K-pop как феномен современной массовой культуры
Титкова Наталья Евгениевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
В статье рассматривается к-рор как одна из наиболее динамично развивающихся форм современной музыки, которая в последнее время становится все более популярной среди молодежи и оказывает мощное влияние на развитие массовой культуры в России и во всем мире, что делает его изучение весьма актуальным. К-рор анализируется как сложное социокультурное явление, выявляются главные факторы постоянного роста его мировой популярности. К-рор представляет собой синтез музыкальной традиции Запада и традиционной корейской народной музыки, от которой он унаследовал заряжен-ность позитивной энергией. Важной особенностью к-рор, делающей его привлекательным для массового зрителя, является культ айдолов. Эффект быстрого тиражирования продукции к-рор на музыкальном рынке создается благодаря отлаженной системе ее продвижения через выпуск музыкальных альбомов и видеоклипов, проведение концертов по всему миру, участию айдолов в фанмитингах, фанкамах, телешоу, дорамах, съемкам в рекламе и выпуску соответствующей атрибутики.
Ключевые слова: массовая культура, халлю, к-рор, айдол, видеоклип, хын, дорама, реклама, медиа-персона, молодежная субкультура.
в и Е
сэ см о см
1Л
В современной массовой культуре особое место занимает k-pop (аббревиатура от англ. Korean pop) - корейская популярная музыка. Покорив азиатский музыкальный рынок (страны юго-восточного азиатского региона: Япония, Китай, Филипины, Тайвань и т.п.), k-pop в последние годы разрушил национальные и этнические культурные границы и начал быстро завоевывать мировой рынок поп-индустрии как часть движения, получившего название «халлю» (Hallyu) - «корейская волна».
Поскольку увлечение такого рода музыкой актуально, прежде всего, для молодежи, k-pop попал в поле научного исследования через сообщество молодых ученых. Чаще всего в работах русских исследователей к-поп рассматривается как медиа-феномен, который с огромной скоростью тиражируется через виртуальные социальные сети [1; 9]. Появились также междисциплинарные исследования этого явления, среди которых больше всего таких, где акцентируется политологический аспект «корейской волны», как классического примера действия «мягкой силы» [2; 6], а также попыток социолого-психологического обоснования популярности k-pop, его влияния на идентичность детей и подростков [3; 8; 10]. Однако остается недостаточно глубоко исследованным вопрос о сущности этого социокультурного феномена, его генезисе, а также о способах и формах его проявления как явления молодежной субкультуры. В предлагаемом исследовании предпринята попытка ответить на вопросы: в чем секрет притягательной силы k-pop? Почему этой субкультуре удалось в короткий срок, подобно эпидемии, охватить своим влиянием целые континенты?
K-pop как жанр соединил в себе элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Его эклектичность, пестрота, многогранность и многоцвет-ность формирует неповторимую стилевую разновидность современной музыки, развитие которой предполагает смешение стилей, сочетание вокала, рэпа, хореографии, театрального действа, сопровождаемое выразительными визуальными эффектами.
В плане музыкальной эстетики k-pop ориентирован на американскую культуру. При этом он сохраняет свое этническое своеобразие, которое проявляется, прежде всего, в том, что песни создаются и исполняются на корейском языке. Все чаще k-pop хиты завоевывают первые позиции в мировых рейтингах популярной музыки. Поклонники из разных стран на живых выступлениях k-pop групп подпевают любимым артистам и скандируют строчки из их песен на корейском языке. Для многих зарубежных фанатов k-pop увлечение
музыкой становится стартовой площадкой и мощным стимулом для изучения корейского языка, достаточно сложного и непривычного для англоговорящих людей. Все более популярными в молодежной среде становятся курсы корейского языка, возрастает спрос на учебные пособия, самоучители, словари корейского языка. Таким образом, вопрос о секрете «мягкой силы» к-рор, причин его быстрого распространения по всей планете становится все более актуальным.
Первое, и, пожалуй, главное, что делает к-рор привлекательным для аудитории, связано с тем, что он дарит своим поклонником море позитивных эмоций. Он в прямом смысле слова «заряжен» позитивом, кипучей, искрящейся энергией, которая присутствует в той или иной мере даже в самых меланхоличных, минорных образцах.
Чтобы лучше понять сущность этого позитива, нужно обратиться к понятию, которое на корейском языке выражается словом «хын» (heung). Хын феипд) - это природная энергия, присущая человеку, спонтанная радость, которая рождается в процессе игры. Это искрометная сила вдохновения, возбуждения от азарта, лицедейства или дурачества. Это энергия коллективная и креативная: «хын выстреливает, как распрямившаяся пружина, не просто в процессе развлечения, а только в процессе совместного взаимопонимания и действия, несмотря на трудности и проблемы» [5, с. 28].
Энергия хын (heung) связана со стихией народной музыки, площадного театра, ярмарочной кутерьмы. В Корее с давних времен во время деревенских праздников, отправления религиозных обрядов и работы в поле исполнялась крестьянской музыки нонак (попак). В конце XIX века с опорой на традиции нонак (попак) был создан жанр народного искусства самульнори ^ати1погу) - представление в традиционном стиле, включающее игру на национальных ударных инструментах. Кульминацией представления самульнори (samulnory) является «выплеск» энергии хын (heung). Это происходит, когда музыка, сопровождающая игровое действо, звучит по нарастающей. Даже самые пассивные зрители вскакивают со своих мест и присоединяются к общему действу, при этом они ритмично пожимают плечами (корейцы называют это «<eokkae-chum» - «танец плеч».
В корейской народной культуре «танец плеч» существовал и как отдельный самостоятельный вид развлечений: «пожилые люди собирались вместе и ритмично двигали плечами вверх и вниз (под традиционную корейскую музыку» [5, с. 29]. Конечно, в энергичных движениях современных эстрадных танцев к танцу «плеч» добавляются движения всего тела, но общий эмоциональный заряд роднит современную к-рор хореографию и музыку с народным площадным действом. Даже самые молодые корейские музыканты ощущают связь современной и древней корейской музыки, которая проявляется в их сопричастности энергии хын ^еипд). Певица 1и в одном из интервью от-
метила: «Когда я думаю о самульнори (samulnori) или мадангнори (madangnori), мне сразу приходит на ум - танец плеч» [5, с. 28]. Во время концертов большинство фанатов, вооружившись специальными «мигалками», энергично «подтанцовывают» артистам. Со сцены это выглядит как море огней, пульсирующих в такт музыке. Но все же очевидно, что танцевальные движения как в традиционном, так и в современном варианте корейской музыки, имеют общую энергетическую характеристику. k-pop «заряжен» энергией хын (heung), точнее, он помогает высвободить ее в процессе взаимодействия артистов и зрителей,
Еще один секрет популярности k-pop - культ айдолов, своеобразная «айдолоцентричность». Айдолы, которые воплощают в себе энергию хын (heung) - это не просто талантливые певцы и музыканты. Понятие «айдол» имеет универсальный характер и охватывает не только круг способностей и талантов артиста, но и его имидж, и стиль жизни.
Концертный номер или видеоклип в жанре k-pop, как правило, представляет собой синтез вокала, рэпа и сложной хореографии. K-pop исполнитель должен не только обладать соответствующими сценическими навыками, но и соответствовать внешне корейским стандартам красоты, быть безупречными в поведении, максимально обаятельным и «милым» в общении со зрителями, то есть визуально выражать представление об идеальном артисте. Слово «айдол», которое закрепилось в к-поп индустрии как обозначение такого типа артиста, ассоциируется, прежде всего, с понятием «идеал».
Айдолы - весьма примечательное социокультурное явление в азиатской массовой культуре. Айдол (от англ. «idol») - это медиа-персона со скрупулезно продуманным имиджем, весьма привлекательным для молодежи. Айдолы начинают свою карьеру с подросткового возраста. Для них при помощи развлекательных агентств создаются своеобразные «звездные инкубаторы», в которых они, став «трейни» (стажерами) проходят суровую школу конкуренции. Методом строгого отбора из их числа выделяются самые талантливые, трудолюбивые и стрессоустойчивые. Их внешность доводится визажистами и стилистами до идеально-прекрасной, иногда не без помощи пластической хирургии, а творческие способности (вокал и хореография), а также навыки общения на иностранных языках постоянно совершенствуются лучшими педагогами и тренерами. Трейни несколько лет живут под крышей компании и проходят интенсивную программу подготовки к дебюту. Расписание трейни максимально плотное, особенно это касается тех, кто совмещает обучение в компании с учебой в школе. Для них может стать нормой сон не более 2-х часов в сутки, жесткая диета при интенсивных тренировках, полная изоляция от семьи, когда домой отпускают один раз году на несколько дней, полная финансовая зависимость от компании.
сз о
о Л о
о сз о в
На обучение и содержание трейни компания ежегодно тратит значительные суммы, однако все эти деньги должны быть возвращены позже, это четко прописано в контрактах. После того, как трейни стал айдолом и дебютировал, несколько лет он должен «отрабатывать» вложенные в него средства и почти всю зарплату переводить на счет компании. Искусственно выращенные звезды становятся участниками самых разнообразных шоу, выступают на сцене и снимаются в фильмах и передачах на протяжении нескольких лет.
Теория искусственного выращивания звезд зародилась в массовой культуре Азии еще в 1980-е годы, когда японский продюсер Дж. Китагава обосновал целесообразность продвижения тех артистов, которыми, по его словам, «легче управлять» («easier to handle») [11]. В странах Юго-Восточной Азии функционирует множество компаний, продвигающих айдолов в качестве дорогостоящего продукта на мировой рынок. В Южной Корее наиболее авторитетными считается «большая тройка», в которую входят агенства YG Entertainment, JYP Entertainment, SM Entertainment. В их маркетинговый план входит привлечение айдолов к съемкам в дорамах, игровых шоу, рекламе и т.п. Их главная задача - наладить конвейер производства универсальных артистов, которые будут хорошо продаваемым товаром на мировом музыкальном рынке.
При создании такого рода «музыкального продукта» учитываются самые разнообразные вкусы и запросы публики в отношении внешности и темперамента артистов, поэтому большинство айдолов выступают в составе групп. Сольная карьера - удел немногих артистов, причем, как правило, сольную карьеру айдолы выбирают уже после обретения популярности в группе. Среднее количество участников к-поп группы - 5-9 человек, хотя бывают группы более малочисленные и многочисленные. Например, в группе Blackpink 4 участницы, а в численность группы NST - 21 человек.
Чтобы «продукция» группы была качественной, все артисты выполняют в коллективе определенные функции, соответствующие их уровню творческих способностей. Вот почему у каждого участника k-pop команды всегда четко обозначена позиция в коллективе, отражающая его особые таланты: вокалист, танцор, рэпер, вижуал и т.п. Вижуалом выбирают обычно того участника группы, который наиболее соответствует корейским стандартам красоты: светлая кожа, овальное или почти треугольное лицо с маленьким подбородкам (V-лайн), большие глаза, маленький рот, «высокий» нос, гармоничное телосложение. Вижуалов выдвигают на первый план в клипах и рекламе. В группе ATEEZ практически все артисты обладают внешними данными вижуалов, но официально е эту позицию занимает Есан. На интервью и офи-е циальных церемониях «лицом» группы становится лидер - обычно это самый старший член группы, ° как правило, обладающий высоким интеллектом,
ю
z знанием английского языка и ораторскими спо-
собностями. Продвижение группы BTS в Америке и на Западе - во многом заслуга ее лидера - Ким Намджуна, который обладает высоким IQ, дипломатическими способностями, прекрасно говорит по-английски.
Самый младший по возрасту в группе называется «макнэ». Остальные участники относятся к нему, как к младшему брату. Это всеобщий любимец, которого старшие опекают и балуют. Макнэ может вести себя очень скромно, но ему позволяется быть немного капризным, дерзким и своенравным, если это соответствует его темпераменту (BTS Чон Чонгук). Четкое обозначение позиций и функций в группе делает коллектив более организованным, сплоченным, мобильным и креативным.
У зрителя, который начинает интересоваться k-pop, на первых порах может сложиться впечатление, что все артисты и коллективы здесь однотипны и похожи. Стилевой облик у большинства k-pop групп не имеет четкого выражения. Для определения своеобразия творчества группы, вместо термина «стиль» чаще употребляют понятие «концепт». Концепт выбирают продюсеры для каждого нового альбома, иногда для каждого отдельного номера. Такая система позволяет часто менять имидж группы, создавать «продукцию» на любой вкус, постоянно расширять «фанатскую базу».
К 2000-м годам в k-pop оформились два основных типа концептов: «милый» (невинный) и «сексуальный» - более откровенный и даже агрессивный. В 2010-е годы их границы оказались размытыми, появились новые разновидности концептов. В частности, в творчестве герлс-бендов сформировался girl-crush - концепт, ориентированный на женскую аудиторию, а не на мужскую. С ним связан имидж «крутой старшей сестры», «плохой девчонки». Именно такой концепт стала воплощать группа Blackpink, популярность которой в последние годы взлетела на невероятную высоту. Некоторые группы остаются верны одному и тому же концепту, например, Gfriend являет собой образец исключительно «милого» концепта. В то же время образ Girls' Generation, самой популярной девичьей группы второго поколения, трансформировался в течение всей их карьеры: они начинали свой путь на сцене в образе «беззаботных школьницам», но через какое-то время явно «повзрослели» и превратились в настоящих «хищниц».
Динамичная «концептуальность» позволяет обеспечить более успешное «продвижение» творчества той или иной группы на музыкальном рынке. Продюсеры постоянно «держат руку на пульсе» меняющегося социума, реагируя на веяния моды, соотнося производимый «продукт» с музыкальными вкусами и потребностями аудитории разных возрастов.
Еще одна важная особенность k-pop связана с тем, что «продукт», который выпускается в этом формате, имеет многогранное проявление, он тиражируется в разнообразных формах, что увели-
чивает быстроту и эффективность его продвижения на музыкальном рынке, постоянно расширяет круг ее ценителей и «потребителей».
Традиционной формой производства основной музыкальной продукции k-pop групп являются музыкальные альбомы (полноформатные и мини-альбомы). В них наиболее отчетливо отражается смена концептов в творчестве коллектива.
Музыкальный альбом включает в себя концептуально объединенные музыкальные композиции, выдержанные в едином стиле, часто объединенные единой темой. Выход нового альбома и его презентация называется «камбэком» (от англ. «comeback» - возвращение). Подготовка к кам-бэку занимает большую часть репетиционного времени любой группы. Выход нового альбома анонсируется в СМИ и соцсетях, его ожидает с нетерпением фанатское сообщество. Предза-каз на новые альбомы BTS делается иногда за несколько месяцев до его выхода - фанаты охотно оплачивают еще не выпущенные музыкальные продукты, бронируют места на предстоящие концерты с его презентацией.
При подготовке к камбэку снимаются видеоклипы на наиболее концептуальные песни нового альбома. Видеоклипы k-pop - отдельный вид искусства. Яркие и красочные, перенасыщенные впечатляющими образами, многие из них представляют собой миниатюрные художественные фильмы.
В видеоклипах наиболее ярко проявляется такой принцип k-pop, как избыточность. Можно сказать, что k-pop - это эстетика избыточности. Принцип избытка проявляется, например, в численности состава к-поп групп. Среднее количество артистов - 5-7, но многие коллективы насчитывают более десяти человек. Все они обладают идеальными внешними данными. Когда в одном кадре или на одной сцене появляются не один, не два, а около двадцати человек в облике современных принцев или принцесс, одетые в яркие, блестящие наряды, исполняют сложную хореографическую композицию, сопровождаемую яркими спецэффектами, это производит неизгладимое впечатление: «Роскошные голоса певцов гармонируют с пением на заднем плане. Очаровательные молодые звезды соперничают красотой друг с другом. Овальные лица девушек и парней с конфетными губами и густыми ресницами сверкают под ярким светом рампы. Их безукоризненно подтянутые спортивные тела в роскошных костюмах, расшитых блестками и кистями, демонстрируют сложный рисунок танца под электризующие вопли сольного вокалиста, гладко переходящие в нестандартный джем рэперов» [5, с. 13].
Выпуск нового альбома и видеоклипов предполагает «обкатку» этого нового материала на сцене, в концертных программах. Все большую популярность не только в Южной Корее, но и во всем мире приобретают живые выступления к-поп групп в рамках концертных туров (азиатских и мировых).
«Живые» концерты популярных айдол-групп собирают огромную аудиторию. Под концерты групп EXO, BTS, Blackpink, TWICE и т.п. организаторы арендуют самые вместительные концертные залы и стадионы.
В связи с ростом популярности BTS и оживления «музыкального туризма» (когда приезжают специально для того, чтобы посмотреть концерт любимой группы), власти Кореи решились на радикальные меры. В районе Кенгидо планируют построить к 2024 коду концертный комплекс вместимостью с несколько десятков тысяч зрителей, пристроив к нему отели, магазины и развлекательные центры.
Группы, завоевавшие мировую известность, проводят концерты, облетая разные страны и континенты, собирая на них огромную интернациональную армию фанатов k-pop и выстраивая тем самым невидимые «мосты в Корею» для иностранцев, через свое творчество приобщая западную и американскую молодежь к корейской культуре. В качестве примера можно привести концертные туры группы BTS, которые с 2014 года ежегодно проводились компанией «BigHit». Например, в рамках тура 2018 года «BTS World tour -Love Yourself: Speak Youself» они провели 51 концерт в Европе, Азии, Южной и Северной Америке, посетив Лос-Анджелес, Гамильтон, Чикаго, Нью-Йорк, Лондон, Амстердам, Берлин, Париж, Тао-юань, Гонконг, Бангкок и другие крупные города и мировые столицы, собирая аншлаги на стадионах и самых вместительных концертных комплексах.
Перед масштабным «живым выступлением» чаще всего организаторы проводят фанмитинги и фанкамы. Фанмитинг - это небольшой концерт, на котором исполняется несколько песен, после чего начинается общение айдолов между собой и с публикой в свободном режиме, игры, конкурсы. Цель таких мероприятий - сократить дистанцию между айдолами и зрителями, создать эффект дружеской близости между ними. Фанкамы - это организованная раздача автографов: каждый зритель может лично пообщаться с артистом, задать ему вопрос, сфотографироваться, в некоторых случаях поклонникам удается подарить подарок или даже получить от звезды небольшой сувенир. На фанкамах дистанция между группой и аудиторией становится еще короче, возникает приятная иллюзия непосредственного, личного дружеского общения со звездами.
Вокруг главных событий k-pop жизни - выпуска музыкальных альбомов, видеоклипов, живых выступлений создается дополнительный фон при помощи разнообразных медиа-ресурсов: участие групп в музыкальных и игровых ТВ-шоу; эфиры на айдол-радио; стримы участников групп в соц-сетях, он-лайн общение с поклонниками; съемки айдолов в дорамах; съемки в рекламе; выпуск и продажа разнообразного «стаффа» - атрибутики с изображениями айдолов (плакаты, значки, игрушки, косметика и т.п.).
сз о
о Л о
о сз о в
Особый коммерческий эффект создает взаимодействие k-pop с кинопроизводством. Многие айдолы снимаются в фильмах и дорамах, которые являются самой подходящей площадкой для раскрутки звезд: после съемок в сериалах айдолы становятся еще популярнее, а сами дорамы привлекают еще больше зрителей. Присутствие в актерсокм составе дорамы айдолов обрекает на успех, поскольку «Idol в сознании массовой молодежной аудитории воплощает собой возможность достижения мечты, он - предмет культового поклонения, подлинный идол массовой культуры» [7, с. 88].
Движение «халлю» показало, что шоу-бизнес в Южной Корее играет важную роль в экономике страны, это мощный источник пополнения государственной казны. K-pop и вся индустрия развлечении в Корее - это «не просто песни в исполнении красивых певцов и певиц ... «корейская волна оказывает внушительльное воздействие на развитие экономики Республики Корея за счет иностранных вложений и повышения тенденций развития международного туризма в Южной Корее» [4, с. 129]
Продукция этого сегмента экономики приносит доход в триллионы вон, содействует распространению корейской культуры по всему миру. Процессы, происходящие в этой сфере, отражают действие экономических механизмов в стране, а также обнажают многие общие социальные проблемы.
Корейский шоу-бизнес работает так же отла-женно и четко, как и производство электроники, автомобилей, косметики и всего того, что может быть объектом экспорта. Продуктом, поставляемым как на внутренний, так и на мировой рынок, становятся музыкальные альбомы, фильмы, телешоу, концертные туры популярных групп, а также пестрый набор «фанатской атрибутики» - плакаты и постеры, сувениры, одежда и косметика с логотипами суперзвездных команд.
В этой сфере действует закон жесткой конкуренции. Ежегодно множество разнокалиберных музыкальных компаний представляют публике сотни новых групп и сольных исполнителей. Из их числа через фильтры многочисленных музыкальных конкурсов проходят лучшие и наиболее перспективные. Группы, набравшие самые высокие рейтинги популярности, занимают лидирующие позиции в шоу-бизнесе и становятся суперпопулярными не только в своей стране, но и во всем мире.
Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы. K-pop изменил и усовершенствовал формулу западной популярной музыки, воплотил ее «избыточный» аналог и придал неповторимый национальный колорит. K-pop е представляет собой сложный синтез музыкаль-е ных стилей и направлений, создаваемый с учетом культурных запросов современной молодежной ° среды, потребностей не только в развлечениях, ¡в но и в олицетворении своих идеальных представ-
лений о человеке в целом и творческой личности в частности. Это музыка, заряженная позитивной энергией, воплощением которой являются айдо-лы - универсальные артисты, имидж которых выстраивается в соответствии с представлениями молодежи о красоте и лучших человеческих качествах. «Айдолоцентричность» в сочетании с принципами эстетической избыточности и динамичной концептуальности позволяет создавать в рамках k-pop продукцию на любой вкус, но при этом отмеченную общими качествами красочности, яркой образности, особой эмоциональной выразительности. Выпуск музыкальных альбомов, видеоклипов, живые выступления, фан-камы и фанмитин-ги, участие в телешоу, стримы в соцсетях, съемки в дорамах и рекламе, выпуск атрибутики - все это способствует быстрому и эффективному продвижению продукции k-pop на музыкальном рынке.
Литература
1. Андрос, М.Н. Субкультурные практики в социальных сетях (на примере k-pop сообщества) / М.Н. Андрос // XLVII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин.- 2019. - С. 125-128.
2. Бураев, Д. И., Гармахаев, М.Ц. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения / Д.И. Бураев, М.Ц. Гармахаев // Вестник Бурятского государственного университета.- 2013.- № 8. - С. 115-120.
3. Жданова, Л. Г., Шрейбер, О.Д. Эмоциональные особенности молодежи, увлекающейся корейской волной [Электронный ресурс] / Л.Г. Жданова, О.Д. Шрейбер. - Режим доступа: https://sibac.info/pedagog/xliii39033 (дата обращения 07.092020).
4. Кадосина, А. В., Филиппова, Я.Д. Корейская волна в контексте развития экономики Южной Кореи / А.В. Кадосина, Я.Д. Филиппова // Казанский вестник молодых учёных.- 2019. -Т. 3.- № 1. - С. 128-134.
5. Ким, Сук Янг. K-POP. Живые выступления, фанаты, айдолы и мультимедиа / Сук Янг Ким // Москва: АСТ: Кладезь - 2019. -368 с.
6. Ковба, Д.М. Теоретическая и практическая адаптация концепта «мягкой силы» восточно-азиатскими государствами / Д.М. Ковба // Пространство и время.- 2014.- № 4 (18). -С. 11-118.
7. Летина, Н. Н., Логинова, И.В. Idol как феномен современной корейской культуры / Н.Н. Лети-на, И.В. Логинова // Верхневолжский филологический вестник - 2017 - № 3. - С. 85-89.
8. Михайлик, О.Н. Феномен «корейской волны»: синтез запада и востока? / О.Н. Михайлик // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиеведение.- 2008.- № 1. - С. 31-40.
9. Фадеева, А. В. СМИ как инструмент экспорта культурного медиапродукта: кейс Южной Ко-
реи / А.В. Фадеева // Век информации (сетевое издание).- 2020. - Т. 4.- № 1 (10). - С. 31-50.
10. Шледовитц, Д.С. Влияние корейской поп-культуры на современную российскую молодежь / Д.С. Шледовитц // Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза - 2020.- С. 303-305.
11. Tormsen, D. 10 Horrifying Realities From The World Of Asian Pop Music [Электронный ресурс] / D. Tormsen. - Режим доступа: https:// listverse.com/2015/05/19/10-horrifying-realities-from-the-world-of-asian-pop-music/ - (дата обращения: 14.09.2020).
K-POP AS A PHENOMENON OF MODERN MASS CULTURE
Titkova N.E.
Lobachevsky University (Arzamas branch)
The article considers k-pop as one of the most dynamically developing forms of modern music, which has recently become increasingly popular among young people and has a powerful influence on the development of mass culture in Russia and around the world, which makes its study very relevant. K-pop is analyzed as a complex socio-cultural phenomenon, and the main factors of its constant growth in global popularity are identified. K-pop is a synthesis of the musical tradition of the West and traditional Korean folk music, from which it inherited a positive energy charge. An important feature of k-pop that makes it attractive to the mass audience is the cult of idols. The effect of rapid replication of k-pop products in the music market is created thanks to a well-established system of its promotion through the release of music albums and video clips, concerts around the world, participation of idols in fanmitings, funkams, TV shows, dramas, filming in advertising and the release of appropriate attributes.
Keywords: mass culture, Hallyu, K-pop, idol, video clip, heung, dorama, advertising, media person, youth subculture.
References
1. Andros, M.N. Subcultural practices in social networks (on the example of the k-pop community) / M.N. Andros // XLVII Og-arevsky readings. Materials of the scientific conference. In 3 parts. Compiled By A.V. Stolyarov. Responsible for the issue P.V. Senin, 2019, pp. 125-128.
2. Buraev, D. I., Garmakhaev, M. TS. Korean wave and soft power. Strategy of development and distribution / D.I. Buraev, M. TS. Harmakhaev // Bulletin of the Buryat state University, 2013, no. 8, pp. 115-120.
3. Zhdanova, L. G., Schreiber, O.D. Emotional features of young people who are addicted to the Korean wave [Electronic resource] / L.G. Zhdanova, O.D. Schreiber. access Mode: https:// sibac.info/pedagog/xliii39033 (accessed 07.092020).
4. Kadosina, A.V., Filippova, Ya.D. Korean wave in the context of the development of the economy of South Korea / A.V. Kadosina, Ya.D. Filippova // Kazan Bulletin of young scientists, 2019, vol. 3, no. 1. pp. 128-134.
5. Kim, Suk young. K-POP. Live performances, fans, idols and multimedia / Suk young Kim // Moscow, AST: Kladez Publ.,
2019. 368 p.
6. Kovba, D.M. Theoretical and practical adaptation of the concept of "soft power" by East Asian States / D.M. Kovba // Space and time, 2014, no. 4 (18), pp. 11-118.
7. Letina, N. N., Loginova, I.V. Idol as a phenomenon of modern Korean culture / N.N. Letina, I.V. Loginova // Verkhnevolzhsky philological Bulletin, 2017, no. 3, pp. 85-89.
8. Mikhaylik, O.N. The Phenomenon of the "Korean wave": synthesis of the West and the East? / O.N. Mikhaylik // News of Irkutsk state University. Series: Political Science. Religious Studies, 2008, no. 1, pp. 31-40.
9. Fadeeva, A.V. Mass media as a tool for exporting cultural media products: the case of South Korea / A.V. Fadeeva // Vek infor-matsii (online publication), 2020, vol. 4, no. 1 (10), pp. 31-50.
10. Shledovitz, D.S. Influence of Korean pop culture on modern Russian youth / D.S. Shledovitz // Collection of articles of the IV International scientific and practical conference. Penza,
2020, pp. 303-305.
11. Tormsen, D. 10 Terrifying Realities From The World Of Asian Pop Music [Electronic resource] / D. Tormsen. - Access mode: https://listverse.com/2015/05/19/10-horrifying-realities-from-the-world-of-asian-pop-music/- (accessed 14.09.2020).