Введение
В нынешнее время тема санкций является одним из самых горячих и обсуждаемых инфоповодов, охватывающих внушительный процент новостных порталов. Массовая отмена программ гастролирования западноевропейских артистов с каждым днем лишь набирает обороты и исключает планирование развлекательных мероприятий на территории Российской Федерации, а преимущественная доля музыкальных стриминговых сервисов ограничивает российским пользователям доступ к новым релизам некоторых западных исполнителей, активно продвигающимся за рубежом.
Актуальность выбранной темы обусловлена наступлением кризисов для отечественной музыкальной индустрии, первый из которых пришелся на 2020-2022 годы ввиду пандемии COVID-19, а последующий стал приурочен к началу военной спецоперации и введению западноевропейскими странами санкций в отношении России.
Корейское поп-направление подразумевает изучение таких наук как культурология и искусствоведение (значение искусства в культурной жизни Кореи), социология (формирование комьюнити фанатов по всему миру), экономика (значительный вклад в экономику Южной Кореи), востоковедение (специфика k- pop (Korean pop), c-pop (Chinese pop) и j-pop (Japanese pop)), психология (формирование системы ценностей) [1, С. 5].
Масштабный механизм южнокорейского жанра сконцентрирован в руках в том числе и российской аудитории, которая, в свою очередь, обеспечивает рост сбыта официальной продукции крупнейших музыкально-развлекательных компаний Южной Кореи, а также количество туристов, желающих продвинуться в области лингвистических знаний и повысить свою эрудицию. Несмотря на это «национальное-достояние» задерживает свое внимание на других странах и использует их в качестве потребительского рынка для запуска специализированных развлекательных проектов [2].
Обзор литературы
Подавляющая часть проанализированных научных трудов, сконцентрированных на многообразии музыкальных направлений и их предпочтений среди россиян, позволяет заключить, что поп-жанр корейской культуры (он же k-pop) не является рассматриваемым в качестве уникального, самостоятельного стиля и причисляется к общей природе зарубежной поп-музыки. Ввиду наличия такой тенденции узнаваемость и общее развитие жанра затруднено.
Музыкальный эксперт Денис Бояринов считает, что k-pop может быть преобразован в отдельное направление в связи со своей индивидуальной политикой, совершенно отличающейся от американской и европейской индустрии развлечений. По его словам, эта ветвь корейской культуры структурирована абсолютно иначе и производит новый продукт, сочетая сразу несколько языков и западных жанров: электронный, рэп, рок и поп. Рождается принципиально другой, непохожий на остальные жанровый организм. «К-рор нельзя сделать нигде, за исключением Южной Кореи. В этом его интересное своеобразие, — заключает критик [3].
Сергей Соседов также отмечает, что корейские артисты очень качественно поддерживают свой национальный фольклор. Эксперт убежден, что k-pop, безусловно, является единичным экземпляром в природе искусств. Такой колоссальный проект не обходится и без тщательной работы пиар-агентов, чья задача заключается в создании мира, схожего с лицедейством: детальной разработке характеров, поведения и внешнего вида артистов с нуля.
Отличительной особенностью азиатского феномена является подготовка артистов, поднятие острых социальных проблем (дискриминация, темная сторона славы, любовь к себе, ...) и смысловая полнота текста, постоянное поддержание конкретно установленной концепции. Корейским звездам, именуемым айдолами (от англ. idol – идеал), строго запрещено нарушать искусственно созданное амплуа, а также подставлять под сомнение трансляцию общей идеи музыкального коллектива. Они подобны предмету, возводимому в культ, экзотическому цветку, взращиваемому только в отборных оранжереях, роботу, механически исполняемому заданную программу [4, С. 88].
Интересным замечанием является и то, что практически каждый k-pop коллектив обладает определенным набором конкурентоспособных фишек. Речь идет о концепте, избираемом руководством агентства для своих артистов. Это понятие может быть связано с уникальным набором музыкальных направлений, приоритетно поддерживаемых ею.
Прежде чем оценить степень популярности корейской музыкальной поп-культуры среди россиян, необходимо понять, является ли поп-жанр в принципе предпочтительным видом организации их досуга. Анализ содержания научных трудов также позволит выяснить, рассматривается ли k-pop в качестве отдельного музыкального направления. Таким образом, нам удалось обозначить задачи данного обзорного блока.
Так, Ю. А. Полетаев и Е. А. Перфильева в своем трактате о музыкальных предпочтениях россиян затрагивают целый спектр стилей и упоминают зарубежную поп-музыку в общем, не выделяя конкретную географию ее производства и не затрагивая ее локальные особенности. Авторы рассматривают потребление аудиопродукта в двух вариантах: как фоновое сопровождение и для себя. Несмотря на то, что процент слушателей этих категорий абсолютно разный, их вкусы относительно жанров оказались практически идентичны: на 2011 год отечественная поп-музыка стала трендом современного российского общества [5, С. 104].
Стоит отметить, что потребность в поп-музыке с каждым годом лишь только возрастает, о чем и свидетельствуют итоги опроса, проведенного в 2020 году с целью выяснить индивидуальные музыкальные предпочтения студентов. Удовольствие от прослушивания этого жанра получает преобладающий процент опрошенных, а именно 71,3% [6, С. 178].
На основании социологического исследования, проведенного в 2013 году в рамках исследовательской работы «Музыкальные потребности российской молодежи» Н. А. Хлопаевой, можно утверждать, что самую большую ценность для слушателей представляет зарубежная музыка в стилях поп, альтернатива, металл, а также отечественные рок и поп-культуры. Примечательно, что разновидности поп-жанра здесь все так же исключены.
Специалист подчеркивает, что невзирая на одну из самых высоких позиций в рейтинговой таблице и всю привлекательность подачи, поп-направлению не удается полноценно удовлетворить российскую аудиторию, для которой еще важны как личность исполнителя, так и идея его текста [7, С. 126]. По одной из версий респондентов музыка должна давать пищу для размышлений, ответы на внутренние вопросы своих поклонников, порой скрытые. Сам исследователь говорит о том, что основная задача музыки состоит в удовлетворении духовных потребностей слушателя.
Вопреки тому, что аудитория k-pop подразумевает факт присутствия в том числе и представителей старшего поколения Х, основной акцент все-таки содержится на молодежном сегменте в лице школьников и студентов. Исходя из этого примечания, музыка действительно просто обязана быть инструментом, помогающим в усвоении моральных ценностей и грамотном формировании человеческого сознания на этапе взросления.
Значимость музыкального поп-жанра раскрывается в том числе и в научном труде А. Н. Тесленко «Поп-музыка в пространстве молодежной культуры». Впервые для более четкого определения роли конкретного музыкального стиля исследователь обращает внимание на то, что в современную музыкальную культуру обязательным образом должна быть вложена «система социокультурных образов поведения, так как ее целью является не только развлечение, но и формирование сознательных личностей» [8, с. 79]. Данные, полученные автором в ходе реализации социологического опроса, показывают, что лидирующая позиция принадлежит именно поп-музыке. Процент упоминаний этого жанра составил 36,1% [8, С. 81]. По словам автора, тому есть вполне логичное объяснение: темп жизни молодых людей скоротечен и потому быт представителей этого возрастного сегмента должен сопровождаться ритмичным и энергичным звучанием. Способен ли k-pop на ежедневной основе заряжать девушек и юношей, неизвестно: данные рейтинговой таблицы, отражающей популярность позиций разножанровой линейки, уже традиционно исключают это направление.
Аналогичная ситуация отражена и в более современной статье «Опрос молодежи о музыке». На протяжении изучения диаграмм и сбора данных от 2021 года стало ясно, что поп-музыка увлекает 25 опрошенных из 27. Показатель свидетельствует об успешном поддержании слушателями данного стиля в России [9, С. 369].
Схожие результаты анализа мнений респондентов и авторских взглядов касательно роли поп-музыки представлены в научной публикации Е. Н. Полянской и Н. В. Каргиной «Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов», датируемой 2018 годом. Участникам к оцениванию была предложена пятибалльная шкала, по которой от одного до пяти задано было определить частоту прослушивания того или иного направления. В качестве результатов были представлены средние значения частоты выборов музыкальных направлений. Максимальное количество упоминаний пришлось на сэмплы и саундтреки, написанные к кинофильмам (3,7 баллов), рэп (3,6 баллов) и хип-хоп (3,5 баллов) [10, С. 189].
Важным дополнением является то, что хип-хоп представлен в качестве одного из звеньев сложной структуры массовой поп-индустрии, поэтому можно сказать, что и в этот раз поп-жанр стал одним из доминирующих. «Музыка помогает личности существовать в социальной группе. Необходимо исследовать музыкальные предпочтения молодежи, чьи эстетические идеалы и социальная идентичность находятся в стадии своего активного формирования», – приходят к выводу исследователи.
Интерес к музыкально-развлекательной культуре и насыщенный скелет попсовой культуры, сложенный из ее поджанров, прослеживается и в труде от 2017 года. В качестве его автора выступила Е. П. Кузнецова. Исследователю удалось собрать информацию относительно любимого музыкального жанра участников анкетирования. Основной процент голосов составила поп-музыка (80%). Рэп и хип-хоп направления отстали всего на 4% и разделили одну позицию на двоих (76%) [11, С. 116].
Важным замечанием является то, что ведущее положение попсы становится систематическим. Даже при наличии возникающих отклонений, необходимо понимать всю разносторонность этого стиля, породившего множество субкультур. Именно они часто представляются в качестве отдельных жанров, входящих в перечень музыкальных пристрастий молодежи.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно определить, что среди музыкально-стилевых интересов россиян Y и Z поколений приоритетным направлением остается именно поп-жанр и его подстили. Авторы уверены, что музыка, как творческая единица, несет в себе образовательную и духовно-нравственную функции, что свойственно природе корейской поп-культуры. Это заключение позволяет предположить, что k-pop может действительно оказаться востребованным к прослушиванию на территории Российской Федерации среди отечественной молодежи. Тем не менее, беспокойство все еще вызвано наличием тенденции, свидетельствующей об отсутствии рассмотрения k-pop в качестве самостоятельно существующего направления.
Материалы и методы исследования
Основное содержание работы выполнено с опорой на результаты собственного социологического исследования автора, направленного на оценку популярности корейской поп-музыки в России. Кроме того, к анализу авторами были привлечены отечественные источники, носящие научный характер. Для реализации исследовательской деятельности использовались теоретические и эмпирические методы: анализ данных социологических исследований, сравнение. Также был применен метод сбора социологической информации, а именно анкетирование.
Результаты исследования
Одним из свойств всемирной паутины является постоянное расширение ее начины в форме разнохарактерного контента. Мотивом этого явления служит рост интересов пользователей по отношению ко всякого рода материалам, в том числе и к азиатской поп-культуре. Российская аудитория способствует развитию и укреплению корейской поп-культуры посредством увеличения русскоязычных ресурсов в социальных медиа, нацеленных на размещение музыкальной, анимационной, графической и прочей продукции, участия в лайв-трансляциях, просмотров развлекательных шоу и корейских телесериалов (они же дорамы), в которых нередко снимаются сами айдолы. Азиатский кинематограф представляет любопытный ключ к воспитанию, так как хорошо демонстрируют конфуцианские ценности, выраженные в почете и уважении к «отцам», сохранении семьи, преданности своей стране.
Некоторые поклонники посредством таких площадок как Ficbook и Wattpad раскрывают себя в писательском амплуа, демонстрируя свое увлечение артистом через написание любительских сочинений, фанфиков.
Помимо цифровой среды внимание к развлекательной индустрии Восточной Азии проявляется и в реальном мире. Это происходит через организацию крупных конкурсных cover-dance фестивалей, приобретение фан-атрибутики, косметических средств, устройств мобильной связи и прочих товаров, рекламируемых иностранными артистами.
K-pop вызывает интерес и у российских музыкальных продюсеров. Некоторые запускают тестовые проекты, перекликающиеся с южнокорейским и, надо заметить, делают это весьма уверенно. К таким относится небезызвестный коллектив NKI, сформированным под руководством Фадеева Максима Александровича.
Нами было проведено социологическое исследование с целью выяснить, так ли будет востребована корейская поп-культура на территории Российской Федерации в ближайшем будущем, и в чем будет состоять секрет ее успеха. Схематично электронную форму можно представить в виде системы из четырех тематических блоков: вводного демографического и более конкретных, посвященных выявлению музыкальных предпочтений респондентов, определению интереса россиян к жанру k-pop, а также к вариантам его продвижения.
Анонимный опрос в свободном доступе был размещен в двух социальных сетях, Вконтакте и Telegram, что позволило привлечь к голосованию 318 пользователей разных возрастных и территориальных категорий. Так, преимущественный процент опрошенных пришелся на женскую аудиторию (91,1%) в возрасте от 19 до 25 лет (77,8%).
Владивосток возглавил рейтинг самых упоминаемых населенных пунктов (187 упоминаний), жителями которых оказались участники нашего исследования. Скорее всего, лидирующее положение вызвано тем, что портовый город нередко именуют «воротами в Азию» ввиду его географического местонахождения. Конкурентную среду смогли обеспечить лишь Москва (153 упоминания) и Санкт-Петербург (129 упоминаний), что свидетельствует об особой концентрации k-pop фанатов именно в крупных городах.
По итогам второго блока нам удалось прийти к выводу, что 64,8% респондентов являются настоящими приверженцами музыкальной индустрии и тратят больше трех часов в день на прослушивание любимых аудиофайлов. Среди основных жанров, привлекающих российскую аудиторию, наибольшей популярностью пользуются поп-музыка (79,7%) и азиатские направления форматов k-pop, j-pop, c-pop, за которые проголосовало 58,9%. Еще один хороший показатель можно отметить у электронной музыки (41,8%) и рэпа (32,9%). Такое явление лишний раз подчеркивает ту ценность, которую несет поп-музыка для жителей Российской Федерации, являясь индикатором их настроений.
Согласно результатам третьей части исследования, преобладающее количество опрошенных узнали о k-pop благодаря либо случайно услышанным трекам (52,5%), либо рекомендациям YouTube (45,6%).
Факторы, мотивирующие интерес респондентов к восточноазиатскому направлению, полноценно отражены на Рис. 1.
Рис. 1. Факторы, мотивирующие интерес респондентов к k-pop (в % от общего числа опрошенных)
Ссылаясь на проиллюстрированные данные, можно говорить о том, что ключевой особенностью k-pop, привлекающей внимание участников опроса, является хореография артистов (59,5%). Ее уникальность проявляется в сочетании уверенного движения с качественным вокальным сопровождением. Однако по проценту голосов постановка танца мало в чем уступает смысловому посылу песен (54,4%), основная идея которых нередко заключена в заострении внимания фаната на определенных социальных проблемах. Можно предположить, что слушатель ассоциирует эти образы со своими, проникается биографией исполнителей в попытке соотнести предмет цифровой композиции с реальными трудностями. Респонденты отметили, что их ничуть не меньше цепляют внешняя подача айдолов (46,2%), представляющая как однозначные образы, так и андрогинные концепции, и процесс их восхождения на сцену (44,9%). Любопытная особенность состоит не только в соблюдении жесткого расписания и полной индивидуализации общей идеи группы, но и в осуществлении продвижения артиста еще на стадии подготовки к прослушиваниям и дебюту, когда тот является совсем юным стажером.
На вопрос как давно респонденты знакомы с k-pop жанром, 55,7% ответили, что их стаж составляет больше шести лет, а 84,8% находят этот стиль интересным до сих пор. Для 33,5% опрошенных исследуемое направление является ежедневным ритуалом.
В том числе нами была изучена степень заинтересованности российских фанатов в тех или иных мужских и женских музыкальных коллективов (Таблица 1).
Таблица 1
Оценка информированности российских k-pop фанатов относительно знания наиболее известных мужских и женских музыкальных коллективов (в абсолютных числах)
№ Мужские группы Количество упоминаний Женские группы Количество упоминаний
1 BTS 307 BLACKPINK 300
2 STRAY KIDS (SKZ) 292 ITZY 281
3 NCT 127 284 AESPA 273
4 ATEEZ 263 TWICE 238
5 TXT 242 RED VELVET 221
6 SEVENTEEN 236 NewJeans 220
7 EXO 216 (G)I-DLE 202
8 MONSTA X 192 MAMAMOO 166
№ Мужские группы Количество упоминаний Женские группы Количество упоминаний
9 GOT7 172 LOONA 142
10 ENHYPEN (EN-) 157 LE SSERAFIM 129
11 THE BOYZ 134 STAYC 108
12 SHINee 110 DREAMCATCHER 92
13 ASTRO 93 EVERGLOW 78
Как видно из данных, описанных в таблице, самые успешные показатели принадлежат следующим группам: BTS (307), STRAY KIDS (292), NCT 127 (284), ATEEZ (263), BLACKPINK (300), ITZY (281), AESPA (273). С большим отрывом идут ASTRO (93), DREAMCATCHER (92) и EVERGLOW (78).
Любопытным фактом, играющим в пользу бойз-бендов, является и то, что большинство любимых аудиторией участников пришлось именно на мужскую долю.
Женские команды, как оказалось, менее популярны к прослушиванию среди жителей России, хотя потенциал сравнять позиции вполне заметен.
Целью заключительного блока пилотного опроса было установить уровень вклада российской аудитории в продвижение любимого артиста за рубежом, а также k-pop жанра на территории Российской Федерации. Самым ярким примером поддержки артиста/музыкального коллектива стал процесс голосования на премиях и телевизионных шоу (65,8%). Четкое отслеживание деятельности исполнителя, подбадривающие комментарии под видео-камбэками с похвалой и мотивирующими фразами (53,2%), неоднократные просмотры релизов (51,3%) – все это тоже имеет не меньший вес для участников анонимного исследования.
Музыкальное увлечение становится мощным стимулом для сохранения задатков «корейской волны» и их успешного роста в России. Так, излюбленной фанатской практикой, процентное содержание голосов которой достигло 55,7%, было установлено активное ведение фан-аккаунтов и сообществ, посвященных конкретному артисту/музыкальному коллективу/лейблу, что способствует сплочению фанатов разной нации. Уличный формат занимательного явления cover-dance тоже увлекает особо азартных респондентов (44,3%): опубликованные видеозаписи набирают от тысячи просмотров, а некоторые команды, как, например, LEVEL UP и Upbeat, удостаиваются чести быть привлеченными к конкурсным мероприятиям в Южной Корее, чтобы выступить в финале. Среди них можно выделить K-POP Unite Festival и K-POP Cover Dance Festival.
Нам удалось выяснить, что участие в мероприятии такого масштаба является далеко не самой распространенной причиной путешествия в страну Восточной Азии. Традиции, особенности быта, культура, местная кухня – вот, что по-настоящему цепляет опрошенных в первую очередь (309 упоминаний). Также популярными версиями стали стажировка и учеба в университетах Кореи (272 упоминания). Второстепенно увлекают архитектура (231 упоминание), практика языка с носителем (161 упоминание) и атмосфера множества гастрономических заведений (102 упоминания).
Представителям российской аудитории был задан вопрос, в чем дополнительно проявляется ее увлечение корейской культурой. Благодаря этому над удалось понять, что неравнодушие к музыке – это лишь фундамент, на котором зиждутся и просмотр дорам (63,3%), и изучение языка на кафедре корееведения (60,8%), и стремление отслеживать каноны в корейской моде (42,2%).
Учитывая тот факт, что сегодня основными ресурсами для передачи информации выступают электронные СМИ, видеохостинги, социальные сети и блоги, участникам опроса было предложено выбрать ту платформу, которую они считают наиболее успешной для продуктивного распространения контента и воспитания интереса к k-pop в ближайшем будущем. Вконтакте и TikTok сравняли свои позиции по количеству набранных голосов в процентном содержании (70,3%).
Таким образом, проанализировав все данные, собранные в ходе исследования, допустимо говорить о том, что Россию можно рассматривать как рынок, на котором действительно востребовано такая ветвь музыкальной индустрии Азии как k-pop. Тому подтверждение наличие многочисленных каналов и сообществ в социальных сетях, позволяющих подробно отслеживать деятельность артистов, быть в курсе их перемещений, досуга и графика в целом. Некоторые же группы фанатов имеют более свободный и творческий формат, тем самым способствуя развитию дизайнерские способности. Их задача состоит в поддержании эстетически сформированного контента в виде подборки фотографий и подходящих аудиофайлов. Многие фанаты занимаются монтажом роликов, соединяя кадры, отснятые во время выступлений айдолов, и накладывая поверх аудиодорожки, разные спецэффекты.
Выводы
Писать музыку стало новым трендом, всем доступным занятием: нет необходимости в профессиональном образовании, таланте. Значимость истинного искусства с каждым годом утрачивается все больше и больше, а на его место встает сухой коммерческий успех. Современная поп-музыка склонна к исключению всякой цензуры и трансляции человеческих чувств, лишенных вульгарного налета. Социальная сознательность является основным критерием южнокорейских исполнителей. В выпускаемой аудио- и видеопродукции, как правило, не допускается содержание призыва к суициду, насилию, употреблению наркотических веществ, алкоголя. Запрещены отсылки и к сексуальному контенту. По мнению респондентов музыка должна давать пищу для размышлений, чем, в свою очередь, и обеспечивает k-pop.
Результаты опроса показали, что k-pop являет собой целый синтез исключительных характеристик, по-разному увлекающих российскую аудиторию уже на протяжении долгих лет. Индивидуальные продюсерские проекты, непривычный «запуск» групп, юный возраст артистов, безупречный вокал, гармонирующий с отточенной хореографией, сочетание сразу нескольких музыкальных жанров и стилей танца, богатый спектр официального мерча – все это интенсивно потребляется фанатами.
Несмотря на такой успех, данные, собранные в ходе обзора предметов научной литературы, показывают, что самостоятельное существование этого жанра практически игнорируется ввиду его приобщения к общей сущности структуры поп-музыки.
Как показывают итоги исследования, крупный охват фанатов повышает не только доход агентств, но и внимание к Южной Корее в целом. Культурное освоение страны весьма успешно происходит через стажировку в местных университетах, знакомство с бытом, традициями, гастрономическими заведениями страны, архитектурой, достопримечательностями.
Можно говорить и о том, что увлечение музыкальным направлением Азии выступает в качестве крепкого стимула, побуждающего слушателей к саморазвитию. Каждый из них старается привнести какие-то изменения в свою жизнь, наиболее активно участвуя в cover-dance, изучая корейский язык и историю, осваивая новую кухню и совершенствуя свои навыки в готовке. Сложная биография артистов нередко становится достойным примером для подражания и даже верным спутником, дарующим вдохновение и силы для достижения личных целей.
Отечественный аудиопродукт имеет более упрощенную форму, а его текст кажется менее проработанным, ритмы становятся типовыми, как и фактура. По данным опроса можно заключить, что в поиске интересных фишек и разнородных концепций молодежь вынуждена присматриваться к музыкальной культуре других стран.
Список литературы
1. Дорошина, Е.Б. K-pop как феномен современной молодежной культуры / Е. Б. Дорошина. – Текст: непосредственный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2022. – № 12. – С. 4-15.
2. Корейская волна: как музыканты из Южной Кореи зарабатывают $57 млн в год на песнях о депрессии и подростковых комплексах. – Текст: электронный // Forbes: [сайт]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/382149-koreyskaya-volna-kak-muzykanty-iz-yuzhnoy-korei-zarabatyvayut-57-mln-v-god-na (дата обращения: 12.12.2022).
3. Сила K- pop в том, что он ненастоящий – Текст: электронный // Realnoevremya: [сайт]. –URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/187192-v-chem-fenomen-k-pop-i-pochemu-on-zahvatyvaet-mir (дата обращения: 12.12.2022).
4. Летина, Н.Н. Idol как феномен современной корейской культуры / Н. Н. Летина., И. В. Логинова. – Текст: непосредственный // Верхневолжский филологический вестник. – 2017. – №3. – С. 85-89.
5. Полетаев, Ю.А. О музыкальных предпочтениях россиян / Ю.А. Полетаев, Е. А. Перфильева. – Текст: непосредственный // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2011. – №1 (107). – С. 102-108.
6. Немова, О.А. Музыкальные предпочтения современной молодежи /О. А. Немова, Т. В. Свадьбина. – Текст: непосредственный // Манускрипт. – 2020. – Т. 13, вып. 5. – С. 176-180. ISSN 2618-9690.
7. Хлопаева, Н.А. Музыкальные потребности российской молодежи: кризис традиционного рынка и необходимость его модернизации / Н.А. Хлопаева. – Текст: непосредственный // Мир политики и социологии. – 2013. – №9. – С. 122-134.
8. Тесленко, А.Н. Поп-музыка в пространстве молодежной культуры / А. Н. Тесленко. – Текст: непосредственный // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. – №6 (8). – С. 76-88. ISSN: 2414-4347.
9. Уракова, М.Н. Опрос молодежи о музыке / М. Н. Уракова, Д. М. Михайленко, Н. А. Кротов, М. А. Куриленко, А. А. Трифанова. – Текст: непосредственный // Юность и Знания – Гарантия Успеха – 2021. Сборник научных трудов 8-й Международной молодежной научной конференции, в 3-х томах. – Курск, 2021. – Т. 1. – С. 368-371.
10. Полянская, Е.Н. Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов / Е. Н. Полянская, Н. В. Каргина. – Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – №1. – С. 187-194.
11. Кузнецова, Е.П. Исследования музыкальных предпочтений молодежи / Е. П. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Манускрипт. – 2017. – №9. – С. 115-118.
References
1. Doroshina, E.B. K-pop kak fenomen sovremennoj molodezhnoj kul'tury / E. B. Doroshina. – Tekst: neposredstvennyj // Sborniki konferencij NIC Sociosfera. – 2022. – № 12. – S. 4-15.
2. Korejskaja volna: kak muzykanty iz Juzhnoj Korei zarabatyvajut $57 mln v god na pesnjah o depressii i podrostkovyh kompleksah. – Tekst: jelektronnyj // Forbes: [sajt]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/382149-koreyskaya-volna-kak-muzykanty-iz-yuzhnoy-korei-zarabatyvayut-57-mln-v-god-na (data obrashhenija: 12.12.2022).
3. Sila K- pop v tom, chto on nenastojashhij – Tekst: jelektronnyj // Realnoevremya: [sajt]. –URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/187192-v-chem-fenomen-k-pop-i-pochemu-on-zahvatyvaet-mir (data obrashhenija: 12.12.2022).
4. Letina, N.N. Idol kak fenomen sovremennoj korejskoj kul'tury / N. N. Letina., I. V. Loginova. – Tekst: neposredstvennyj // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. – 2017. – №3. – S. 85-89.
5. Poletaev, Ju.A. O muzykal'nyh predpochtenijah rossijan / Ju.A. Poletaev, E. A. Perfil'eva. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik obshhestvennogo mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii. – 2011. – №1 (107). – S. 102-108.
6. Nemova, O.A. Muzykal'nye predpochtenija sovremennoj molodezhi /O. A. Nemova, T. V. Svad'bina. – Tekst: neposredstvennyj // Manuskript. – 2020. – T. 13, vyp. 5. – S. 176-180. ISSN 2618-9690.
7. Hlopaeva, N.A. Muzykal'nye potrebnosti rossijskoj molodezhi: krizis tradicionnogo rynka i neobhodimost' ego modernizacii / N.A. Hlopaeva. – Tekst: neposredstvennyj // Mir politiki i sociologii. – 2013. – №9. – S. 122-134.
8. Teslenko, A.N. Pop-muzyka v prostranstve molodezhnoj kul'tury / A. N. Teslenko. – Tekst: neposredstvennyj // Sovremennye problemy social'no-gumanitarnyh nauk. 2016. – №6 (8). – S. 76-88. ISSN: 2414-4347.
9. Urakova, M.N. Opros molodezhi o muzyke / M. N. Urakova, D. M. Mihajlenko, N. A. Krotov, M. A. Kurilenko, A. A. Trifanova. – Tekst: neposredstvennyj // Junost' i Znanija – Garantija Uspeha – 2021. Sbornik nauchnyh trudov 8-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii, v 3-h tomah. – Kursk, 2021. – T. 1. – S. 368-371.
10. Poljanskaja, E.N. Muzykal'no-stilevye predpochtenija rossijskih studentov / E. N. Poljanskaja, N. V. Kargina. – Tekst: neposredstvennyj // Znanie. Ponimanie. Umenie. – 2018. – №1. – S. 187-194.
11. Kuznecova, E.P. Issledovanija muzykal'nyh predpochtenij molodezhi / E. P. Kuznecova. – Tekst: neposredstvennyj // Manuskript. – 2017. – №9. – S. 115-118.