Научная статья на тему 'Актуализация традиционных религиозных верований сибирских татар музеями Западной Сибири'

Актуализация традиционных религиозных верований сибирских татар музеями Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
378
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTUALIZATION / WEST SIBERIA MUSEUMS / TRADITIONAL RELIGIOUS BELIEFS / NATIONAL-CULTURAL SOCIETIES / EXPOSITIONAL AND EXHIBITIONAL ACTIVITY / CULTURAL-EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диянова Александра Михайловна, Труевцева Ольга Николаевна

Статья посвящена изучению процесса актуализации музеями Западной Сибири такой части нематериального культурного наследия, как традиционные религиозные верования сибирских татар. В ходе исследования экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности шести музеев в городах Томск, Новосибирск, Омск, Тюмень был сделан вывод о том, что данные музеи крайне слабо актуализируют традиционные религиозные верования сибирских татар. Автором выявлены причины подобной ситуации, которые можно сформулировать как ограниченность информационного потенциала (отсутствие научных статей, монографий, архивных материалов) и отсутствие взаимодействия между музеями и национальными культурными объединениями татар Западной Сибири в культурно-образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUALIZATION OF SIBERIAN TATARS' TRADITIONAL RELIGIOUS BELIEFS BY WEST SIBERIA MUSEUMS

The article is devoted to the research of the process of non-material cultural heritage Siberian Tatars’ traditional beliefs actualization by west Siberia museums. While researching expositional and exhibitional, cultural and educational activity of 6 Siberian museums in cities Tomsk, Omsk, Novosibirsk, Tyumen the author made a conclusion that these museums actualized Siberian Tatars’ traditional beliefs extremely poor. The author revealed the reasons that were at the bottom of the situation, such as the limited information on the topic (lack of scientific articles, monographs, archives stuffs). There is also deficiency of interaction and cooperation between West Siberian Tatars'museums and national-cultural societies in cultural-educational sphere.

Текст научной работы на тему «Актуализация традиционных религиозных верований сибирских татар музеями Западной Сибири»

Литература

1. Джамбаттиста Вико. Теория и история культуры в персоналиях [Электронный ресурс]. - URL: http://ortlib.narod.ru/perso/perso030.htm

2. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики [Электронный ресурс]. - URL: http://astrologos.su/ astrologos_library/Losev/Losev1_1_1_2.htm

3. Лосев А. Ф. Хаос и структура. - М.: Мысль, 1997. - 831 с.

4. Музыка и развитие личности [Электронный ресурс] // Fasola. - URL: http://fasola.info/index. php?c=33

5. Никитина О. Э. Биографический миф как литературоведческая проблема: на материале русского рока: дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2006. - 309 с.

6. Паттерсон Р. Г. Пол Маккартни - история жертвоприношения. - М.: София, 1997. - 256 с. - С. 249.

7. Снигирева Т. А., Снигирев А. В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1999. - Вып. 2. - С. 42-46.

8. I_Am_the_Walrus [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ I_Am_the_Walrus

9. Julien O. Sgt. Pepper and the Beatles : it was forty years ago today. Aldershot, Hampshire, England; Burlington, VT: Ashgate, 2008.

10. Nicholas Cook, ‘Between Process and Product: Music and / as Performance’ [Электронный ресурс] // Music Theory Online. 7/2 (2001). 6/2. - URL: http://www.mtosmt.org/issues/mto. 01.7.2/mto.01.7.2.cook.html

11. Temperley D. The melodic-harmonic ‘divorce’ in rock // Popular Music. - 2007. - Vol. 26/2. -Cambridge University Press. - P. 323-342.

12. The Rock Canon: Canonical Values In The Reception Of Rock Albums. - Carys Wyn Jones, 2008. -182 р.

УДК 39+008

А. М. Диянова, О. Н. Труевцева

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ СИБИРСКИХ ТАТАР МУЗЕЯМИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Статья посвящена изучению процесса актуализации музеями Западной Сибири такой части нематериального культурного наследия, как традиционные религиозные верования сибирских татар. В ходе исследования экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности шести музеев в городах Томск, Новосибирск, Омск, Тюмень был сделан вывод о том, что данные музеи крайне слабо актуализируют традиционные религиозные верования сибирских татар. Автором выявлены причины подобной ситуации, которые можно сформулировать как ограниченность информационного потенциала (отсутствие научных статей, монографий, архивных материалов) и отсутствие взаимодействия между музеями и национальными культурными объединениями татар Западной Сибири в культурно-образовательной сфере.

Ключевые слова: актуализация, музеи Западной Сибири, традиционные религиозные верования, национальные культурные объединения, экспозиционно-выставочная деятельность, культурнообразовательная деятельность.

A. M. Diyanova, O. N. Truevtseva

THE ACTUALIZATION OF SIBERIAN TATARS' TRADITIONAL RELIGIOUS BELIEFS BY WEST SIBERIA MUSEUMS

The article is devoted to the research of the process of non-material cultural heritage - Siberian Tatars’ traditional beliefs actualization by west Siberia museums. While researching expositional and exhibitional, cultural and educational activity of 6 Siberian museums in cities Tomsk, Omsk, Novosibirsk, Tyumen the author made a conclusion that these museums actualized Siberian Tatars’ traditional beliefs extremely poor. The author revealed the reasons that were at the bottom of the situation, such as the limited information on the topic (lack of scientific articles, monographs, archives stuffs). There is also deficiency of interaction and cooperation between West Siberian Tatars'museums and national-cultural societies in cultural-educational sphere.

Keywords: actualization, West Siberia museums, traditional religious beliefs, national-cultural societies, expositional and exhibitional activity, cultural-educational sphere.

Исторически музеи выступают как собиратели и хранители социально-значимой информации. В современных условиях особое значение приобретает их коммуникативная функция. При помощи музейной экспозиции, а также проводимых на ее основе форм культурно-образовательных деятельности (экскурсии, музейные уроки, праздники и пр.) происходит актуализация культурнозначимой информации и знакомство с ней музейной аудитории. Реалии современного общественного и культурного развития, испытывая на себе последствия глобализации, заставляют музеи в сложившихся условиях искать новые формы подачи материала, расширять сам спектр представляемых культурных процессов.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков возникла тенденция включения в сферу музейной деятельности объектов духовной составляющей культурного наследия или нематериального наследия. Работа музеев с данным видом источников сегодня сводится к проектированию выставок, отражающих отдельные аспекты традиционного мировоззрения народов, проведению в музее традиционных календарных праздников, иллюстрирующих национальные обряды и обычаи и т. д. Изучение знаково-символической составляющей музейных предметов, историко-культурного

контекста их бытования в ходе научного исследования является еще одним направлением в этой области.

Одной из значимых составляющих нематериального культурного наследия выступают традиционные религиозные верования, представляющие собой важный элемент знаний о мире любого этноса. Несмотря на явный отход современного человека от традиций и ценностей своих предков и сужение сферы естественного бытования традиционной культуры, традиционные религиозные верования являются той частью мировоззрения, которая способствует поддержанию целостности этнической культуры, обеспечивает ее преемственность от поколения к поколению через комплексы символических действий и обрядов, соблюдение запретов и предписаний. В музеях традиционные религиозные верования представлены в виде материализованных форм духовной культуры - музейных предметов, сосредоточенных в фондах или организованных в экспозиционно-выставочное пространство музея. Актуализация данного проявления духовной культуры происходит посредством экспозиционно-выставочной и различных видов культурно-образовательной деятельности музеев (экскурсии, музейные уроки, музейные праздники и пр.).

В данной статье рассматривается процесс актуализации традиционных религиозных верований сибирских татар музеями Западной Сибири на современном этапе. Многовековые культурные, политические связи русского и татарского населения Западной Сибири придают значимость любым исследованиям в области межэтнических взаимоотношений, культурных контактов и самой культуры данного этноса. В этой связи актуальность приобретает исследование культурного наследия сибирских татар, сосредоточенного в музеях, в частности, такой его составляющей, как традиционные религиозные верования.

Традиционные религиозные верования часто трактуются как суеверия. Согласно толковому словарю В. И. Даля, - это верование во что-либо, вера в чудесное, сверхъестественное, в гадания, ворожбу, приметы, знамения [2]. Верования, или суеверия, представляют собой часть традиционной духовной культуры, которая, как правило, сопряжена с обрядово-практической деятельностью. Проявлениями традиционных верований можно считать магические обряды, тотемизм, веру в духов (анимизм), употребление оберегов и амулетов, шаманство, господствовавшие до появления религии. По отношению к современной доминирующей культуре сегодня они выступают пережитками, утратившими свое духовное значение, однако продолжают сохраняться на повседневном бытовом уровне.

Наиболее многочисленные этнографические коллекции по материальной и духовной культуре сибирских татар, включающие и предметы по религиозным верованиям, сосредоточены, прежде всего, в районах компактного проживания сибирских татар -в музеях Томской, Новосибирской, Омской и Тюменской областей. При этом одни из самых крупных музейных собраний по культуре и быту сибирских татар располагаются в областных краеведческих музеях -Томском областном краеведческом му-

зее (ТОКМ), Новосибирском областном краеведческом музее (НОКМ), Омском государственном историко-краеведческом музее (ОГИКМ), «Музейном комплексе им. И. Я. Словцова» г. Тюмени - и двух университетских музеях - Музее археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (МАЭ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского), Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭС ТГУ). Получить информацию о процессе актуализации данными музеями традиционных религиозных верований сибирских татар помог экспертный репрезентативный опрос научных сотрудников [5].

Экспозиционная деятельность музея является тем фундаментом, на основе которого осуществляется процесс музейной коммуникации, музейные предметы, организованные в комплексы, представляют собой некий информационный текст, который воспринимается посетителем. В ходе этого процесса у музейного посетителя формируются культурные образы, складывается впечатление о ходе исторического развития или о его отдельных событиях. Полнота, целостность восприятия музейной экспозиции, будет зависеть от того, насколько точно и комплексно раскрыта информативность музейных предметов, выявлена и представлена заключенная в них знаково-символическая информация. Поэтому восприятие посетителем представленной в музее культурной модели напрямую связано с той информацией, которую он получает в ходе осмотра выставки и чтения этикетажа, а также экскурсий и других форм культурно-образовательной деятельности. Экспозиционная и культурнообразовательная сферы музейной деятельности, напрямую взаимосвязанные между собой, выполняют важную функцию актуализации культурного наследия, способствуя созданию целостного и достоверного культурного образа.

В результате анализа данных опроса было выяснено, что все исследуемые музеи в разной степени сохраняют культурное наследие сибирских татар. Однако можно констатировать - в силу того, что у ряда музеев отсутствует информационный ресурс по традиционным религиозным верованиям сибирских татар (научные статьи, монографии, архивные материалы), предметы татарской культуры лишь фрагментарно используются в экспозиционно-выставочной деятельности, причем, почти всегда знаковосимволическая информация, заключенная в них, не раскрывается. Вследствие этого семантическая сторона предметов не освещается в этикетаже выставок, не фигурирует в экскурсиях. Только три из шести музеев имеют постоянный экспозиционный комплекс по сибирско-татарской культуре -МАЭ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, НОКМ, ОГИКМ. Остальные музеи располагают материальными предметами, но в экспозиции традиционная культура сибирских татар не находит своего отражения. За последние годы в нескольких музеях проводились выставки по традиционной духовной культуре сибирских татар, в ТОКМ (выставки «Томская мусульманская община», «Эстетика повседневности» в 2011 году), в «Музейном комплексе им. И. Я. Словцова» (последние проекты «Сибирский татарский дом», «Творчество народов Тюменской области» 1998 года), в МАЭС ТГУ (совместная выставка с Музеем истории г. Томска «Сибирские татары: от древности до современности» в 2010 году), в МАЭ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (выставка «Дорогу дай, дай добрый путь. Оберег в традиционной культуре сибирских татар» в 2008 году) [5, Л. 5]. Однако традиционные религиозные верования сибирских татар были представлены в выставочных проектах весьма фрагментарно. Исключение составляет выставка 2008 года «Дорогу дай, дай добрый путь. Оберег в традиционной

культуре сибирских татар» в МАЭ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, которая была посвящена непосредственно мифологическим представлениям сибирских татар и подготовлена в рамках защиты дипломной работы автора данной публикации.

В ходе исследования форм актуализации традиционных религиозных верований посредством культурно-образовательной деятельности, все музеи были разделены на два типа. Первый тип - это музеи, использующие предметы, отражающие традиционные религиозные верования сибирских татар только в выставочной деятельности с проведением по организованным выставкам обзорных экскурсий. К нему относятся ТОКМ, НОКМ, МАЭС ТГУ, МАЭ ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Второй тип - это музеи, использующие данные предметы в экспозиционновыставочной деятельности, а также при подготовке культурно-образовательных мероприятий - праздников и музейных уроков. В эту группу вошел ОГИКМ, в этом музее существует регулярно действующая экспозиция «Азиатская Россия», «Музейный комплекс им. И. Я. Словцова». При рассмотрении культурно-образовательной деятельности было выявлено, что экскурсии проводятся на базе постоянных экспозиций во всех музеях, которые ими обладают. Исходя из этого, можно указать на прямую зависимость между наличием экспозиционного или выставочного комплекса по традиционной духовной культуре сибирских татар и процессом актуализации традиционных религиозных верований через культурно-образовательную деятельность.

Значимую роль в процессе актуализации традиционных религиозных верований и формировании целостного образа татарского этноса в музее могут выполнять представители национальных культурных объединений сибирских татар (НКО), так как они являются непосредственными носителями

этнической культуры и национальных традиций. Музей, сосредоточивая подлинные оригинальные предметы прошлой действительности, позволяет спроектировать достоверную модель культуры, но наполнить эту модель живой традицией, этническим колоритом можно только при привлечении представителей НКО как носителей культуры. Приглашение к сотрудничеству представителей сибирских татар позволит оживить процесс музейной коммуникации, придать ему подлинностью, создать эффект погружения посетителя в национальную культурную традицию, показывая ее изнутри. Посетитель в подобной обстановке становится не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником событий, что способствует лучшему усвоению информации. Взаимодействие музеев с НКО сибирских татар, на наш взгляд, призвано решить задачу представления культуры сибирских татар во всей ее целостности.

Стоит отметить, что определенное сотрудничество между рядом музеев (три из изученных музеев) и НКО сибирских татар проводится, однако оно не носит системного характера и заключается, главным образом, в передаче предметов представителями НКО на хранение в фонды музеев и участии ряда фольклорных коллективов в крупных музейных мероприятиях, таких, как «День города», «Ночь в музее» и др. [5, Л. 7].

В последнее время в деятельности НКО выявилось новое направление - сбор предметов материальной культуры. Осознание необходимости представлять свою культуру через предметы, знакомить молодежь с культурой не только через праздники, фольклор, родной язык стало причиной появления проектов собственных музеев и выставочных комнат при НКО. Например, Отдел татарской культуры г. Тюмени в ДНК «Строитель» ведет сбор предметов (одежда, украшения, предметы декоративно-прикладного искусства)

для формирования своего музея [6, Л. 1]. Объединение располагает небольшим помещением, в котором в витринах разложены предметы. Но какого-то определенного принципа расположения предметов по комплексам нет, этикетаж отсутствует.

Небольшие витрины с традиционными предметами татарской культуры имеются в «Центре татарской культуры г. Томска». Сам центр находится в здании памятника архитектуры «Особняк купца К. А. Хамитова», известном как «Дом Карим-бая». В интерьерах усадьбы расположены кабинет директора, методический кабинет, учебный класс, библиотека, в коридоре стоят витрины с предметами татарской культуры. К предметам (табагач - ухват для сковородки, подкова, железные инструменты - шило, гвозди, Коран, полотенце, рукописные молитвы на арабском, кружевные полотна, туфли, тюбетейки, сумочка, расшитая бисером, калфак), хотя и не ко всем, прилагаются этикетки с указанием названия предмета и времени его бытования. На основе этой небольшой выставки сотрудники центра проводят экскурсии и музейные уроки («В гостях у Карим-бая», «Бабушкин сундучок», «Старинные предметы быта сибирских татар») [6, Л. 3].

Однако назвать эти комплексы предметов музеями можно лишь с большой долей условности. Зачастую сотрудники не могут определить, принадлежит ли тот или иной предмет к татарской культуре, как и для чего он использовался. Интуитивно собирая фрагменты культурной традиции, НКО сталкиваются с проблемой их интерпретации, так как не имеют ни информационных источников (научные статьи, монографии, архивные материалы), ни специалистов, которые смогли бы дать консультацию. На наш взгляд, помочь систематизировать имеющиеся в объединениях предметы могут музейные специалисты, это направление может стать еще одной сферой сотрудничества между музея-

ми и НКО в области сохранения и актуализации культурного наследия сибирских татар.

В этом отношении интересен опыт взаимодействия музейных учреждений, НКО сибирских татар и городских структур власти г. Омска, который привел к разработке в Омской области уникального для Западной Сибири проекта национальной деревни. Концепция реализации государственной национальной политики в Омской области, принятая в 2002 году с целью создания благоприятных условий для полноправного социального и национально-культурного развития представителей всех проживающих здесь наций и народностей, определяет одним из принципов национальной политики содействие развитию культур и языков народов, проживающих в Омской области, а также поддержку деятельности НКО как основной формы самоорганизации граждан для решения вопросов своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования [4].

23 сентября 2009 года было принято распоряжение № 134. РП Правительства Омской области «О создании национальнокультурного комплекса» [3, Л. 1], после чего началась активная работа по составлению проекта. Была сформирована рабочая группа, в которую вошли помимо представителей министерств омские ученые-этнографы и музееведы, представители НКО и традиционных конфессий. Основными задачами национально-культурного комплекса были обозначены знакомство жителей и гостей региона с историко-культурным наследием народов Омского Прииртышья, воспитание культуры межнационального общения, противодействие экстремизму, поддержка деятельности НКО Омской области в сфере сохранения национальных культур, а также развитие предпринимательства и малого бизнеса [3, Л. 2].

Общий план комплекса предусматривает проектирование восьми национальных

подворий (русское, украинское, немецкое, татарское, белорусское, казахское, армянское, еврейское), которые будут располагаться вдоль главной дорожной оси и формировать тем самым главную планировочную структуру всего комплекса. Под каждый участок будет выделено 20 соток земли. При проектировании подворий будут учитываться этнографические особенности народов. Кроме восьми подворий планируется построить площадь для проведения массовых мероприятий на 3-5 тыс. человек с установкой крытой сцены, зрительный и выставочный залы, зал для проведения торжественных приемов, методический кабинет и библиотеку, студию звукозаписи, комнаты для НКО, учебных и творческих занятий, для хранения предметов, инструментов, костюмов, гараж [3, Л. 3].

Проект национально-культурного комплекса в Омской области призван выступить как своеобразный ответ глобализации в области культуры. Проблема сохранения нематериального культурного наследия сибирских татар будет решаться путем создания «живого» ансамбля, отражающего самобытность народа, который смогут посетить не только жители многонациональной Омской области, но и туристы из других регионов. Выставочное подворье станет местом, где будет представлена праздничная и повседневная культура, народные промыслы и традиционные хозяйственные занятия, одежда и украшения, обряды и верования - по сути, в комплексе будет происходить презентация жизни и культуры народов [1].

Проект выступает на данный момент единственным опытом осознания необходимости взаимодействия НКО, ученых-этнографов, музеев и власти. Только подобный тандем может привести к плодотворным результатам в области сохранения и актуализации нематериального культурного наследия.

Таким образом, после анализа проведенной экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности в данных музеях, можно констатировать, что традиционные религиозные верования сибирских татар практически не актуализируются, традиционная духовная культура данного этноса представлена лишь частично, что не позволяет получить целостное представление о культурном наследии и мировоззрении сибирских татар.

Первая причина заключается в том, что информационный потенциал имеющихся этнографических комплексов не раскрывается в полной мере. Знаково-символическая сторона предметов не фигурирует в экскурсиях, не отражается в этикетаже выставок. Во многом это связано с тем, что зачастую музеи, как показали результаты опроса, не имеют возможности привлекать к научному проектированию выставок архивные материалы, в их фондах и библиотеках часто отсутствуют научные журналы и монографии по традиционной культуре народов. Каталоги освещают только функциональное назначение музейных предметов, обходя стороной историко-культурный контекст бытования и семантику, связанную с предметами. Поэтому информация, сообщаемая в ходе экскурсий, фактически не освещает традиционные религиозные верования сибирских татар, препятствуя их актуализации. Отсутствие этнографической информации о предмете не позволяет расширять информационную сторону многих музейных предметов, и в итоге «молчащие» экспонаты представляются однопланово. Исходя из этого, можно указать на проблему ограниченности информационного потенциала музеев по традиционным религиозным верованиям сибирских татар.

С другой стороны, можно указать на недостаточную степень взаимодействия музеев и НКО Западной Сибири, проявляющуюся в слабом взаимообмене информацией и не-

достаточном привлечении к музейной деятельности представителей национальных объединений. Данное обстоятельство становится второй причиной, которая препятствует актуализации традиционных религиозных верований сибирских татар. В редких случаях (как, например, в г. Омске) музей (ОГИКМ) приглашает к сотрудничеству татарские объединения во время проведения крупных мероприятий (празднование «Дня города в Музее», «Ночи в музее»). Проблема отсутствия диалога между музеями и НКО приводит к тому, что имеющиеся ресурсы музеев остаются неосвоенными со стороны самого этноса сибирских татар. Отсутствие взаимодействия между данными учреждениями в культурно-образовательной сфере (в проведении национальных праздников, музейных уроков по культуре сибирских татар и пр.) приводит к невостребованности этнографических коллекций сибирских татар, их фрагментарному представлению.

При этом в данных музеях активно изучается и актуализируется культура русских. В ежегодном плане культурно-образовательной деятельности преобладает проведение традиционных русских народных праздников. Так, в ОГИКМ проводятся мероприятия, рассказывающие о культуре и верованиях русского народа: праздники «Святки», «Масленица», «Иван Купала», «Светлое воскресенье» (о пасхальных традициях), «День капусты», музейные уроки «Как хлеб на стол попал», «Русская изба», театрализованная экскурсия «Как на наши именины». В НОКМ в рамках программы «Живая старина» также проводятся календарные и обрядовые праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Кузьминки», тематические занятия «Посиделки» (о традициях труда и отдыха крестьян), «История русского костюма в Сибири», «Русские обычаи, традиции и праздники» [5, Л. 20]. Таким образом, музея-

ми Западной Сибири ведется работа в области трансляции нематериального культурного наследия, но духовная культура сибирских татар оказывается практически исключенной из этого процесса.

Отметим, что экспозиционно-выставочная и культурно-образовательная сферы деятельности напрямую зависят от степени научного исследования музейных предметов, в ходе которого раскрывается заключенная в них информация. Поэтому актуализация традиционных религиозных верований сибирских татар будет возможна только при условии проведения качественной интерпретации

предметов и включении выявленной знаковосимволической информации в проекты экспозиций и экскурсий. С другой стороны, совершенствование форм работы музеев Западной Сибири с духовной составляющей культурного наследия сибирских татар должно идти по пути привлечения к сотрудничеству представителей НКО сибирских татар. Проведение на базе музеев национальных праздников и иных форм актуализации традиционной духовной культуры сибирских татар будет способствовать ее сохранению, трансляции, а также сделает музейную деятельность в этом направлении востребованной.

Литература

1. Васильева С. Парк национального единения // Мои земляки. Национально-культурный журнал Омского Прииртышья. - 2011. - № 2. - С. 18.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12 т. - М.: Мир книги, 2003. - Т. 11. -С. 334.

3. Интервью с начальником отдела по делам национальностей и религии Министерства культуры Омской области Л. А. Чикалиной // Архив кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма. П. 1. Л. 1-5.

4. Концепция реализации национальной государственной политики в Омской области // Селезнева И. А. Национально-культурные и религиозные организации Западной Сибири: учеб. пособие. -Омск, 2007. - С. 121.

5. Результаты опроса научных сотрудников музеев Западной Сибири // Архив кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма. П. 2. Л. 1-25.

6. Результаты опроса сотрудников национальных культурных объединений татар Западной Сибири // Архив кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма. П. 3. Л. 1-10.

УДК 391/395

А. П. Баснина

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ДЕТСКОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ «ВЫЗЫВАНИЙ»)

Статья посвящена исследованию культуры детства в аспекте обрядового миромоделирования, восстанавливаемого на основе мифологических рассказов. Материалом для анализа являются записи рассказов о «вызывании» мифологических существ, записанные автором работы (2002-2009 годы). Культурологический код картины мира реконструируется на основе семантического исследования про странственно-временных моделей.

Ключевые слова: культура детства, картина мира, обряд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.