виртуального филиала, позволят наиболее доступно, полно и ярко представить художественную культуру России для воспитанников детского сада, членов их семей. При имеющихся технических возможностях виртуальный филиал может играть роль ресурсного центра для обучения музейных педагогов города и области. Перспективы работы виртуального филиала Русского музея видятся в:
• разработке игр для интерактивной доски, мультимедийных презентаций, предназначенных для использования в компьютерном классе и музыкальном;
• интеграции образовательных областей в рамках темы «Спорт в изобразительном искусстве»;
• установление партнерских отношений детского сада с близлежащими виртуальными филиалами (СОШ №582, №601 и гимназия №42 Приморского района).
Немаловажно то, что проект «Русский музей: виртуальный филиал» подразумевает активный обмен опытом работы, встречи на специально организованных мероприятиях, что, безусловно, стимулирует творческие поиски педагогов. Сотрудничество с социальным партнером в лице Государственного Русского музея позволяет педагогам найти новые методы, приемы и средства, способствующие формированию и развитию у дошкольников ряда компетентностей: интеллектуально-познавательной, социальной, творческой, информационной, коммуникативной.
Список литературы:
1. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. - 2010- №6.
2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2.
3. Грановская А.В. Первые уроки творчества от великих художников XIX века. - Минск, 2010.
4. Грановская А.В. Первые уроки творчества от великих художников XVIII века. - Минск, 2010.
5. Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник ТГПУ. - Тула, 2010. Вып. 1(91).
6. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОО, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. - СПб., 2008.
7. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет: музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. - СПб., 2010.
8. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. - М., 2010.
9. Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. - М., 2011.
10. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. М., 2009.
11. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там - внутри картин?. - М., 2010.
Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном
учреждении
Бандура Татьяна Александровна
ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 477" г.Новосибирск
Ключевые слова:
экспериментальная деятельность, детская лаборатория, развивающая среда
Аннотация: целью статьи является опыт организации экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, в каждой возрастной группе открыли детские лаборатории. Разработаны планы кружковой работы. Реализованые проекты: «Я б в учёные пошёл..», «Любознательные почемучки», «Маленькие Энштейны» доказывают гипотезу, что наука начинается с детсада.
«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.» (А.Г. Асмолов, Председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно - пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Поэтому в каждой группе созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они созданы не только для познавательного развития детей, для формирования основ научного мировоззрения, но и это специфическая база игровой деятельности. Дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты,
редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
При оборудовании лабораторий, мы учитывали следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность
3. Доступность расположения
В лабораториях хранятся энциклопедии, книги, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования, схемы - задания, алгоритмы, таблицы. Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" Мы понимаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Основными заказчиками ДОУ являются сотрудники Новосибирского научного центра. У родителей осознанное понимание не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. Родители являются равноправными партнёрами в образовательном процессе. Родители (законные представители) организуют для детей экскурсии в научно- исследовательский институты; создают вместе с детьми презентации, доклады. В детском саду уже традиционной стало проведение «Недели науки». В ходе которой, родители показывали опыты для детей с водой, воздухом, магнитами. «Как образуются метеоритные кратеры?», «Как появляются горы», и др.
Родители вместе с детьми подготовили и презентовали доклады: «Эмбриональное развитие цыпленка», «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Эти загадочные дельфины», «О добыче нефти». Участвуя в реализациях проектов по научно - экспериментальной деятельности, таких как «Я б в ученые пошел..», «Маленькие исследователи», «Юные Энштейны», «Это - волшебница вода» родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.
В результате целенаправленной работы по организации экспериментальной деятельности в ДОУ создан банк мультимедийных презентаций, дидактических и методических материалов по детскому экспериментированию в ДОУ; изготовлены дидактические игры и макеты, создана