Мир науки и образования. 2015. № 4
УДК 352.075:340.132
К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Герасимова Надия Рашидовна
Канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск E-mail: gerasimova [email protected] Янина Анастасия Сергеевна Студентка юридического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск E-mail: [email protected]
THE QUESTION OF THE LEGAL RESPONSIBILITY OF SUBJECTS OF MUNICIPAL LEGAL RELATIONS
Nadia Gerasimova
Candidate of legal sciences, associate professor Associate professor of the department of theory and history of state and law
Ogarev Mordovia State University, Saransk E-mail: gerasimova [email protected] Anastasia Yanina Student of the faculty of law Ogarev Mordovia State University, Saransk E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена совокупность вопросов, касающихся юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Дано понятие муниципально-правовых отношений. Выявлены основные функции муниципально-правовых отношений. Определены виды субъектов муниципальноправовых отношений. Проанализирована юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Найдены основные признаки юридической ответственности муниципально-правовых отношений и виды юридической ответственности в муниципально-правовых отношениях. Названы нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, которые относятся к сфере местного самоуправления.
Мир науки и образования. 2015. № 4
ABSTRACT
This article describes a set of issues related to the legal liability of subjects of municipal law relations. Given the concept of municipal law relations. The basic function of municipal legal relations. The kinds of subjects of municipal law relations. Analyzed the legal responsibility of bodies and officials of local government to the people, the state, individuals and legal entities. We found the main features of the legal responsibility of municipal and legal relations and the types of legal responsibility in municipal law relations. Named the normative legal acts regulating legal relations that fall within the scope of local government.
Ключевые слова: местное самоуправление; юридическая ответственность; муниципальное право; муниципально-правовые отношения; субъекты муниципально-правовых отношений.
Key words: local government; legal responsibility; municipal law; municipal legal relationship; municipal entities and legal relations.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. послужило основной причиной образования такого института народовластия, как местное самоуправление. На сегодняшний день оно играет важную роль для становления гражданского демократического общества. В местном самоуправлении, за основу которого взято самостоятельное решение вопросов местного значения или через органы местного самоуправления, субъекты постоянно вступаю в муниципально-правовые отношения, что порой влечет за собой возникновение юридической ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Несмотря на то, что функционирование основных направлений деятельности органов местного самоуправления протекает довольно динамично, актуальным по-прежнему остается вопрос, касающийся установления и регулирования юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления обеспечивает динамичное функционирование органов местного самоуправления, реализуя интересы населения, граждан и общества в целом.
Цель статьи - сформулировать представление о муниципально-правовых отношениях должностных лиц и органов местного самоуправления, а также их ответственности перед населением, государством, физическими и юридически-
ми лицами.
Мир науки и образования. 2015. № 4
Методология и методы исследования - совокупность формально - юридического, диалектического, исторического, сравнительно - правового и других методов познания.
В обществе существует огромное количество разновидностей правоотношений, особенным регулятором которых выступает право. Правоотношение - это особый вид общественных (социальных) отношений, в которых реализуются права и обязанности субъектов.[3,с.319]. Одним из таких видов являются муниципально-правовые отношения. Муниципально-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в рамках муниципального образования при реализации населением права на осуществление местного самоуправления.[8,с.42].
Являясь основным элементом механизма правового регулирования в сфере местного самоуправления муниципально-правовые отношения выполняют три важные функции:
1. закрепляют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм;
2. закрепляют конкретное поведение участников этих отношений;
3. являются условием для возможного возведения в действие специальных юридических средств обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере местного самоуправления.
Муниципально-правовые отношения являются универсальным средством обеспечения устойчивой взаимосвязи муниципального законодательства с практикой осуществления местного самоуправления, служат способом перевода муниципально-правовых норм для осуществления реальных социальных процессов, представляющих собой юридическую связь между участниками общественных отношений, характер и пределы которой определены нормами муниципального права. Они являются волевыми отношениями, так как зависят от
Мир науки и образования. 2015. № 4
воли и сознания людей, а также обеспечиваются и охраняются государством. [4,с.36].
Несоблюдение норм, которые регулируют муниципально-правовые отношения, чаще всего влечет юридическую ответственность. Юридическая ответственность чаще всего наступает с совершением правонарушения. Совершение правонарушения определяет возникновение и последующую динамику юридической ответственности.
Юридическая ответственность обладает рядом специальных признаков, которые позволяют отделить ее от других видов социальной ответственности:
1. Основывается на правовых нормах, является формально определенной и обладает четкостью, детализирована и общеобязательна;
2. Г арантируется государством;
3. Обеспечивается государственным принуждением или государственным убеждением;
4. Своими последствиями влечет государственное осуждение или наказание;
5. Осуществляется в процессуальной форме;
6. Имеет разнообразные формы реализации.[7,с. 13].
Так или иначе, в любом государстве возникающие правонарушения создают проблемы в системе управления и наносят серьезный ущерб обществу, так как они становятся преградой для осуществления прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. В связи с этим, наше государство старается проводить такую политику и создавать такие условия, которые бы уменьшали количество правонарушений не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местного самоуправления. [3,с. 11].
Муниципально-правовые отношения имеют свою четко определенную структуру. Особую роль в этой структуре занимают субъекты муниципальноправовых правоотношений. Под субъектами муниципально-правовых отноше-
Мир науки и образования. 2015. № 4
ний, в свою очередь, следует понимать их непосредственных участников. Они образуют довольно широкий перечень. При этом обязательным субъектом является муниципальное образование, от имени которого выступают органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями. Субъектами муниципально-правовых отношений могут быть также жители муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, члены других выборных органов местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, разного рода ассоциации и союзы муниципальных образований, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 70 отражает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами, государством. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее своих задач и функций.[5,с.645].
Основанием для наступления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является выполнение ненадлежащим образом своих полномочий и функций, урегулированные законом, по удовлетворению интересов населения муниципального образования. Существует несколько видов юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:
1. Конституционно-правовая ответственность;
2. Муниципально-правовая ответственность;
3. Гражданско-правовая ответственность;
4. Дисциплинарная ответственность;
Мир науки и образования. 2015. № 4
5. Уголовная ответственность.
Наряду с данными видами юридической ответственности российское законодательство, в частности Трудовой кодекс РФ, устанавливает возможность привлечения муниципального служащего к материальной ответственности. Материальная ответственность заключается в возмещении виновным муниципальным служащим причиненного им вреда. Она не исключает возможности одновременного привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности. Специального нормативного правового акта о материальной ответственности муниципальных служащих нет. Они несут материальную ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к служащим, в соответствии с Трудовым кодексом. К полной материальной ответственности их можно привлечь только по решению суда.
Ответственность перед населением по своей сути является политикоюридической ответственностью избранных лиц перед избирателем и реализуется путем их отзыва в результате утраты доверия.[1, с.17]. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» не регламентируется процедура отзыва органов местного самоуправления, эти вопросы предусмотрены в уставе муниципального образования, а также в законах субъектов.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами может наступить на основании Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Несоблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления приводит к наступлению юридической ответственности. Иные проблемы регулируются нормами гражданского законодательства и разрешаются путем обращения в суд.[1, с.17].
Мир науки и образования. 2015. № 4
Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает при несоблюдении ими Конституции Российский Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распушен, а должностное лицо местного самоуправления - отрешено от должности. Также ответственность перед государством наступает в таких ситуациях, когда должностные лица или органы местного самоуправления не выполняют отдельные государственные полномочия, либо полномочия имеют ненадлежащее выполнение. Они несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами. [2,с.187].
Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления является такой же многосторонней как и любая юридическая ответственность. Единственным отличием выступает тот факт, что все же некоторые нормы юридической ответственности урегулированы не федеральным законодательством, а в законах, которые издают субъекты Российской Федерации.
Процесс возникновения системы местного самоуправления показал всю трудность взаимосвязи между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение организационного обособления местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России превратили местное самоуправление в одну из неотъемлемых начал конституционного строя страны. Появившаяся организационная и юридическая самостоятельность местного самоуправления от государства вовсе не означает, что органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют свои функции самостоятельно от государства, это означает то, что они тесно функ-
Мир науки и образования. 2015. № 4
ционируют, и имеют взаимные обязательства и ответственность. А местное самоуправление ещё в свою очередь может нести и юридическую ответственность по закону. [6,с.23].
Список литературы:
1. Амирбеков К.А. Местное самоуправление в системе публичной власти. Г арантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. 2000. №30.
2. Белоусова Е.В. К вопросу о формировании представительного органа муниципального района // Административное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 5-10.
3. Головкин Р.Б. Теория права: учеб.-практическое пособие. М.: Юрли-тинформ, 2012. 464 с.
4. Костюков А.Н. Муниципальное право: Учебник. М. ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 791 с.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2013. 672 с.
6. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. 2003. № 2. С. 22-25.
7. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб «Юридический центр Пресс», 2004. 409 с.
8. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник.: ИНФРА - М, 2012.
560 с.