УДК 069:929 Некрасов Н.А.
Л. А.Белькова
Музей-усадьба «Карабиха» как средовой музей
Статья посвящена рассмотрению возможностей и перспектив усадебного комплекса «Карабиха» с позиций музеефикации исторической, культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и природными объектами, восстановления и реконструкции не только архитектурноландшафтной, но хозяйственно-бытовой усадебной среды.
Ключевые слова: музей-усадьба, музеефикация, средовой музей, архитектурный комплекс, ландшафт
Lubov A. Belkova
«Karabikha's» memorial estate as environmental museum
The article is devoted to consideration of opportunities and prospects of a farmstead complex of «Karabikha» from positions of a muzeumification historical, cultural and environment with all movable, immovable and natural objects, restoration and reconstruction not only architectural and landscape, but the economic and household farmstead environment.
Keywords: memorial estate, muzeumification, environmental museum, architectural complex, landscape
Одно из важнейших направлений деятельности любого музея является сохранение и актуализация материального и духовного наследия. Эта работа неразрывно связанна с тем наследием, которое «принадлежит» музею.
В 80-90 гг. XX в. в России начинается работа по музеефикации усадебных комплексов. Несмотря на то, что архитектурный комплекс и парковая территория всегда являлась частью музея-заповедника «Карабиха», основное внимание было отведено жизни и творчеству Н. А. Некрасова. О Карабихе говорили без обращения к ее истории и пространственной планировке. Лишь в начале 90-х гг. XX в. усадьба, со всеми ее компонентами, становится в объектом музейного показа1. В то же период музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» начинает работу по музеефикации исторической, культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и природными объектами. Таким образом, музеефикация историко-культурной и природной среды дает музею возможность называть себя средовым.
По определению М. Е. Каулен под «средовым музеем» сегодня понимают музей, деятельность которого основывается на музеефикации историко-культурной и / или природной среды со всеми составляющими ее движимыми недвижимыми и нематериальными объектами и существующими между ними взаимосвязями, а также с участием людей населяющих территорию2.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
219
_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________
На сегодняшний день вопросы грамотного использования музеем исторических территорий и ландшафтов являются актуальными. Музеефикация - оптимальный путь сохранения и использования усадьбы «Карабиха», которая должна сохраняться и музеефицироваться как единый комплекс. Здесь должна быть представлена усадебная среда XVIII - начала XX вв.
Период существования усадьбы «Карабаха» насчитывает более 200 лет. Поэтому все этапы формирования усадьбы сохранены в той или иной степени, и должны быть отражены в экспозиционном пространстве территории музея (князья Голицыны, Н. А. Некрасов, семья Ф. А. Некрасова).
Помимо своего мемориального значения, усадьба имеет большую архитектурно-художественную ценность. В усадьбе практически полностью сохранился архитектурно-парковый ансамбль с основными историческими элементами: планировкой, сооружениями, рельефом и т. д.
В настоящее время большое внимание мы уделяем регулярной части усадьбы, через музеефикацию которой пытаемся воссоздать образ усадьбы, т. е. создать усадебную среду. Регулярная часть состоит из парадной и парковой зон. После 1918 г., еще до создания музея, эта часть усадьбы сильно изменила свой первоначальный облик. На фотографиях 30-40-х гг. XX в., хранящихся в фондах музея, видно, как регулярный парк и партер приспособлены для хозяйственных нужд. После организации музея партерная часть превращается в сквер, что не соответствовало исторической действительности. В этот же период восстанавливается регулярный парк на основе его фотографий конца XIX - начала XX в. Все это говорит о том, что после создания музея, в первые послевоенные годы, первоочередной задачей для сотрудников становится строительство экспозиции, а усадебная территория, на данный период, не представляла музейной ценности. Ее необходимо было лишь привести в порядок, что и делалось без детального изучения и учета исторических особенностей.
Реконструкция парадного двора проходит в начале 2000-х гг. На месте сквера появляется партер, но восстановлена лишь его планировка на период конца XIX -начала XX в.
На сегодняшний день работа по музеефикации парадной части усадьбы продолжается. Сотрудниками музея разработан проект оформления цветочных клумб. В его основу взят исторический ассортимент цветочных растений, использовавшихся в России на протяжении XIX в., поскольку доподлинно неизвестно какие цветы высаживались в Карабихе на протяжении всего периода ее существования3, то есть, как во времена Голицыных, так и Некрасовых. Рисунок клумб выполнен по дореволюционным книгам и журналам, бытовавших в усадьбе.
Как уже отмечалось, регулярный парк восстанавливается в начале 50-х г. прошлого века, на основе старых фотографий с видами парка. Он был восстановлен на период посещения усадьбы Н. А. Некрасовым, т. е. без учета его исторических осо-
220
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section III. The museum and cultural tourism...
бенностей. При изучении паркового комплекса в 1986 г. было сделано заключение о том, что на территории Верхнего парка находятся несколько двухсотлетних лип со следами формирования крон. Это свидетельствует о том, что парк, вероятнее всего, состоял из лип, которые регулярно подстригались. На данный момент регулярный парк представляет собой реконструкцию выполненную середине XX в.
Регулярная часть усадьбы включена в экспозиционное пространство музея и используется в экскурсионной и экспозиционной деятельности. В настоящий момент, парадная часть используется для проведения массовых мероприятий. Верхний парк для организации временных экологических и исторических выставок.
Вместе с тем здесь существуют участки, к которым необходимо особое отношение. К ним можно отнести несколько экземпляров старовозрастных двухсотлетних лип, составлявших регулярный парк в конце XVIII - начале XIX в.; булыжную мостовую, оранжерею. Также при музеефикации территории и раскрытии ее экспозиционного потенциала одной важных задач является создание цельного образа территории.
Музей-усадьбу «Карабиха» в полном смысле нельзя назвать средовым музеем, поскольку должна быть музеефицирована не только архитектурно-ландшафтная часть, но также хозяйствено-бытовой комплекс, для отражения всей многогранности феномена русской усадьбы4.
Каулен М. Е. отмечает, что важной составляющей средового музея являются люди, населяющие территорию и / или осуществляющие на ней традиционные виды деятельности5. Эти люди могут быть жителями территории, носителями традиций, людьми которые воспроизводят лишь внешние формы процессов и т. д.
При формировании средового музея в усадьбе Карабиха, включение в него такого элемента как «люди» очень сложно. Здесь, с одной стороны, необходимо, чтобы в усадьбе были господа - хозяева. С другой, слуги (обслуживающий персонал) - управляющие, крестьяне, садовники, кузнецы, конюхи и т. д. Людей способных осуществлять такую деятельность просто нет. Конечно, можно заменить это театрализацией, но она, как правило, не качественна и не оправданна в большинстве музеев, особенно если «живые» традиции утеряны на протяжении нескольких поколений местных жителей.
В средовом музее именно среда является основным объектом музеефикации, но музей также помещен в живую среду территории, являясь ее неотъемлемой частью, и здесь сложно, а порой невозможно отделить живую среду от музейной, т. е. понять, где заканчивается одна и начинается другая.
Средовые музеи - оптимальная форма сохранения и актуализации особо ценных историко-культурных ландшафтов. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» продолжает работу по музеефикации усадебной среды.
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
221
Раздел III. Музей и культурный туризм...
Примечания
1 Данилова М. Д. Основные подходы к мемориализации усадьбы Н. А. Некрасова «Карабиха» и созданию экспозиции // Музеи Верхней Волги: проблемы, исслед., публ. Ярославль: Лия, 1997. С. 20.
2 Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012. С. 87.
3 Белькова Л. А. Восстановление парадного двора музея-усадьбы «Карабиха» и определение исторического ассортимента декоративных цветочных растений // Музейзаповедник: экология и культура: сб. материалов 5 междунар. науч.-практ. конф. Вешенская, 2012. С. 15-17.
4 Музейное дело России / М. Е. Каулен, И. М. Косова, А. А. Сундиева. М.: ВК , 2010. С. 373.
5 Каулен М. Е. Указ. соч. С. 86.
222
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •