Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 206-210.
УДК 069
Б01 10.25513/2312-1300.2017.3.206-210
Э. Р. Ахунова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРЕ ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОПЫТ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Рассказывается о формировании этнографических коллекций сибирских татар в музеях Сибири и Санкт-Петербурга. Представлена попытка периодизации использования музейных коллекций в научных исследованиях.
Ключевые слова: этнографические коллекции; периодизация использования музейных коллекций; экспедиции; каталогизация; музеи.
A. R. Akhunova
USE OF MUSEUM COLLECTIONS FOR CULTURE OF TATAR WESTERN SIBERIA IN SCIENTIFIC RESEARCH: EXPERIENCE OF PERIODIZATION
This article describes the formation of ethnographic collections of Siberian Tatars in the museums of Siberia and St. Petersburg. An attempt is made to periodize the use of museum collections in scientific research.
Keywords: ethnographic collections; periodization of the use of museum collections; expeditions; cataloging; museums.
Процессы глобализации, происходящие в современном мире, когда традиционная культура народов мира быстро унифицируется, поставили перед разными странами, различными культурными сообществами задачу сохранения культурного многообразия, самобытности и неповторимости этнических общностей.
В последние десятилетия этнография тесно взаимодействует с другими науками, такими как археология, социология, психология и др. В такой тесной междисциплинарной связи этнологии и музеологии возникло новое, быстро развивающееся направление в науке - этномузеология, которая решает проблемы, актуальные для обеих наук. Важность использования музейных коллекций как этнографического источника общеизвестна. Этнографические коллекции, собранные в музеях, наглядно сохранили традиционную культуру народа, и, изучая её, мы ви-
дим трансформацию народных традиций в последние десятилетия.
В музейных этнографических коллекциях содержится ценная информация о материальном и духовном наследии народов, которая всё больше и больше становится востребованной исследователями: этнографами, музеологами, археологами, культурологами и т. д. Изучение ценнейших коллекций музеев, ввод в научный и информационный оборот через публикации каталогов и современные информационные системы, исследование истории музеев являются сегодня наиболее важными задачами российской музеоло-гии [1, с. 92].
Помимо чисто музейных проблем, которые решает музей, при помощи его различных коллекций успешно изучаются вопросы краеведения, археологии, истории и культуры населения. Всё это в полной мере относится к этнографическим коллекциям, которые
© Ахунова Э. Р., 2017
есть в каждом историческом и краеведческом музее. Этнографические коллекции, хранящиеся в музеях, востребованы не только учёными и музееведами, но и широким кругом общественных организаций, в том числе национально-культурными объединениями.
Изучением вопросов периодизации истории народов Сибири и периодизации истории музеев Сибири много лет занимается профессор Н. А. Томилов [2; 3]. В этой статье мы попробуем создать периодизацию использования этнографических коллекций по культуре сибирских татар в научных исследованиях.
Использование предметов культуры сибирских татар в научных исследованиях можно разделить на несколько периодов. Первый период начинается с XVII в. и заканчивается серединой XIX в. Этот период формирования сибирских коллекций относится ко времени основания петербургской Кунсткамеры в 1714 г. Уже в первых коллекциях Кунсткамеры находились вещи, привезённые из Сибири, но планомерный характер работа по сбору этнографических материалов (в частности, в Сибири) приняла только тогда, когда специальные экспедиции стали направляться в Сибирь. В 1725 г. большое количество предметов по культуре народов Сибири и Монголии поступило от Д. Г. Мес-сершмидта, обследовавшего эти районы по заданию Академии наук, а с 1733 г. по 1743 г. состоялась Великая Северная экспедиция, которая также принесла богатый этнографический материал о народах, населяющих Сибирь и Дальний Восток. Можно сказать, что в этот период происходит накопление этнографического материала по народам Сибири, в том числе и по сибирским татарам в Кунсткамере в Санкт-Петербурге.
Второй период - это середина XIX в. -1910-е гг. В это время открывается большинство музеев Сибири: Тобольский губернский музей (1870 г.), Омский музей при ЗападноСибирском отделе Императорского Русского географического общества (1878 г.), Тюменский музей (1879 г.), а также Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге (1895 г.). Значительная часть этнографических коллекций музеев в это время формировалась не только в результате экспедиций музейных работников, но и собирательской
деятельностью учителей, военных, купцов, ссыльных поселенцев и т. д. В 1900 г. в Париже состоялась всемирная выставка, на которой были представлены предметы одежды, быта и культуры сибирских татар, позже все экспонаты были переданы в дар Российскому этнографическому музею.
Позднее экспонаты по сибирским татарам появились в этом музее в 1904-1909 гг. Как отмечается в каталоге «Традиционная культура татар XIX-XX веков», изданной в 2012 г. и посвящённой всем группам татар, в том числе и сибирским, «в первую очередь это коллекции корреспондента музея, краеведа и публициста Юлиана Осиповича Горбатовского» [4]. В вышеназванных музеях Сибири этнографические коллекции по сибирским татарам собирали учёные, путешественники, общественные деятели, живущие в Сибири: Г. М. Дмитриев-Садовников, А. А. Дунин-Горкавич, М. В. Певцов, Г. Н. Потанин, И. Я. Словцов, Л. Р. Шульц, И. Н. Шухов, Н. М. Ядринцев и др. Они не просто собирали коллекции по культуре татар, но и изучали их быт, историю, культуру, социальный уклад, публиковали очерки о жизни сибирских народов, в том числе сибирских татар, однако публикаций в данный период было мало.
Третий период изучения использования музейных коллекций в исследованиях учёных начинается с 1920-х гг. и длится до начала 1960-х гг. В это время открываются новые музеи, например Томский музей (был открыт 18 марта 1922 г.). При советской власти большое значение уделялось изучению истории, быта, культуры коренных народов Сибири. Музеи Сибири и Санкт-Петербурга организованно и целенаправленно проводили экспедиционные поездки по Сибири и Дальнему Востоку. Например, наибольший поток экспонатов по культуре сибирских татар и бухарцев в Тобольском краеведческом музее поступил в 1921 г. и 1926 г.
В 1920-х гг. продолжались комплектования фондов этнографического отдела по культуре народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). Было организовано несколько экспедиций в Сибирь. В 1930-1940-х гг. перед музеем были поставлены новые задачи. Наряду с этнографи-
ческими материалами в обязательном порядке собирались газеты, плакаты, статистические данные. Во время Великой Отечественной войны (с 1941 г.) и до 1950-х гг. экспедиционные сборы были резко сокращены и основная деятельность отдела сосредоточена на восстановительных работах.
Следующий, четвёртый, период начинается с конца 1940-х гг., и в нём просматривается два этапа. Первый этап приходится на конец 1940-х - конец 1960-х гг. В этот период произошло увеличение использования этнографических музейных предметов в трудах российских учёных.
Здесь особенно выделяются работы Ф. Т. Валеева, С. В. Иванова и В. В. Храмовой. В 1948 г. состоялась экспедиция В. В. Храмовой в Тобольский район Тюменской области к «заболотным татарам», где ею было собрано 35 предметов культуры и быта сибирских татар. Затем последовали экспедиционные работы среди сибирских татар в 1949 г. Следующая экспедиция В. В. Храмовой состоялась в 1953 г. в Ярковский район Тюменской области, где была собрана коллекция украшений из 5 предметов [5, с. 174].
В. В. Храмова подробно описывает поселения «заболотных татар», трудный и долгий путь через болота от одного поселения до другого на маленькой и лёгкой лодке-долблёнке. Подробно описан быт, традиционные занятия и промыслы татар. В. В. Храмова делает вывод, что «заболотные татары» относятся к тюркской группе народов, но историю этих татар нужно будет изучать, используя археологические находки в этих местах, так как она считает, что «находки керамики принадлежат, по-видимому, не татарам, а какому-то другому народу, жившему здесь в начале нашей эры». В топонимике рек, урманов и озёр встречается много хантыйских слов.
Летом 1959 г. сотрудник Российского этнографического музея П. И. Каралькин побывал в экспедиции у сибирских татар в Тюменской области, где им было приобретено 36 предметов одежды и утвари сибирских татар. П. И. Каралькин, исследователь народов Сибири, в том числе и сибирских татар, отметил, что «от полноты содержания коллекций по тому или иному народу и от тща-
тельности их изучения зависит нередко полнота сведений по этнографии данного народа» [6. с. 2].
Как пишет Ч. М. Таксами, именно «в эти годы коллектив отдела Сибири (Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). -Э. А.) создал фундаментальные труды: "Ис-торико-этнографический атлас Сибири" и том "Народы Сибири. Этнографические очерки"» [7, с. 8]. В этот период учёными МАЭ издаются классические труды по этнографии, такие как монографии С. В. Иванова «Орнамент народов Сибири как историко-этнографический источник», А. А. Попова «Нганасаны», Г. М. Василевич «Эвенки. Ис-торико-этнографические очерки», Л. П. Потапова «Очерки по истории и этнографии алтайцев» и др.
Второй этап четвёртого периода охватывает 1970-е гг. и последующие десятилетия вплоть до настоящего времени. Он связан прежде всего с публикацией музейных предметов этнографических коллекций ряда музеев Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, а также с образованием групп этнографов сначала в Томске, а затем в Омске и Тобольске, с превращением Омска в крупный этнографический научный центр по изучению истории, этнографии и археологии народов Северной и Центральной Азии и, соответственно, выпуском в свет большого количества работ, в том числе монографий по этнографии татар Западной Сибири с использованием в них материалов российских музеев. В начале 1970-х экспедиции под руководством Н. А. Томилова собирали предметы по культуре и быту сибирских татар в Томской и Новосибирской областях. Именно это описание собранных предметов легло в основу «Каталога этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета», изданного в 1979 г. Выходят монографии по истории сибирских татар Ф. Т. Валеева [8], Н. А. Томилова [9; 10; 11; 12; 13], статьи В. Б. Богомолова [14] и др.
Появляются монографические исследования и статьи омских учёных, в которых используются музейные коллекции сибирских татар. Этнографические коллекции, находящиеся в музеях, в частности в МАЭ ОмГУ, были использованы в работах А. В. Белича,
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 206-210.
М. Л. Бережновой, Д. А. Мягкова, А. Г. Селезнёва, И. А. Селезнёвой, Е. Ю. Смирновой, М. Н. Тихомировой, Н. А. Томилова и др. [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23].
Начиная с середины 1970-х гг. омские историки, этнографы, музеологи приступили к систематическому сбору, изучению, каталогизации и паспортизации этнографических коллекций в МАЭ ОмГУ. Сборы предметов проводились почти ежегодно, с 1974-го по 1994 г., под руководством профессора ОмГУ Н. А. Томилова и В. Б. Богомолова, а в последние годы и учениками Н. А. Томилова -кандидатами исторических наук А. Г. Селезнёвым, М. А. Корусенко, С. Н. Корусенко и др. Многие работы омских этнографов посвящены анализу материалов как всего этнографического фонда МАЭ ОмГУ, так и отдельных его коллекций.
Наибольшая результативность работы учёных и музейных работников ОмГУ, а также научных сотрудников Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии была достигнута при проведении научной паспортизации и научной каталогизации этнографических коллекций некоторых музеев Сибири и при издании многотомной научной серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (главный редактор серии Н. А. Томилов). Первый том названной серии увидел свет в 1986 г.' На сегодняшний день вышло 18 томов этой серии, 3 из них посвящены этнографическим коллекциям сибирских татар, хранящимся в МАЭ ОмГУ, и 2 каталога - коллекциям народов Сибири и Казахстана, в том числе и татарам Западной Сибири [24; 25; 26]. Работы по каталогизации позволили омским учёным выработать собственную методику научной паспортизации и научной каталогизации музейных предметов.
Как видно, этнографические коллекции музея широко используются в качестве источника при решении вопросов, связанных с этнической историей сибирских татар, традиционной культурой, обычаями и верованиями. С каждым годом увеличивается использование музейных коллекций в научных исследованиях российских учёных. По этнографическим музейным коллекциям можно
проследить трансформацию культуры народа, отметить традиционные черты культуры и быта, а также отметить новации, произошедшие в течение определённого периода времени. Ценность этнографических музейных фондов обусловливается и тем, что отдельные категории предметов в ряде случаев больше всего сохраняют этнические особенности народа и только в музейных коллекциях можно увидеть давно вышедшие из употребления, но сохранившиеся предметы сибирских татар.
ЛИТЕРАТУРА
1. Томилов Н. А. Социальная значимость музейных историко-культурных ресурсов и музеи Сибири // Культурологические исследования в Сибири. - 2007. - № 1. - С. 90-93.
2. Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века (Омский этнографический центр) / отв. ред. В. П. Корзун, В. И. Матющенко. - Омск : Издат. дом «Наука», 2007. - 400 с.
3. Томилов Н. А. Периодизация этнографического сибиреведения и истории этнографических центров в Сибири // Проблемы общей региональной этнографии (К 75-летию А. М. Реше-това) : сб. ст. - СПб. : Музей антропологии и этнографии РАН, 2007. - С. 110-120.
4. Переписка с переселенцем Ю. О. Горбатов-ским о собирании этнографических материалов в Тарском уезде Тобольской губернии за 1904 г. // Научный архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2.
5. Храмова В. В. Заболотные татары // Известия Всесоюзного географического общества. -1950. - № 2. - С. 174-183.
6. Каралькин П. И., Крюкова Т. А., Предтечен-ская З. Б. Использование этнографической коллекции как источника в научно-исследовательской работе (из опыта Государственного музея этнографии народов СССР). - М. : Наука, 1964.
7. Таксами Ч. М. Первый академический музей на новом этапе развития // 285 лет Петербургской Кунсткамере. - СПб. : Наука, 2000. -Т. XLVIII. - С. 5-24.
8. Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. - Казань : Татарское кн. изд-во, 1993. -208 с.
9. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1978. - 206 с.
10. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязыч-ного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале ХХ в. - Новосибирск, 1992. - 27 с.
11. Томилов Н. А. Этнографические коллекции в омских музеях // Советская этнография. -1981. - № 5. - С. 84-95.
12. Томилов Н. А. Этнокультурные процессы у татар Западной Сибири в ХУП1-Х1Х веках. -Омск : Издат. дом «Наука», 2011. - 224 с.
13. Томилов Н. А., Патрушева Г. М. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета // Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археология и этнографии ОМГУ. - Омск, 1999. - С. 7-44.
14. Богомолов В. Б., Томилов Н. А. Этнографические коллекции Омского государственного объединённого исторического и литературного музея // Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединённого исторического и литературного музея. -Томск, 1990. - С. 7-25.
15. Белич И. В., Новикова Н. И., Томилов Н. А. Предметы религиозного культа в коллекциях музея Омского университета // Этнокультурные явления в Западной Сибири. - Томск : Изд-во ТГУ, 1978. - С. 190-195.
16. Бережнова М. Л. Коллекции одежды музеев г. Омска как источник по этнокультурной истории населения Среднего Прииртышья последней трети XIX - 30-х годов ХХ в. // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям. - Омск, 1987. - С. 90-92.
17. Захарова И. В., Смирнова Е. Ю. Коллекция предметов хозяйства и культуры сибирских татар в Музее археологии и этнографии Омского государственного университета // Словцовские чтения - 96. - Тюмень, 1997. - С. 119-121.
18. Мягков Д. А. Очерки истории присваивающего хозяйства барабинских татар. - Омск, 2008. -156 с.
19. Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А., Бельгиба-ев Е. А. Мир таёжных культур юга Сибири. -Омск, 2006. - 250 с.
20. Смирнова Е. Ю. Одежда татарского населения Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского университета // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий (по данным этнографии). - Омск, 1992. - С. 120-121.
21. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского / отв. ред. Г. М. Патрушева, Н. А. Томилов. - Омск, 2009. - 142 с.
22. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты. -Новосибирск, 2004. - 110 с.
23. Тихомирова М. Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: проблемы формирования и этнокультурных связей. - Омск, 2006. -232 с.
24. Культура татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / отв. ред. Н. А. Томилов, Г. М. Патрушева. - Омск, 2003. - 216 с.
25. Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / отв. ред. Н. А. Томилов, А. Г. Селезнёв. - Новосибирск, 1999. - 216 с.
26. Томилов Н. А. и др. Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединённого исторического и литературного музея. - Омск, 1990. - 295 с.
Информация о статье
Дата поступления 30 июня 2017 г.
Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.
Article info
Received June 30, 2017
Accepted July 12, 2017
Сведения об авторе
Ахунова Эльфира Рахимовна - старший лаборант Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15
E-mail: aehlfira@yandex.ru
About the author
Akhunova Elfira Rahimovna - senior laboratory assistant of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)
Postal address: 15, Karla Marksa pr., Omsk, 644024, Russia
E-mail: aehlfira@yandex.ru
Для цитирования
Ахунова Э. Р. Использование музейных коллекций по культуре татар Западной Сибири в научных исследованиях: опыт периодизации // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 206210.
For citations
Akhunova A. R. Use of Museum Collections for Culture of Tatar Western Siberia in Scientific Research: Experience of Periodization. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 206-210. (in Russian).
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 206-210.