УДК 304.444:785.6
Махмудова Камила Гаджимурадовна
аспирант Дагестанского государственного педагогического университета
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ПОРТ-ПЕТРОВСКИЕ АССАМБЛЕИ»
Makhmudova Kamila Gadzhimuradovna
PhD student, Dagestan State Teacher's Training University
EDUCATIONAL FUNCTION OF PORT-PETROVSK ASSEMBLIES MUSIC FESTIVAL
Аннотация:
Музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», созданный в 2008 г. и проводимый ежегодно в Махачкале, объединяет российских и зарубежных музыкантов - вокалистов, инструменталистов, дирижеров. Актуальность фестиваля для социально-культурного контекста Республики Дагестан вызвана необходимостью активного включения населения республики в пространство городской, индустриальной культуры, транслирующей общеевропейские ценности и универсальные культурные приоритеты. В ситуации, когда численность городского населения стремительно увеличивается за счет внутренней миграции, развитие индустриальной культуры становится необходимым условием сохранения в актуальном состоянии городского культурного пространства. Проекты, реализуемые при участии филармонии и направленные на популяризацию академического искусства, позволяют сохранить баланс традиционной и академической музыки в содержании художественно-культурного контекста города. Музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» в современной культурной жизни Республики Дагестан - это социокультурный проект, выполняющий стратегические функции в региональной культурной политике - образовательную и просветительскую.
Ключевые слова:
музыкальная культура, городская культура, музыкальный фестиваль, просветительство, филармония, культурная политика, культурная среда.
Summary:
Port-Petrovsk Assemblies Music Festival created in 2008 and held annually in Makhachkala unites domestic and international musicians such as vocalists, instrumentalists, and conductors. The relevance of this festival for a social and cultural context of the Republic of Dagestan is caused by the need for the dynamic integration of the population into the urban and industrial culture transmitting the all-European values and universal cultural priorities. When there is a high urban population growth because of the internal migration, the industrial culture development is essential to the preservation of city cultural space in the appropriate state. The projects carried out with the assistance of philharmonic society and aimed at promoting the canonic art allow one to maintain a balance between traditional and classical music in the art and cultural context of the city. In the modern cultural life of the Republic of Dagestan, Port-Petrovsk Assemblies Music Festival is the sociocultural project performing the strategic function (educational) in regional cultural policy.
Keywords:
music culture, urban culture, music festival, enlightenment, philharmonic society, cultural policy, cultural environment.
Убедительным показателем социокультурного развития общества является уровень развития городской системы. Город концентрирует основную часть научных и культурных учреждений, сосредоточивает наиболее образованные - модернизированные - группы населения [1, с. 54]. Быстрый рост городского населения, характерный для постсоветского Дагестана, привел к стихийной урбанизации, при которой жители сельской местности - трансляторы ценностей традиционного общества - стали активно осваивать городскую среду. Переезд в город открывает перед новоселом более широкие возможности социокультурного развития, позволяет ему узнать новые модернизированные стандарты жизни. Однако быстрый демографический рост города может существенно снизить его социокультурный потенциал, поскольку стремительное увеличение количества новых горожан (носителей приоритетов этнокультурной традиции) значительно снижает модернизационный резерв городских сообществ [2, с. 62-63]. Таким образом, в настоящее время определенная часть городского населения столицы Дагестана, представленная сельскими мигрантами, нуждается в комплексной социокультурной адаптации к развитым формам культурной жизни, что вызывает необходимость в социокультурных проектах, прежде всего просветительских, направленных на активное включение населения в современный художественно-культурный контекст.
Исследователями отмечено, что «в условиях неравновесия социальной системы повышается роль тех культурных форм и общественных институтов, которые обладают способностью к стабилизации этой системы и снятию социокультурной напряженности» [3, с. 220]. Современная эпоха характеризуется тем, что в ней наряду с тенденцией к универсализации существует противоположная тенденция к культурному обособлению. Противоборство этих двух тенденций, определяемое учеными как признак глобального кризиса мировой истории [4, с. 383], отражает диалектическое соотношение культурного многообразия со стремлением к единой мировой общности.
В современных социально-культурных условиях Республики Дагестан, связанных, с одной стороны, глобализационными, с другой - радикально-религиозными вызовами, возникает необходимость формировать культурную среду таким образом, чтобы она стала проводником культурных приоритетов европейской цивилизации и транслировала универсальные культурные ценности. Необходимым условием формирования культурной среды в конкретном, региональном, аспекте является сохранение светского пространства культуры. В данном контексте актуальны все социально-культурные проекты, основанные на материале мирового художественно-культурного наследия, и убедительно выстроенная региональная культурная политика, предусматривающая образовательный и просветительский потенциал подобных проектов для формирования культурной среды республики.
А.Я. Флиер определяет культурную политику как совокупность идеологических принципов и практических мер, которые осуществляются через образование, просветительские, досуговые, научные, социально-организационные и иные государственные и общественные институты по углубленной инкультурации населения [5, с. 86]. Целью Концепции региональной культурной политики Республики Дагестан названа интеграция культуры народов Дагестана в общероссийское и общемировое культурное пространство. Концепция включает задачи, направленные на «повышение культурного, духовно-нравственного уровня жителей республики; государственно-правовое финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространения и потребления качественного культурного продукта». Концепция базируется на «необходимости признания культуры ресурсом общественного экономического развития, одним из базовых факторов развития республики» [6, с. 8-10]. Основными приоритетами в рамках реализации Концепции являются программы, проекты, фестивали, конкурсы и мероприятия, нацеленные на сохранение уникальной многонациональной и поликонфессиональной среды, архитектурного, исторического, культурного наследия; воспитание культурного человека, повышение уровня эстетического и культурного образования населения Дагестана; обеспечение доступности культурных услуг и равных возможностей в удовлетворении культурных и духовных потребностей всех жителей республики.
В 2017 г. правительством Республики Дагестан принята государственная программа «Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 2017-2025 гг.». В числе задач Программы названы: развитие всех видов культурной деятельности и связанных с ними индустрий; утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений культурной и просветительской направленности [7, с. 4-5].
Министерство культуры Республики Дагестан и подведомственные ему организации инициируют и проводят комплекс культурно-просветительских проектов в области профессионального искусства. Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», международный фестиваль духовых оркестров «Дагестанские фанфары», дагестанский форум современной музыки «Творческие пересечения», международный фестиваль юных дарований «Эта песня твоя и моя», региональный музыкальный фестиваль юных исполнителей, республиканский фестиваль «Чайковский - навсегда», международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, республиканский театральный фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан» - проекты, реализуемые с 2008-2010 гг. и регулярно проводимые с периодичностью в 1-2 года.
Фестиваль - не только массовая форма досуга, но и наиболее актуальная форма популяризации академического искусства. В культурной практике сформировались устойчивые модели проведения фестивалей различных уровней (от городского до международного), форм организации (творческие конкурсы, циклы концертов) и разной художественно-творческой направленности.
Практический опыт позволяет отметить, что в настоящее время наиболее актуальной формой популяризации академического искусства в Республике Дагестан является музыкальный фестиваль, форма организации которого основана на цикле концертов. Одним из наиболее популярных и имеющих длительную историю проведения является фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи». Само название фестиваля связано с историческим названием столицы Дагестана Махачкалы - Порт-Петровск. Первое проведение Ассамблей состоялось в 2008 г. по инициативе художественного руководителя Дагестанской государственной филармонии Ирины Германовны Нахтигаль. Квалифицированная организация фестиваля, репертуарная политика, учитывающая просветительский тренд проекта, поддержка государственными органами власти республики позволяют проводить Ассамблеи ежегодно. На протяжении уже десяти фестивальных циклов можно проследить развитие репертуарной политики и динамику географии Ассамблей, обеспечившие межрегиональному культурно-просветительскому проекту переход в статус международного фестиваля. Если в первом фестивале в 2008 г. в концертных программах участвовали солисты и коллективы из Махачкалы, Нальчика, Кисловодска и Саратова, то в
2009 г. в программу фестиваля были включены музыканты из Норвегии - композитор Хеннинг Соммерро, джазовый саксофонист Ян Пол Индерберг, драматическая актриса Ида Якобсон, что обеспечило фестивалю выход на новый - международный - уровень.
Расширение жанрового и стилевого диапазона фестиваля продолжалось в программе третьих Ассамблей (2010 г.), которая включала выступления ансамбля «Брандт Брасс» (Саратов), оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии, концерт солистки Большого театра России, народной артистки РФ Людмилы Магомедовой. Специальный концерт был посвящен отмечавшемуся в 2010 г. 200-летию Роберта Шумана.
Организаторы фестиваля предусматривают возможность посещения концертов Ассамблей жителями не только Махачкалы, но и других городов Дагестана: некоторые концерты, проходящие в столице, позже дублируются в Каспийске, Дербенте, Кизляре. Таким образом, реализуется просветительская функция фестиваля академической музыки. В период 2011-2017 гг. «Порт-Петровские ассамблеи» подтвердили свой статус международного фестиваля и сформировали положительный тренд в художественно-культурной жизни республики. Фестиваль вписан в календарь значимых событий страны. Так, например, в 2010 г. один из концертов фестиваля прошел в рамках программы культурного сотрудничества России и Франции, в 2012 г. Ассамблеи проходили под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014». Актуальность фестиваля в пространстве российской музыкальной культуры доказывается участием в концертных программах известных современных исполнителей, таких как пианисты Тимур Гасратов (Германия), Танел Йоаметс (Эстония), Саяна Сангидорж (Монголия), Александр Яковлев (Россия), С. Мирзоев (Турция), Михаил Яновицкий (США), Фатима Мерданова (Швейцария); скрипачи Граф Муржа, Гайк Казазян, Сергей Поспелов, Максим Гуликерс, виолончелист М. Бейтан (Швейцария), саксофонист Владислав Вальс, гитарист Артем Дервоед, джаз-оркестр им. Г. Гараняна, оркестр им. Кима Назаретова.
Стремление к расширению стилевого диапазона фестиваля привело к включению в программы Ассамблей концертов джазовых исполнителей. В разные годы в фестивале участвовали эстрадно-симфонический оркестр Республики Дагестан, биг-бенд Дагестанской государственной филармонии, биг-бенд Г. Гараняна под управлением Антти Мартина Риссанена (Финляндия), джазовые вокалисты Диан Пративи (Германия), Паулетта Маквильямс (США). Концерты джазовых исполнителей, как правило, проходят с аншлагом, что свидетельствует о наличии в Махачкале подготовленной публики, понимающей и ценящей этот вид музыкального искусства.
Широко представлено в программах фестиваля вокальное искусство. За все время проведения, с 2008 по 2017 г., в Ассамблеях приняли участие солисты Мариинского и Большого театров, Волгоградского музыкального театра «Царицынская опера», Азербайджанского государственного театра оперы и балета, арт-проекта «Тенора XXI века», солисты благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира».
Организаторы фестиваля приглашают творческие коллективы: в разные годы на Ассамблеях выступали Симфонический оркестр и солисты государственного театра оперы и балета города Волгограда, камерный оркестр Астраханской государственной филармонии, коллективы Калужской, Саратовской областных филармоний, инструментальный ансамбль «The Moscow Chamber Music Academy», Юрий Медяник и Emotion-orchestra, Ансамбль молодых солистов оркестра имени Н.П. Осипова.
Традиционно в концертах фестиваля принимает участие Национальный симфонический оркестр Республики Дагестан и камерный оркестр Дагестанской филармонии, выступающие с собственной программой и с приглашенными артистами. С коллективами камерного оркестра Дагестанской филармонии выступали дирижеры Рамиро Ариста (Аргентина), Хосе Карлос Сивера (Испания). В разное время с камерным оркестром выступали лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского виолончелист Евгений Румянцев, профессор консерватории города Турку (Финляндия) флейтист Олег Сытянко, солистка театра «Геликон-опера» Ирина Самойлова (сопрано).
Фестиваль стал особой культурно-образовательной площадкой для популяризации творчества дагестанских современных композиторов: в 2012 г. на Пятых ассамблеях состоялся концерт «Дагестан в окружении друзей», а в программе концерта современной музыки «XXI век -творческие пересечения» прозвучали сочинения композиторов Дагестана, Грузии, Ирана, Израиля, США в исполнении камерного оркестра и солистов Дагестанской филармонии.
Цикл концертов «Порт-Петровские ассамблеи» ежегодно получает поддержку от Министерства культуры Республики Дагестан. Целевая аудитория проекта - широкий массовый слушатель. Безусловно, существует проблема привлечения публики на концерты классической музыки. Организаторы Ассамблей осознают актуальность поиска методов привлечения новой аудитории, поскольку эта проблема существует не только в контексте Дагестана [8]. Отдельного внимания заслуживает проблема продвижения Ассамблей среди дагестанской молодежи: воспитание филармонического слушателя необходимо для обеспечения будущей аудитории фестиваля и будущих слушателей классической музыки в целом.
Активная реклама предстоящих концертов в социальных сетях помогла в популяризации фестиваля, увеличении его посещаемости, расширила аудиторию проекта представителями студенческой молодежной среды. Эффективной площадкой для размещения объявлений о проведении концертов Ассамблей стала страница Mинистерства культуры Республики Дагестан на платформе Facebook, публикующая объявления о предстоящих концертах, фото- и видеоотчеты о прошедшем накануне музыкальном событии.
Таким образом, Дагестанская филармония - ведущий музыкально-просветительский центр республики, популяризирующий академическое музыкальное искусство и воспитывающий филармонического слушателя [9, с. 501]. Компетентно составленные программы Ассамблей демонстрируют высокий профессиональный ценз организаторов фестиваля, популярность концертов фестиваля у массового слушателя определила востребованность Ассамблей в художественно-культурной жизни республики. Ежегодно «Порт-Петровские ассамблеи» утверждают основную концепцию современного фестиваля - диалог культур, множественность музыкальных стилей и жанров, просветительский тренд, формирование нового сегмента аудитории как долгосрочный процесс выстраивания отношений между слушателями и искусством.
Обладая широким культуротворческим потенциалом, «Порт-Петровские ассамблеи» актуализируют значение массового музыкального образования, выполняют важные социальные функции в региональной культурной политике - образование и просвещение. Эффективность музыкального просвещения и его роль в контексте региональной культурной политики выявляется в процессе создания культурной среды, органично сочетающей традиции и новаторство и обеспечивающей присутствие музыкального искусства в системе ценностей у молодого поколения дагестанцев.
Ссылки:
1. Сущий С.Я. Северный Кавказ: реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI в. M., 2013. 432 с.
2. Там же. С. 62-63.
3. Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: идеи, концепции, методы исследования. Изд. 2-е. M., 2013. 288 с.
4. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, M.^ Кагана. M., 2005. 566 с.
5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. M., 2010. 672 с.
6. Концепция региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://minkultrd.ru/upload/tmp/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
7. Реализация государственной культурной политики Российской Федерации в Республике Дагестан на период 20172025 гг. [Электронный ресурс] : государственная программа Республики Дагестан. URL: http://publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0500201706280011 ?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 20.10.2017).
8. Rana G.I. Empty Concert Seats - an Opportunity to Build the Future Classical Music Concert Audiences in Turkey. 2015. 4 May. Доступ через Academia.edu.
9. Абдулаева M.III. Mузыкальное просвещение - компонент региональной культурной политики Республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (ч. 2). С. 499-502.