УДК 378.978
https://doi.org/10.24158/fik.2017.3.14
Абдулаева Медина Шамильевна
доктор культурологии, доцент Дагестанского государственного педагогического университета
Керимханова Наиле Мурадовна
старший преподаватель Дагестанского государственного педагогического университета
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНА
Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние профессионального музыкального образования в Республике Дагестан и определяются факторы, обусловившие отрицательную динамику музыкального образования в среднем звене профессиональной подготовки. Изменения в социокультурной сфере региона, доминирование исламских приоритетов в системе ценностей определили отношение религиозных дагестанцев к музыкальному искусству как запретному в контексте религиозных традиций. В данных условиях важна деятельность учреждений культуры и образования, способных сохранить светское пространство и формировать актуальную культурную среду. Стратегия региональной культурной политики в качестве одного из инструментов сохранения целостности музыкального образования учитывает эффективность художественно-культурных проектов, популяризирующих академическую музыку.
Ключевые слова:
музыкальное образование, профессиональное музыкальное образование, среднее звено профессиональной музыкальной подготовки, социокультурные процессы, трансформационные процессы региона, Республика Дагестан.
Abdulaeva Medina Shamilyevna
D.Phil. in Cultural Studies, Assistant Professor, Dagestan State Teacher's Training University
Kerimkhanova Naile Muradovna
Senior Lecturer, Dagestan State Teacher's Training University
PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION PROCESSES OF THE REGION
Summary:
The article reviews the current state of the professional music education in the Republic of Dagestan and it identifies the factors that caused the negative dynamics of music education at the secondary vocational training. Changes in the social and cultural sphere of the region, domination of Islamic priorities in a value system determined the attitude of the religious Dage-stanis to the musical art as a forbidden one in the context of religious traditions. In these circumstances, activities of the cultural and educational institutions capable of keeping secular space and creating the up-to-date cultural environment are important. The strategy of regional cultural policy as one of the instruments of preserving integrity of music education takes into account the efficiency of the art and cultural projects promoting the academic music.
Keywords:
music education, professional music education, secondary vocational musical training, sociocultural processes, transformation processes in the region, Republic of Dagestan.
Формирование системы специального музыкального образования и композиторской школы в Дагестане на протяжении XX в. происходило параллельно и представляло единый художественный процесс, который создавал условия для динамики культуры региона [1]. Музыкальные коллективы, учреждения образования и культуры республики стали базой для формирования основ педагогического мастерства музыкантов, стимулировали профессиональное развитие композиторской и исполнительской школ, актуализировали художественный процесс, что обеспечило активное включение музыкальной культуры Дагестана в отечественное культурное пространство. Реальное значение учебных заведений искусств и культуры Республики Дагестан в развитии «музыкальной среды» региона определяется прежде всего их образовательной, кон-цертно-просветительской и научно-исследовательской деятельностью.
Наблюдения и собственный опыт работы в детских школах искусств города Махачкалы показывают, что наиболее востребованными направлениями подготовки являются эстрадное пение и хореографическое искусство, что закономерно в условиях большого количества телевизионных конкурсов и влияния массовой глобальной культуры. В то же время детское художественное образование встраивается в систему ценностей, свойственных региональной культуре, среди которых приоритетными остаются традиционный танец и сольное пение. Это обеспечило наибольшую популярность и востребованность соответственным направлениям подготовки в детских школах искусств.
Если в сфере начального, предпрофессионального образования сложилась в целом благоприятная картина, то продолжение образования в музыкальном училище выбирают единицы. Отрицательная динамика музыкального образования в среднем звене профессиональной подготовки
обусловлена рядом социально-культурных факторов, в том числе связанных с миграцией из региона русскоязычного населения, со снижением социального статуса педагога-музыканта. Один из ключевых факторов - трансформация ценностных приоритетов современного дагестанского общества вследствие клерикализации населения. Расширение пространства арабо-мусульманской культуры отразилось на общей стратификации дагестанского социума, важнейшей идентификационной характеристикой которого выступает идентификация религиозная. Это обусловило смещение ценностных ориентаций дагестанской молодежи с культурных оснований светского общества в пользу императивов ислама [2]. Дискурс о музыке как компоненте духовной культуры и встроен-ность музыки в ряд ценностных приоритетов современного мусульманина вызывают множество споров в среде ортодоксальных мусульман [3] и исследователей культуры исламского мира [4].
В связи с этим актуальными являются художественно-культурные проекты, инициируемые учреждениями культуры Республики Дагестан, призванные популяризировать академическое искусство и сохранить музыку, музыкальное искусство в системе ценностей современных дагестанцев. Региональная культурная политика в отношении одаренных детей получила свое четкое оформление в республиканской межведомственной программе «Одаренные дети», действующей в рамках федеральной программы «Дети России», и программном документе «Государственная программа Республики Дагестан "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2014-2018 годы"». Эта поддержка выражается в премиях и стипендиях Министерства культуры РД, грантах Главы РД, в создании условий для профессионального роста молодежи. Открытие новых «звезд» на культурном Олимпе Дагестана происходит ежегодно на городских и республиканских выставках, смотрах и конкурсах, фестивалях «Юные звезды Махачкалы», «Эта песня твоя и моя», «Наши надежды».
В настоящее время учреждения культуры Республики Дагестан реализуют ряд ежегодных проектов, направленных на активное приобщение населения региона к культурно-образовательной среде и сохранение светского пространства культуры региона. Прежде всего это фестивали, организуемые Дагестанской государственной филармонией: «Порт-Петровские ассамблеи», «Дагестанские фанфары», ежегодный проект «Студенты консерваторий России на сцене Дагестанской филармонии», гастрольная деятельность отечественных и зарубежных музыкантов. Успешно функционирующие школы искусств республики, среди которых Республиканская школа искусств М. Кажлаева, позволяют прогнозировать повышение интереса молодого поколения дагестанцев к академическому искусству, включение музыкального образования в систему ценностных приоритетов и формирование актуальной культурной среды региона в целом.
В новых социально-экономических условиях потребовалась срочная переориентация деятельности факультета музыки Даггоспедуниверситета. В связи с этим в 2016 г. был упразднен факультет музыки и на его базе учрежден Институт культуры и искусств, входящий в структуру ДГПУ. Новые направления подготовки, которые предполагается осуществлять в Институте, должны обеспечить воспроизводство музыкантов-исполнителей на академических и народных инструментах, народных и академических вокалистов, дирижеров академического хора, специалистов в области социально-культурной работы. Таким образом, впервые в республике специальное музыкальное образование будет осуществляться в непрерывном, трехзвенном процессе: школа - училище - вуз. Подготовка в Институте культуры и искусств музыкантов по направлениям «Инструментальное исполнительство» позволит укомплектовать симфонический оркестр республики, сформирует качественный преподавательский состав в музыкальных школах, обеспечив тем самым преемственность профессиональной подготовки [5].
Таким образом, основой для жизненности музыкальных образовательных учреждений Республики Дагестан в условиях системного кризиса конца XX - начала XXI в. является потенциал ранее сложившейся устойчивой и эффективной системы музыкального образования: школа -училище - вуз. Учреждения музыкального образования выступают главным фактором успешного функционирования музыкальной инфраструктуры, обеспечивая сохранение целостности всего социокультурного организма в регионе.
Ссылки:
1. Аджиева Д.Я., Абдулаева М.Ш. Музыкальное образование и композиторское творчество в контексте художественного процесса Республики Дагестан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10. С. 23-26.
2. Мамаева Т.И., Абдулаева М.Ш. Профессиональное музыкальное образование в Республике Дагестан: локальная специфика в современном социокультурном контексте // Там же. № 7-2. С. 114-117.
3. Опасность современных нашидов и условия их дозволенности [Электронный ресурс]. URL: http://www.d1alac.com/fo-rum/showthread.php?t=51908 (дата обращения: 20.01.2017).
4. Isgandarova N. Music in Islamic spiritual care: a review of classical sources // Religious Studies and Theology. 2015. Vol. 34, no. 1. P. 101-114 ; Sassi A. Chanter l'islam aujourd'hui: les formes musicales d'une spiritualité musulmane globale [Электронный ресурс] // Intervention dans le cadre du colloque «Art, sacré et religion: transferts, connexions, échanges», Fondation Royaumont / EHESS. Vendredi 16 Octobre et Samedi 17 Octobre 2009 a la Fondation Royaumont, France. URL: https://www.academia.edu/2227215/Chanter_lislam_aujourdhui_les_formes_musicales_dune_spiritualité_musulmane_globale (дата обращения: 20.01.2017).
5. Ханларова З.М., Абдулаева М.Ш. Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 536-540.