 11-13.
3. Arts and Cultural Education at School in Europe [Электронный ресурс]. Brussels, 2009. URL: http://eacea.ec.europa.eu/ED-UCATION/EURYDICE/documents/thematic_reports/113EN.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
4. Бородай А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 24-29.
5. Кузнецова Т.В. Вузы культуры и искусств в процессе интеграции уровней и форм художественного образования // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 3-9 ; Lupton M., Bruce C.S. Craft, Process and Art: Teaching and Learning Music Composition in Higher Education // British Journal of Music Education. 2010. Vol. 27, no. 3. P. 271-287 ; Melo A.L.S., Branco M.L. Pathways of Pedagogical and Didactic Renewal within the Bologna Process: The Contribution of Gestalt Pedagogy and Education Through Art // Mediterranean Journal of Educational Research. 2013. Iss. 14a. P. 240-245.
6. Шиповская Л.П. Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музыкального общественного сознания) // Сервис PLUS. 2013. № 1. С. 3-9.
7. Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 20172025 годов [Электронный ресурс] : гос. прогр. Республики Дагестан. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0500201706280011?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 30.06.2017).
8. Там же. С. 19.
9. Ханларова З.М., Абдулаева М.Ш. Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 536-540.
References:
Arts and Cultural Education at School in Europe 2009, Brussels, viewed 20 June 2017, <http://eacea.ec.europa.eu/EDUCA-TION/EURYDICE/documents/thematic_reports/113EN.pdf>.
Boroday, AD 2013, 'Art education in modern Russia: the experience in structural analysis', Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, no. 2, pp. 24-29, (in Russian).
Khanlarova, ZM & Abdulaeva, MSh 2016, 'Regional features of musical education in the context of social and cultural transformations', Molodoy uchenyy, no. 24, pp. 536-540, (in Russian).
Kirsanov, VP 2011, 'Globalization in the context of alternatives to historical development', Tsarskosel'skiye chteniya, vol. 3, no. 15, pp. 117-122, (in Russian).
Kuznetsova, TV 2014, 'The universities of culture and arts in the integration process of art education', Kul'tura i obrazovaniye, no. 1 (12), pp. 3-9, (in Russian).
Lupton, M & Bruce, CS 2010, 'Craft, Process and Art: Teaching and Learning Music Composition in Higher Education', British Journal of Music Education, vol. 27, no. 3, pp. 271-287. https://doi.org/10.1017/s0265051710000239.
Melo, ALS & Branco, ML 2013, 'Pathways of Pedagogical and Didactic Renewal within the Bologna Process: The Contribution of Gestalt Pedagogy and Education through Art', Mediterranean Journal of Educational Research, iss. 14a, pp. 240-245.
Sadikova, RI 2014, 'Globalization and its influence on culture', Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznaniye, no. 3 (30), pp. 11-13, (in Russian).
Shipovskaya, LP 2013, 'Music and society: the sociological aspect (development and state of musical public consciousness)', Servis PLUS, no.1, pp. 3-9, (in Russian).