УДК 069.8(571.1/5)
ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ СИБИРИ
Пронина Светлана Андреевна, преподаватель, кафедра музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: swetlanapro@yandex.ru
Исходя из того, что состав этнографических музеев неоднороден, в предлагаемой статье рассматриваются применение различных методов музеефикации объектов, разных способов их актуализации, а также деление данной группы музеев на виды по определенным основаниям. Автор в своей работе делит этнографические музеи под открытым небом Сибири по доминантному типу и учитывает способы музеефикации объектов наследия. Автор на основе доминантного признака сохраняемого историко-культурного наследия, опираясь на существующие классификации в музееведение, приводит следующую классификацию музеев под открытым небом: средовые, скансен и экомузей. Средовый музей - это музей, деятельность которого направлена на музеефикацию историко-культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами. В музее такого типа, как скансен, моделируется историко-культурная среда за счет свезенных объектов, а в экомузеях среда сохраняется в развитии усилиями местных жителей, и объекты историко-культурного наследия используются по первоначальному признаку. Эта классификация позволила распределить существующие этнографические музеи под открытым небом Сибири по соответствующим группам и выделить доминантный тип сохранения историко-культурного наследия в данных музеях.
Ключевые слова: этнографические музеи под открытым небом, средовый музей, скансен, экому-зей, доминантный тип хранения наследия, методы музеефикации, актуализация, классификация.
APPROACHES TO CLASSIFICATION OF ETHNOGRAPHICAL MUSEUMS UNDER THE OPEN SKY OF SIBERIA
Pronina Svetlana Andreevna, Instructor, Department of Musem Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federaition). E-mail: swetlanapro@yandex.ru
Proceeding from the fact that the composition of ethnographic museums is not uniformed, the proposed article considers the various methods used to muse the objectification, different ways of their actualization, and the division of this group of museums into types for certain reasons. The author in his work divides ethnographic museums in the open air of Siberia according to the dominant type and considers the ways of museumification of heritage objects. To define the boundaries of the "open-air-museum" concept, it is necessary to identify the criteria on the basis of which the museum can be attributed to this type. These are the types of object of historical and cultural heritage preserved in the museum, number of stored objects, way they are included in the museum environment, and presence of the exhibition created on the basis of these objects. The author, based on the dominant feature of the preserved historical and cultural heritage, relying on existing classifications in museum science, distinguishes the following classification of open-air museums: environmental, skansen and ecomuseum. An average museum, whose activities are aimed at the museumification of the historical, cultural and natural environment with all movable, immovable and intangible objects. In such a museum as the Skansen, the historical and cultural environment is modeled at the expense of fresh objects, and in ecomuseums the environment is preserved in development by the efforts of residents and objects of historical and cultural heritage are used on an initial basis. This classification allowed the distribution of existing ethnographic museums in the open air of Siberia, according to this classification and highlight the dominant type of preservation of historical and cultural heritage in these museums.
Keywords: open-air ethnographic museums, environmental museum, Skansen, ecomuseum, dominant type of heritage storage, methods of museumification, actualization, classification.
В условиях глобализации, информатизации общества и унификации культур возрастает значение музеев в сохранении этнокультурного наследия. Музей выступает не только социокультурным институтом, сохраняющим объекты наследия, но и транслятором культурно значимой информации. Особое значение приобретают музеи под открытым небом, на базе которых сохраняются не только движимые культурные ценности - музейные предметы, но и историко-культурная среда, то есть совокупность недвижимых нематериальных объектов в их взаимосвязи с природной средой. В музеях подобного типа осуществляется перманентная актуализация наследия, они способствуют формированию исторической памяти, являются необходимым звеном в межпоколенной передаче наследия [3].
Несмотря на то что опыт создания музеев под открытым небом в нашей стране достаточно велик, сам термин «музей под открытым небом» не является окончательно устоявшимся в музееведческой науке и требует уточнения содержательных границ. Зачастую это понятие трактуется слишком широко: под музеями подобного типа понимают любой музей с экспозицией на открытом пространстве. Стоит отметить, что со времени своего создания музеи под открытым небом претерпели значительную трансформацию. Первое определение музеев подобного типа было дано А. Циппелиусом, впоследствии поддержано Е. Чайковским. Европейская ассоциация музеев под открытым небом разделила этот подход. Согласно данному определению музеями под открытым небом являются только музеи со свезенными постройками, то есть, прежде всего, музеи народной архитектуры, деревянного зодчеств [16]. Подобная точка зрения на музеи под открытым небом доминировала в отечественной науке до 1980-х годов. Ополовников А. В. подчеркивал, что памятники, сохраненные на месте - это му-зеефицированный объект, а музей под открытым небом - это музей, созданный на основе транс-лоцированных объектов [12, с. 29]. Позднее границы понятия расширяются, уже в Б. В. Гнедов-ский отмечает, что к музеям под открытым небом относятся также археологические музеи, то есть созданные на основе метода in situ. Сегодня под музеем под открытым небом понимается группа музеев, основные объекты и экспозиции которых
расположены вне помещений, на открытых территориях. То есть они могут создаваться на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест [15]. Каулен М. Е. под музеем под открытым небом понимает музей, деятельность которого направлена на музеефикацию комплекса памятников [8, с. 50]. Таким образом, в отечественной практике сложилось узкое и широкое понимание музеев под открытым небом. В узком значении под музеями под открытым небом понимаются музеи, созданные на основе свезенных памятников деревянного зодчества. Такой подход доминировал в советском музееведении, где под музеями под открытым небом понимались музеи историко-архитектурного, этнографического или комплексного профиля, созданные на основе сооружений (преимущественно памятников деревянного зодчества), свезенных из мест бытования на специально отведенную территорию, в ряде случаев сочетающиеся с уже сложившимися ансамблями [4, с. 47].
В широком смысле под музеем под открытым небом понимается любой музей с экспозицией на открытом пространстве. Следовательно, к музеям под открытым небом будут относиться и музеи, сохраняющие недвижимые архитектурные объекты на месте, а также музеи, сохраняющие археологические и другие историко-культурные объекты [4, с. 48]. Это может быть музей, где на открытом пространстве демонстрируются образцы военной техники, орудия труда или любые движимые объекты.
Чтобы обозначить границы понятия «музей под открытым небом», необходимо выделить критерии, на основании которых музей может быть отнесен к данному типу. Таковыми являются вид объекта историко-культурного наследия, сохраняемого в музее, количество сохраняемых объектов и способ их включения в музейную среду, наличие экспозиции, созданной на основе этих объектов. Что касается вида сохраняемых объектов историко-культурного наследия: основой музея под открытым небом являются недвижимые объекты, причем как архитектурные, так и археологические и индустриальные.
Вопрос о необходимом количестве объектов не решен однозначно. Б. В. Гнедовский полагает,
что музеями под открытым небом могут являться музеи, имеющие от двух построек. Количество построек в современном музее под открытым небом может составлять несколько десятков [5, с. 10]. Все без исключения исследователи сходятся во мнении, что музеем под открытым небом не может называться отдельно сохраненный памятник. Следовательно, минимальное количество недвижимых объектов историко-культурного наследия, представленных в музеях под открытым небом - два.
Главный критерий отнесения музея к такому типу, как музей под открытым небом - наличие экспозиции (экспозиция - искусственно-созданная предметно-пространственная структура) на открытом пространстве. В связи с этим встает вопрос о возможности отнесения к данному типу объединенных музеев-заповедников, созданных на основе нескольких самостоятельных музеев и историко-архитектурных комплексов и ансамблей, таких как кремль, усадьба [4, с. 48].
На основании обозначенных критериев под музеем под открытым небом предлагается понимать музей, основой которого является экспозиция, размещенная на открытом пространстве, созданная за счет двух или более недвижимых объектов историко-культурного наследия как свезенных, так и сохраненных на месте.
В качестве актуальных задач культурной политики современного российского общества выдвигается деятельность по созданию музеев, которые исследователи определяют под общим понятием музеев под открытым небом. Численность таких музеев в стране растет, и перед музееведами возникают проблемы их классификации, на основе которой определяется специфика различных видов их деятельности, в том числе и фондово-исследовательской.
Сегодня музеи разделяются на виды по различным основаниям. Эти основания можно также применить относительно классификации музеев под открытым небом. Так по профилю музеи под открытым небом можно разделить на архитектурные, военно-исторические, индустриальные, археологические, литературно-мемориальные и этнографические. В данной статье рассматриваются музеи этнографического профиля.
Стоит отметить, что музеи этого профиля стали первыми создаваться в нашей стране. Ори-
ентируясь на опыт шведского Скансена, Барановский П. Д. перевез на территорию Коломенского медоварню, начав формировать экспозицию на открытом пространстве. Стоит отметить, что изначально такие музеи создавались как музеи архитектурного профиля. Но позднее за счет формирования этнографических коллекций, а также за счет реализации основных направлений музейной деятельности они перепрофилировались в этнографические. Поэтому термин «этнографический» за музеями под открытым небом в основном закрепился за рубежом. В РФ и ряде других стран бывшего СССР музеи под открытым небом этнографического профиля принято было называть архитектурно-этнографическими или музеями деревянного зодчества.
Состав этнографических музеев неоднороден: применяются различные методы музеефика-ции объектов, разные способы их актуализации. Следовательно, необходимо также осуществить деление данной группы музеев на виды по определенным основаниям. В 1980-х годах музееведами была предложена классификация музеев по доминантному типу хранимого наследия. Для музеев под открытым небом актуально делить их не только по доминантному типу, но и учитывая способ музеефикации объектов наследия. Ориентируясь на существующие в музееведении классификации, на основе доминантного типа сохраняемого историко-культурного наследия среди этнографических музеев под открытым небом можно выделить:
• средовые, сохраняющие недвижимые объекты «in situ»;
• скансены, музеи, где моделируется историко-культурная среда за счет свезенных объектов;
• экомузеи, где среда сохраняется в развитии усилиями местных жителей и объекты историко-культурного наследия используются по первоначальному назначению.
Средовый музей - музей, деятельность которого направлена на музеефикацию историко-культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами, а также людьми, населяющими территорию и осуществляющими на ней виды деятельности. Средовые этнографические музеи, сохраняющие недвижимые объекты «in situ», или сайт-музеи (от англ. site - месторасположение,
местонахождение), располагаются на месте прошлого или настоящего обитания человеческого сообщества и музеефицируют свидетельства его образа жизни и традиций. Скансен - музей, созданный на основе свезенных из разных мест памятников. Его специфика заключается в том, что среда моделируется искусственно. Экомузей - это музей, «созданный для комплексного обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической среде». Данной характеристике отвечает экомузей «Тазгол», расположенный на территории традиционного проживания шорцев в естественной исторической среде [13].
В Сибири к этнографическим музеям под открытым небом можно отнести «Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская Писаница"», Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», «Омский государственный историко-культурный музей-заповедник "Старина Сибирская"», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», «Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН», «Этнографический музей народов Забайкалья», Экомузей «Тазгол», «Этноэкологи-ческий музей (Экомузей) - заповедник - Тюль-берский городок Кемеровского муниципального района», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня», «Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа"».
Эти музеи можно отнести к музеям под открытым небом, так как в них сохраняются недвижимые объекты наследия: жилые, общественные, хозяйственные постройки, в ряде музеев сохраняется историко-культурная среда. Во всех обозначенных музеях сформирована экспозиция на открытом пространстве за счет комбинации построек, сохраненных на месте свезенных и новодельных объектов.
Состав данных музеев неоднороден. Недвижимые объекты сохраняются в них на основе различных методов. Следовательно, по доминантному типу хранимого наследия к средовым музеям под открытым небом относится Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская». В состав это-
го музея входит 11 объектов, 5 из которых памятники истории и архитектуры регионального значения, расположены на центральной улице поселка Большеречье. Часть объектов сохранена на месте, на основе свезенных объектов смоделирована деревенская усадьба. На сегодняшний день в музее-заповеднике действуют 5 экспозиционных зон: «Святая Русь», «Купеческие усадьбы», «Крестьянские усадьбы», «Торговля в Сибири» и «Промыслы и ремесла Омского Прииртышья» [11].
Этноэколоческий музей-заповедник «Тюль-берский городок» является средовым музеем, поскольку на его территории музеефицирован подлинный археологический памятник - ритуальное городище. На основе данного подлинного памятника была предпринята попытка реконструкции казачьего острога, реконструированы БорисоГлебская, Георгиевская и Александровская башни, а также казачья караульная изба. Основным методом музеефикации, таким образом, является реконструкция историко-культурной среды [19].
«Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа"» изначально был сборником традиций, быта и культуры. Подлинный памятник «Святилище обских угров» был первым музее-фицирован и положил начало такому типу музея, как средовый. Впоследствии методом реконструкции были воссозданы «Летнее стойбище ханты реки Аган», в состав которого вошли: летний дом, хозяйственные и охотничьи лабазы, навес-коптильня, хлебная печь, кострище. «Зимнее поселение северных манси», в его состав вошли: зимний дом, хозяйственные и охотничьи лабазы, хозяйственные постройки для содержания скота. А также была реконструирована охотничья тропа, которая представляет собой ловушки давящего типа [17].
К такому типу музеев, как скансен относятся Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», этнографический комплекс «Кезек» музея-заповедника «Томская Писаница». Примером такого типа музеев в Западной Сибири может считаться Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», «Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН», «Этнографический музей народов Забайкалья», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня».
В «Шушенском» историко-культурное наследие сохраняется на месте, музей представляет собой сохраненную историческую часть села. На территории «Шушенского» сохраняются 194 объекта. К данным объектам относятся Дом-музей В. И. Ленина, 27 крестьянских домов, надворные хозяйственные постройки (амбары, бани, навесы, колодцы, конюшни и прочее), здание волостного правления, волостная тюрьма, торговая лавка в купеческом доме. С исторической достоверностью отреставрировано на месте - 74 % строений, транслоцированных с других территорий -18,5 %, вновь построенных - 7,5 %. При этом полностью сформированы 16 крестьянских усадеб, различного имущественного положения, что в целом воссоздает архитектурно-пространственную и социальную среду центральной части старинного сибирского села Шушенское [7].
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» также относится к музею-скансену. На территории музея сохраняются памятники архитектуры, истории и этнографии ХУП-ХХ веков. На основе них смоделированы четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. О быте данных коренных народов Прибайкалья рассказывают эвен-кйские и тофаларские стойбища, комплекс эвен-кийскх захоронений и бурятский улус-летник. Помимо метода транслокации используется метод реконструкции: воссоздается Илимский острог, в новоделе выполнены эвенкийские и тофалар-ские традиционные жилища.
Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII - начала XX века, преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами. Экспозиционный комплекс «Волостное село», воссоздающий административный центр конца XIX - начала XX века, включает в себя комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака. Главной его достопримечательностью являются уникальные памятники истории и архитектуры оборонного и культового зодчества: Спасская проезжая башня (1667) и Казанская церковь (1679) Илимского острога. Картину жизни
старожильческого населения Прибайкалья дополняют экспозиции каскада водяных мельниц конца XIX века, деревни-малодворки, состоящей из крестьянских усадеб XVII-XIX веков, сибирского кладбища и покосной заимки XIX века [1].
Этнографический комплекс «Кезек» музея-заповедника «Томская Писаница» представляет собой воссозданную на основе метода транслокации усадьбу, состоящую из жилого дома «эм», летней кухни «сенек», хозяйственного амбара «аиморок», кузницы, бани «мыльча» и построек для скота. Перевезенные из улуса Кезек постройки дополняются новодельными объектами: свадебным «одагом», кузницей и прочее [6].
В «Этнографическом музее народов Забайкалья» экспозиция отражает материальную и духовную культуру народов и этнических групп края в виде отдельных типов поселений, характерных для народов Забайкалья. Музей состоит из шести экспозиционных комплексов, изолированных друг от друга соответствующими природными ландшафтами. Комплексы расположены в следующей последовательности, совпадающей с хронологическими периодами в истории освоения края: археологический, эвенкийский, бурятский, состоящий из предбайкальского и забайкальского секторов, русский старожильческий (казачий), русский старообрядческий (семейский), городской комплекс «Старый Верхнеудинск».
Каждый комплекс представляет несколько типов жилищ со всеми надворными постройками, характерными для различных исторических периодов. В жилищах воссоздан интерьер, отражающий особенности материальной культуры конкретного этноса в определенный исторический период и принадлежность представителя этого народа к той или иной социальной группе. Доминирующее количество объектов свезено на данную территорию, но, как и в случае с остальными скансенами, дополнено новодельными объектами [18].
Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня» состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В эвенкийском секторе представлены жилые и культовые постройки, а также орудия охоты и жертвенники. Большая часть объектов создана на основе метода реконструкции. В русском секторе представлены
отреставрированные памятники, перевезённые из деревень Приангарья. Жилые и хозяйственные постройки составляют четыре усадебных комплекса. Размещение усадеб, общественных построек (кузница, амбар-мангазея) воспроизводит архитектурный ансамбль ангарских деревень. Памятники деревянного зодчества, дополненные движимыми памятниками традиционной материальной культуры ангарских крестьян, воссоздают традиционный быт русских Приангарья XIX - середины XX века. Таким образом удается смоделировать историко-культурный ландшафт и сохранить подлинные объекты историко-культурного наследия [2].
«Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН» также является ска-сеном. Музей состоит из нескольких экспозиционных зон - археологической и этнографической. В этнографической зоне центральным объектом является церковь Спаса Нерукотворного образа из Зашиверского острога, построенная в 1700 году. На территории музея экспонируются объекты из Юильского (Казымского) острога из Нижнего Приобья, а также крестьянское подворье русских Восточной Сибири. Объекты перевезены на территорию, однако экспонируются подобно скульптурам в парке, то есть моделирования среды не осуществляется. Поэтому данный музей можно отнести к такому типу, как скансен, условно. В зоне археологических памятников представлены каменные стелы и изваяния различных эпох -от палеолита до Средневековья [10].
Следующий тип музея под открытым небом - это экомузей. Экомузей создается в естественной историко-культурной среде, по инициативе и при активном участии местного населения. Для экомузея характерно специфическое отношение к предмету: предметы музейного значения и объекты культурного наследия не изымаются из среды бытования, а продолжают использоваться по первоначальному назначению [9]. В Сибири к музеям подобного типа можно отнести «Таз-гол», расположенный в Таштагольском муниципальном районе Кемеровской области. В экомузее «Тазгол» применяются различные методы музее-фикации: на основе метода реконструкции воссоздан орехово-промысловый стан, посредством метода транслокации смоделирована усадьба
Иванова, так же свезенными являются такие объекты, как дом псаломщика, миссионерский амбар, дом паштыка. На месте сохранен дом мрасского миссионера алтайской духовной миссии «Миссионерский стан». Но, главное, что основная часть объектов сохранена на основе метода мягкой му-зеефикации, с актуализацией первоначальных функций [14].
Таким образом, музей под открытым небом - музей, созданный на основе недвижимых объектов, на основе которых создана экспозиция на открытом пространстве. Объекты могут быть свезены, а могут сохраняться на месте. Первыми музеями в России стали этнографические музеи, которые изначально создавались как историко-архитектурные или музеи деревянного зодчества. Состав этнографических музеев Сибири неоднороден. Можно выделить на основании способа сохранения недвижимых объектов такие виды музеев, как средовый музей, скан-сен, экомузей. К Средовым музеям относятся Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», «Омский историко-культурный музей-заповедник "Старина Сибирская"», Этноэ-кологический музей заповедник «Тюльберский городок», «Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа"», так как в них сохраняются недвижимые объекты в совокупности с историко-культурной средой. В музеях «Торум Маа» и «Тюльберский городок» основным методом му-зеефикации является реконструкция. К скансенам относятся этнографический комплекс «Кезек» «Историко-культурного и природного музея-заповедника "Томкая Писаница"», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня», «Этнографический музей народов Забайкалья», «Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН», Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», так как в них за счет свезённых объектов моделируется историко-культурная среда. «Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН» отнесен к данному виду условно, так как в нем объекты экспонируются подобно скульптуре в парке. К экомузею можно отнести такой музей, как Тазгол, так как основные объекты сохраняются в нем на основе метода мягкой музеефикации.
Литература
1. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [Электронный ресурс]. - URL: http://talci-irkutsk.ru/istoriyu-muzeya.
2. Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня» [Электронный ресурс]. -URL: http://bratskmuseum.ru/filials/angara.
3. Божченко О. А. Музей в формировании исторической памяти [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2012. - URL: http://cheloveknauka.com/muzey-v-formirovanii-istoricheskoypamyati (дата обращения: 13.06.2018).
4. Глушкова П. В., Кимеев В. М. Музеи под открытым небом. - Кемерово, 2015. - 150 с.
5. Гнедовский Б. В., Добровольская Э. М. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры. - М., 1987. - 21 с.
6. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gukmztp.ru/Kezek.html.
7. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]. - URL: http://shushens-koe.info/tours/musey-zapovednik-shushenskoe.
8. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. - М., 2012. - 432 с.
9. Кимеева Т. И., Глушкова П. В., Родионов С. Г. Муззефикация и актуализация объектов историко-культурного наследия в экомузее «Тазгол // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2015. - № 3(63). - С. 48.
10. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/museum/museum03.aspx.
11. Омский государственный музей-заповедник «Старина Сибирская» [Электронный ресурс]. - URL: https://stari-nasib.ru/istoriya_muzeya.
12. Ополовников А. В. Музеи деревянного зодчества. - М., 1968. - 120 с.
13. Пронина С. А., Кимеева Т. И. Проблемы фондовой деятельности в этнографических музеях под открытым небом // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 30. - С. 124.
14. Родионов С. Г., Глушкова П. В. Музеефикация архитектурного наследия шорцев // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 64-65.
15. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum.ru/RME/sci_openair.asp.
16. Севан О. Г. Музеи под открытым небом Европы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecovast.ru/images/ europmuseum.pdf.
17. Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» [Электронный ресурс]. - URL: http://torummaa.ru.
18. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. - URL: http://ethnomuseum03.ru.
19. Этноэкологический музей-заповедник «Тюльберский городок» [Электронный ресурс]. - URL: https://tyulber. nethouse.ru.
References
1. Arkhitekturno-etnograficheskiy muzey "Taltsy" [Architectural and ethnographic museum "Taltsy"]. (In Russ.). Available at: http://talci-irkutsk.ru/istoriyu-muzeya.
2. Arkhitekturno-etnograficheskiy muzey derevyannogo zodchestva "Angarskaya derevnya" [Architectural and Ethnographic Museum of Wooden Architecture "Angarskaya Village"]. (In Russ.). Available at: http://bratskmuseum.ru/ filials/angara.
3. Bozhchenko O.A. Muzey v formirovanii istoricheskoy pamyati: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii [Museum in the formation of historical memory. Author's abstract of diss. PhD in culturology]. St. Petersburg, 2012. (In Russ.). Available at: http://cheloveknauka.com/muzey-v-formirovanii-istoricheskoypamyati (accessed 13.06.2018).
4. Glushkova P.V., Kimeev V.M. Muzei pod otkrytym nebom [Museums in the open air]. Kemerovo, 2015. 150 p. (In Russ.).
5. Gnedovskiy B.V., Dobrovolskaya E.M. Muzei pod otkrytym nebom v SSSR: razvitie printsipov formirovaniya struk-tury [Open-air museums in the USSR: development of the principles of structure formation]. Moscow, 1987. 21 p. (In Russ.).
6. Istoriko-kul'turnyy i prirodnyy muzey-zapovednik "Tomskaya pisanitsa" [Historical and cultural and natural museum-reserve "TomskayaPisanitsa"]. (In Russ.). Available at: http://www.gukmztp.ru/Kezek.html/.
7. Istoriko-etnograficheskiy muzey-zapovednik "Shushenskoe" [Historical and ethnographic museum-reserve "Shush-enskoe"]. (In Russ.). Available at: http://shushenskoe.info/tours/musey-zapovednik-shushenskoe.
8. Kaulen M.E. Muzeefikatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii [Museification of the historical and cultural heritage of Russia]. Moscow, 2012. 432 p. (In Russ.).
9. Kimeeva T.I., Glushkova P.V., Rodionov S.G. Muzeefikatsiya i aktualizatsiya ob''ektov istoriko-kul'turnogo naslediya v ekomuzeye «Tazgol» [Muzzefication and actualization of objects of historical and cultural heritage in the ecomuseum "Tazgol"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University], 2015, no. 3(63), p. 48. (In Russ.).
10. Muzey istorii i kul'tury narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka SO RAN [Museum of History and Culture of the Peoples of Siberia and the Far East of the SB RAS]. (In Russ.). Available at: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/museum/ museum03. aspx.
11. Omskiy gosudarstvennyy muzey-zapovednik "Starina Sibirskaya" [Omsk State Museum-Reserve "Starina Sibirska-ya"]. (In Russ.). Available at: https://starinasib. ru/istoriya_muzeya.
12. Opolovnikov A.V. Muzei derevyannogo zodchestva [Museums of wooden architecture]. Moscow, 1968. 120 p. (In Russ.).
13. Pronina S.A., Kimeeva T.I. Problemy fondovoy deyatel'nosti v etnograficheskikh muzeyakh pod otkrytym nebom [Problems of stock activity in ethnographic museums in the open air]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 30, p. 124. (In Russ.).
14. Rodionov S.G., Glushkova P.V. Muzeefikatsiya arkhitekturnogo naslediya shortsev [Museification of the architectural heritage of the Shorians]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 64-65. (In Russ.).
15. Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http://www.mu-seum.ru/RME/sci_openair.asp.
16. Sevan O.G. Muzei pod otkrytym nebom Evropy [Museums in the open air of Europe]. (In Russ.). Available at: http:// www.ecovast.ru/images/europmuseum.pdf.
17. Etnograficheskiy muzey pod otkrytym nebom "Torum Maa" [Ethnographic museum in the open air "Torum Maa"]. (In Russ.). Available at: http://torummaa.ru.
18. Etnograficheskiy muzey narodov Zabaykal'ya [Ethnographic museum of the peoples of Transbaikalia]. (In Russ.). Available at: http://ethnomuseum03.ru.
19. Etnoekologicheskiy muzey-zapovednik "Tyul'berskiy gorodok" [Ethno-ecological museum-reserve "Tulber town"]. (In Russ.). Available at: https://tyulber. nethouse.ru.
УДК 069:94(47):930:77
ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ТОМСКОГО ОБЩЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ СИБИРИ В СОБРАНИИ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ1
Андреева Елена Анатольевна, кандидат исторических наук, заведующая научно-исследовательским отделом, Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова (г. Томск, РФ). E-mail: nurrikissam@list.ru
Статья посвящена итогам научно-практического исследования коллекции фотографий Томского общества изучения Сибири (1909-1917), поступившей в 1923 году в Томский краевой музей (ныне -Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова). Тематика работы, связанная с анализом комплекса иконографических источников, находится в контексте современных тенденций гуманитарных наук, осваивающих методы «визуального поворота», и имеет практическое значение для устранения старых дефектов в учётной документации музея. В статье излагаются и обосновываются критерии,
1 Выполнено в рамках гранта РФФИ по гуманитарным и общественным наукам, проводимого совместно с администрацией Томской области для проекта «Предтечи евразийской интеграции в зеркале музейных фондов» (№ 17-11-70007).