МУЗЕОЛОГИЯ, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КРАЕВЕДЕНИЕ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 143-148. УДК 009; 903.2
Э. Р. Ахунова
МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ*
Рассмотрены традиционные хозяйственные комплексы сибирских татар, такие как земледелие, животноводство, рыболовство и охота. Проанализировано использование музейных предметов в работах ученых - этнографов и историков.
Ключевые слова: музейный предмет; сибирские татары; этнографические коллекции; традиционное хозяйство; присваивающий и производящий комплекс.
E. R. Akhunova
MUSEUM OBJECTS AS A SOURCE FOR THE STUDY ECONOMIC ACTIVITY TATARS WESTERN SIBERIA
The article deals with the traditional economic complex of the Siberian Tatars such as agriculture, livestock, fishing and hunting. We consider the use of museum objects in the work of scientists - ethnographers and historians.
Keywords: museum object; Siberian Tatars; ethnographic collections; traditional economy; appropriating and producing complex.
Сегодня в науке быстро развиваются междисциплинарные исследования. Результаты, которые получены при таких методах, дают новые, иногда самые неожиданные знания.
Изучение культуры сибирских татар по материалам музеев Сибири является важным направлением в сибирской этнографии. В последние десятилетия этнография тесно взаимодействует с другими науками, такими как археология, социология, психология и др. В такой тесной междисциплинарной связи этнологии и музеологии возникло новое, быстро развивающееся направление в науке -этномузеология, которая решает проблемы, актуальные для обеих наук. Важность ис-
пользования музейных коллекций как этнографического источника общеизвестна. Этнографические коллекции, собранные в музеях, наглядно сохранили традиционную культуру народа, и, изучая ее, мы видим трансформацию народных традиций в последние десятилетия.
В музейных этнографических коллекциях содержится ценная информация о материальном и духовном наследии народов, которая все больше и больше становится востребованной исследователями: этнографами, музеологами, археологами, культурологами и т. д. Изучение ценнейших коллекций музеев, ввод в научный и информационный оборот
* Работа выполнена при поддержке Гранта РНФ «Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Азии», проект № 14-50-00036.
© Ахунова Э. Р., 2016
через публикации каталогов и современные информационные системы, исследование истории музеев являются сегодня наиболее важными задачами российской музеологии [1].
В последние годы вышли в свет многие труды сибирских ученых, посвященные музееведению, истории музеев. Это работы И. В. Артюховой, А. М. Кулемзина, Н. А. То-милова, О. Н. Труевцевой, О. Н. Шелегиной и др. [2].
Помимо чисто музейных проблем, которые решает музей, при помощи его различных коллекций успешно изучаются вопросы краеведения, археологии, истории и культуры населения. Все это в полной мере относится к этнографическим коллекциям, которые есть в каждом историческом и краеведческом музеях. Этнографические коллекции, хранящиеся в музеях, востребованы не только учеными и музееведами, но и широким кругом общественных организаций и национально-культурными объединениями.
Сибирские татары относятся к коренному населению Западной Сибири. Об этнической истории сибирских татар и современных этнических процессах среди них написано в трудах Н. А. Томилова, Ф. Т. Валеева, В. В. Храмовой [3] и др. Различные аспекты жизнедеятельности и культуры сибирских татар изучали С. Н. Корусенко, Д. А. Мягков, А. Г. Селезнев, И. А. Селезнева, Е. Ю. Смирнова, М. А. Тихомирова, А. А. Ярзуткина [4] и др.
Сибирские татары были оседлым земледельческим населением. Разнообразие природных условий в местах, где жили сибирские татары, «открывало широкие возможности для развития различных форм как присваивающего, так и производящего хозяйства, а также позволяло их активно сочетать» [5, с. 61]. Хозяйственные занятия татар, как уже отмечалось, было комплексным. Жители занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, лесным промыслом и др. В этой статье будут рассмотрены присваивающие (охота, рыболовство) и производящие (земледелие и скотоводство) отрасли хозяйства.
На территории Западной Сибири, где наиболее компактно проживает татарское население, находятся музеи с различным количеством предметов присваивающих и производящих отраслей хозяйства. Это Музей
археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (МАЭ ОмГУ), Омский государственный историко-краеведческий музей (ОГИК), Тюменский музейный комплекс
им. И. Я. Словцова, Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (ТГИАМЗ), Томский областной краеведческий музей (ТОКМ), Музей археологии и этнографии Сибири им. В. М. Фло-ринского Томского государственного университета (МАЭ ТГУ), Новосибирский областной краеведческий музей (НОКМ), некоторые районные и сельские музеи Омской и Тюменской областей. Более подробно о количестве и составе этнографических коллекций татар в разных музеях Сибири и Санкт-Петербурга можно посмотреть в книге Э. Р. Ахуновой «Материальная культура татар Западной Сибири в этнографических коллекциях музеев России» [6].
В научных работах многих ученых при исследовании традиционной культуры аборигенного и пришлого населения не только часто используются предметы материального быта, находящиеся в краеведческих музеях, но также сами ученые являются собирателями этнографических предметов у населения. Все собранные материалы пополняют этнографические коллекции краеведческих музеев. Например, профессор ОмГУ Н. А. Томи-лов, многие годы занимающийся изучением коренного населения Сибири, вместе со своими учениками и студентами собрал огромное количество предметов этнографической коллекции сибирских татар, казахов, русских, которые составили основу или существенно пополнили этнографические коллекции ОГИК музея, МАЭ ОмГУ, Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Слов-цова, МАЭ ТГУ, ТОКМ и НОКМ. Многие исследователи этнографии татар широко использовали музейные коллекции при изучении особенностей традиционной культуры народа, например культуры земледелия, охоты, пищи и т. д. Рассмотрим только некоторые аспекты изучения традиционной культуры - земледелие, животноводство, охота и рыболовство. При рассмотрении развития присваивающего и производящего хозяйства у сибирских татар в работах Н. А. Томилова, Д. А. Мягкова, А. Г. Селезнева и И. А. Селез-
невой, М. А. Тихомировой и других даются некоторые описания орудия производства, утвари, которыми пользовались татары в своей повседневной жизни.
В начале ХХ в. у татарского населения основной формой землепользования являлась общинная. Во второй половине XIX - начале XX в. земледелие у татар Тобольской губернии находилось на довольно низком уровне. Малое количество видов посадочных культур, примитивные сельскохозяйственные орудия, небольшие пахотные участки, трехпольная система севооборота, отсутствие практики удобрения пашен были характер-
При рассмотрении развития присваивающего и производящего хозяйства у сибирских татар в работах Н. А. Томилова, Д. А. Мягкова, А. Г. Селезнева и И. А. Селезневой, М. А. Тихомировой и других даются некоторые описания орудия производства, утвари, которыми пользовались татары в своей повседневной жизни.
В монографии А. Г. Селезнева, И. А. Селезневой, Е. А. Бельгибаева [8] подробно описывается земледельческий комплекс татар Западной Сибири. Авторы отмечают, что, в зависимости от географических, природных условий, хозяйственные занятия татар практически везде были комплексными, производящая система хозяйствования в разных пропорциях сочеталось с присваивающим
ными чертами татарского земледелия, которые обусловливали низкие урожаи [7, с. 67]. В дореволюционный период земледелием больше занимались татары Тюменского уезда, южной части Тарского уезда. Основными сельскохозяйственными культурами являлись ячмень, рожь, овес, пшеница, гречиха, просо. Основными орудиями труда были простая деревянная соха с железным сошником, деревянные бороны с железными зубьями, серп, вилы, грабли, деревянные лопаты для веяния хлеба на ветру. Все эти и другие предметы по земледелию представлены в музеях в разных количествах (табл.).
типом хозяйства. У татар Западной Сибири конца XVIII - начала XX в. существовали подсечно-огневая, переложно-подсечная, за-лежно-паровая системы земледелия [9, с. 146-147]. В монографии делаются ссылки на орудия труда земледельцев, такие как серпы, коса, сабан, цеп для обмолота зерна, ручная мельница и др. В этнографических коллекциях сибирских татар различных музеев практически везде присутствуют предметы по земледелию - это серпы, косы, части плуга (сабана) или очень редко целый плуг. Описание земледельческих орудий есть в статье Н. А. Халикова «Этнокультурные особенности хозяйства западносибирских татар». В ней он подробно описывает системы земледелия (паровая, озимая, яровая), куль-
Количественный и качественный состав предметов присваивающего и производящего комплекса в музеях Сибири
Музей Предметы земледелия, шт. Предметы животноводства, шт. Предметы охоты, шт. Предметы рыболовства, шт.
ОГИК музей 4 1 8 5
Тарский историко-краеведческий музей 1 2
ТГИАМЗ 2 7 7
Музейный комплекс им. И. Я. Словцова 14 6 21 12
НОКМ 1 1
ТОКМ 4 2
МАЭ Сибири им. В. М. Флоринского ТГУ 2 1 3
МАЭ ОмГУ 31 7 21 20
Музей краеведения Уленкульской средней школы 3 1
Ембаевский музей татарской культуры и истории 5
туры, которые возделывали крестьяне (рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, лен и др.). Н. А. Халиков сравнивает земледельческие орудия сибирских татар с орудием приволжских и уральских татар, а также с земледельческим орудием русского населения. Он подчеркивает, что «...пахотные орудия на рубеже Х1Х-ХХ вв. у. татар отмечались унифицированностью. <... > Повсеместно поля обрабатывались полусабаном - кустарным плугом с колесным передком, одним лемехом или реже двумя сошниками, стальным или иногда деревянным отвалом. Это орудие возникло во второй половине XIX в. в Прикамье и Пермском Приуралье на основе поволжского (татарского) сабана и двузубой сохи.» [10, с. 67].
О пахотных и уборочных орудиях пишут в своей монографии Селезневы. По их данным, на начало ХХ в. татарские крестьяне пахали на лошадях плугом, плуг был с колесами, лемехом. Убирали урожай серпами, косой-литовкой. Экземпляр такого пахотного плуга хранится в Музейном комплексе им. И. Я. Словцова. Перерабатывали зерно на мельницах. Два экземпляра ручных мельниц можно увидеть в Музее археологии и этнографии ОмГУ. Жернова представляют собой два толстых, выпиленных из ствола дерева и ошкуренных диска. На поверхности верхнего жернова с краю имеется круглое отверстие для рукояти. В центральной части находится округлое сквозное отверстие для засыпки зерна. Использовалась такая мельница для помола зерна в домашнем хозяйстве.
Животноводство также относилось к основным занятиям сибирских татар. В благоприятных степных районах Западной Сибири держали крупный рогатый скот, в основном лошадей, а также пасли стада овец и баранов. Летом крестьяне производили выгул скота на пастбище, зимой скот содержался в крытых соломой плетенках, иногда утеплявшихся с наружной стенки камышом. Предметы животноводства также нашли свое отражение в коллекциях сибирских музеев. Это тавро для метки животных, металлическое ботало на шею животных, пасшихся на вольных выпасах, ошейник для телят, чесалка для козьего пуха. Данные предметы представлены в Музейном комплексе им. И. Я. Словцова и МАЭ ОмГУ.
В коллекциях музеев предметы, связанные с присваивающим хозяйством, находятся в достаточно большом количестве, но неравномерно. В некоторых музеях: Новосибирском областном краеведческом музее, Тарском историко-краеведческом музее, Томском областном краеведческом музее -этих предметов мало, а в Музейном комплексе им. И. Я. Словцова, МАЭ Сибири им. В. М. Флоринского ТГУ, МАЭ ОмГУ и ОГИК музее находится достаточное количество предметов охоты и рыболовства. Например, в МАЭ ОмГУ и в Музейном комплексе им. И. Я. Словцова можно увидеть долбленую лодку, весла, различные рыболовные снасти, фитили, сачки для рыбы, деревянные иглы для вязания сетей, остроги, различные капканы на животных, распялку для сушки кожи, чучела водоплавающих птиц, манки и подсадки для уток, ружье и т. д.
Присваивающему комплексу сибирских татар посвящены книги и статьи многих авторов. Наряду с каталогами этнографических коллекций, где подробно описываются эти предметы, есть исследования ученых, труды которых полностью изучают традиции охоты и рыболовства. В работе Д. А. Мягкова «Очерки истории присваивающего хозяйства барабинских татар» [11] подробно проанализирован присваивающий хозяйственный комплекс татар, рыболовству и охоте в нем отведено главное место. Д. А. Мягков указывает, что в сложившихся природных условиях аборигенному населению открывались широкие возможности для занятия рыболовством. На территории Барабинской лесостепи насчитывается свыше 2 500 озер, сосредоточены крупные водные артерии - Тара, Омь, Тартас и др. На всей территории Бара-бы важную роль в хозяйстве татар играло и играет озерное и речное рыболовство. Жители деревень добывали многие виды рыбы: карася, сазана, судака, чебака, щуку, стерлядь и др. [12, с. 26-27]. Рыболовством татары занимались круглый год, и, в зависимости от времени года и места, применялись разные приемы рыбной ловли. Значительная доля рыбного промысла приходилась на запорное рыболовство. Весной и осенью в наиболее мелких и узких местах рек, на озерах барабинцы устанавливали сплошные запоры:
устанавливали морды и котцы, рыбу ловили и при помощи фитилей и сетей. Д. А Мягков делает вывод о том, что «речной промысел рыбы не исключал рыбный промысел на озерах, а сочетался с ним» [13, с. 43].
Исследователи традиционной культуры сибирских татар А. Г. Селезнев и И. А. Селезнева также отмечают в свои трудах географический фактор рыболовного комплекса. Татары Большереченского и Тарского районов Омской области, как и все татары, селились возле рек и озер, и запорное рыболовство у них имело большое значение. Ловили рыбу при помощи котцев, которые представляли собой изгородь из нескольких шестов, переплетенных продольно прутьями, и вертикально укреплялись на дне озера. Рыболовство при помощи сетей в основном применялось при речной ловле. Как отмечают авторы, «факты свидетельствуют о глубокой древности рассмотренной системы рыболовства... По оценкам специалистов, орудия запорного рыболовства и колющие орудия типа остроги появляются еще в эпоху палеолита» [14, с. 42].
Охота также является одной из наиболее ранних форм хозяйственной деятельности людей. Различают два вида охоты - коллективная и индивидуальная, и две ее формы -активная и пассивная [15, с. 63]. В северных районах Омской области, Новосибирской, Томской и Тюменской областях объектами охоты являлись крупные и мелкие звери (лось, медведь, косуля, волк, барсук), а также была развита охота на пушных зверей (лису, горностая, соболя, белку, зайца, колонка), охота на водоплавающую дичь. Для охоты использовались различные капканы, петли, деревянные давки, самострелы, ружья, на птиц и мелкую дичь охотились с помощью силков. Как отмечает И. А. Селезнева, капканы были в основном покупными, что подтверждается их наличием в музейных коллекциях. В больших количествах использовались петли из различного материала: конского волоса, веревки, проволоки. Добытых крупных зверей разделывали на месте охоты, снимали шкуру, резали на части. Шкуры пушных зверей шли на уплату налога и продажу.
Многие предметы земледелия, животноводства, рыболовства и охоты, бытовавшие у населения Западной Сибири, хранятся в эт-
нографических коллекциях сибирских татар в музеях Сибири. Степень их сохранности различна, но в основном небольшие предметы, такие как вилы, лопаты, ножны, серпы, поплавки, иглы для сетей, капканы, ручные мельницы, имеют относительно хорошую сохранность. А такие предметы, как плуг, сети, фитили для ловли рыбы, уздечки, сохранены лишь частично. Как мы видим, предметы хозяйствования сибирских татар широко представлены в музеях, они дают понятие о том, как использовались и из какого материала сделаны, можно определить принцип действия этих орудий труда, их изменение в течение времени. Многие авторы при описывании предметов традиционного хозяйства сибирских татар используют музейные предметы, а также изданные каталоги этнографических коллекций. В современной жизни очень редко можно встретить традиционные предметы земледелия, охоты, рыболовства и только сохраненные в музеях коллекции позволят в дальнейшем изучать хозяйство, традиции населения Сибири.
ЛИТЕРАТУРА
1. Томилов Н. А. Социальная значимость музейных историко-культурных ресурсов и музеи Сибири // Культурологические исследования в Сибири. - 2007. - № 1. - С. - 92.
2. Труевцева О. Н. Музеи Сибири во второй половине ХХ века. - Томск : Изд-во ТГУ, 2000. -335 с. ; Кулемзин А. М. Об определении понятия «музей» // Культура и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения : сб. Музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Фло-ринского. - Томск, 2008. - С. 39-41 ; Артюхо-ва И. В. Традиционная культура русских в фондах Томского областного краеведческого музея / под ред. О. М. Рындиной. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2010. - 244 с. ; Шелеги-на О. Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации / отв. ред. В. А. Ламин, Н. М. Щербин. - Новосибирск, 2010. - 244 с. ; Томилов Н. А. Музеология как отрасль знаний. -Омск : Издат. дом «Наука», 2012. - 100 с. ; Шелегина О. Н. Музейный мир Сибири: история и современные тенденции развития. -Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2014. - 396 с.
3. Храмова В. В. Заболотные татары // Изв. Все-союз. геогр. о-ва. - 1950. - Т. 82, вып. 2. -С. 174-183 ; Ее же. Западносибирские татары // Народы Сибири. - М. ; Л., 1956. - С. 473491 ; Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1978. - 206 с. ; Его же. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти
XIX вв. - Томск : Изд-во ТГУ, 1981. - 274 с. ; Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. - Казань : Татарское кн. изд-во, 1993. -208 с.
4. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты. -Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 112 с. ; Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Бельгибаев Е. А. Мир таежных культур юга Сибири. - Омск : Издат. дом «Наука», 2006. - 260 с. ; Тихомирова М. Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: проблемы формирования и этнокультурных связей. - Омск : Издат. дом «Наука», 2006.- 232 с. ; Мягков Д. А. Очерки истории присваивающего хозяйства барабинских татар. - Омск : Изд-во ОмГПУ : Издат. дом «Наука», 2008. - 156 с. ; Корусенко С. Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. -Омск : Издат. дом «Наука», 2011. - 248 с. ; Ярзуткина А. А. Ритуалы достатка: Традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые культы сибирских татар. -СПб. : Петербургское Востоковедение, 2012. -320 с.
5. Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного уни-
верситета. - Новосибирск : Наука : Сибирская издательская фирма РАН, 1999. - 262 с.
6. Ахунова Э. Р. Материальная культура татар Западной Сибири в этнографических коллекциях музеев России. - Омск : Издат. дом «Наука», 2014. - 114 с.
7. Валеев Ф. Т. Указ. соч. - С. 67.
8. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Бельгибаев Е.А. Указ. соч.
9. Там же. - С. 146-147.
10. Халиков Н. А. Этнокультурные особенности хозяйства западносибирских татар // Сибирские татары : монография. - Казань : Институт истории АН РТ, 2002, - 240 с.
11. Мягков Д. А. Указ. соч.
12. Там же. - С. 26-27.
13. Там же. - С. 43.
14. Селезнева И. А., Селезнев А. Г. Система рыболовства в окрестностях деревни Чеплярово Большереченского района Омской области // Интеграция археологических и этнографических исследований. Часть вторая. - Омск, 1995. - 92 с.
15. Селезнева И. А. Охота тарских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск : Омск. ун-т, 1998. -Ч. II. - 138 с.