ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 352.075.1:34
A.M. КИРИЛЛОВА
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: субъекты гражданских правоотношений, гражданское законодательство, муниципальные образования, органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации.
Рассмотрен вопрос о правах и обязанностях муниципальных образований как участников гражданских правоотношений. Природа муниципальных образований, органов местного самоуправления -это природа властных публичных институтов. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальное образование не могут участвовать в правоотношениях. Данные субъекты правоотношений реализуют свою правоспособность через соответствующие органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции).
A.M. KIRILLOVA
MUNICIPAL INSTITUTIONS AS THE PARTICIPANT OF CIVIL LEGAL RELATIONSHIP
Key words: the constituent entities of the Russian Federation, civil legislation, municipal Institutions, Institutions of local governing, Constitution of the Russian Federation.
This article deals with the concerning the rights and charges of municipal Institutions as the participant of civil legal relationship. The point of local municipal institutions, Institutions of local governing is the point of authoritative public Institutions. The Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation, municipal institutions can not participate In legal relationship. The given subjects of legal relationship realize their legal capacity through corresponding bodies (public authority and institutions of local governing within the bounds of their reference).
Гражданский кодекс Российской Федерации [1] в подразделе 2 «Лица» определяет субъекты гражданских правоотношений - физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Названные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным особым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).
Муниципальное образование - территориально-политическая организация населения в городском, сельском поселении, на иной территории, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан. Природа муниципальных образований, органов местного самоуправления - это природа властных публичных институтов, а не хозяйствующих субъектов. Наделение муниципальных образований гражданской правоспособностью необходимо лишь постольку, поскольку решение вопросов местного значения невозможно без вступления в некоторые гражданско-правовые отношения.
При этом быть участником гражданских правоотношений, обладать всеми правами и обязанностями может только само муниципальное образование, а не органы местного самоуправления, и любая деятельность, связанная с осуществлением местного самоуправления, должна осуществляться только в интересах и от имени данного муниципального образования. Важно отметить также то, что по Конституции Российской Федерации [2] право владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью принадлежит населению, т.е. собственником является население, соответствующим образом объединенное в публично-правовое территориальное образование, а органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции РФ лишь осуществляют управление муниципальной собственностью.
Очевидно, что Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (впрочем, как и юридические лица) не могут лично участвовать в правоотношениях. Данные субъекты правоотношений реализуют свою правоспособность через соответствующие органы. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии со ст. 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции. ГК РФ с учетом особенностей органов власти вводит нормы, позволяющие данным органам участвовать в гражданских правоотношениях от имени государства или муниципальных образований, а не от себя лично как субъекта права. Пределы и объем такого участия определяются актами, устанавливающими статус данных органов п. 1 (ст. 125 ГК РФ), такими актами являются для органов местного самоуправления Устав муниципального образования и положения о соответствующих органах местного самоуправления. В соответствии с ГК РФ органы местного самоуправления, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, не являются юридическими лицами и не нуждаются в статусе юридического лица, а действуют в соответствии с главой 5 ГК РФ и Уставом муниципального образования.
В силу п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. При этом никогда не возникает попыток придать органам юридического лица (например, собранию акционеров, собранию участников или исполнительному органу, правлению) статус юридического лица для приобретения ими «скрепок или бумаги» или оформления на работу сотрудников. Правовая конструкция ГК РФ по участию публично-правовых образований в различных правоотношениях обеспечивает соблюдение интересов государства и муниципальных образований, населения, а не интересов органов власти как таковых при осуществлении деятельности, регулируемой гражданским законодательством. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3] (далее - Закон) ключевые положения правоспособности муниципальных образований и статуса органов местного самоуправления урегулированы непоследовательно, не соответствуют теории и практике организации публичной власти, гражданскому законодательству, содержат множество внутренних противоречий, что при их применении приведет к ряду серьезных проблем и правовых казусов. В Законе не прослеживается идея единого субъекта правоотношений - муниципального образования (не юридического лица, а его аналога - особого субъекта правоотношений), от имени которого действуют органы местного самоуправления (по аналогии с органами юридического лица). Тем самым Закон отошел от идеи представительских функций органов местного самоуправления, заложенной в гражданском законодательстве. Закон не дает определения муниципального образования, а определение органов местного самоуправления (п. 1 ст. 2) не указывает на их природу как органов, представляющих интересы муниципальных образований и действующих от их имени. Следствием такого подхода является присутствующая в Законе путаница в понятиях, постоянное смешение муниципальных образований и органов местного самоуправления.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2010. Ч. 1. 516 с.
2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 2010. 64 с.
3. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
КИРИЛЛОВА АЛЕНА МИХАЙЛОВНА - ассистентка кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KIRILLOVA ALENA MICHAILOVNA - assistant of Civil Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.